НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка
Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное реагирование методической службы на запросы и потребности педагогов. Это взаимодействие - важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galich_o.g.-tsennostno_smyslovoe.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
О.Г.Галич,
автор: методист дополнительного образования
МБУДО “Юность” г. Белгород
НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ, АССОЦИАЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
В РЕГИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Современный мир меняется слишком быстро. С каждым годом мы видим выпуск новых изобретений и инноваций, наша жизнь постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами. Интернет, искусственный интеллект, новые мобильные устройства – все это изменяет социальные системы и отношения, огромные перемены происходят в науке. И педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям. Знания сейчас устаревают очень быстро. Если раньше педагогу достаточно было выучиться на свою профессию один раз на всю жизнь, то теперь ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, изучать смежные и не очень области знания. Важно, чтобы он не только любил детей, был внимательным, добрым, и мог мотивировать их учиться, но и был информированным о новых методиках, владел современными технологиями, умел находить информацию самостоятельно – только тогда педагог будет компетентным специалистом.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагога. Каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. Важным фактором улучшения качества образовательной деятельности является организация работы методистов, курирующих их работу.
Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Методическая поддержка - это оперативное и перспективное реагирование методической службы на запросы и потребности педагогов. Это взаимодействие - важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы являются дифференциация, непрерывность и адресность при обязательной активной позиции педагога в поиске новых ресурсов саморазвития.
Главный способ решения этой задачи - предоставление свободы выбора методов и форм повышения квалификации, получение вариативной методической помощи, поддержка инициатив представления индивидуального опыта педагога.
Эффективность организации методической работы в сфере образования значительно повышается при условии перехода от форм репродуктивных, (информационных) к продуктивным (исследовательским), которые требуют активного участия самого педагога в процессе образования. Это существенно меняет его отношение к своей профессиональной деятельности: развивается самосознание, способность принимать участие в технологических, организационных, социальных инновационных мероприятиях.
В практике методистов образовательных учреждений для повышения квалификации и методической поддержки педагогов существуют традиционные формы работы:
- работа в едином образовательном пространстве
- проблемные семинары
- семинары-практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микро группы
- наставничество
- эстафеты педагогического мастерства
- педагогические советы
- повышение квалификации
Наряду с традиционными формами для повышения профессиональной компетентности педагогов целесообразно применять инновационные формы, такие как:
- «копилка» педагогического мастерства
- мастер-классы
- проектная деятельность
- создание банка инновационных идей
- стажерские площадки
- творческие конкурсы
- творческая лаборатория молодых специалистов
- издательская деятельность
Самая оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы и изменяющуюся ситуацию, безусловно - передовой опыт. Для пропаганды опыта лучших педагогов необходимо организовывать недели педагогического мастерства и методические декады, в рамках, проведения которых педагоги проводят открытые занятия и мероприятия, представляя свой лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе.
Для педагогов, изучающих передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет им наглядно увидеть, как можно применять различные образовательные ресурсы в работе с детьми, соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении того или иного успешного опыта в последующую работу.
С целью обучения педагогов эффективны мастер-классы, дающие возможность проникнуть в творческую лабораторию педагога, став свидетелем педагогического творчества и установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия (мероприятия), получая ответы на интересующиеся вопросы.
Но в «автономном режиме» преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малоэффективны. Поэтому необходимо постоянно взаимодействовать «обучающимся» педагогам с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий.
Совершенствование педагогической компетентности и повышение теоретического уровня педагогов во многом зависит от участия в обучающих семинарах разного уровня: Всероссийские, региональные, муниципальные и внутри учрежденские.
Важным и эффективным механизмом профессионального роста педагогов является создание в сфере образования общественных организаций, к которым относятся профессиональные педагогические ассоциации (ППА). Развитие этого направления взаимодействия педагогов подчеркивается и в национальном проекте «Образование», составной частью которого является Федеральный проект «Учитель будущего» (срок реализации 2019–2024 гг.), стимулирующим участие «педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций».
Показатели и критерии эффективности основных направлений деятельности ППА сгруппированы по следующим блокам:
- показатели организационно-управленческой деятельности;
- научно-исследовательской деятельности;
- учебно-методической деятельности;
- экспертно-аналитической деятельности;
- ценностно-нормативной деятельности;
- информационно-коммуникативной деятельности;
- координационно-развивающей деятельности.
Виды ППА в зависимости от уровня их функционирования
Международный уровень | Федеральный уровень | Региональный уровень | Муниципальный уровень |
Международные ассоциации педагогов. Европейские ассоциации педагогов | Всероссийские (общероссийские) ассоциации. Межрегиональные ассоциации | Региональная ассоциация Краевая ассоциация Областная ассоциация | Городская ассоциация Муниципальная ассоциация |
Создание международных ассоциаций затруднено в силу того, что в разных странах имеются существенные отличия в организации систем образования. Но, тем не менее, существуют такие ППА: Международная ассоциация педагогов, Международная ассоциация социальных педагогов, Международная ассоциация конфликтологов, Европейская ассоциация образования взрослых (ЕАЕА). Российским педагогам участие в таких международных педагогических организациях дает возможность изучить мировой инновационный опыт, продуктивные тенденции мировой практики, представить на международном уровне собственные концепции и практические разработки.
