Программа "Малыши в шахматной стране"
рабочая программа
Создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Малыши в шахматной стране» базируется на современных требованиях модернизации системы образования и составлена с учётом теоретического, практического опыта педагогов дошкольного образования.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_dlya_malyshey_orientir.docx | 59.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты – Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Радуга»
(МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга»)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Малыши в шахматной стране»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 3-4 года
Составитель: Айнутдинова Татьяна Павловна
Ханты- Мансийск
2018
Содержание
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.4 Отличительные особенности программы.
1.5 Характеристика особенностей развития детей трёх лет.
1.6 Педагогическая диагностика
II. Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
2.2 Описание методов реализации программы
2.3 Календарно перспективный план.
III. Организационный раздел
3.1Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
3.2 Список учебно – методической литературы.
I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
«Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер»
Из послания Президента Российской Федерации В.В. Путина
Актуальность создания данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа «Малыши в шахматной стране» базируется на современных требованиях модернизации системы образования и составлена с учётом теоретического, практического опыта педагогов дошкольного образования.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации. Сегодня становится все больше детей с яркими общим интеллектуальным развитием. Способности постигать сложный современный мир появляются очень рано, в 3-4 года.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сенситивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста.
Вице Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, выдвигая инициативу "Наша новая школа", подчеркнул, что к концепции четырех "И" (в которую входят институты, инвестиции, инфраструктура и инновации) следует добавить пятую составляющую – Интеллект.
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.
Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
1.1.2.Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей 3-4 лет через формирование первичных представлений о шахматах.
Задачи:
Обучающие задачи
1.Дать детям первичные представления об игре в шахматы.
2.Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры и др.
3. Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
4. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Развивающие задачи
1. Способствовать развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, памяти, наблюдательности.
2. Расширять кругозор ребенка, формировать познавательную активность.
3. Создать обогащенную предметно-пространственную среду, способствующую развитию активности ребенка в шахматной игре.
Воспитательные задачи
1.Вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
2.Развивать личностные качества детей: настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
Новизна
Уникальность и новизна программы «Малыши в шахматной стране» определяется тем, что, начиная с 3- летнего возраста, малыши знакомятся с чудесным миром шахмат.
Дошколята постигают шахматные азы, при этом, шахматы понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических шахматных игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.
Практическая ценность данной программы состоит в том, что, используя предложенный материал, педагоги дошкольных учреждений и дополнительного образования, могут легко и непринужденно научить детей младшего дошкольного возраста игре в шахматы. Организовать содержательное взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию в современной социокультурной среде.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы также является интеграция обучения игре в шахматы с другими направлениями детской деятельности: использование на занятиях видов художественно-эстетического развития: рисование, лепка, аппликация, конструирование шахматных фигур, квесты.
Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова, мультфильмов, сказок, игровых упражнений и др.
Особенность программы в том, что ребенок трех лет впервые знакомится с шахматами. Они знакомятся с историей возникновения шахматной игры через сказку, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки о шахматах. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, делают свои первые шаги на шахматной доске.
План действий по реализации программы
- Этап – проектировочный (июнь-август 2017)
- Анализ мнения родителей по ведению занятий с детьми по шахматному обучению.
- Разработка программы «Малыши в шахматной стране».
- Этап – практический (сентябрь 2017-май 2018).
- Реализация программы
- Этап – обобщающий (июнь, декабрь 2018)
- Показ открытого занятия для родителей «Наши достижения»
- Обобщение опыта по шахматному образованию на городском конкурсе «Ориентир развития»
1.1.3.Принципы и подходы к формированию Программы.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивного созерцания со стороны.
- Принцип доступности последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- Принцип наглядности.
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресообразующих факторов.
- Принцип минимакса. Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
- Принцип целостного представления о мире - при ведении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества. Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта, творческой деятельности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основам шахматной игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
1.1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Возрастные особенности детей 3-х лет.
В 3 года ведущая деятельность ребенка игровая. Значит, чтобы обучение шахматам было результативным, нужно его организовать в игровой форме. Трехлетний ребенок уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками желаниями, отстаивающий свою самостоятельность. Он играет лепит, рисует, занимается конструированием. Не случайно в 3 года заканчивается ранее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис 3-х лет. Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет от себя взрослого. К трем годам ребёнок может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Он хорошо понимает обращенную к нему речь и слово. Но управлять вниманием ребенка лучше всего в игровой форме.
