Программа профильной смены "Конструкторское бюро в Тридесятом царстве"
методическая разработка
Программа профильной смены «Конструкторское бюро в Тридесятом царстве» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях временного детского коллектива. Материал будет полезен для организаторов летней занятости детей, начальников пришкольных лагерей, воспитателей групп продленного дня, руководителей творческих объединений технической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konstruktorskoe_byuro.docx | 242.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
«Конструкторское бюро в Тридевятом царстве»
Паспорт программы
1. | Полное название программы | Программа профильной смены «Конструкторское бюро в Тридевятом царстве» для детей, увлекающихся легоконструированием и робототехникой |
2. | Цель программы | Формирование у обучающихся навыков конструирования и программирования |
3. | Задачи программы | I. Общеобразовательные: 1) ознакомление ребят с основными принципами механики; 2) приобретение учащимися первоначальных навыков конструирования; 3) приобретение учащимися первоначальных навыков программирования; 4) формирование у школьников умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий. II. Развивающие: 1) развитие регулятивной структуры деятельности обучающегося, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; 2) развитие у обучающегося умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; 3) формирование у детей навыков взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах. III. Воспитывающие: 1) формирование настойчивости в достижении поставленных целей; 2) повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора Лего. |
4. | Направление деятельности и специфика | Техническая направленность, ранняя профориентация |
5. | Краткое содержание программы | Смена начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 8 дней. Согласно сюжету игры, участники смены попадают в Тридесятое царство. Все дети становятся конструкторами, которые должны помочь царю обновить Тридевятое царство для встречи иностранных гостей. В течение шести дней дети проектируют, создают и программируют новую технику, здания, роботов. В течение всей смены детей сопровождает Серый волк, Царь, принцесса и другие сказочные персонажи. Каждый день на организационном сборе - «На золотом крыльце» детям поясняются задачи и распорядок всего дня. В конце смены дети представляют обновленное Тридевятое государство. |
6. | Район (город), предоставивший программу | Барабинский район Новосибирской области |
7. | Название организации, реализующей программу | МБОУДО ЦДОД, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Барабинского района Новосибирской области «Центр дополнительного образования детей» |
8. | Адрес организации | Новосибирская область, город Барабинск, ул. Деповская, 13 |
9. | Телефон | 8 (383) 61-236-81 |
10. | Место проведения | Новосибирская область, город Барабинск, МБОУДО ЦДОД |
11. | Целевая аудитория | дети 9-12 лет
|
12. | Количество участников в смене | 15-20 человек |
13. | Количество смен | 1 |
14. | Сроки проведения смен | Июнь 2021г |
15. | Кадры | Педагоги дополнительного образования – 2 человека На роль сказочных персонажей привлекаются педагоги ЦДОД 3-5 человек |
16. | Источники финансирования | Финансирование осуществляется за счет средств бюджета МБОУДО ЦДОД |
17. | Индивидуальное снаряжение участника смены | Индивидуальные и гигиенические принадлежности, головной убор. |
18. | Публикации | сайты МБОУДО ЦДОД, Управление образования Барабинского района, администрация Барабинского района; районные газеты «Барабинский вестник», «Аспект». |
19. | Авторы программы | Старший методист Прокопенко Юлия Владимировна Педагог дополнительного образования Пахомова Татьяна Валерьевна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Программа профильной смены «Конструкторское бюро в Тридевятом царстве» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях временного детского коллектива.
Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
–повышением спроса родителей и детей на организованный отдых в летний период;
– желанием детей и родителей продолжить образовательный процесс по легоконструированию и робототехнике;
–необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 8 дней. Оптимальное количество участников – 15-20 детей.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 9-12 лет.
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особое значение в сфере образования имеет проблема организации каникулярного времени детей и подростков. Учреждения дополнительного образования, наоборот, именно в каникулярное время, как правило, активизируют свою деятельность.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться красиво проигрывать и побеждать.
Цели и задачи, поставленные нашей программой, отвечают реалиям сегодняшнего дня и выделяют приоритеты: развитие ребенка, социализация личности, нравственность, физическое и духовное здоровье, творчество, открытость, свобода выбора для каждого ребенка, и, конечно же, ранняя профориентация. Программа предусматривает не только получение определенных ЗУН, но и творческую активность, развитие потенциальных возможностей детей. Разнообразие деятельности педагогического коллектива позволяют организовать интересный и разноплановый отдых учащихся.
Цель программы:
Формирование у обучающихся навыков конструирования и программирования.