Всероссийские ассоциации в основном объединяют педагогов одной специальности ( учителей-предметников).
Межрегиональные ассоциации объединяют несколько региональных ППА, которые встречаются наиболее часто и имеют особое значение, развивая горизонтальные связи с партнерами и вертикальные с более крупными педагогическими ассоциациями.
Муниципальные (городские) ассоциации, создаются чаще всего на базе педагогических вузов и, как правило, всегда предусматривают различные виды работы со студентами, будущими педагогами, а также профориентационную работу со школьниками.
Ассоциации, инициированные институтами развития образования, делают основной акцент на учебно-методической работе с педагогами, а созданные по инициативе органов управления образованием - экспертно-аналитической. Если же ППА созданы по инициативе педагогов – они организуют мероприятия по обмену опытом работы и занимают защиту прав педагогов.
Инновационным направлением в сфере образования является создание научно-образовательных центров (НОЦ). Это объединение университетов, научных организаций и бизнеса, т.е. организаций, действующих в реальном секторе экономики. Ключевыми видами деятельности НОЦ являются исследовательская, инновационная, предпринимательская, инженерно-технологическая и образовательная. Проведение семинаров на базе НОЦ предусматривает подключение педагогов и специалистов, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.
Внутриучрежденческую методическую работу обычно проводят методисты и руководители МО (по направлениям). Они организуют работу по определенным направлениям, привлекая специалистов учреждения или педагогов, работающим с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков.
Соответствие цели форме методической поддержки
Цель | Форма |
Совершенствование педагогической техники | Семинары, практикумы, школа молодого педагога |
Совершенствование педагогического мастерства | Педагогические мастерские |
Развитие креативных способностей | Творческие группы |
Становление стиля педагогической деятельности | Клуб «Профессионал», мастер-классы, тренинги |
Формирование готовности к инновациям | Школа педагогического мастерства |
Формирование педагогической культуры | Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы |
Разработка авторских методик, программ, технологий | Проектировочные семинары |
Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы | Школа педагогического опыта, научно-методические семинары |
Диагностика этого выбора позволяет методистам проектировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательным запросом педагога.
Независимо от уровня методической поддержки необходимо, чтобы работа с педагогами была разнообразной по форме и по содержанию, что позволит выбрать наиболее адекватные в каждом случае методы взаимодействия с педагогами и повышение и роста уровня компетентности педагога. Безусловно, это должно быть связано с самоанализом и самооценкой личности и являться внутренним стимулом профессионального самоопределения.
Выделяют две группы форм методической работы:
К коллективным (групповым) относятся:
- активная лекция;
- деловая игра;
- защита авторских проектов;
- «круглый стол»;
- мастер-класс;
- методический консилиум;
- методическая оперативка;
- методическая мастерская;
- методический КВН;
- методический тренинг;
- «мозговой штурм»;
- научно-практические конференции;
- семинары (дидактические, проблемные, психолого-педагогические, пр.);
- панорама педагогических достижений;
- педагогическая дискуссия;
- педагогические чтения;
- практикумы;
- проблемно-ситуационная игра;
- ролевая игра;
- творческий диалог;
- творческий отчет;
- читательские и зрительские конференции;
- школа передового опыта;
- ярмарка методических идей;
- фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;
- рекламная акция.
К индивидуальным относятся:
- индивидуальная консультация;
- накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
- наставничество;
- проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
- постоянная работа над методической темой, представляющей
- профессиональный интерес;
- работа над личной творческой темой;
- работа с наставником;
- разработка собственных средств наглядности;
- разработка диагностических процедур, заданий и тестов;
- разработка собственной программы самообразования;
- разработка авторского курса и учебного пособия;
- рефлексия и анализ собственной деятельности;
- самостоятельное проведение исследований.
Алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства должны быть цикличными – а это всегда основа системности. Недаром бытует мнение, что «все течет, и ничего нет более постоянного, чем постоянные изменения».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно – методической работы / Р. В. Бессолицина // Методист. – 2006. – № 1. – С. 25–27.
2. Волченкова Г.И. Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления. Завуч.2005.-№5.-С.58.
3. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях / Н. В. Коростелева // Методист. – 2005. – № 4. – С. 17–21.
4. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы / Т. Т. Федорова // Методист. – 2005. – № 5. – С. 24–26.
5. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения/ Н. Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертиза методической разработки в профессиональном сообществе
Экспертиза собственной методической разработки в профессиональном сообществе...
1.1.Положительное заключение по итогам апробации методической разработки в профессиональном сообществе
Копии дипломов; рейтинговая таблица...
1.5.Положительные отзывы по итогам апробации (презентации) методической разработки в профессиональном сообществе
Отзыв, копии приказа, сертификата...
8. Участие в работе методических объединений, других профессиональных сообществ.
Профессиональный опыт....
Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...
Приказ Департамента образования Надымского района №1058 от 15.09.2022 «Об организации деятельности профессиональных сообществ», приложение 7
Руководитель группы специалистов, осуществляющих всесторонний анализ профессиональной деятельности аттестующихся педагогических работников образовательных организаций г. Надыма и Надымского района - ...
Современные модели и формы методической работы в региональной сфере образования
Аннотация: для пропаганды опыта лучших педагогов необходимо организовывать недели педагогического мастерства и методические декады, в рамках, проведения которых педагоги проводят открытые занятия и ме...