После 3-х лет малыш уже может производить операции анализа и синтеза, воспринимая окружающие предметы не только как самостоятельные объекты, но и как части целого. Появление развитой активной речи способствуют этому процессу. Через вопросы и игровую деятельность ребенок обобщает полученные ранее знания, уточняет свойства окружающих предметов, формирует более крепкие слухо-зрительно-тактильные связи.
Региональный компонент
В городе Ханты – Мансийске большое внимание уделяется шахматному образованию детей. В городе функционирует Шахматная академия, проводятся международные шахматные конкурсы, конкурсы среди школьников и дошколят, во многих образовательных учреждениях функционируют шахматные кружки. Поэтому внедрение данной программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества.
Методы реализации образовательной программы
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач программы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации программы используются следующие методы:
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, просмотр презентаций, рассказы воспитателя);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- трудовой (оборудование для всех видов труда);
- продуктивной (материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования).
Адресат программы
Данная программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. Занятия по подгруппам, до 12 детей.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения, с проведением одного занятия в неделю (не более 15 минут) во второй половине дня в соответствии циклограммой воспитательно-образовательного процесса ДОУ по разделу «Шахматные минутки». Количество занятий на освоение программы воспитанниками: 36 занятий в течение 36 недель учебного года с сентября по май. Закрепление материала производится в режимных моментах, в игровой деятельности, в НОД, в совместной деятельности воспитателя и детей.
Форма обучения – очная.
Степень авторства – модифицированная программа.
Режим занятий
- количество занятий в неделю – 1 (не более 15 минут);
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий в год – 36.
1.2. Планируемы результаты освоения Программы
Планируемые результаты:
- Ребёнок имеет представление о шахматной доске, ориентировке на ней.
- Ребёнок может различать и называть шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
- Ребёнок правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение.
- Ребёнок владеет основными шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение.
- Расширен кругозор ребенка, сформирована познавательная активность.
- Сформированы предпосылки учебной деятельности.
- Развиты личностные качества детей: настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах.
Педагогическая диагностика
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей.
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. У ребёнка развита познавательная активность, воображение. Обладает навыками счёта предметов. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
Средний: ребенок затрудняется в назывании вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, плохо ориентируется на шахматной доске. Не сразу правильно располагает шахматную доску, и шахматные фигуры. Затрудняется в решении элементарных шахматных задач.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не умеет ориентироваться на шахматной доске. Не правильно располагает доску шахматные фигуры. Не умеет решать элементарные шахматные задачки.
Ф.и. ребёнка | знать | уметь | |||||
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль | Название шахматных фигур и их отличия | Ориентировка на шахматной доске. | Правильно располагать доску | Правильно располагать фигуры | Умение перемещать фигуры | Решать элементарные шахматные задачи | |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
Сроки | Неделя | № Занятия | Форма проведение |
Сентябрь | 1 | 1 | В стране шахматных чудес (сказка) |
2 | 2 | Презентация. Волшебная доска | |
3 | 3 | Шахматная доска. «Шахматная эстафета». | |
4 | 4 | Шахматная репка | |
Октябрь | 1 | 5 | Дид. игра «Половинки шахмат» |
2 | 6 | Чтение шахматных сказок | |
3 | 7 | Рисование шахматных фигур. | |
