Развитие духовных ценностей обучающихся через образовательно-культурную среду школы и семьи.
учебно-методический материал
Развитие духовных ценностей обучающихся через образовательно-культурную среду школы и семьи.
Улюмджиев С. Б.,
учитель русского языка и литературы,
Муковский Б. В., педагог ОДОД, старший вожатый
Взаимодействие школы и семьи представляет собой важный ресурс повышения эффективности духовного воспитания школьников. Духовные ценности — это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.
Культура является мощным проводником духовных ценностей. Она позволяет осуществлять взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в контексте культурных традиций, сложившихся в обществе. Поэтому в современной школе необходимо формировать культурную среду, влияющую на процесс развития и саморазвития личности.
Понятие «образовательно-культурное пространство» является сложным психолого-педагогическим феноменом. В широком смысле это всё то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности. Это совокупность природных, социальных и других факторов и условий, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность школьников.
Образовательно-культурная среда – это часть образовательно-культурного пространства, инфраструктура, ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности учащихся, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру. Подобная среда может быть создана только в результате взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения.
На основании данного положения совместно с педагогом дополнительного образования Б. В. Муковским было принято решение спроектировать образовательно-культурную среду на базе урочной (русский язык и литература), внеурочной (проектная работа), кружковой («Юный журналист», «Юнармия») деятельностей, деятельности классного руководителя.
I этап (сентябрь 2022 г.).
На классном собрании родительскому сообществу 5 Б класса была представлена планируемая форма работы с обучающимися.
Цель: развитие духовных ценностей подрастающего поколения посредством проектирования образовательно-культурной среды школы и семьи.
Соучастниками работы стали не только пятиклассники, их родители и педагоги, но и воспитанники кружка «Юный журналист» и движения «Юнармия». На этом этапе важным было вовлечь родителей в совместную деятельность по созданию образовательно-культурной среды. В ходе обсуждения были рассмотрены следующие вопросы:
какие объекты культурного наследия могут стать отправной точкой для погружения в образовательно-культурную среду;
кто может стать теми носителями знаний о культурном наследии, встречи с которыми сподвигнут обучающихся начать свою деятельность.
II этап (октябрь 2022 г.).
В качестве культурного наследия было решено рассматривать объекты, находящиеся на территории Красногвардейского района. Они имеют не только историческую значимость, но для многих обучающихся являются знаковыми местами биографии их семей. Но при этом не все дети знают район и его историю, а некоторые только недавно переехали в него.
III этап (октябрь 2022 г.).
Разработка и реализация разных форм совместной работы детей, педагогов и родителей. Способы погружения могут быть различными: от совместного чтения художественных произведений, сказок, просмотра кинофильмов, посещения театров, выставок, музеев, встреч с носителями культурной традиции, экскурсии и экспедиции и т.д.
Совместно с обучающимися и представителями родительского сообщества посетили музейное занятие «Как понимать язык культуры?» в Музее политической истории, в ходе которого узнали о том, как окружающие нас предметы и символы могут передавать события эпохи.
На занятиях кружка «Юный журналист» после знакомства с жанром интервью совместно с педагогом обучающиеся подготовили вопросы для интервьюирования родителей:
Сколько поколений проживало в Красногвардейском районе?
Любимые места района разных поколений семьи?
Какие достопримечательности района вы знаете?
Какие культурно значимые места стоит посетить в Красногвардейском районе?
Получившиеся тексты стали отправной точкой для погружения в образовательно-культурную среду, так как детям были известны не все места, названные родителями. Чтобы узнать об этих достопримечательностях, дети с родителями совершили образовательные экспедиции по Красногвардейскому району, в ходе которых увидели культурные объекты. Совместное чтение краеведческой литературы познакомило с историей этих памятников культуры (Столбова Н. П. «Охта: традиции и современность», «Охта: старейшая окраина Петербурга»).
