АДОП
рабочая программа
Адаптированнная дополнительная общеобразовательная программа является программой художественной направленности, то есть направлена на формирование знаний и практических умений у обучающихся простейшим основам изобразительной деятельности, которое определяет содержание учебного процесса и ориентирована на работу с детьми в дополнительном образовании.
Актуальность программы обоснована доступностью для овладения любым ребёнком вне зависимости от его психофизических особенностей. В процессе реализации программы выявляются и развиваются творческие способности ребенка с РАС независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания правополушарного и нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего развития.
Новизна программы заключается в возможности получения быстрого – уже с первых занятий — положительного результата в развитии изобразительных способностей за счёт адаптации обучающего материала и образовательной среды.
Данная программа имеет общеразвивающий характер и предоставляет возможность учащимся:
- развивать правое полушарие головного мозга;
- рисовать гуашевыми красками простые сюжеты с ипользованием шаблонов и нетрадиционных изобразительных инструментов;
- лепить простые формы;
- применять полученные знания и умения в жизни;
- уметь работать с такими средствами графического выражения как точка, линия, пятно;
- применять полученные знания и умения в жизни;
- участвовать в выставках и конкурсах.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучения изобразительной деятельности детей с РАС вне зависимости от их психофизических особенностей при использовании дифференцированного подхода.
Основная цель программы: Развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения правополушарных и нетрадиционных техник рисования с применением приёмов лепки. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Задачи:
Образовательные:
Научить рисовать простые сюжеты в правополушарной технике с применением нетрадиционных материалов, а также лепить фигурки из простых форм.
Воспитательные:
Сформировать положительное отношение к изобразительной продуктивной деятельности и окружающим людям.
Развивающие:
Способствовать обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики.
Программа предназначена для обучающихся 8-11 лет с расстройством аутистического спектра (РАС): для тех, кто только начинает заниматься этим видом творческой деятельности, но уже имеет элементарное представление о техниках рисования, а также тех, кто впервые познакомится с процессом рисования.
Объем программы: часов в неделю -1, всего часов на группу-36, всего часов в год- 324.
Срок обучения — один год. Форма организации деятельности – групповая.
Форма обучения: очная с возможным использованием дистанционных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adop_hudozhnik.docx | 96.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство
образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный центр развития детей»
(ГБОУ «Многопрофильный центр развития детей»)
603144 Нижний Новгород ИНН 5261036191 КПП 526101001
Анкудиновское шоссе, 24
Тел: (831) 465-01-02
Тел-факс 465-01-02
e-mail sanlesnaya@mail.ru
ПРИНЯТО
На заседании Педагогического совета
ГБОУ «Многопрофильный центр
развития детей»
От «31» августа 2023 года
Протокол №1
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«Художник»
возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Оболенская Марина Андреевна,
педагог дополнительного образования
г. Нижний Новгород
2023 год
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ………..…………………………………………...3
2.Учебный план ………………………………………………………………..6
3. Календарный учебный график
3.1.Периоды образовательной деятельности………………………………….7
3.2.Организация текущего контроля и промежуточной аттестации………....7
4.Рабочие программы
4.1.Рабочая программа «Волшебная гуашь»…….…….………………...……8
4.2.Рабочая программа «Я раскрашу этот мир»………………………………10
4.3.Рабочая программа «Пластилиновая фантазия»………………………….13
4.4.Рабочая программа «Волшебная глина» …… ……....................................15
5. Критерии оценки результатов программы………………………………18
6.Организационно-педагогические условия реализации Программы ...19
7.Список используемой литературы ………………………………….……21
Приложения……………………………………………………………………...22
Пояснительная записка
Программа реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования на базе Центра дополнительного образования «Школа полного дня» ГБОУ «Многопрофильный центр развития детей».
Программа разработана на основе Федерального Закона № 273 «Об образовании в РФ», «Конвенции ООН о правах ребенка», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", приказа Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и направлена на духовное и художественное развитие личности ребенка через приобщение к изобразительному искусству.
Адаптированнная дополнительная общеобразовательная программа является программой художественной направленности, то есть направлена на формирование знаний и практических умений у обучающихся простейшим основам изобразительной деятельности, которое определяет содержание учебного процесса и ориентирована на работу с детьми в дополнительном образовании.