4 | 8 | Игра Большая маленькая | |
Ноябрь | 1 | 9 | Квест «Потерянные шахматные поля» |
2 | 10 | Открытое занятие «Путешествие в шахматную страну» | |
3 | 11 | Дид, игра «Волшебный кубик, назови фигуру» | |
4 | 12 | Чтение шахматных сказок | |
Декабрь | 1 | 13 | Могучая фигура. Лепка: «Моя любимая фигура» |
2 | 14 | Шахматные загадки | |
3 | 15 | Конструирование шахмат | |
4 | 16 | Чтение шахматных сказок, просмотр мультфильмов о шахматах. | |
Январь | 1 | 17 | Как ладья похудела (конструирование в технике обрывания) |
2 | 18 | Игра волшебный кубик. Игра «Волшебный мешочек» | |
3 | 19 | Игра «По росту» | |
4 | 20 | Игра Прятки | |
Февраль | 1 | 21 | Квест «В погоне за ладьей» |
2 | 22 | Игра «Кто быстрее?» | |
3 | 23 | Просмотр мультфильма «Фиксики: шахматы» | |
4 | 24 | Игра «Убери такую же» | |
Март | 1 | 25 | Просмотр презентации «В шахматной стране» |
2 | 26 | Игра «Пройди к домику» (шахматное полотно) | |
3 | 27 | Чтение шахматных сказок | |
4 | 28 | Чтение шахматных сказок | |
Апрель | 1 | 29 | Праздник пешки |
2 | 30 | Игра «Горизонталь, вертикаль» | |
3 | 31 | Просмотр презентации «Саша и Маша в шахматном королевстве». | |
4 | 32 | Дид. игра «Пройди к домику» | |
Май | 1 | 33 | Театральное представление «Как ладья домой шла». |
2 | 34 | Дид. игра «украденные фигуры. | |
3 | 35 | Игра «Правда или нет» | |
4 | 36 | Викторина «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки» Диагностика | |
Всего: | 36 |
2.2.Календарно-перспективный план
Сроки | № Занятия | Форма проведение /содержание | Методы и приемы |
Сентябрь | 1 | В стране шахматных чудес (сказка) Цель: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты | 1.Сюрпризный момент. 2.Чтение сказки. 3. Беседа по содержанию. 4.Итог. |
2 | Презентация. Волшебная доска Цель: познакомить с видом шахматной доски; пополнять знания дошкольников; учить ориентироваться на плоскости; развивать наблюдательность и мышление. | 1.Загадка о шахматной доске. 2.Просмотр презентации 3.Беседа и рассматривание шахматной доски. | |
3 | Шахматная доска. «Шахматная эстафета». Цель: Отрабатывать практические навыки. | Схематическое изображение доски. «Составь доску». 2.«Шахматное лото», 3.«Пройди и назови поле». | |
4 | Шахматная репка цель: выстраивать фигуры по их весомости в игре. Дедка- король, бабка - ферзь, внучка -слон, жучка - конь, кошка - ладья, мышка – пешка. Закреплять название шахматных фигур, развивать интерес к шахматам. | Сюрпризный момент. Объяснение игры Закрепление названий шахматных фигур. | |
Октябрь- | 5 | Дид. игра «Половинки шахмат» цель: развивать внимание , логическое мышление. Создать интерес к игре шахматы. | 1.Проблемная ситуация. 2. Собирание половинок фигур в целое. 3. Итог называние шахматных фигур |
6 | Чтение шахматных сказок Цель: знакомить детей с фигурой конь, создать интерес к игре в шахматы. | Загадка Рассматривание фигуры Объяснение нового материала на материале шахматной сказки. Закрепление знаний. Ответы на вопросы «шахматной шкатулки». Подведение итогов. Устное повторение правил ходов. | |
7 | Рисование шахматных фигур. Цель: развивать интерес к шахматам, создать благоприятную среду для творчества детей. | 1.Сюпризный момент 2. Проблемная ситуация колдунья украла фигуры. 3.Рисование фигур. 4.Выставака работ. | |
8 | Игра Большая маленькая цель: учить детей называть сначала самую высокую фигуру, потом меньше еще меньше, развивать умение сравнивать, развивать внимательность. | Проблемная ситуация: шахматы не могут построится в ряд. Расставление фигур по возрастанию. Эстафета кто быстрее расставит фигуры. Подведение итогов | |
Ноябрь | 9 | Квест «Потерянные шахматные поля» Цель: Закреплять знания детей о шахматных фигурах, их положении на доске развивать ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать внимательность, желание выполнять логические задачи. | Проблемная ситуация, Игра найди фигуры, Игра найди адрес фигуры, Игра «Один в поле воин». Награждение, |
10 | Открытое занятие «Путешествие в шахматную страну» Цель: Изучить как выглядят и грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске. | Проблемная ситуация, Называние фигур с помощью кубика, Расставление фигур под стихотворение, Физминутка, Раскрашивание раскраски, Подведение итогов, награждение. | |
