ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» Возраст обучающихся: 8-11 лет
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и на базовом уровнях. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости. Дополнительная образовательная программа «Юные информатики» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний и междисциплинарной интеграцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.obedinenie_yunye_informatiki_8_-_11_let.doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ключанская средняя школа»
Утверждена
на педагогическом совете МОУ«Ключанская СШ»
протокол № 9 от 30 августа 2019 года
«30» августа 2019 г. Пр. №186
Директор ___________ Видехина Т.И.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
технической направленности
«Юные информатики»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Оськина Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
Ключ – 2019 г.
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предназначена для дополнительного изучения информатики, как на начальном, так и на базовом уровнях. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, внимания, логического мышления и усидчивости. Дополнительная образовательная программа «Юные информатики» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний и междисциплинарной интеграцией.
Актуальность программы. Заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Изучение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Новизна программы заключается в развитии у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, овладение компьютерной грамотностью; предполагает интеграцию учебного материала в разновозрастной группе, на основе проблемно-диалогового обучения.
Педагогическая целесообразность:
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в возрасте 8-11 лет.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младшем возрасте, для того чтобы на предметных уроках дети постарше могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся в этом возрасте испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные информатики» разрабатывалась в соответствии со следующими документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам Министерства образования РФ;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Отличительная особенность. Данная программа составлена таким образом, что создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и творческий потенциал, т. е. найти себя; даётся направление и стимул для изучения этих программ. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое воображение; особое внимание уделяется не особенностям конкретного программного и аппаратного обеспечения, а общим принципам, лежащим в их основании; а также разнообразие практических работ и проектная деятельность.
Адресант программы. Программа адресована детям в возрасте от 8 до 11 лет.
Уровень программы – базовый.
Объем программы – 108 часов.
Срок освоения программы: программа кружка «Юные информатики» рассчитана на 3 года.
Форма обучения - очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Особенности организации образовательного процесса:
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса состоит из трех ступеней, фактически продолжающих друг друга. Дети, занимаясь в компьютерном кружке все 3 года, смогут освоить работу в основных прикладных программах. Дополнительная образовательная программа «Юные информатики» рассчитана на детей в возрасте 8 - 11 лет.
Программа составлена с учётом санитарно-гигиенических требований, медицинских показаний о возрастных особенностях обучающихся. Во время занятий соблюдаются требования к организации труда и отдыха.
Основными, характерными при реализации данной программы формами являются групповые комбинированные учебные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
• демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
• фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
• самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Microsoft Office, текстовом редакторе, графическом редакторе;
Задачи программы:
- образовательные (предметные) – отработать технологические навыки работы на ПК сформировать знания по основным приёмам и методам работы с ПК, WORD, РAINT, POWER POINT; научить применять подходящий «инструмент» для решения конкретной задачи
- личностные (воспитательные) – обучить основам коммуникативной культуры; формировать навыки сотрудничества, умения работать в коллективе; развивать умение чётко и точно (устно и письменно) излагать свои мысли формирование общественной активности, гражданской позиции, культуры общения в группе, навыков здорового образа жизни, развитие учебной мотивации учащихся по выбору профессии.
- метапредметные (развивающие) – развивать познавательную активность; воображение, внимание, память, фантазию; интерес к изучению различных ИТ и дисциплин, связанных с ИТ; умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически и абстрактно мыслить; системное мышление самостоятельность; положительную мотивацию к решению задач, проектной деятельности, потребности в саморазвитии, ответственности и аккуратности.
