Дополнительная общеразвивающая программа «Мир LEGO»
рабочая программа
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска
Дополнительная общеразвивающая программа по технической направленности
«Мир LEGO»
Адресат программы Обучающиеся 5-7 лет Срок реализации – 2 года
Разработчик программы: Долгова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска
Бирюсинск, 2024-2025г. |
Оглавление
| 2 |
1.1 Пояснительная записка | 2 |
1.2 Цель, задачи | 3 |
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность | 3 |
1.4 Комплекс основных характеристик | 4 |
II. Содержательный раздел | 7 |
2.1. Учебный план | 7 |
2.2. Календарный-учебный график | 7 |
2.3 Содержание программы | 8 |
2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы | 10 |
2.5 Методическое обеспечение программы | 12 |
III. Используемая литература | 15 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир лего» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 3.09.2019 № 467.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области.
Сегодня, нашему обществу требуются самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Для развития у детей этого мышления, очень хорошо способствует конструирование.
Конструирование, определено во ФГОС, как обязательный компонент, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В конструировании в соответствии с новыми стандартами используются новые подходы (доступная игровая форма, от простого к сложному и т.д.) В то же время, конструирование является излюбленным детьми видом деятельности, увлекательным и полезным занятием, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка.
Конструкторы LEGO, являются наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, они оказывают влияние на всестороннее развитие ребёнка, а основой образовательной деятельностью для детей дошкольного возраста, является игра. LEGO - позволяет учиться, играя и обучаться игре.
1.2 Цель, задачи
Цель: Формирование у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO. Пропаганда профессий инженерно – технической направленности.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию и техническому творчеству.
- Развивать у детей сенсорные способности, память, внимание, мелкую моторику.
- Сформировать умение работать совместно с другими детьми и педагогом.
- Знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах LEGO.
- Учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий. Самостоятельно определять этапы будущей постройки.
- Развивать способность экспериментирования с деталями конструкторов, создавая собственные конструкции и модели.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и назначением.
- Формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца.
- Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, самостоятельность и творческую инициативу.
- Развивать эстетическое отношение к продуктам своей деятельности и деятельности других детей, к произведениям архитектуры и дизайна.
1.3 Актуальность, педагогическая целесообразность
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации. Лего - конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Большое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Новизна: LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Реализация данной программы является конечным результатом, а также ступенью для перехода на другой уровень сложности.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что, работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по познавательному развитию и углубляют их.
- Комплекс основных характеристик
Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5 - 7 лет
Формы организации программы по количеству детей, участвующих в занятии подгрупповая (8-15 человек)
Режим занятий:
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся 1 раза в неделю с сентября по май, длительностью для детей старшей группы - 25 минут; подготовительной группы – 30 минут. Занятия проходят в вечернее время.
Объем и срок освоения программы:
Первый год обучения - 38 часов (2 группы);
Второй год обучения – 38 часов (2 группы).
Направленность программы: техническая.
Форма организации: групповая
Уровень освоения программы: базовый.
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребенка и сопровождается объяснение, показом приемов крепления, самостоятельной работой, анализом.
Основные принципы работы с LEGO:
• доступность и наглядность
• последовательность и систематичность
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Позволяет формировать способность воспринимать внешние свойства предметного мира; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях. Позволяет реализовывать самостоятельные творческие решения, создавая новые конструкции и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики.
На основе выше изложенного, остро ощущается необходимость организации работы по развитию технического творчества и первоначальных технических навыков у детей дошкольного возраста, в рамках программы дополнительного образования «Мир LEGO».
Данная программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.
Обучение основывается на следующих принципах:
- Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка)
- Сотрудничества и сотворчества
- Доступности
- Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному)
Обучение осуществляется по 4 этапам:
1. Установление взаимосвязей
2. Конструирование
3. Рефлексия
4. Развитие
Организационно - педагогические условия реализации программы.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг; обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий направлена на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу, а также дополнительные:
- Конструирование по образцу — когда детям предлагают образцы построек и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Это важнейший этап обучения, где можно решать задачи, обеспечивающие переходы детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
- При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.
Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности ребенка.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Первый год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Основы конструирования по образцу
образцу | 13 | 2 | 11 | Фотовыставка работ
|
2. | Основы конструирования по условиям | 13 | 2 | 11 | Фотовыставка работ |
3. | Основы конструирования по замыслу
| 12 | 2 | 10 | Фотовыставка работ |
| Итого: | 38 | 6 | 32 |
|
Второй год обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Основы конструирования по образцу | 13 | 2 | 11 | Фотовыставка работ
|
2. | Основы конструирования по условиям | 13 | 2 | 11 | Фотовыставка работ |
3. | Основы конструирования по замыслу
| 12 | 2 | 10 | Фотовыставка работ |
| Итого: | 38 | 6 | 32 |
|
2.2. Календарный-учебный график
1 учебный год
Раздел/ месяц | сентябрь | Октя брь | Ноя брь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 4 | 5 | 4 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 |
|
|
| 4 | 4 | 4 | 1 |
|
|
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
| 3 | 5 | 4 |
Всего | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
2 учебный год
Раздел/ месяц | сентябрь | Октя брь | Ноя брь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1 | 4 | 5 | 4 |
|
|
|
|
|
|
Раздел 2 |
|
|
| 4 | 4 | 4 | 1 |
|
|
Раздел 3 |
|
|
|
|
|
| 3 | 5 | 4 |
Всего | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 |
2.3 Содержание программы
1 год обучения
1. Основы конструирования по образцу
Количество часов - 13. Теория-2, практика-11.