11 | Дид, игра «Волшебный кубик, назови фигуру» цель: закреплять названия шахматных фигур. | Организационный момент. Объяснение игры. Выполнение детьми игровых правил (бросание кубика и называние выпавшей фигуры. Подведение итогов. | |
12 | Чтение шахматных сказок Цель: знакомить детей с фигурой конь, создать интерес к игре в шахматы. | 1. Оргмомент. 2. Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. 3. Объяснение нового материала на материале шахматной сказки. 4. Закрепление знаний. Ответы на вопросы «шахматной шкатулки». 5. Подведение итогов. Устное повторение правил ходов. | |
Декабрь | 13 | Могучая фигура. Лепка: «Моя любимая фигура» Цель: Учить детей лепить шахматные фигуры, развивать мелкую моторику. | 1.Чтение стихотворения. 2.Рассматривание фигур. 3. Рассмотрение образца 4.Физминутка 5. Лепка 6.Выставка работ. |
14 | Шахматные загадки Цель: Развивать логическое мышление, умение быстро находить ответ на вопрос | 1. Организационный момент. 2. Отгадывание загадок. 3.Подведение итогов. | |
15 | Конструирование шахмат Цель: Формировать представление о шахматных фигурах, и уметь их изображать из бумаги, развивать способность думать, мыслить. | 1. Проблемная ситуация. (Не хватает шахмат на доске) 2.Рассматривание образца. 3.Физминутка 4.Объяснение выполнения работы. 5. Выставка работ. Итог. | |
16 | Игра «Горизонталь, вертикаль» Цель: учить заполнять одну из горизонтальных линий шахматной доски фишками. Закреплять понятие горизонталь, вертикаль. | Загадка Объяснение правил игры. Ситуация успеха итог. | |
Январь | 17 | Как ладья похудела (конструирование в технике обрывания) Цель: Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | 1.Проблемная ситуация. 2.Рассматривание образца. 3. Показ и объяснение выполнения работы. 4.Физминутка. 5.Выставка работ. Итог |
18 | Игра волшебный кубик. Цель: закреплять название шахматных фигур. Игра «Волшебный мешочек» цель: узнать на ощупь фигуру и правильно расставить ее на шахматной доске. | Сюрпризный момент. Повторение названий шахматных фигур. Ощупывание и называние шахматных фигур. Ситуация успеха. Итог. | |
19 | Игра «По росту» цель: учить ребенка расставлять шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. | 1. Проблемная ситуация. 2. Объяснение правил игры. 3.Выполнение упражнения. 4.Итог.Ситуация успеха. | |
20 | Игра Прятки цель: учить искать шахматные фигуры в группе. Развивать наблюдательность | 1.Проблемная ситуация, шахматы потерялись. 2. Ситуация успеха. | |
Февраль | 21 | Квест «В погоне за ладьей» цель: закрепить полученные ранее знания о ладье, шахматных фигурах и шахматной доске. | 1. Проблемная ситуация. Колдунья украла ладью. 2.Упр. "Собери шахматную доску" 3.Упр. "Пройди по черным полям" 4.Упр." Расставь фигуры на шахматной доске. 5.Упр."Собери ладью" 6.Итог. награждение. |
22 | Игра «Кто быстрее?» цель: учить на скорость поднимать заданные фигуры над головой. Развивать быструю реакцию, внимание. | 1. Организационный момент. 2. Объяснение правил игры. 3. Итог. | |
23 | Просмотр мультфильма «Фиксики: шахматы» цель: продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, развивать интерес к игре шахматы. | 1.Организационный момент. 2.Просмотр мультфильма. 3.Беседа по содержанию мультфильма. 4.Итог | |
24 | Игра «Убери такую же» цель: закреплять название шахматных фигур, развивать наблюдательность, зрительную память. Учить определять какой фигуры нет на шахматной доске и убрать такую же фигуру в коробку. | 1. Организационный момент. 2. Объяснении правил игры. 3.Итог. Ситуация успеха. | |
Март | 25 | Просмотр презентации «В шахматной стране» Цель: знакомить детей с тем как ходят фигуры, слоны и ладьи. | 1.Загадка. 2.Просмотр презентации. 3.Беседа по содержанию. 4.Итог. |
26 | Игра «Пройди к домику» (шахматное полотно) Цель: развивать умение ориентироваться на шахматной доске, развивать логическое мышление, внимание. | 1. Проблемная ситуация. 2.Объяснение правил. 3. Ситуация успеха. Итог | |
27 | Чтение шахматных сказок Цель: знакомить детей с фигурой ферзь, создать интерес к игре в шахматы. Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Сюрпризный момент. Чтение сказки. Беда по содержанию. Итог. | |