1.3 Содержание программы
Учебный план
1-ый год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теоретич. | практич. | |||
1 | Компьютер. Операционная система | 8 | 2 | 6 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия |
2 | Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр». | 11 | 0 | 11 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
3 | Программа для рисования Paint | 10 | 2 | 8 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
4 | Текстовый редактор Word | 4 | 1 | 3 | Беседа, опрос, практическая работа, защита проекта, рефлексия. |
5 | Обобщающее занятие | 1 | - | 1 | Защита проектов, дискуссия |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 36 | 5 | 29 | - |
2-ой год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теоретич. | практич. | |||
1 | Компьютер. Операционная система. | 6 | 2 | 4 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия |
2 | Технология обработки текстовой информации. | 13 | 5 | 8 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
3 | Технология обработки числовой информации. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
4 | Технология обработки графической информации. | 12 | 4 | 8 | Беседа, опрос, практическая работа, защита проекта, рефлексия. |
5 | Обобщающее занятие | 1 | - | 1 | Защита проектов, дискуссия |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 36 | 12 | 22 | - |
3-ий год обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теоретич. | практич. | |||
1 | Компьютер, информация, операционная система. | 9 | 3 | 6 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия |
2 | Технология обработки текстовой информации. | 12 | 5 | 7 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
3 | Технология обработки числовой информации. | 2 | 1 | 1 | Беседа, опрос, практическая работа, рефлексия. |
4 | Технология обработки графической информации. | 10 | 2 | 8 | Беседа, опрос, практическая работа, защита проекта, рефлексия. |
5 | Обобщающее занятие | 1 | - | 1 | Защита проектов, дискуссия |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 36 | 11 | 23 | - |
Содержание учебного плана
Первый год обучения (34 ч.)
1. Компьютер. Операционная система. (8 ч.)
Теория: Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Упражнения для развития движений мышью. Клавиатура. Упражнения с клавиатурой.
Практика: работа на клавиатурном тренажере «Baby Type»
Форма контроля: тестирование
2. Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр». (11 ч.)
Теория: Упражнения на чтение. Упражнения по математике. Математические игры на развитие памяти. Упражнения–головоломки. Упражнения-исследования. Упражнения на развитие внимания. Упражнения на развитие логического мышления.
Практика: выполнение заданий на логику и внимание
Форма контроля: тестирование
3. Программа для рисования Paint. (10 ч.)
Теория: Знакомство с инструментами рисования. Упражнение «Раскрась картинку». Декоративное рисование.
Практика: рисование в программе.
Форма контроля: выполнение рисунка на заданную тему
4. Текстовый редактор Word. (4ч.)
Теория: Знакомство с текстовым редактором. Виды шрифтов. Создание надписи. Проба пера.
Практика: создание элементов текста в текстовом редакторе « Word»
Форма контроля: тестирование
5. Обобщающее занятие. (1ч.)
Практика: нарисовать рисунок в «Paint» и выполнить к нему надпись, в текстовом редакторе «Word» к надписи выполнить вставку рисунка из программы «Paint»
Форма контроля: творческое задание
Второй год обучения (34 ч.)
1. Компьютер. Операционная система. (6 ч.)
Теория: Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Роль компьютера в жизни человека. Устройство компьютера. Освоение клавиатуры. Рабочий стол. Объекты рабочего стола. Запуск программ. Представление о папке.
Практика: освоение движений мышью, действия с объектами рабочего стола, научиться запускать программы с рабочего стола компьютера, создание папки на рабочем столе.
Форма контроля: тестирование
2. Технология обработки текстовой информации. (13 ч.)
Теория: Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды. Клавиатура: основные группы клавиш. Основные правила набора текста. Фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Сохранение и открытие текстового документа.
Практика: элементы форматирования текста в текстовом редакторе «Word», создание и сохранение документа в папке на рабочем столе компьютера.
Форма контроля: форматирование текста по образцу и сохранение в папке на рабочем столе компьютера
3. Технология обработки числовой информации. (2 ч.)
Теория: Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом программы. Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений.
Практика: выполнение простейших вычислений в программе «Калькулятор»
Форма контроля: тестирование
4. Технология обработки графической информации. (12 ч.)
Теория: Назначение и основные функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. Приемы создания изображений инструментами: Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка, прямоугольник, Эллипс, Линия, Кривая. Настройка инструментов. Редактирование компьютерного рисунка.
Практика: фрагмент рисунка, действия с ним. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Форма контроля: творческое задание
5. Обобщающее занятие. (1 ч.)
Практика: работа с программами «Paint» и «Word».
Форма контроля: творческое задание.
Третий год обучения. (34 ч.)
1. Компьютер, информация, операционная система. (9 ч.)
Теория: Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Человек и компьютер. История возникновения компьютера. Понятие информация. Виды информации по способу восприятия. Виды информации по способу представления. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. Рабочий стол. Представление о файле и папке.
Практика: Создание папки и действия с ней. Запуск программы. Основные действия с окном.