Задачи программы:
I. Общеобразовательные:
1) ознакомление ребят с основными принципами механики;
2) приобретение учащимися первоначальных навыков конструирования;
3) приобретение учащимися первоначальных навыков программирования;
4) формирование у школьников умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий.
II. Развивающие:
1) развитие регулятивной структуры деятельности обучающегося, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
2) развитие у обучающегося умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
3) формирование у школьников навыков взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах.
III. Воспитывающие:
1) формирование настойчивости в достижении поставленных целей;
2) повышение интереса к учебным предметам посредством конструктора Лего.
Ожидаемые результаты:
- Умение классифицировать материал для создания модели;
- Умение работать по предложенным инструкциям;
- Умение творчески подходить к решению задачи;
- Умение довести решение задачи до работающей модели;
- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Работа профильной смены проходит в 4 этапа:
• Подготовительный
Период реализации этапа апрель-май:
- подготовка к работе смены, подбор кадров, составление образовательной программы, разработка конспектов мероприятий. В мае проводится совещание педагогического коллектива, работающего по программе.
• Организационный
Период реализации этапа май-июнь:
- подготовка и оформление документации и наглядного материала к приему детей.
• Основной
Срок реализации этапа 2,3-я недели июня: реализация программы смены.
• Аналитический
Реализация этапа 4,5-я недели июня: подведение итогов, составление отчетности.
Смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры. Выбор этой формы обусловлен тем, что сюжетно-ролевая игра имеет наиболее социализирующий эффект, поскольку:
• представляет собой форму моделирования ребенком социальных отношений;
• воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме, выступает активной формой экспериментального поведения.
Основной идеей для моделирования воспитательно-образовательного пространства в каникулярный период стала идея, что личность ребенка станет доступной педагогическому воздействию при условии ее активности, субъективной позиции во всех сферах каникулярной жизни. Именно будучи субъектом социально-педагогических отношений, ребенок выступает в четырех положениях:
- как субъект познания (реализуя активность, направленную на познание мира);
- как субъект предметно-практической деятельности (реализуя творческую активность, направленную на доступное преобразование окружающего его мира);
- как субъект общения (реализуя потребность, направленную на познание другого субъекта и взаимодействие с ним);
- как субъект самовоспитания (реализуя творческую активность, направленную на самопознание и самопреобразование, самосовершенствование).
Условия реализации программы профильной смены:
- своевременная адаптация участников программы;
- выработка совместно с детьми ценностей, идеалов, образов с учетом их личностных интересов и потребностей;
- раскрытие и реализация личностного потенциала детей;
- воспитание ответственности;
- оказание индивидуальной помощи ребенку в выборе видов деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, образования, оздоровления;
- введение культа здорового образа жизни в детском коллективе;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка как условия защищенности каждого ребенка;
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений доверия и сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Смена начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течение 8 дней. Согласно сюжету игры, все участники Смены попадают в Тридесятое царство, где их встречает опечаленный царь.
Он рассказывает детям о своей беде: в Тридесятом царстве должен пройти саммит, а государство в полном запустении. Участники смены вызываются помочь царю и выстроить новое современное Тридевятое царство:
- спроектировать новые архитектурные сооружения;
- новые дорожные конструкции и технику;
- создать роботов.
В течение 6 дней юные конструкторы трудятся над поставленной задачей, но не забывают и про отдых (подвижные игры, динамические паузы, увлекательные квесты и т.д.).
В завершении смены конструкторы презентуют царю новое Тридевятое царство, и проходит саммит.
В течение всей смены за порядком и дисциплиной детей следит Серый волк – помощник царя. Он может наслать проклятье на провинившегося или на весь отряд (отпечаток лапы в отрядном уголке или добавочное задание).
Главной в профильной смене является Мастер (руководитель программы). Он отвечает за доведение важной информации до сведения всех участников смены, решает снять или нет проклятия Серого волка за серьёзные проступки, реагирует на аварийные ситуации. Каждый день на организационном сборе смены - «На золотом крыльце…» отрядам поясняются задачи и распорядок всего дня.
В конце смены проходит саммит, иностранным гостям презентуют новое Тридевятое царство.
Модель смены:
Мастер – руководитель смены;
Подмастерия – педагоги/вожатые;
Конструкторы - дети.
Жизнь в Тридесятом царстве строится в соответствии со следующими законами:
Законом территории – (принимается без обсуждения) без разрешения не покидай территорию страны, не отступай от намеченного расписания, не мешать друг другу;
Закон зелени – ни одной сломанной ветки, ни одной помятой травинки, ни одного сломанного цветка, сохраним нашу планету зеленой!