Актуальность программы обоснована доступностью для овладения любым ребёнком вне зависимости от его психофизических особенностей. В процессе реализации программы выявляются и развиваются творческие способности ребенка с РАС независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания правополушарного и нетрадиционных техник рисования.
Новизна программы состоит в том, что использование метода правополушарного рисования позволяет развить творческие задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в которой ребёнок получает стимул для дальнейшего развития.
Новизна программы заключается в возможности получения быстрого – уже с первых занятий — положительного результата в развитии изобразительных способностей за счёт адаптации обучающего материала и образовательной среды.
Данная программа имеет общеразвивающий характер и предоставляет возможность учащимся:
- развивать правое полушарие головного мозга;
- рисовать гуашевыми красками простые сюжеты с ипользованием шаблонов и нетрадиционных изобразительных инструментов;
- лепить простые формы;
- применять полученные знания и умения в жизни;
- уметь работать с такими средствами графического выражения как точка, линия, пятно;
- применять полученные знания и умения в жизни;
- участвовать в выставках и конкурсах.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучения изобразительной деятельности детей с РАС вне зависимости от их психофизических особенностей при использовании дифференцированного подхода.
Основная цель программы: Развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения правополушарных и нетрадиционных техник рисования с применением приёмов лепки. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Задачи:
Образовательные:
Научить рисовать простые сюжеты в правополушарной технике с применением нетрадиционных материалов, а также лепить фигурки из простых форм.
Воспитательные:
Сформировать положительное отношение к изобразительной продуктивной деятельности и окружающим людям.
Развивающие:
Способствовать обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики.
Программа предназначена для обучающихся 8-11 лет с расстройством аутистического спектра (РАС): для тех, кто только начинает заниматься этим видом творческой деятельности, но уже имеет элементарное представление о техниках рисования, а также тех, кто впервые познакомится с процессом рисования.
Объем программы: часов в неделю -1, всего часов на группу-36, всего часов в год- 324.
Срок обучения — один год. Форма организации деятельности – групповая.
Форма обучения: очная с возможным использованием дистанционных образовательных технологий.
В процессе реализации программы предполагается использовать актуальные формы организации образовательного процесса:
- самостоятельная организация своего рабочего места;
- беседы, практические занятия по ознакомлению с правополушарными и нетрадиционными техниками рисования и лепке;
- дистанционное обучение с использованием информационных технологий;
- мастер-классы;
- творческое портфолио
- мини-выставки и выставки;
- конкурсы.
Все занятия кроме вводного имеют практико-ориентированный характер. Педагог использует демонстрационный метод выполнения творческих задач, выполняет те же задания одновременно с обучающимися и на собственном примере показывает, как решаются те или иные творческие задачи.
Количество обучающихся в группах не более 4-х человек. Количество групп – 9. Программа рассчитана на работу со всей группой.
Продолжительность занятий и режим занятий— 1 академический час— 1 занятие по 40 минут учебного времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
2. Учебный план
курс | Количество часов | Формы аттестации | ||
Теория | Практика | |||
1 | Волшебная гуашь | 1 | 8 | Творческая работа |
2 | Я раскрашу этот мир | - | 9 | Творческая работа |
3 | Пластилиновая фантазия | - | 10 | Творческая работа |
4 | Волшебная глина | - | 8 | Творческая работа |
ИТОГО 36 |
3.Календарный учебный график
Дата начала учебного года - 01.09.2023
Дата окончания учебного года - 27.05.2024
3.1.Периоды образовательной деятельности
1 четверть | 9 недель | 9 ч |
2 четверть | 9 недель | 9 ч |
3 четверть | 10 недель | 10 ч |
4 четверть | 8 недель | 8ч |
всего | 36 недель | 36 часов |
Каникулы с 27.05.2024 по 31.08 2024
3.2. Организация текущего контроля и промежуточной аттестации
1. Входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня готовности обучающихся к обучению по программе. Входной контроль проводится в форме изготовления творческого несложного задания. Результаты оцениваются по уровням оцениваемых навыков (оптимальный, достаточный, допустимый и недостаточный), которые отражены в аттестационном листе (Приложение2).
2. Текущий контроль осуществляется педагогом по итогам освоения курсов программы. Формой текущего контроля является творческая работа. Результаты оцениваются по уровням оцениваемых навыков (оптимальный, достаточный, допустимый и недостаточный), которые отражены в аттестационном листе (Приложение 2). Количество формируемых навыков постепенно наращивается после каждого курса.