Форма контроля: тестирование
2. Технология обработки текстовой информации. (12 ч.)
Теория: Назначение и основные функции текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды. Повторение основных правил набора текста. Основные элементы текста. Приемы перемещения по тексту. Редактирование текста.
Практика: фрагмент текста, действия с ним. Изменение шрифта. Списки. Маркированные и нумерованные списки. Вставка в текстовый документ таблицы. Редактирование таблицы. Графические изображения в текстовом документе. Сохранение и открытие текстового документа.
Форма контроля: создание и редактирование текстового документа по образцу.
3. Технология обработки числовой информации. (2 ч.)
Теория: Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение арифметических действий в программе. Работа с двумя программами.
Практика: выполнение сложных действий в программе «Калькулятор»
Форма контроля: тестирование.
4. Технология обработки графической информации. (10 ч.)
Теория: Назначение и основные функции графического редактора Paint. Повторение приемов создания изображений с помощью основных инструментов для рисования. Настройка инструментов.Редактирование компьютерного рисунка. Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Практика: Сборка рисунка из деталей. Фрагмент рисунка, действия с ним. Работа с текстом в графическом редакторе. Построение геометрических фигур. Сохранение созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске.
Форма контроля: создание и редактирование рисунка по образцу.
5. Обобщающее занятие. (1 ч
Практика: работа с программами «Paint» и «Word»
Форма контроля: творческий проект.
Планируемые результаты освоение программы.
К концу обучения, обучающиеся должны знать:
- основные правила работы на ПК;
- технологию обработки информации с помощью ПК;
- знать правила поведения в компьютерном классе;
- называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
- решать поставленные задачи;
- выбирать оптимальное решение из множества возможных (обосновывая выбор);
- находить нужную информацию из большого ее потока;
- публично выступать с презентацией своей работы;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;
- создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;
- создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint;
- уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и интернета.
- Умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом, соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной форме суть регулятивных действий можно представить так:
- Умение формулировать собственные учебные цели - цели изучения данного курса вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.
- Умение принимать решение, брать ответственность на себя, например, быть лидером группового проекта; принимать решение в случае нестандартной ситуации допустим сбой в работе системы.
- Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне - построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций.
- Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Начало занятий - 2.09.2019г. Окончание занятий - 31.05.2020г.
Всего учебных недель - 36. Объём учебных часов - 36.
Режим работы - 1раз в неделю, по 1 часу.
Время проведения занятий - согласно расписанию.
Каникулярное время: 07.10 – 13.10, 18.11 – 24.11, 01.01 -08.01, 17.02 -23.02, 06.04 - 12 .04.
1 год обучения. ( 36 часа)
№
| Месяц | Наименование разделов и тем
| Общее количество учебных часов | Форма контроля | |
теория
| практика
|
| |||
1 | сентябрь | Компьютер, операционная система. | 2 | 6 |
|
1.1 |
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.2 |
| Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? | 0,5 | 0,5 | викторина |
1.3 |
| Основные элементы персонального компьютера. Включение и выключение компьютера. | 0,5 | 0,5 | опрос |
1.4 |
| Понятие и назначение курсора. Управление мышью. | 0,5 | 0,5 | опрос |
1.5 | октябрь | Упражнения для развития движений мышью. | - | 1 |
|
1.6 |
| Клавиатура. Упражнения с клавиатурой. | - | 1 |
|
1.7 |
| Клавиатура. Упражнения из серии «Ловкие ручки». | - | 1 |
|
1.8 |
| Клавиатура. Мышь. Упражнения из серии «Ловкие ручки». | - | 1 |
|
2 | Работа с пакетом образовательных игр «Сборник обучающих игр» | 0 | 11 |
| |
2.1 | ноябрь | Упражнения на чтение. | - | 1 |
|
2.2 |
| Упражнения по математике. | - | 1 |
|
2.3 |
| Математические игры на развитие памяти. | - | 1 |
|
2.4 |
| Математические игры на развитие памяти. | - | 1 |
|
2.5 | декабрь | Упражнения–головоломки. | - | 1 |
|
2.6 |
| Упражнения-исследования. | - | 1 |
|
2.7 |
| Упражнения на развитие внимания. | - | 1 |
|
2.8 |
| Упражнения на развитие внимания. | - | 1 |
|
2.9 | январь | Упражнения на развитие логического мышления. | - | 1 |