28 | Чтение шахматных сказок Цель: знакомить детей с фигурой король, создать интерес к игре в шахматы. | Оргмомент. Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. Объяснение нового материала на материале шахматной сказки. Закрепление знаний. Ответы на вопросы «шахматной шкатулки». Подведение итогов . Устное повторение правил ходов. | |
Апрель | 29 | Сказка о шахматах. Ход пешки. Превращение пешки. Цель: Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь | 1. Оргмомент. 2. Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала. 3. Объяснение нового материала на материале шахматной сказки. 4. Закрепление знаний. Ответы на вопросы «шахматной шкатулки». 5. Подведение итогов. Устное повторение правил ходов пешки. |
30 | Шахматное развлечение «В гостях у шахматного короля» Цель: закрепить знания детей о шахматной игре, определить функцию каждой из шахматной фигур на доске. | Сюрпризный момент. Встреча с шахматным королем. Вопросы детям. Дид.игра «Мешочек» Дид.игра «Что изменилось?» Эстафета «Кто вперед» Дид, шахматная « Данетка». | |
31 | Просмотр презентации «Саша и Маша в шахматном королевстве». Цель: знакомить детей с фигурой ферзь, создать интерес к игре в шахматы. | Организационный момент. Просмотр презентации. Вопросы детям по содержанию. Закрепление информации на шахматной доске. Подведение итогов. | |
32 | Дид. игра «Пройди к домику» цель: закреплять умение детей ходить ладьей и слоном, развивать интерес к шахматам, развивать логическое мышление. | Проблемная ситуация (на напольном шахматном поле необходимо дойти Распределение шапочек масок. Объяснение правил игры. Ситуация успеха. Подведение итогов. | |
Май | 33 | Театральное представление «Как ладья домой шла». Цель: Развивать интерес к игре шахматы, создать положительные эмоции. | Организационный момент. Инсценировка сказки. Награждение. |
34 | Дид, игра «Украденные фигуры. Цель: развивать внимание, логическое мышление, развивать зрительную память. | Проблемная ситуация. Выполнение упражнения. Ситуация успеха. | |
35 | Игра «Правда или нет» цель: закреплять знания детей о расстановке шахматных фигур на доске и способах ходьбы шахматных фигур. Учить детей отвечать на вопросы педагога и при этом ловить мяч. | Загадка Викторина Подведение итогов награждение. | |
36 | Викторина «Ответь, как в сказке, сам, без подсказки» цель: закрепление полученных знаний. Диагностика | Проблемная ситуация. Ответы на вопросы. Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение. | |
Всего: | 36 |
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое оснащение программы
Материально-техническое обеспечение | Информационное обеспечение | Кадровое обеспечение |
Группа или игротека «Умники и умницы» в ДОУ: столы, стулья для каждого ребёнка, мультимедийная установка | Видеоуроки, фотографии, интернет-источники, презентации, сказки, мульфильмы. | Воспитатели, имеющие дошкольное образование и прошедшие курсовую подготовку по обучению детей игре в шахматы. |
Оборудование:
|
3.2 Список учебно – методической литературы
1.Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин. – Москва : Просвещение, 1995.
2.Кастров, В.В. Шахматы / В. Д. Кастров. - Санкт-Петербург : Тригон, 1997..
3.Сухин, И.Г. Играем и выигрываем / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2003.
4. Зак, В. Я играю в шахматы / Ленинград. Детская литература 1980.
5.Сухин, В.Г. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны / И. Г. Сухин. - Обнинск : Духовное возрождение, 2003.
6.Учусь играть в шахматы, составитель В. Третьякова – М., «ТЕРРА»-«TERRA» «Книжная лавка – РТР.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки.
Это слово, несомненно,
В своём деле много значит:
Иль набросок он с натуры
Или в шахматах задача.
Автор: Юрий Чистяков
На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывёт», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
Автор: Юрий Чистяков
Слабый в шахматах готов
И поймать такой «улов».
Я ответу буду рад:
Результат ничейный — … .
(ПАТ)
Автор: Юрий Чистяков
Я спросил подругу Майю,
Ту, с кем в шахматы играю:
Что с королём здесь может быть,
Когда не может он ходить?
(ПАТ)
Автор: Юрий Чистяков
Я бываю деревянный,
Из пластмассы — я литой.