Совместное семейное чтение способствует эмоциональному сближению родителей и детей. В процессе слушания ребёнок учится устанавливать связи своего опыта с опытом других людей, а родитель выступает в роли авторитетного лица, передающего нравственные ценности.
Воспитанники движения «Юнармия» участвовали в митингах, посвящённым знаковым событиям истории не только района, но и страны, что также способствовало их желанию узнать новое.
IV этап (ноябрь 2022 г.).
Порождение и проявление творческой инициативы обучающихся.
Проведённая работа подвела обучающихся к вопросам, которые стали итогом предыдущих этапов:
1. «Что я хотел бы сделать в данном смысловом культурном контексте?»
2. «Я буду это делать», «Я буду это делать вместе с другими».
V этап (ноябрь 2022 г.).
Развитие и воплощение детской творческой инициативы (рефлексивно-понятийный).
На общем обсуждении обучающимися и взрослыми (педагогами и родителями) было решено создать индивидуальные путеводители по значимым для семей местам района.
VI этап (ноябрь 2022 г.).
Важным элементом является организация социального пространства, в котором продукты творческой работы представляются социокультурному окружению и становятся ресурсом для различных форм жизни детско-взрослой образовательной общности. При этом проявляется личная позиция обучающегося через ответственность за других и общее дело. В качестве такого пространства была выбрана газета «Из первых рук», так как это школьное издание всегда вызывает особый интерес как у обучающихся, так и учителей. Было решено подготовить специальный выпуск, посвящённый семейным путеводителям.
VII этап (ноябрь 2022 г.).
Рефлексия взрослыми участниками полученных результатов:
какие условия были созданы?
посещение музейного занятия "Как понимать язык культуры" в Музее политической истории России, экскурсии, образовательная экспедиция по Красногвардейскому району, митинги, внеурочная деятельность, занятия кружка «Юный журналист», движения «Юнармия»;
какой шаг развития сделал каждый ребёнок?
развивал познавательные способности;
развивал общечеловеческие духовные ценности:
стремление к Истине (узнал, почему выбранные объекты являются культурно значимыми; погрузился в семейные традиции; узнал, какие впечатления конкретные культурные объекты вызывали у его старших родственников в детском возрасте и в нынешнее время);
почувствовал Любовь[1] (родительскую, одноклассников, педагогов) и проявил Любовь (стал более уважительно относиться к своим одноклассникам и их деятельности);
начал познавать Красоту (не только через знакомство с материальными объектами культуры, но и посредством знакомства с личностями людей, которым они посвящены (Алия Молдагулова, регулировщицы, охтенские молочницы и т.д.);
какие перспективы приоткрылись перед всем сообществом участников?
развитие духовных ценностей подрастающего поколения посредством проектирования образовательно-культурной среды школы и семьи
какие творческие инициативы были обнаружены в ходе работы?
создание семейных путеводителей, использование в работе аудиоподкастов;
какие проблемы не были решены?
к сожалению, не все родители смогли принять активное участие в работе, объясняя это отсутствием свободного времени. Следует отметить, что после представления результатов работы, эти родители пообещали больше времени уделить следующим мероприятиям.
Таким образом, можно утверждать, что проектирование образовательно-культурной среды школы и семьи способствует не только развитию познавательных способностей, но и духовных ценностей обучающихся.
[1] В педагогическом смысле — это способность воспитателя чувствовать поле сознания ребенка и взаимодействовать с ним, помогая и поддерживая в развитии, укрепляя, мотивируя, настраивая на саморазвитие. - Ивавнов В.А. Педагогика сознания: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Самиздат. - 2019. - 351 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mukovskiy_ulyumdzhiev.pptx | 483.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовные ценности это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.
Образовательно-культурное пространство сложный психолого-педагогический феномен; в широком смысле это всё то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности; совокупность природных, социальных и других факторов и условий, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность школьников.
Образовательно-культурная среда часть образовательно-культурного пространства; инфраструктура, ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности учащихся, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру; может быть создана только в результате взаимодействия структурных подразделений образовательного учреждения.