|
2.10 |
| Упражнения на развитие логического мышления. | - | 1 |
|
2.11 | Упражнения на развитие логического мышления. | - | 1 | ||
3 |
| Программа для рисования Paint | 2 | 8 |
|
3.1 |
| Графический редактор Paint. Первое знакомство. Вызов программы. | 0,5 | 0,5 | опрос |
3.2 | февраль | Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле. | 0,5 | 0,5 | опрос |
3.3 |
| Самостоятельная работа в программе. | - | 1 |
|
3.4 |
| Функция раскрашивания в графическом редакторе. Упражнение «Раскрась картинку». | 0,5 | 0,5 | опрос |
3.5 | март | Упражнение «Раскрась картинку». | - | 1 |
|
3.6 |
| Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет) | 0,5 | 0,5 | опрос |
3.7 | Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет) | - | 1 |
| |
3.8 |
| Декоративное рисование (Линии, прорисовка геометрических тел, узоры, орнамент, цвет) | - | 1 |
|
3.9 | апрель | Рисование в программе. Создание композиций на тему: «Мой дом». | - | 1 | презентация рисунка |
3.10 |
| Рисование в программе. Создание композиций на тему: «Моя школа». | - | 1 | презентация рисунка |
4 |
| Текстовый редактор Word. | 1 | 3 |
|
4.1 |
| Знакомство с текстовым редактором Word. Шрифт. | 0,5 | 0,5 | опрос |
4.2 | Виды шрифтов (начертания, размеры), выбор шрифта, создание надписи. | 0,5 | 0,5 | опрос | |
4.3 | май | Создание надписи, корректировка надписи. |
| 1 |
|
4.4 |
| Проба пера. Мини-сочинение. |
| 1 |
|
5 |
| Обобщающее занятие. Подведение итогов. | 1 | викторина | |
Резерв | 2 |
2 год обучения. ( 36 часов)
№
| Месяц | Наименование разделов и тем
| Общее количество учебных часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | |||||
1 | сентябрь | Компьютер, операционная система. | 2 | 4 |
| |
1.1 |
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер - помощник человека. | 0.5 | 0.5 | интерактивный тест | |
1.2 |
| Как устроен компьютер. Компьютерная помощница – мышь. Упражнения для развития движений мышью. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
1.3 |
| Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие буквы». | - | 1 |
| |
1.4 |
| Освоение клавиатуры. Упражнения с клавиатурой «Падающие слова». | - | 1 |
| |
1.5 | октябрь | Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Знакомство с объектами Рабочего стола, действия с ними. Запуск программ. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
1.6 |
| Представление о папке. Создание папки на рабочем столе. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2 |
| Технология обработки текстовой информации. | 5 | 8 |
| |
2.1 |
| Назначение текстового редактора. Знакомство с интерфейсом текстового процессора Microsoft Word. Настройка рабочей среды. | 0,5 | 0,5 | опрос | |
2.2 |
| Осваиваем клавиатуру: русские буквы, пробел, клавиша стирания. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.3 | ноябрь | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв. | - | 1 |
| |
2.4 |
| Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода слов. | - | 1 |
| |
2.5 | Работа с клавиатурным тренажером в режиме ввода предложений. | - | 1 |
| ||
2.6 |
| Осваиваем клавиатуру. Знаки препинания и специальные символы. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.7 | декабрь | Осваиваем клавиатуру. Латинские буквы. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.8 |
| Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.9 |
| Набор и редактирование текста. Вставка и удаление пустых строк. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.10 |
| Набор и редактирование текста. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.11 | январь | Понятие фрагмента текста. Освоение приемов работы с фрагментами текста. | 0,5 | 0,5 | опрос | |
2.12 |
| Действия с фрагментами текста. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
2.13 |
| Изменение шрифта документа. Сохранение текстового документа. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
3 |
| Технология обработки числовой информации. | 1 | 1 |
| |
3.1 |
| Назначение и функциональные возможности программы Калькулятор. Знакомство с интерфейсом. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
3.2 | февраль | Настройка рабочей среды программы Калькулятор. Выполнение простейших вычислений. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4 | Технология обработки графической информации. | 4 | 8 |
| ||
4.1 |
| Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом и настройка рабочей среды. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.2 |
| Приемы создания изображений. Создание изображений с помощью инструментов Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.3 | март | Создание изображений инструментами: Прямоугольник, Эллипс. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.4 |
