Дополнительная общеразвивающая программа "Секреты русской орфографии"
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_programma_sekrety_russkoy_orfografii.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 62 г Липецка
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ______ от _________
на заседании Директор МБОУ СШ №62
педагогического совета г. Липецка
протокол № 1 от ______ ________ О.А. Жбанова
Дополнительная общеразвивающая программа
«Секреты русской орфографии»
Уровень - базовый
Направленность – социально-педагогическая
Возраст учащихся – 13-14 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
учитель русского языка
Путилина Л.Н.
Липецк
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа позволит семиклассникам не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомит учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Она расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелена на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Актуальность
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данный курс предлагает решить проблему «вопросов орфографии и пунктуации» через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования и строения предложения является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию школьников, повышению заинтересованности в изучении предмета.
Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной «зоркости».
Данная программа закрепляет навыки грамотного письма, предполагает расширение словарного запаса, развития как устной, так и письменной речи, повышение мотивации в изучении языка.
Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы:
«Иноязычные морфемы в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».
Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.
Цель:
Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
- способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
- способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
- обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы– 13-14 лет
Сроки реализации дополнительной образовательной программы- 1 год
Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа (1 час в неделю)
Методы, формы работы, используемые технологии
Методы:
- Объяснительно-иллюстративный
- Проблемное изложение изучаемого материала
- Исследовательский
- Частично-поисковый или эвристический
Используемые технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии.
Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности
школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний, многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения занятий:
- КВН
- сказка
- праздник
- виртуальная экскурсия
Планируемые результаты:
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
- проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики
Регулятивные универсальные учебные действия:
- контролировать свою деятельность
- принимать решения в проблемных ситуациях
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
- саморегулировать свою деятельность
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала для выполнения учебных заданий
- осуществлять запись указанной учителем информации
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
- осуществлять синтез
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотеки, медиаресурсов
Коммуникативные универсальные учебные действия
- играть определенную роль в совместной деятельности
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать аргументы
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Письменные работы обучающихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально, содержат индивидуальные практические рекомендации, оцениваются в соответствии с критериями проверки и оценки выполнения заданий по русскому языку.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).
Формы подведения итогов
Для подведения итогов в программе используются следующие формы: викторина, кроссворд, дидактическая игра и т.д.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации |
1. | Введение. | 1 | входное тестирование |
2. | Трудные орфограммы в наречиях. | 4 | викторина |
3. | Орфограммы в причастиях. | 6 | групповая оценка работ |
4. | Правописание деепричастий. | 3 | кроссворд |
5. | Правописание производных предлогов | 5 | индивидуальные карточки с заданиями |
6. | Написание союзов. | 5 | дидактическая игра |
7. | Правописание частиц. | 5 | кроссворд |
8. | Различение на письме частиц НЕ и НИ | 5 | Заключительное тестирование |
Содержание программы:
- Введение -1 ч.
Тема 1. Введение. Принципы русской орфографии
- Трудные орфограммы в наречиях -4 ч.
Тема 2. Суффиксы О и А на конце наречий.
Тема 3. Слитные и раздельные написания наречий.
Тема 4. Слитные и раздельные написания наречий.
Тема 5. Дефис в наречиях.
- Орфограммы в причастиях- 6 ч.
Тема 6. Правописание падежных окончаний причастий.
Тема 7. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тема 8. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тема 9. НЕ с причастиями.
Тема 10. Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени
Тема 11. Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
- Правописание деепричастий- 3 ч.
Тема 12. НЕ с деепричастиями.
Тема 13. Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа.
Тема 14. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши.
- Правописание производных предлогов -5 ч.
Тема 15. Дефис в предлогах.
Тема 16. Различение наречий и предлогов типа около, кругом.
Тема 17. Слитные и раздельные написания производных предлогов.
Тема 18. Слитные и раздельные написания производных предлогов.
Тема 19. Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы.
- Написание союзов-5 ч
Тема 20. Слитные и раздельные написания союзов.
Тема 21. Слитные и раздельные написания союзов.
Тема 22. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.
Тема 23. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.
Тема 24. Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же.
- Правописание частиц- 5 ч.
Тема 25. Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е.
Тема 26. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.
Тема 27. Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами.
Тема 28. НЕ со словами на-мый.
Тема 29. НЕ со словами на-мый.
- Различение на письме частиц НЕ и НИ-5 ч.
Тема 30. Ни как отрицательная частица.
Тема 31. Ни как усиливающая отрицание частица.
Тема 32. Ни как утвердительная частица
Тема 33. Различение на письме частиц Не и НИ.
Тема 34. Различение на письме частиц НЕ и НИ.
Календарно-тематическое планирование
Ресурсное обеспечение программы
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.
- Янченко, Михайлова, Латфуллина: Скорая помощь по русскому языку. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях.
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 класс: книга для учителя.-М.: Просвящение, 2019г.
Учебно-практическое оборудование:
- Раздаточный материал по разделам курса русского языка
- Демонстрационные карточки
- Таблицы и схемы по разделам курса русского языка
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://banktestov.ru/test/3674
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....
«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси, с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...
программа дополнительного курса для 9 класса "Углубленное изучение русской орфографии"
тематическое планирование дополнительного курса пи орфографии 9 класс...
Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"
Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих ...
Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»
Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...
Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)
Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...
Дополнительная общеразвивающая программа "Русский народный танец"
В настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям. Танец имеет огромное значение как средство воспита...