3. Промежуточная аттестация проводится 1 раз в конце учебного года в виде творческого портфолио, по которому педагог заполняет аттестационный лист (Приложение 2) с результатами формирования навыков по изобразительной деятельности. Результаты оцениваются по уровням оцениваемых навыков (оптимальный, достаточный, допустимый и недостаточный). Оценивается работа за весь учебный год по всем формируемым навыкам.
4. Рабочие программы
4.1Рабочая программа «Волшебная гуашь»
Знакомство с программой и учебным планом. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности и правилам поведения. Ознакомление с возможностями изобразительного искусства посредством рисования гуашевыми красками.
Тема 1. Правила поведения на занятии (социальная история). Обучающимся с РАС необходимо предоставить наглядную информацию о том, что будет происходить на занятиях. Социальная история – наиболее доступный метод для обучения правилам поведения, характеризующийся предсказуемостью событий и тем самым снятию тревожности и улучшению поведения.
Тема 2. Входной контроль. Творческое задание «Цветок» (работа с шаблоном, красками, кистями, ватными палочками). Творческое задание выполняется по образцу в формате мастер-класса, используется простейший шаблон и минимальное количество используемых цветов. В процессе занятия заполняется диагностический лист, характеризующий процесс формирования навыков (Приложение 1)
Тема 3. «Воспоминания о лете». Рисование волн, песка, отпечатывание ракушки. Рисование волнообразных линий синего, голубого и белых цветов. Отпечатывание ракушки шаблоном из картофеля
Тема 4. «Русская береза». Рисование с помощью малярного скотча, ватных палочек, кисти, красок. Малярный скотч выступает в роли шаблона для ствола березы. Сначала рисуется фон, затем педагог отклеивает скотч и рисуется ствол, ветви и листья березы
Тема 5. «Ежик». Рисование с помощью шаблона, кистей, красок, палитры. Серый цвет получается за счет смешения черного и белого на палитре. Иголки рисуются тонкой кистью.
Тема 6. «Листопад». Отпечатывание листьев на листе бумаги. Рисование дождика.
Тема 7. «Тыква». Рисование с помощью шаблона, кистей, красок, палитры. Оранжевый цвет получается за счет смешения красного и желтого на палитре.
Тема 8. «Розы». Рисование с помощью шаблона, пакета, кисточек, красок
Тема 9. Текущий контроль. Творческая работа «Ежик с цветочком». Рисование с помощью шаблонов, пакета, палитры, кистей и красок
Планируемые результаты:
К концу изучения курса, обучающиеся будут:
- соблюдать правила поведения на занятии;
- уметь подготавливать свое рабочее место;
- соблюдать порядок на столе;
- соотносить цвета на визуальной инструкции с цветами красок;
- правильно использовать шаблон для рисования;
- различать фигуру и фон;
- соблюдать границы при закрашивании;
- уметь дорисовывать по образцу педагога;
- владеть основными приемами работы с кистью;
- владеть основными приемами работы с нетрадиционными инструментами для рисования;
- уметь смешивать краски на палитре по инструкции педагога;
- положительно относиться к изобразительной деятельности.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
Социальная история «Моё поведение на занятии» | 1 | Беседа | Наблюдение Опрос |
Входной контроль. Творческое задание «Цветок» (работа с шаблоном, красками, кистями, ватными палочками) | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
«Воспоминания о лете». Рисование волн, песка, отпечатывание ракушки | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Русская береза». Рисование с помощью малярного скотча, ватных палочек, кисти, красок | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Ежик». Рисование с помощью шаблона, кистей, красок, палитры | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Листопад». Отпечатывание листьев на листе бумаги. Рисование дождика | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Тыква». Рисование с помощью шаблона, кистей, красок, палитры | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Розы». Рисование с помощью шаблона, пакета, кисточек, красок | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Текущий контроль. Творческая работа «Ежик с цветочком». Рисование с помощью шаблонов, пакета, палитры, кистей и красок | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Всего часов | 9 |
4.2 Рабочая программа «Я раскрашу этот мир»
Процесс изобразительной деятельности не сводится рисованию за столом, мольбертом на листе бумаги. На данном этапе усвоения программы обучающиеся с РАС продолжают рисовать на листах бумаги и начинают знакомиться и пробовать рисовать на реальных предметах, украшая свой быт, свою жизнь.