| Создание изображений инструментами Линия, Кривая, Многоугольник. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.5 |
| Настройка инструментов. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.6 |
| Редактирование компьютерного рисунка. | - | 1 |
| |
4.7 | апрель | Создание рисунка с помощью геометрических фигур. | - | 1 |
| |
4.8 |
| Фрагмент рисунка. Работа с фрагментами. | 0.5 | 0.5 | опрос | |
4.9 |
| Работа с фрагментами рисунка. | - | 1 |
| |
4.10 |
| Сборка рисунка из деталей. | 0,5 | 0,5 | опрос | |
4.11 | май | Сохранение, созданного рисунка. Открытие рисунка, сохраненного на диске. | 0,5 | 0,5 | опрос | |
4.12 |
| Конкурс рисунков. | - | 1 | презентация рисунков | |
5 |
| Обобщающее занятие. Подведение итогов. | 1 | викторина | ||
Резерв | 2 |
3 год обучения. ( 36 часов)
№
| Дата | Наименование разделов и тем
| Общее количество учебных часов | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
1 | сентябрь | Компьютер, информация, операционная система. | 3 | 6 |
|
1.1 |
| Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.2 |
| Человек и компьютер. История возникновения компьютера. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.3 |
| Что такое информация? Виды информации по способу восприятия. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.4 |
| Виды информации по способу представления. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.5 | октябрь | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Устройства ввода и вывода информации. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
1.6 |
| Рабочий стол в реальном и виртуальном мире. Представление о файле и папке. | 0,5 | 0,5 | опрос |
1.7 |
| Создание папки и действия с ней. |
| 1 |
|
1.8 |
| Изменение настроек Рабочего стола. |
| 1 |
|
1.9 | ноябрь | Запускаем программы. Освоение основных действий с окном. |
| 1 |
|
2 |
| Технология обработки текстовой информации. | 5 | 7 |
|
2.1 |
| Назначение и функции текстового процессора Microsoft Word. Знакомство с интерфейсом. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
2.2 |
| Основные правила набора текста. Набор текста по образцу. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.3 |
| Основные элементы текста. Освоение приемов перемещения по документу. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.4 | декабрь | Набор текста по образцу. Редактирование текста. |
| 1 |
|
2.5 |
| Действия с фрагментами текста. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.6 |
| Изменение шрифта текстового документа. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.7 |
| Списки. Создание простейшего маркированного и нумерованного списков. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.8 | январь | Вставка в текстовый документ таблицы. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.9 |
| Редактирование таблицы. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.10 |
| Рисование таблицы. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.11 |
| Графические изображения в текстовом документе. Создание рисунка с помощью панели Рисование. | 0,5 | 0,5 | опрос |
2.12 | февраль | Создание рисунка с помощью панели Рисование. Конкурс рисунков. |
| 1 | выставка рисунков |
3 |
| Технология обработки числовой информации. | 1 | 1 |
|
3.1 |
| Калькулятор – помощник математиков. Выполнение арифметических действий в программе Калькулятор. | 0,5 | 0,5 | опрос |
3.2 |
| Освоение совместных действий при работе с двумя программами. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
4 |
| Технология обработки графической информации. | 2 | 8 |
|
4.1 |
| Назначение и функции графического редактора Paint. Знакомство с интерфейсом. | 0,5 | 0,5 | интерактивный тест |
4.2 | март | Настройка инструментов для рисования. | 0,5 | 0,5 | опрос |
4.3 |
| Создание компьютерного рисунка. |
| 1 |
|
4.4 |
| Редактирование и сохранение рисунка. |
| 1 |
|
4.5 |
| Сборка рисунка из деталей. |
| 1 |
|
4.6 | апрель | Создание рисунка с помощью приема вспомогательных построений. | 0,5 | 0,5 | опрос |
4.7 |
| Работа с текстом. Оформление надписей на рисунке. | 0,5 | 0,5 | опрос |
4.8 |
| Построения геометрических фигур. |
| 1 |
|
4.9 | май | Действия с фрагментами рисунка. |
| 1 |
|
4.10 |
| Действия с фрагментами рисунка. |
| 1 |
|
5 |
| Обобщающее занятие. Подведение итогов. | 1 | викторина | |
Резерв | 2 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
Внутренними условиями реализации программы являются:
- наличие учебного помещения для проведения занятий (кабинет математики);
- наличие необходимого оборудования для проведения практических заданий (ноутбуки);
- наличие наглядных пособий, технических средств обучения, дидактических материалов к темам.