Теория: Развитие творческой инициативы и самостоятельности; познакомить детей с техникой безопасности; познакомить с историей возникновения конструктора Лего; познакомить с основными деталями конструктора Лего. Закреплять полученные навыки; развивать творческую инициативу, самостоятельность.
Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор. Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Детский сад», «Здание», «Многоэтажный дом», «Транспорт легковой», «Транспорт грузовой», «Ракета», «Самолёт», «Вертолёт», «Мельница», «Качели», «Карусели», «Мой любимец», «Избушка баба Яги».
2. Основы конструирования по условиям
Количество часов - 13. Теория-2, практика-11.
Теория: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Суть конструирования по условиям заключается в том, что детям не дают образца постройки, рисунков и способов возведения. Они должны создать конструкции по заданным условиям, подчёркивающим их практическое назначение.
У детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка.
Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, что дети имеют определённый опыт, умеют обобщённо представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Качели», «Площадка», «Замок», «Мостик», «Работа по замыслу», «Человек», «Мистер Знайка», «Колодец», «Лабиринт», «Робот», «Детская площадка», «Мебель», «Легковая машина».
3. Основы конструирования по замыслу
Количество часов - 12. Теория-2, практика-10.
Теория: Закреплять навыки, полученные ранее. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Здесь ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать.
Однако создание замысла будущей конструкции и её практическое осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям.
Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Практика: Выполнение учащимися работ на свободную тему.
2 год обучения
1. Основы конструирования по образцу
Количество часов - 13. Теория-2, практика-11.
Теория: Закреплять полученные знания и навыки. Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор. Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки. Закреплять умения детей строить по образцу. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Детская площадка»,
«Клоун», «Кремль», «Высотка», «Авто парк – коллективная работа», «Мотоцикл», «Наземный транспорт», «Трактор», «Воздушный транспорт», «Вертолёт», «Работа по замыслу детей», «Ракета», «Коллективная работа. Детский сад».
2. Основы конструирования по условиям
Количество часов - 13. Теория-2, практика-11.
Теория: Конструирование по условиям — это одна из форм работы по конструированию, предложенная российским психологом Николаем Николаевичем Поддьяковым.
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.
Практика: Выполнение учащимися работ на тему «Коллективная работа. Зоопарк», «Цветок», «Лес», «Горка», «Лесные жители», «Дом бабы Яги», «Коллективная работа. Деревенская улица», «Работа по замыслу детей», «Спец техника», «Трактор», «Крепость», «Фонтан», «Военная техника».
2.4. Планируемые результаты и оценочные материалы
Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у обучающихся способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.
К концу года 5-6 лет должны уметь:
- Уметь скреплять детали конструктора;
-Работать по схеме;
-Строить сложные постройки;
-Строить по образцу;
-Строить по инструкции;
-Уметь рассказывать о постройке;
- Знать название деталей и способы их крепления.
К концу года 6-7 лет должны уметь:
- Уметь скреплять детали конструктора;
-Работать по схеме;
-Строить сложные постройки;
-Строить по творческому замыслу;
-Строить по образцу;
-Строить по инструкции;
-Уметь рассказывать о постройке;
- Знать название деталей и способы их крепления.
Оценочные материалы
1. Разнообразие умений и навыков.
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки.
Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию программы, владеет определенными понятиями, свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний: имеет неполные знания по содержанию программы, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий: недостаточны знания по содержанию программы, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности.
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий: присутствует на занятиях, неактивен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений.
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах в масштабе города, области.
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри творческого объединения.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; учащийся обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний: учащийся воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
2.5 Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия по освоению программы проходят в изостудии;
Оборудование учебного помещения: столы, стулья (по количеству учащихся), демонстрационная доска, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень материалов необходимых для проведения занятия: разнос на каждого ребёнка, набор конструктора «Учись учиться» на каждого ребёнка, Большой набор конструктора Лего XXL для коллективных построек, схема деталей на каждого ребёнка, карты схемы.
Методическое сопровождение
- учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности; наличие специальной методической литературы по легоконструированию;
- работы педагога по организации учебного процесса: методика анализа результатов деятельности;
- массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (соревнования).
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов:
- схематический (рисунки, шаблоны)
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания, упражнения и др.);
- тематические подборки материалов, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе используются современные образовательно - воспитательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности: личностно-ориентированные, создания ситуации успеха, игровые приемы.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач используются:
- методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные и практические.
Основная форма работы - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики, познавательные игры.
Алгоритм учебного занятия
1. Подготовительный этап: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели предстоящей деятельности, организация начала занятия (подготовка рабочего места, проверка наличия необходимых материалов, принадлежностей).
2. Основной этап: обеспечение усвоения новых знаний и умений; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибок и их коррекция.
3. Заключительный этап: анализ и самоанализ результатов своей деятельности, образовательной ценности полученных знаний и умений; эмоционального и творческого состояния обучающихся по итогам занятия.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающий знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
III. Используемая литература
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). -М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...