Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
учебно-методический материал
Документы и материалы, входящие в учебно-методический комплекс (УМК) характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные приемы, методы, технологии его организации; представлены требования к созданию УМК, принципы его проектирования, этапы разработки, компоненты УМК и их содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
документ в word | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Кириллова Е.Ю., методист ГБУ ДО ЦТТ
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей может стать создание набора программно-методических материалов, который может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.
Проектирование учебно-методического комплекса (УМК) в организациях дополнительного образования – это относительно новая проблема, стоящая сегодня перед педагогами. Создание УМК является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Ведь именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Акцентирование внимания на методической составляющей очень важно для педагогов, так как позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире потребностей и интересов детей, и при необходимости с меньшими издержками переходить от одних видов деятельности к другим.
В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать педагогический опыт, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту педагога.
Обратимся к определению термина УМК в педагогике и методике:
«УМК- система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом» (И.П. Подласый «Педагогика» М. «Владос», 2007).
Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные приемы, методы, технологии его организации.
Рассмотрим более подробно компоненты УМК и их содержание.
Учебно-методический комплекс состоит из:
- учебного компонента;
- воспитательного компонента.
К учебному компоненту относятся:
- учебные пособия-материалы, обеспечивающие реализацию ДООП
- справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.)
- научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.)
- периодические издания
- видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.)
- аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы)
- электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)
- методические материалы по организации образовательной деятельности
- методические разработки занятий
- методические рекомендации
- по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрений и др.)
- по проведению мониторинга удовлетворённости родителей и учащихся организацией образовательного процесса
- по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы
- блок для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми с девиантным поведением)
- дидактические материалы
- раздаточный материал для учащихся (рабочие листы, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, технологические и инструкционные карты)
- наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.)
- диагностический материал
- оценочные материалы для контроля за результатами освоения учащимися ДООП
- диагностические методики, позволяющие оценить достижения учащихся, диагностировать мотивацию достижений личности.
Воспитательный компонент включает в себя:
- рабочую программу воспитания
- сценарии праздников
- летопись объединения
- информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.д.)
- творческие отчеты
- фотоальбомы и видеоматериалы
- информация о работе объединения в сети Интернет (на сайте учреждения, в группах учреждения и объединения в социальных сетях)
- материалы по работе с родителями (план работы с родителями, планы родительских собраний)
- различные памятки
Теперь обратим свое внимание на принципах проектирования УМК. Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах:
- принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;
- принцип междисциплинарности – отбор содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы должен охватывать все взаимосвязи с предметами соответствующей образовательной области;
- принцип научной актуальности – содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки.
Начиная работу по созданию УМК к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки. Этапы можно представить в следующем пошаговом алгоритме:
- разработка дополнительной общеобразовательной программы;
- определение целей и задач разработки УМК;
- подбор и анализ информационного и методического материала:
- методического
- литературного
- наглядного
- электронных образовательных ресурсов
- отбор материала;
- систематизация материала в соответствии с учебным планом и формами проведения занятий;
- создание тематических папок (печатных и электронных)
- систематизация УМК;
- внедрение УМК в практику;
- анализ учебно-методического комплекса:
- обобщение и создание авторских разработок
- корректировка учебно-методического комплекса
- представление материалов УМК педагогической общественности (выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах-практикумах, конференциях, «круглых столах»; презентация педагогического опыта, публикация через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня).
При создании УМК необходимо придерживаться определенных требований, так как учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
- предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
- предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению на практике;
- соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
- обеспечивать межпредметные связи;
- обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.
Таким образом, учебно-методический комплекс обладает рядом объективных факторов, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:
- позволяет идти в ногу со временем, так как использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий;
- является важным средством более совершенной организации педагогического труда, так как позволяет педагогу осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой системы;
- позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою педагогическую компетентность, мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ своей деятельности;
- способствует творческой самореализации педагога, так как работа педагога по проектированию и созданию УМК не только позволяет систематизировать опыт, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию;
- создает благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, так как включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося;
- обеспечивает освоение детьми различных видов деятельности, так как приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Комплекс «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Музыкотерапия»
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
На данной странице представлен учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программем &q...
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Комплекс ГТО- путь к здоровью»
Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российско...
Учебно – методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рукопашный бой»
Рукопашный бой, с одной стороны, является видом спорта, который с каждым годом завоевывает все большую популярность в нашей стране, странах ближнего зарубежья, Франции, Монголии, Румынии и т.д. С друг...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Учебно - методический комплекс представленный к рецензированию содержит дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное пособие по обучению обучающихся в технике квиллинг. Прогр...
Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"
Рецензия на учебно-методический комплекс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие" С.Р. Намжилова, старшего преподавателя кафедры естественно-математических ...