В перечень оборудования здания, в котором будет реализована данная программа, входят:
1. Мультимедийный проектор (1 шт.)
2. Экран (1 шт.)
3. Персональный компьютер
4. Ноутбуки
Информационное обеспечение программы:
презентации, видеоуроки, методические и дидактические пособия для проведения занятий, проверки и закрепления знаний по программе.
Кадровое обеспечение программы:
Программа «Юные информатики» реализуется на базе МОУ «Ключанская СШ» учителем математики и информатики, педагогом дополнительного образования, педагогический стаж 15 лет.
2.3 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
По окончании каждого года обучения выполняется итоговая творческая работа, творческий проект.
Первый год – это рисунки, второй год – это алгоритм, второй год – презентация. В ходе работы над проектами отрабатываются и закрепляются полученные умения и навыки, раскрываются перспективы дальнейшего обучения.
Итоговые работы обязательно выставляются, это дает возможность ребенку увидеть значимость своей деятельности, увидеть оценку работы, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.
Участие в творческих мероприятиях, конкурсах и фестивалях, учебно-исследовательских конференциях.
Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся, карты оценки результатов освоения программы и описание критериев оценивания в приложении № 1.
Критериями оценки освоения программного материала являются знания, умения, навыки, личностные качества, определенные данной программой:
- Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы).
- Владение специальной терминологией.
- Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы).
- Творческие навыки.
- Коллективная ответственность.
- Умение взаимодействовать с другими членами коллектива.
- Стремление к самореализации социально адекватными способами.
- Соблюдение нравственно-этических норм.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение, рассказ и беседа, оживляющие интерес и активизирующие внимание.
Использование наглядных пособий (таблиц, картин, плакатов, моделей), решение ситуационных задач, защита проектов и др.
Изучение материала с помощью мультимедийных средств. Поиск и анализ информации, работа с книгой.
Методы – частично-поисковый, индивидуального обучения, составление разного типа задач и комплектование их в альбом для использования на занятиях.
Технологии: проблемного, диалогового, дифференцированного и индивидуализированного обучения, ИКТ, метод проектов.
Формы организации учебного занятия. Программа предусматривает применение групповой и индивидуальной (создание проектов, написание сочинений) форм работы. В зависимости от способностей учащихся может применяться индивидуально-групповая форма занятия, когда педагог уделяет внимание нескольким ученикам (как правило тем, у кого что-то не получается) в то время, когда другие работают самостоятельно.
По темам программы планируются различные формы занятий:
- традиционные занятия;
- комбинированные занятия;
- практические занятия.
Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов, праздников.
Ведущими педагогическими технологиями в реализации программы являются технологии развивающего обучения. Одной из составляющих процесса обучения является использование современных информационных коммуникационных технологий.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
- практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Учебно-методический комплекс
- Учебные пособия:
- специальная литература;
- видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
- электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).
- Дидактические материалы:
Наглядные пособия
- обучающие компьютерные программы;
- алгоритмы, схемы, образцы, инструкции;
- дидактические игры;
- обучающие настольные игры;
- компьютерные развивающие игры.
Раздаточный материал
- карточки с индивидуальными заданиями;
- индивидуальные пособия для учащихся;
- задания для самостоятельной работы;
- бланки тестов и анкет;
- бланки диагностических и творческих заданий;
- Методические материалы
- планы занятий (в т.ч. открытых);
- задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;
- задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- методические рекомендации к занятиям.
Техническое оснащение занятий
- светлое, хорошо проветриваемое помещение;
- дополнительные шторы или жалюзи для затемнения;
- компьютеры, принтер, сканер, проектор, экран.