Тема 1. «Осеннее дерево». Рисование с помощью коктейльной трубочки и ватных палочек. Выдувание из капли краски с помощью трубочки ствола и ветвей деревьев. Листья рисуются с помощью примакивания ватных палочек желтым и красным цветом.
Тема 2. «Ваза». Рисование с помощью шаблона, нанесение абстрактного узора примакиванием кисти
Тема 3. «Снеговик». Рисование с помощью шаблона на темном листе бумаги с использованием восковых мелков, кистей, гуаши, ватных палочек
Тема 4. «Гирлянда новогодняя». Рисование абстрактных узоров с помощью фломастера, кисточек, красок
Тема 5. Рисование снежинки с помощью шаблона, клея, красок, кисточек. Используется напечатанный контур снежинки
Тема 6. «Контур». Переведение контура на лист бумаги. Тренировочные упражнения для дальнейшей работы на готовом текстильном изделии.
Тема 7. «Декор изделий». Перевод контура изображаемой фигурки на реальное изделие (шоппер, футболку и т.д.)
Тема 8. «Декор изделий». Заполнение цветом контура изображаемой фигурки, использование ватных палочек
Тема 9. Текущий контроль. «Декор изделий». Мини-выставка готовых декоративных работ (шопперы, футболки)
Планируемые результаты:
К концу изучения курса, обучающиеся будут:
- соблюдать правила поведения на занятии;
- уметь подготавливать свое рабочее место;
- соблюдать порядок на столе;
- соотносить цвета на визуальной инструкции с цветами красок;
- правильно использовать шаблон для рисования;
- различать фигуру и фон;
- соблюдать границы при закрашивании;
- уметь дорисовывать по образцу педагога;
- владеть основными приемами работы с кистью;
- владеть основными приемами работы с нетрадиционными инструментами для рисования;
- переводить контур на реальное текстильное изделие;
- генерализировать свои навыки при работе с другими материалами;
- уметь смешивать краски на палитре по инструкции педагога;
- положительно относиться к изобразительной деятельности;
- участниками мини-выставки
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
«Осеннее дерево». Рисование с помощью коктейльной трубочки и ватных палочек | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
«Ваза». Рисование с помощью шаблона, нанесение абстрактного узора примакиванием кисти | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
«Снеговик». Рисование с помощью шаблона на темном листе бумаги с использованием восковых мелков, кистей, гуаши, ватных палочек | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Гирлянда новогодняя». Рисование абстрактных узоров с помощью фломастера, кисточек, красок | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Рисование снежинки с помощью шаблона, клея, красок, кисточек | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Контур». Переведение контура на лист бумаги. Тренировочные упражнения | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Декор изделий». Перевод контура изображаемой фигурки на реальное изделие (шоппер, футболку) | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Декор изделий». Заполнение цветом контура изображаемой фигурки, использование ватных палочек | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Текущий контроль. «Декор изделий». Мини-выставка готовых декоративных работ (шопперы, футболки) | 1 | Мини-выставка | Творческая работа |
Всего часов | 9 |
4.3 Рабочая программа «Пластилиновая фантазия»
Процесс изобразительной деятельности также не сводится только к рисованию. Создавать объекты изобразительного искусства можно с помощью пластичных материалов, например, пластилина.
Лепка из пластилина носит коррекционный характер, поскольку прекрасно развивает мелкую моторику, правое полушарие мозга, обогащает сенсорный опыт, а также снижает тревожность, формирует усидчивость, внимание.
Тема 1. «Колобок». Катание шарика, формирование личика. Показ картинок из сказки, шара, схемы лица (глаза, брови, нос, рот)
Тема 2. Лепка пенька на полянке для Колобка. Использование пластиковой крышки как основы для пенька, СД-диска – как основания для полянки.
Тема 3. Катание колбаски. Лепка улитки. Обучение скручиванию колбаски.
Тема 4. Пластилинография. Дерево из жгутиков по шаблону. Создание фона с помощью размазывания пластилина
Тема 5. Пластилинография. «На море». Смешивание, размазывание пластилина
Тема 6. Пластилинография «Орден Победы». Размазывание по контуру. Соблюдение границ при размазывании.
Тема 7. Пластилинография «Костер». Размазывание пластилина, приклеивание палочек
Тема 8. Пластилинография «Космос». Размазывание пластилина. Отщипывание маленьких кусочков, катание шариков с помощью пальцев
Тема 9. «Цветы из жгутиков». Размазывание пластилина, изготовление жгутиков, скручивание
Тема 10. Текущий контроль. Композиция «Корзиночка». Размазывание пластилина, изготовление жгутиков, шариков
Планируемые результаты:
К концу изучения курса, обучающиеся будут:
- соблюдать правила поведения на занятии;
- уметь подготавливать свое рабочее место;
- соблюдать порядок на столе;
- соотносить цвета на визуальной инструкции с цветами пластилина;
- различать фигуру и фон;
- соблюдать границы при размазывании пластилина;
- отщипывать пластилин;
- размазывать пластилин;
- катать колбаску, шарик;
- изготовление жгутиков;
- наложение жгутиков на контур;
- скручивание жгутиков и колбаски в спираль;
- скатывание маленьких шариков с помощью пальцев;
- уметь смешивать пластилин по инструкции педагога;
- положительно относиться к изобразительной деятельности;
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
«Колобок». Катание шарика, формирование личика | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
Лепка пенька на полянке для Колобка | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
Катание колбаски. Лепка улитки | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Пластилинография. Дерево из жгутиков по шаблону | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Пластилинография. «На море». Смешивание, размазывание пластилина | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Пластилинография «Орден Победы». Размазывание по контуру | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Пластилинография «Костер». Размазывание пластилина, приклеивание палочек | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Пластилинография «Космос». Размазывание пластилина. Отщипывание маленьких кусочков, катание шариков с помощью пальцев | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Цветы из жгутиков» | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Текущий контроль. Композиция «Корзиночка». Размазывание пластилина, изготовление жгутиков, шариков | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Всего часов | 10 |
4.4 Рабочая программа «Волшебная глина»
Лепка из глины, как и из пластилина, носит коррекционный характер. Глина позволяет изготовить творческий продукт, который может быть использован в повседневной жизни. Самым оптимальным является полимерная глина, благодаря относительной простоте использования. Для обучающихся с РАС очень важна генерализация навыков, то есть применение полученных навыков на других материалах.
Однако в данном курсе изначально продолжается обучение лепке из пластилина, возможна лепка из «легкого пластилина», а ближе к концу курса вводятся занятия с полимерной глиной.
Тема 1. «Бусы для мамы». Лепка шариков заданных размеров и цветов.
Тема 2. «Бусы для мамы». Сборка бус на нитку.
Тема 3. «Цветок». Лепка цветочка на палочке.
Тема 4. «Цветок». Лепка цветочка на палочке.
Тема 5. Раскатывание «легкого пластилина», использование нескольких цветов, работа с формочками. Тренировочные упражнения.
Тема 6. Брошь из полимерной глины «Калейдоскоп». Раскатывание глины, использование нескольких цветов, работа с формочками.
Тема 7. Декор карандаша из пластилина или «легкого пластилина». Тренировочные упражнения.
Тема 8. Текущий контроль. Декорирование ложки с помощью полимерной глины.
Планируемые результаты:
К концу изучения курса обучающиеся будут:
- соблюдать правила поведения на занятии;
- уметь подготавливать свое рабочее место;
- соблюдать порядок на столе;
- соотносить цвета на визуальной инструкции с цветами пластилина;
- работать с формочками;
- раскатывать пластилин;
- отщипывать пластилин;
- катать колбаску, шарик;
- расплющивать шарик из пластилина;
- изготовление жгутиков;
- скручивание жгутиков и колбаски в спираль;
- скатывание маленьких шариков с помощью пальцев;
- уметь смешивать пластилин по инструкции педагога;
- положительно относиться к изобразительной деятельности;
- генерализировать свои навыки при работе с другими материалами.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
«Бусы для мамы». Лепка шариков заданных размеров и форм | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
«Бусы для мамы». Сборка бус на нитку | 1 | Мастер-класс | Творческое задание |
«Цветок». Лепка цветочка на палочке | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
«Цветок». Лепка цветочка на палочке | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Раскатывание «легкого пластилина», использование нескольких цветов, работа с формочками. Тренировочные упражнения | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Брошь из полимерной глины «Калейдоскоп». Раскатывание глины, использование нескольких цветов, работа с формочками | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Декор карандаша из пластилина или «легкого пластилина». Тренировочные упражнения | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Текущий контроль. Декорирование чайной ложки (с помощью полимерной глины) | 1 | Мастер-класс | Творческая работа |
Всего часов | 8 |
5.Критерии оценки результатов программы
В соответствии с установленными критериями определяется уровень освоения программы обучающимся.
Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Допустимый уровень | Недостаточный уровень |
5 балла | 4 балла | 3 балла | 2 балла |
Самостоятельно выполняет предложенные задания | Способен самостоятельно выполнить предложенные задания (иногда, только в определённых условиях), допускает ошибки, которые можно исправить по замечанию учителя | Предложенное задание выполняет с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно | Не понимает смысл задания и не выполняет его совместно с учителем, не принимает помощь учителя |
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Результаты промежуточной аттестации заносятся в аттестационные листы. Отдельно разработан лист для оценки формирования навыков рисования и лепки.
6.Организационно-педагогические условия реализации Программы
6.1.Условия реализации программы
6.1.1 Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Оснащение кабинета: мольберт, парты, стулья, стеллаж для папок, комод для художественных материалов.
6.1.2 Информационное обеспечение
Методические пособия:
1. Выставка изделий
2. Книги и иллюстрации
3. Этапы выполнения работы
4. Образцы изделий
6.1.3 Методическое обеспечение реализации Программы
Программа «Художник» составлена с учётом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся.
Ресурсное обеспечение (расходные материалы):
- пластилин, стеки, полимерная глина, «легкий пластилин»
- картон,
- клей,
- материалы для нетрадиционных техник рисования,
- гуашь и кисточки,
- фломастеры,
- альбомные листы, ватманы,
- салфетки
6.1.4 Описание кадровых условий реализации Программы
Требования к кадровым условиям включают:
- уровень квалификации педагогического работника образовательной организации данной Программы
- непрерывность профессионального развития педагогического работника образовательной организации, реализующей Программу
6.1.5 Психолого-педагогические условия реализации Программы
К психолого-педагогическим условиям реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы являются:
- обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к уровню начального общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
- обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.
7. Список используемой литературы
- Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
- Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
- Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
- Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
- Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
- Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
- Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
- Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005
- Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
- Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
- Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2- 7 лет. Грибовская, Холезова – Зацепина., Сфера, 2012г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010.- 144 с. вкл, переиздание дораб. и доп.
Приложение 1
Недельный рабочий график
Группа | День недели | Время |
1 | понедельник | 16.20-17.00 |
2 | вторник | 15.30-16.10 |
3 | вторник | 16.20-17.00 |
4 | среда | 15.30-16.10 |
5 | среда | 16.20-17.00 |
6 | четверг | 15.30-16.10 |
7 | четверг | 16.20-17.00 |
8 | пятница | 15.30-16.10 |
9 | пятница | 16.20-17.00 |
Приложение 2
Аттестационный лист
Ф.И. обучающегося___________________________________________
Возраст____________ Год обучения в объединении___________
Входной контроль Творческое задание «Цветок» (работа с шаблоном, красками) | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов по визуальной инструкции | ||||
3 | Умение открывать баночки с красками | ||||
4 | Умение закрывать баночки с красками | ||||
5 | Правильное расположение шаблона на листе (по образцу) | ||||
6 | Правильное положение фломастера в руке | ||||
7 | Умение придерживать шаблон рукой при обведении | ||||
8 | Замыкание линии при обведении шаблона | ||||
9 | Дорисовывание простых деталей по образцу | ||||
10 | Различение цветов по визуальной подсказке | ||||
11 | Различение фигуры и фона | ||||
12 | Понимание и выполнение инструкции «Помой кисточку» | ||||
13 | Понимание и выполнение инструкции «Макни кисточку в воду» | ||||
14 | Макание кисточки в баночку с краской до оптимального уровня (только щетинистую часть) | ||||
15 | Раскрашивание фона | ||||
16 | Соблюдение границ при раскрашивании | ||||
17 | Примакивание кистью в фоновой части рисунка | ||||
18 | Раскрашивание цветка по образцу | ||||
19 | Заполнение серединки цветка с помощью ватных палочек | ||||
20 | Отпечатывание ватными палочками при соблюдении границ | ||||
21 | Отпечатывание ватными палочками при соблюдении ее вертикального положения | ||||
22 | Умение вовремя по необходимости макнуть кисточку в воду, краску самостоятельно | ||||
23 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
24 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
25 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Текущий контроль по результатам курса «Волшебная гуашь» Творческая работа «Ежик с цветком» (работа с шаблоном, красками) | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов по визуальной инструкции | ||||
3 | Умение открывать баночки с красками | ||||
4 | Умение закрывать баночки с красками | ||||
5 | Правильное расположение шаблона на листе (по образцу) | ||||
6 | Правильное положение фломастера в руке | ||||
7 | Умение придерживать шаблон рукой при обведении | ||||
8 | Замыкание линии при обведении шаблона | ||||
9 | Дорисовывание простых деталей по образцу | ||||
10 | Различение цветов по визуальной подсказке | ||||
11 | Различение фигуры и фона | ||||
12 | Понимание и выполнение инструкции «Помой кисточку» | ||||
13 | Понимание и выполнение инструкции «Макни кисточку в воду» | ||||
14 | Макание кисточки в баночку с краской до оптимального уровня (только щетинистую часть) | ||||
15 | Раскрашивание фона | ||||
16 | Соблюдение границ при раскрашивании | ||||
17 | Примакивание кистью в фоновой части рисунка | ||||
18 | Смешивание двух цветов (белый и черный) на палитре | ||||
19 | Раскрашивание ежика | ||||
20 | Рисование колючек и травки тонкой кисточкой | ||||
21 | Отпечатывание розы пакетом (нетрадиционная техника) | ||||
22 | Соотношение двух изображаемых фигур на листе (избегание наложения фигур друг на друга) | ||||
23 | Рисование мелких деталей (глаз, нос) тонкой кисточкой | ||||
24 | Различение толстой и тонкой кисточки по показу | ||||
25 | Умение вовремя по необходимости макнуть кисточку в воду, краску самостоятельно | ||||
26 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
27 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
28 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Текущий контроль по результатам курса «Я раскрашу это мир» Творческая работа «Декор изделий» (работа с контуром) | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов по визуальной инструкции | ||||
3 | Умение открывать баночки с красками | ||||
4 | Умение закрывать баночки с красками | ||||
6 | Правильное положение фломастера в руке | ||||
Умение переводить контур на реальное изделие | |||||
10 | Различение цветов по визуальной подсказке | ||||
11 | Различение фигуры и фона | ||||
12 | Понимание и выполнение инструкции «Помой кисточку» | ||||
13 | Понимание и выполнение инструкции «Макни кисточку в воду» | ||||
14 | Макание кисточки в баночку с краской до оптимального уровня (только щетинистую часть) | ||||
15 | Раскрашивание фона | ||||
16 | Соблюдение границ при раскрашивании | ||||
17 | Различение лицевой и изнаночной стороны текстильного изделия | ||||
25 | Умение вовремя по необходимости макнуть кисточку в воду, краску самостоятельно | ||||
26 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
27 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
28 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
Генерализация своих навыков при работе с другими материалами | |||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Текущий контроль по результатам курса «Пластилиновая фантазия» Творческая работа Композиция «Корзиночка» | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов пластилина по визуальной инструкции | ||||
3 | Умение открывать коробку с пластилином | ||||
4 | Умение закрывать коробку с пластилином | ||||
5 | Разминание пластилина | ||||
6 | Отщипывание пластилина | ||||
7 | Отрезание пластилина стекой | ||||
8 | Смешивание пластилина | ||||
9 | Размазывание пластилина на плоскости | ||||
10 | Катание шарика | ||||
11 | Сборка бусин из пластилина на нитку | ||||
12 | Катание колбаски | ||||
13 | Изготовление жгутиков | ||||
14 | Скручивание жгутиков и колбасок в спираль | ||||
15 | Наложение жгутиков на контур | ||||
16 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
17 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
18 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Текущий контроль по результатам курса «Волшебная глина» Творческая работа «Декорирование чайной ложки» | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов пластилина по визуальной инструкции | ||||
3 | Разминание глины | ||||
4 | Отщипывание глины | ||||
5 | Расплющивание шариков глины | ||||
6 | Смешивание глины | ||||
7 | Катание шарика | ||||
8 | Катание колбаски | ||||