I этап Цель: развитие духовных ценностей обучающихся посредством проектирования образовательно-культурной среды школы и семьи.
Элементы замысла Выбрано совместно с родительским обществом содержание культурного наследия семейное, районное носители культурного наследия работники музеев, родители встречи обучающихся и взрослых как ситуация развития музейное занятие, интервьюирование старших родственников, совместная поисковая работа с родителями
II этап в ыбор содержания культурного наследия и способов совместной деятельности детей и взрослых по осмыслению и преобразованию детской активности в социокультурное действие
III этап Разработка и реализация разных форм совместной работы детей, педагогов и родителей. 1. Музейное занятие «Как понимать язык культуры?» в Музее политической истории; 2. «Юный журналист»: Сколько поколений проживало в Красногвардейском районе? Любимые места района разных поколений семьи? Какие достопримечательности района вы знаете? Какие культурно значимые места стоит посетить в Красногвардейском районе?
3. совместное чтение краеведческой литературы ; 4. образовательные экспедиции по Красногвардейскому району; 5. участие в митингах и памятных мероприятиях, посвящённым знаковым событиям истории не только района, но и страны, что также способствовало их желанию узнать новое.
IV этап Порождение и проявление творческой инициативы обучающихся. 1. «Что я хотел бы сделать в данном смысловом культурном контексте?» 2. «Я буду это делать», «Я буду это делать вместе с другими».
V этап развитие и воплощение детской творческой инициативы.
VI этап проектирование и организация социального пространства, в котором продукты творческой работы представляются социокультурному окружению и становятся ресурсом для различных форм жизни детско-взрослой образовательной общности; газета «Из первых рук».
VII этап рефлексия взрослыми участниками полученных результатов
1. какие условия были созданы ? посещение музейного занятия "Как понимать язык культуры?" в Музее политической истории России, экскурсии , образовательная экспедиция по Красногвардейскому району, митинги , внеурочная деятельность , занятия кружка «Юный журналист», движения « Юнармия »;
2. какой шаг развития сделал каждый ребёнок ? стремление к Истине (узнал, почему выбранные объекты являются культурно значимыми; погрузился в семейные традиции; узнал, какие впечатления конкретные культурные объекты вызывали у его старших родственников в детском возрасте и в нынешнее время); почувствовал Л юбовь (родительскую, одноклассников, педагогов) и проявил Любовь (стал более уважительно относиться к своим одноклассникам и их деятельности); начал познавать Красоту (не только через знакомство с материальными объектами культуры, но и посредством знакомства с личностями людей, которым они посвящены ( Алия Молдагулова , регулировщицы, охтенские молочницы и т.д.);
3. какие перспективы приоткрылись перед всем сообществом участников ? развитие духовных ценностей подрастающего поколения посредством проектирования образовательно-культурной среды школы и семьи;
4. какие творческие инициативы были обнаружены в ходе работы ? создание семейных путеводителей; использование в работе аудиоподкастов ;
5. какие проблемы не были решены ? родительская занятость
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовное воспитание обучающихся через углубленное обучение русских народных песен, Рождественских колядок и Пасхальных песнопений из опыта работы Медведь Л. Н. педагога дополнительного образования 2014 – 2015 учебный год
Покажите мне народ, у которого бы больше было песен.Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси.Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы вырастают города.Под песни... пеленается...
Мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности «Сказка ложь, да в ней намёк…»
Сценарий общешкольного мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности«Сказка ложь, да в ней намёк…»...
Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»
Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НА УРОКАХ ХОРОВОГО ПЕНИЯ
Учебно-методическая разработка, представленная на конкурс и напечатана издательством "Научно-Инновационный Центр" г. Красноярск, 2015...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета,п...
«Развитие творческого потенциала обучающегося через духовно-нравственное воспитание в системе дополнительного образования»
В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь-то танец, или песня, или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в...
Духовные ценности обучающихся
Духовно- нравственные ценности развиваются в школе, семье....