Я скачу в игре всемирной.
Догадались, кто такой?
Автор: Юрий Чистяков
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
Автор: Юрий Чистяков
Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
Автор: Валентина Калиниченко
Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра.
Авторы: Настя Хилик
Оксана Хилик
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)
Автор: Анатолий Хребтюгов
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь… (мат)
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам… (Ладья)
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен… (Шах)
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -…(Король)
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой -… (Слон)
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…(Конем)
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык неспешно
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…(Пешка)
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…(Ферзя)
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…(Пат)
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…(Рокировкой)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.(Пешка)
Кто с G2 на K4
Ходит буквой “Г”?
Через головы скакать
Может он вполне.(Конь)
Он наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.(Слон)
Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.(Ферзь)
Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок. (Король)
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
(Шахматы)
Стихотворения
1. Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали.
2. Хоть важная фигура - трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа - лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру.
3. Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит.
4. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают.
5. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой "Г" ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить.
6. Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать.
Квест
Тема: В шахматной стране
Цель: Изучить как выглядят и грамотно называются шахматные фигуры. Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске.
Задачи: Дать представления о шахматах.
- Выработать навык работы с шахматной доской научить расставлять начальную позицию.
- Развивать логическое мышление, развивать творческую активность. Развивать творческую активность.
- Воспитывать навыки работы в коллективе.
Методы и приемы: проблемная ситуация, называние фигур с помощью кубика, расставление фигур под стихотворение, физминутка, раскрашивание раскраски, подведение итогов, награждение.
Оборудование: шахматные доски с фигурами; демонстрационная доска, раскраска пешки, карандаши.
1этап. Вводный приглашение в путешествие в шахматное королевство. Злая волшебница украла фигуры с доски. Чтоб их вернуть нужно назвать правильно фигуру, которая выпадет на волшебном кубике.
2 этап.
Расстановка фигур на доске.
Я смотрю на первый ряд, по краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней.
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены наши славные слоны.
И еще два поля есть.
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Злая волшебница украла черные пешки, пешек не хватает, что же делать? Нужно отправляться в дорогу. Повторяйте за мной.
Физминутка: раз два три четыре пять!
Вышли пешки погулять!
Король на месте стоит.
А куда ему спешить?
Прыгнет конь! Подковы звяк!
Необычен каждый шаг!
А ладья упряма ходит только прямо!
Вот мы и добрались. Берем карандаши в руки и раскрашиваем пешки в черный цвет. Не выходя за контур. (Раскраски повесить на демонстрационную доску.)
Вот и справились со всеми заданиями вернули все шахматные фигуры. (награждение).
Квест «Потерянные шахматные поля»
Задачи: Закреплять знания детей о шахматных фигурах, их положении на доске развивать ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление, память.
Воспитывать внимательность, желание выполнять логические задачи.
Методы и приемы: проблемная ситуация, игра найди фигуры, награждение, Оборудование: мольберт, шахматная доска бумажная, квадратики из бумаги 4*4 синего цвета, шахматные фигуры из бумаги.
План:
Проблемная ситуация: черный король украл черные клетки с шахматной доски чтоб их вернуть нужно пройти долгий путь. Выложить дорожку из шахматных полей.
1. Необходимо выложить шахматные поля по диагонали к островку.
2. Как мы выложили поля? Справились ли мы с этим заданием?
3. На острове стоит мольберт с магнитной шахматной доской, где нужно ладью доставить на верх.
4. Выложить дорожку по горизонтали.
5. Ответить на вопросы (викторина): Ходит ли слон по полям белого цвета? (да); может ли ладья пойти с белого поля на белое (да); какие фигуры стоят в углах доски? (Ладьи); какие фигуры находятся расположены между слонами и королями? (ферзи)
6. Выкладываем дорожку по вертикали
7. Расставляем все фигуры на шахматной напольной доске.
Сказка о шахматах
Тема: Ход пешки. Превращение пешки.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Демонстрационная шахматная доска, набор шахмат на каждой столе,
Задачи занятия:
Образовательные: познакомить детей с пешкой – показать, где стоит в начале игры, продолжать знакомить детей с шахматными правилами;
Развивающие: развитие образного и логического мышления; развитие ориентирования на плоскости; учить запоминать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: воспитание усидчивости, внимательности, самостоятельности.
