Рабочая программа кружка «Шахматная азбука» для обучающихся 2 класса на 2018-2019 учебный год
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №24 г.Химки и Учебного плана МБОУ СОШ №24 г.Химки.
Программа предусматривает 34 учебных занятия, по 1 занятию в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2018_rp_shahmatnaya_azbuka_2_kl.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №24г. Химки
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО»
Заместитель директора по УВР приказом директора
_________Д.О.Шестопалова от _______________ №______
___________________ 2018г.
Рабочая программа
кружка «Шахматная азбука»
для обучающихся 2 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель физики и математики Сутягина Н.А.
(авторская программа шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина)
2018 год
Химки
- Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, в соответствии с ООП НОО МБОУ СОШ №24 г.Химки и Учебного плана МБОУ СОШ №24 г.Химки.
Программа предусматривает 34 учебных занятия, по 1 занятию в неделю.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года дети должны узнать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны научиться: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
- Содержание курса
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ ( 6 ч)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. (3 ч)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. ( 4 ч)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. ( 4 ч)
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. (3 ч)
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. (14 ч)
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.)
- Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 2 класс
№ урока | Дата по плану | Дата фактическая | Тема занятия |
1. Краткая история шахмат. ( 6 ч) | |||
1. | 07.09 | Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное. Ходы | |
2. | 14.09 | Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. | |
3. | 21.09 | Краткая история шахмат. | |
4. | 28.09 | От чатуранги к шатранджу | |
5. | 05.10 | Выдающиеся шахматисты нашего времени. | |
6. | 12.10 | Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. | |
2. Шахматная нотация. (3ч) | |||
7. | 19.10 | Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. | |
8. | 26.10 | Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. | |
9. | 09.11 | Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии. | |
3. Ценность шахматных фигур. (4 ч) | |||
10. | 16.11 | Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | |
11. | 23.11 | Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. | |
12. | 30.11 | Ценность шахматных фигур. Способы защиты. | |
13. | 07.12 | Ценность шахматных фигур. Защита. | |
4. Техника матования одинокого короля. ( 4 ч) | |||
14. | 14.12 | Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. | |
15. | 21.12 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля. | |
16. | 28.12 | Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. | |
17. | 11.01 | Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля. | |
5. Достижение мата без жертвы материала ( 3 ч) | |||
18. | 18.01 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | |
19 | 25.01 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | |
20 | 01.02 | Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | |
6. Шахматная комбинация. ( 14 ч) | |||
21. | 08.02 | Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. | |
22. | 15.02 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | |
23. | 22.02 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | |
24. | 01.03 | Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. | |
25. | 15.03 | Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». | |
26. | 22.03 | Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. | |
27. | 05.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | |
28. | 12.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. | |
29. | 19.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия | |
30. | 26.04 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки | |
31. | 03.05 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. . | |
32. | 10.05 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. | |
33. | 17.05 | Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. | |
34. | 24.05 | Типичные комбинации в дебюте. | |
резерв | Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). |
- Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ УРОКА | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ | СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ | |
ПО ПЛАНУ | ДАНО | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2018-2019 учебный год. ФГОС
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования по...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 5-8 классов на 2018-2019 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа по истории для 9 класса на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по истории для 9 класса на 2018-2019 учебный год, А.Я.Юдовская,Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов...
Рабочая программа по математике в 11 классе на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по математике в 11 классе на 2018-2019 учебный год. Учебники: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А.Н.Колмогоров - М.: Просвещен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Геометрия» 10 класс на 2018 – 2019 учебный год
Программа реализуется на базовом уровне. Программа составлена на основе следующих материалов:Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Алгебра» 7 класс на 2018 – 2019 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Геометрия» 7 класс на 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику курса геометрии в 7 классе; место курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты ос...