9 | Изготовление жгутиков | ||||
10 | Скручивание жгутиков и колбасок в спираль | ||||
11 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
12 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
13 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
14 | Генерализация полученных навыков на других материалах | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Промежуточный контроль навыков рисования «Творческое портфолио» | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов по инструкции | ||||
3 | Умение открывать баночки с красками | ||||
4 | Умение закрывать баночки с красками | ||||
5 | Правильное расположение шаблона на листе (по образцу) | ||||
6 | Правильное положение фломастера в руке | ||||
7 | Умение придерживать шаблон рукой при обведении | ||||
8 | Замыкание линии при обведении шаблона | ||||
9 | Дорисовывание простых деталей по образцу | ||||
10 | Различение цветов по визуальной подсказке | ||||
11 | Различение фигуры и фона | ||||
12 | Понимание и выполнение инструкции «Помой кисточку» | ||||
13 | Понимание и выполнение инструкции «Макни кисточку в воду» | ||||
14 | Макание кисточки в баночку с краской до оптимального уровня (только щетинистую часть) | ||||
15 | Раскрашивание фона | ||||
16 | Соблюдение границ при раскрашивании | ||||
17 | Примакивание кистью в фоновой части рисунка | ||||
18 | Смешивание нескольких цветов на палитре | ||||
19 | Раскрашивание фигуры | ||||
20 | Рисование тонкой кисточкой линий | ||||
21 | Отпечатывание | ||||
22 | Соотношение двух изображаемых фигур на листе (избегание наложения фигур друг на друга) | ||||
23 | Различение лицевой и изнаночной стороны текстильного изделия | ||||
24 | Рисование мелких деталей простой формы | ||||
25 | Различение толстой и тонкой кисточки по показу | ||||
26 | Умение вовремя по необходимости макнуть кисточку в воду, краску самостоятельно | ||||
27 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
28 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
29 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
30 | Генерализация своих навыков на другом материале | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
Промежуточный контроль навыков лепки «Творческое портфолио» | |||||
№ | Формируемые навыки | баллы | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Подготовка рабочего места (взять папку, достать и разложить необходимые принадлежности с помощью вербальной инструкции и визуальных подсказок) | ||||
2 | Подготовка только необходимых цветов пластилина по визуальной инструкции | ||||
3 | Умение открывать коробку с пластилином | ||||
4 | Умение закрывать коробку с пластилином | ||||
5 | Разминание пластилина, глины | ||||
6 | Отщипывание пластилина, глины | ||||
7 | Отрезание пластилина стекой | ||||
8 | Смешивание пластилина, глины | ||||
9 | Размазывание пластилина на плоскости | ||||
10 | Катание шарика | ||||
11 | Сборка бусин из пластилина на нитку | ||||
12 | Катание колбаски | ||||
13 | Расплющивание шариков глины | ||||
14 | Изготовление жгутиков | ||||
15 | Скручивание жгутиков и колбасок в спираль | ||||
16 | Наложение жгутиков на контур | ||||
17 | Соблюдение порядка на рабочем столе с помощью визуального структурирования на парте | ||||
18 | Соблюдение правил поведения на занятии | ||||
19 | Позитивное отношение к процессу изобразительной деятельности | ||||
20 | Генерализация полученных навыков на другом материале | ||||
Итого: | |||||
Средний балл: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДОП Рабочая программа: "Компьютерная графика"
Адаптированная общеразвивающая программав области изобразительного искусства«ДИЗАЙН»...
Реализация АДОП "Волшебная кисть" на занятиях внеурочной деятельности
Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной программы "Вошебная кисть"...
АДОП социально – педагогической направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) «Развивайка»
Адаптированные дополнительные общеразвивающие программы социально – педагогической направленности «Развивайка» адресованы детям дошкольного возраста с нарушениями развития опорно-дви...
АДОП социально – педагогической направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) «Развивайка»
Адаптированные дополнительные общеразвивающие программы социально – педагогической направленности «Развивайка» адресованы детям дошкольного возраста с нарушениями развития опорно-дви...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АДОП (для обучающегося с ЗПР)
Индивидуальный план коррекционной работы учителя-логопеда, для обучающегося по АДОП(адаптированная дополнительная общеобразовательная программа) с ЗПР- 1 класс....