Алгоритм учебного занятия следующий:
1. организационный этап
2. этап проверки домашнего задания ( при наличии)
3. этап актуализации субъектного опыта учащихся
4. этап изучения новых знаний и способов деятельности
5. этап первичной проверки понимания изученного
6. этап закрепления изученного
7. этап применения изученного
8. этап обобщения и систематизации
9. этап контроля и самоконтроля
2.6 Список литературы
Основная учебная литература
Литература для педагога:
- Г.А.Рудченко, А.Л.Семёнов. Информатика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Под редакцией А.Л.Семёнова. Москва «Просвещение» Институт новых технологий 2012.
- Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1-2 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
- Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3-4 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
- Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.
- Перспектива.
- ФГОС. Образовательная система «Школа 2100».
- ФГОС. Образовательная система «Школа 2100».
- Учебно – методический комплект ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов.
Литература для детей
1. С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.)
2. Журнал «Мой компьютер»
3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1-2 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
4. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3-4 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И.Бунеев.
Дополнительная учебная литература
1. Макарова Н.В «Информатика» 2 и 4 классы Учебник, 2007.
2. Предметно-содержательный журнал «Современный урок: начальная школа»,
Факультатив по информатике «Развитие логического и алгоритмического
мышления на уроках информатики в начальной школе». № 4, 7,8, 2010.
3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для
учащихся 2 класса. – М.: Баласс, 2007.
4. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для
учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.
5. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для
учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007.
6. Златопольский Д. М. Занимательная информатика. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
7. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.
8. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996
9. Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Учебник-тетрадь. - М.: «Баласс», 2003.
10. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Учеб. пособие для 1 кл.– М.: Просвещение,2012.
11.Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Тетрадь проектов для 1 кл. – М.:Просвещение, 2012.
12.Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Книга для учителя для 1 кл. – М.:Просвещение, 2012.
13. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Методическое пособие для учителей 1 - 4 классов -Спб., "БХВ-Петербург", 2002.
14.Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004.
15. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-cjllection.edu.ru/
Приложение № 1
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Уровень развития и возможное кол-во баллов | Методы диагностики | |
1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) 2. Владение специальной терминологией | Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; - ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины; | Минимальный 1б. | Опрос, тестирование, практические задания | |
- объем усвоенных знаний составляет более 1/2; - ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой; | Средний 2б. | ||||
- ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | Высокий 3б. | ||||
1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) 2. Творческие навыки | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Креативность в выполнении практических заданий. | - ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков; - ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога. | Минимальный 1б. | Наблюдение, тестирование, выполнение практических заданий, творческое задание | |
- объем усвоенных умений и навыков составляет более1/2; - выполняет в основном задания на основе образца. | Средний 2б. | ||||
- ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; - выполняет практические задания с элементами творчества. | Высокий 3б. | ||||
4. Соблюдение нравственно-этических норм. | Аккуратность выполнения части коллективной работы. Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность. Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы. Выполняет правила поведения на занятиях. | - не аккуратен при выполнении работы; - не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен; - не стремится к получению новых знаний, умений, навыков; - нарушает правила поведения на занятиях; | Минимальный 1б. | Наблюдение | |
- ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы; - принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен; - стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы; - старается соблюдать правила поведения на занятиях. | Средний 2б. | ||||
- ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы; - принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен; - стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы; - соблюдает правила поведения на занятиях. | Высокий 3б. |
Карты оценки результатов освоения программы
№ п/п | ФИО | Компетенции | ||
Теоретические знания. Владение специальной терминологией. | Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы). Творческие навыки. | Коллективная ответственность. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива. Стремление к самореализации социально адекватными способами. Соблюдение нравственно-этических норм. | ||
Уровни развития | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"
Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные орнитологи»
Актуальность программы связана с тем, что в настоящее время экологическое образование является одним из приоритетных направлений педагогической науки и практики, и обусловлена потребностью общества в ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа технической направленности "Юный мастер"
Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа с...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Юные информатики» (Возраст обучающихся: 12-13 лет)
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Юные информатики» технической направленности предполагает дополнительное образование детей и расширение знаний в области инфор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный техник»
Актуальность программы.При организации образовательного процесса педагогу важно создание оптимальных условий для самореализации ребенка, максимального раскрытия его творческого потенциала. Сотрудничес...