План занятия:
1. Оргмомент.
2. Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.
3. Объяснение нового материала с помощью шахматной сказки.
4. Закрепление знаний. Ответы на вопросы «шахматной шкатулки».
5. Подведение итогов .
Ход занятия:
Оргмомент
Подготовка к изучению нового материала.
Повторение изученного ранее
– как называются улицы и переулки волшебной шахматной доски? (горизонтали, вертикали,
диагонали)
- какие шахматные фигуры вы знаете?
Объяснение нового материала.
В некотором царстве, в Шахматном государстве жили-были лёгкие фигуры – Слоны и Кони, тяжёлые фигуры – Ферзь и Ладьи, просто Король и просто пешки. Перед началом игры пешки прикрывали собой и тяжёлые фигуры, и лёгкие фигуры, и Короля.
- - (две команды, кто быстрее и правильнее расставит шахматы на шахматной доске,) Пока не было боя, пешки любили распевать песенку:
Мы – опора
Королевского престола Мы – пешки Короля. Тра-ля-ля-ля,
Шагаем лишь вперёд, А не наоборот.
По чину нам положен
Один короткий шаг, Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
Вот какие смелые и отважные были эти маленькие пешки – солдаты Короля, ни за что не отступят они назад, лучше погибнут. И нельзя им ходить ни вправо, ни влево, а только вперёд, по Уставу не положено.
Но была у пешек одна военная хитрость – ходили-то они вперёд, а врага рубили наискосок. И вот однажды одна маленькая, но шустрая пешка (все подружки называли её королевской – ведь она защищала самого короля) ринулась отважно в бой. А надо сказать, что у пешек были свои пешечные заповеди:
Начинать игру центральными пешками по вертикали: чтобы помешать продвижению пешек противника по это же дорожке. Пешка считается сильнее, когда она больше контролирует полей.
Все пешки, идущие в бой, становятся сильнее, когда наступают по одной горизонтали плотной цепью, как бы взявшись за руки.
Старайся выручить из беды пешку, которая «застряла» в пути, ей мешает двигаться вперёд пешка противника, стеной вставшая на пути. Даже ценой своей жизни спасай друзей.
Стремись как можно быстрее попасть на горизонталь. Всеми силами мешай это сделать противнику.
Вернёмся к нашей королевской пешке. Много испытаний выпало на её долю – ей угрожали вражеские пешки и Кони, Слоны и даже Ферзь. Хотели враги её уничтожить, но друзья спасали, да и сама пешка не раз выручала товарищей. С каждым шагом наша пешка становилась всё сильнее и сильнее. И вот пробралась она, наконец, на поле ближе к фигурам противника.
- И вот посмотрел Король на свою отважную и мужественную защитницу, оценил все её заслуги и издал указ «Повелеваю! Отныне любая из пешек, добравшаяся до последней горизонтали, может стать кем она захочет! И быть посему!»
Чёрный Король узнал о таком указе своего соперника и тоже издал такой же указ. С тех пор любая пешка, достигшая последней горизонтали, может стать даже Ферзём.
Закрепление знаний Вопросы «шахматной шкатулки»
•Когда пешки сильнее в своей защите?
Каких цветов бывают пешки?
Может ли пешка ходить по диагонали?
. Подведение итогов. Устное повторение правил ходов пешки.
• Как ходит пешка?
• Может ли пешка перепрыгивать через свои или чужие фигуры?
• Является ли пешка фигурой? (нет, она просто пешка)
• Может ли она стать фигурой, в каком случае?
• По каким линиям ходит пешка?
Физминутки
Мы – Шахматные пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки.
Наискосок – налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придём,
Фигуру новую берём
Конспект шахматного развлечения
«В гостях у шахматного короля»
Цель: закрепить знания детей о шахматной игре, определить функцию каждой из шахматной фигур на доске.
Задачи:
Вызвать интерес детей к шахматной фигуре король, сравнить ее с другими фигурами.
Упражнять детей в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, составлять и проговаривать вслух сложные предложения.
Принимать игровой образ и отражать его в движениях.
Закреплять умения договариваться о совместной деятельности в делах и играх.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование и материалы: костюм шахматного короля, записка, шахматная доска, шахматные фигуры, д/и «Шахматный мешочек», «Что изменилось», «Шахматная данетка» и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; дидактические игры: «Шахматный мешочек», «Кто в домике живет», «Что лишнее?»; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур.
Ход:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть | |
Педагог: Ребята, сегодня утром к нам в окно постучался необычный голубь. Он был как шахматная доска черно- белый, а в клюве у него был маленький сверток бумаги . Читаю вам записку: «Я великий Шах забрал вашу белую ладью и сегодня вы играть не сможете без нее. Ребята, а вы знаете от кого записка? Тогда слушайте. Давным-давно в Индии правил жадный и жестокий властелин великий Шах, он не слушал советы приближенных и довел государство до разорения. Что же нам теперь делать? Ребята, где мы будем искать ладью? Точно, давайте ребята, пойдем сегодня в гости к шахматному королю и спросим у него совета. | Дети заинтересованы сюрпризным моментом. Дети отвечают на вопрос. Дети делают предположение, и предлагают идти к шахматному королю в зал. |
1.Встреча с шахматным королем. | |
Шахматный король: Здравствуйте, ребята, я уже все знаю и помогу найти вам ладью. Только вы, ребята, можете освободить ладью из плена. Надо ответить на три волшебных вопроса, пройти игры, и тогда великий Шах отпустит ладью. | Дети здороваются с шахматным королем. |
2. Вопрос | |
Шахматный король: Вопрос первый: С каких полей начинает воевать король? Шахматный король: ребята запомните: основную роль играет в шахматах король! У короля короткий шаг, Он осторожен: близко враг... Когда ему объявлен шах – Сигнал тревоги, но не крах. А если он получит мат, Сдается сразу весь отряд! Давайте повторим все вместе. | Дети отвечают на вопрос, повторяют стихотворение. |
3. Дидактическая игра «Шахматный мешочек» | |
Педагог: В мешочке прячутся все шахматные фигуры сразу, вам нужно на ощупь определить фигуру и назвать ее. Затем показать фигуру всем детям. | Дети выполняют задание. |
4. Дидактическая игра «Что изменилось» | |
Педагог: Ребята, перед вами расставлены на магнитной доске 6 шахматных фигур. Закройте глаза, я убираю одну фигуру или меняю местами. Откройте глаза, посмотрите внимательно, что изменилось | Дети говорят, что изменилось |
5. Физминутка. Задание «Кто вперед» | |
Дети делятся на 2 команды. Строятся на обратной стороне шахматные доски. По сигналу «Начали» ребята ставят одну фигуру, одна команда – белые, вторая – черные, и так по очереди расставляют все фигуры и пешки. Подвести итог: кто правильно расставил фигуры, тот победитель. | Команды выполняют задание |
6 . Третий вопрос | |
Шахматный король: Четвертый вопрос великий Шах Расскажите кто ни будь что такое шахматная партия? | Дети: Партия – ты готов? Из отдельных состоит ходов. Что такое ход? Сейчас узнаем. Вот фигурку мы передвигаем С одного квадрата на другой – Совершает ход очередной... |
VIII. Дидактическая игра «Шахматная данетка» | |
Педагог: вы прячете фигуру, я задаю вопросы а вы отвечаете
| Дети играют в игру. |
Заключительная часть | |
Шахматный король: Получилось здорово! Все задания мы выполнили, на все вопросы ответили, а вот и наша белая ладья вернулась к нам. Педагог: Молодцы ребята, ваши знания, умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все трудности, которые были в этом удивительном путешествии. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, ребята, что вам понравилось больше всего? А что было самым трудным? | Дети отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по программе "Азбука шахматной игры" для детей 5-6 лет
Конспект занятия по программе «Азбука шахматной игры» для детей 5-6 летТема: Черно-белое королевствоЦель: Знакомство с шахматными фигурами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи:...
Рабочая программа кружка "Шахматная школа"
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Систе...
Занятие в "Шахматной стране" в 1 классе
Учимся играть в шахматы...
Дополнительная общеобразовательная программа «Малыш и музыка. Фортепиано»
Программа по обучению предмету фортепиано детей 4-6 лет....
Рабочая программа "Малыши - карандаши" по изобразительному искусству для детей, будущих первоклассников
Для каждого гражданина нашей страны было и остается значимым событием ежегодная подготовка к школе, а особенно волнительной кажется подготовка будущих первоклассников. Ребенок с нетерпение...
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 3 класса на 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...