Закон правой руки – взрослый поднимает правую руку, все замолкают.
Закон 00 – время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон жизни – долой скуку!
Закон выносливости – будь вынослив!
Закон дружбы – один за всех и все за одного, за друзей стой горой.
Закон творчества – твори всегда, твори везде, твори на радость людям!
Печатный орган смены – газета «А в нашем бюро…», в ее создании участвуют все дети. В конце смены каждый отряд должен выпустить газету.
Диагностика настроения.
Приоритетным направлением при работе с детьми в летний период является определение эмоционального настроя участников смены.
Диагностический материал представлен в виде картинок – «добрые» и «злые» сказочные герои. В конце дня Мастер достает волшебное зеркало и каждый учащийся смотрится в него (наклеивает свою картинку-героя на зеркало). Картинки героев сказок помогают определить положительные и отрицательные эмоции детей к проведённым мероприятиям. Если эмоции положительные, то картинка «доброго героя», если отношение ребёнка нейтральное, то картинка колобка, если эмоции негативные, картинка «злого» героя. В этом случае руководителю необходимо выяснить причину такого состояния учащегося.
План-сетка мероприятий профильной смены «В заветной сказочной стране»
1 день Встреча гостей и путешествие в Тридевятое царство. Советы старого мастера. Знакомство с оберегами (инструктаж по ТБ, пожарной безопасности и ПДД). Игра по ПДД. | 2 день Работа конструкторского бюро Квест «В заветной сказочной стране» | 3 день Работа конструкторского бюро Музыкальная игра «Сказки водят хоровод». | 4 день Работа конструкторского бюро. Познавательная игра «Там на неведомых дорожках» | 5 день Работа конструкторского бюро. Путешествие по сказкам А.С. Пушкина |
6 день Работа конструкторского бюро Весёлые эстафеты от серого волка. | 7 день Работа конструкторского бюро Конкурс сенсационных новостей «А в нашем царстве…» | 8 день Саммит в Тридесятом царстве Закрытие смены. |
План работы Смены
Время | Мероприятия | Ответственные |
День 1 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Путешествие в Тридевятое царство. Открытие смены. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Советы старого волшебника (инструктаж по ПДД). | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
Игра по ПДД (безопасный путь домой, составление маршрута) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
День 2 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Квест «В заветной сказочной стране» | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
День 3 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Музыкальная игра «Сказки водят хоровод» | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
День 4 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Познавательная игра «Там на неведомых дорожках» | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
День 5 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Путешествие по сказкам А.С. Пушкина | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
День 6 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Весёлые эстафеты от серого волка | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
День 7 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Работа конструкторского бюро. | вожатые | |
Игры с Серым волком (подвижные игры на свежем воздухе) | вожатые | |
Конкурс сенсационных новостей «А в нашем царстве…» | вожатые | |
Отрядное время | вожатые | |
«На золотом крыльце» (подведение итогов дня в отрядах) Уход домой. | вожатые | |
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
День 8 | ||
Общий сбор (прием и перекличка детей) | вожатые | |
«На золотом крыльце» (организационный сбор смены) | вожатые | |
Подготовка к саммиту | вожатые | |
Саммит в Тридевятом царстве. Награждение участников. Закрытие смены. | вожатые | |
Презентация отрядных стенгазет | вожатые | |
«До свидания, сказка!» Уход домой. | вожатые |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профильной летней смены «Волонтеры - навигаторы» загородного оздоровительно – образовательного лагеря
Предлагаемая модель профильной лагерной смены - это оптимальный вариант сочетания оздоровительной работы в дни летних каникул с развитием волонтерского движения среди подрастающего поколения....
Программа профильного экологического лагеря «Экос»
В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...
Программа дополнительного образования. Модульное оригами "Бумажное царство".
Одним из любимых детьми видов деятельности являются занятия с бумагой. В листочке бумаги скрыты многие образы: и кораблик, бабочка, животные и другие интересные вещи. В руках ребенка бумага ожив...
Рабочая программа (профильный уровень) 10 кл.
Программа содержит: статут документа, изменения в программе для 10 класса (профильный уровень), региональный компонент, межпредметные связи, содержание учебного материала, разв...
Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления
Сделать летний отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...
Программа внеурочной деятельности Модульное оригами "Бумажное царство"
программа внеурочной деятельности...
"Путешествие в тридесятое царство"
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе...