Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год
рабочая программа

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №24 г.Химки и Учебного плана МБОУ СОШ №24 г.Химки.

           Программа предусматривает 34 учебных занятия, по 1 занятию в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2018_rp_shahmatnaya_azbuka_2_kl.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24г. Химки

       «СОГЛАСОВАНО»                                                           УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель директора по УВР                                              приказом директора 

                                                                                                       

 _________Д.О.Шестопалова                                                    от _______________ №______

                                               

___________________ 2018г.

Рабочая программа

кружка «Шахматная азбука»

для обучающихся 2 класса

на 2018-2019 учебный год

                                                      Составитель: учитель физики и математики Сутягина Н.А.

                                                          (авторская программа  шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина)

2018 год

Химки

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №24 г.Химки и Учебного плана МБОУ СОШ №24 г.Химки.

           Программа предусматривает 34 учебных занятия, по 1 занятию в неделю.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 К концу учебного года дети должны узнать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. 

К концу учебного года дети должны научиться: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.  

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:  

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  •  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:  

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

 -определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  1. Содержание курса

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ ( 6 ч)

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. (3 ч)

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. ( 4 ч)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. ( 4 ч)

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. (3 ч)

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. (14 ч)

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)

  1. Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 2 класс

№ урока

Дата по плану

Дата фактическая

Тема занятия

1. Краткая история шахмат. ( 6 ч)

1.

07.09

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное. Ходы

2.

14.09

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей.

3.

21.09

Краткая история шахмат.

4.

28.09

От чатуранги к шатранджу

5.

05.10

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

6.

12.10

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

2. Шахматная нотация. (3ч)

7.

19.10

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

8.

26.10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

9.

09.11

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.

3. Ценность шахматных фигур. (4 ч)

10.

16.11

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

11.

23.11

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

12.

30.11

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

13.

07.12

Ценность шахматных фигур. Защита.

4. Техника матования одинокого короля. ( 4 ч)

14.

14.12

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

15.

21.12

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

16.

28.12

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

17.

11.01

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

5. Достижение мата без жертвы материала ( 3 ч)

18.

18.01

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

19

25.01

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

20

01.02

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

6. Шахматная комбинация. ( 14 ч)

21.

08.02

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

22.

15.02

Матовые комбинации. Тема завлечения.

23.

22.02

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

24.

01.03

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

25.

15.03

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

26.

22.03

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

27.

05.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

28.

12.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

29.

19.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

30.

26.04

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки

31.

03.05

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  .  

32.

10.05

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

33.

17.05

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

34.

24.05

Типичные комбинации в дебюте.

резерв

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

  1. Лист корректировки календарно-тематического планирования

№ УРОКА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ

ПО ПЛАНУ

ДАНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2018-2019 учебный год. ФГОС

Рабочая программа по литературе  для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по...

Рабочая программа по истории для 9 класса на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по истории для 9 класса на 2018-2019 учебный год, А.Я.Юдовская,Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов...

Рабочая программа по математике в 11 классе на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа  по математике в 11  классе на 2018-2019 учебный год.  Учебники:  Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А.Н.Колмогоров - М.: Просвещен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Геометрия» 10 класс на 2018 – 2019 учебный год

Программа реализуется на базовом уровне. Программа составлена на основе следующих материалов:Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 7 класс на 2018 – 2019 учебный год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Геометрия» 7 класс на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику курса геометрии в 7 классе; место курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты ос...