Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие речи»
рабочая программа
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, в решении которой заинтересованы образовательные учреждения и родители, а успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе. В нашем современном технологическом обществе дети зачастую умеют пользоваться сложной техникой, а связно изложить свои мысли не могут и это является проблемой для родителей и школы в дальнейшем. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi.docx | 342.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Кагальницкий Центр творчества Азовского района
ПРИНЯТО/СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Директор МБУ ДО КЦТ
педагогического совета _____________Н. В. Уланкин
Протокол от «__» _______202_г. Приказ от «__» _______ 202__ г.
№ __ № __
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально-гуманитарной направленности
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Вид программы: модифицированная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Срок реализации: 72 часа, 1 год обучения:
Условия реализации программы:
социальный сертификат
ID номер программы в АИС «Навигатор
______________
Разработчик:
Примакова Мария Петровна,
педагог дополнительного образования
с. Кагальник
2023 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. | 3 |
II. | УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. | 7 |
2.1 Учебный план. | 7 | |
2.2. Содержание учебного плана. | 12 | |
2.3. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год. | 20 | |
III. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. | 30 |
3.1. Условия реализации программы. | 30 | |
3.2. Формы контроля и аттестации. | 30 | |
3.3. Планируемые результаты. | 30 | |
IV. | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. | 32 |
V. | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. | 33 |
VI. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. | 37 |
VII. | ПРИЛОЖЕНИЕ. | 38 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Законом РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ №678-р от 31 марта 2022 г., приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, Уставом МБУ ДО Кагальницкого Центра творчества, Концепцией и программой развития ЦТ до 2023 года.
Программа «Развитие речи» модифицированная, разработана на основе комплексной дополнительной общеразвивающей программы предшкольной подготовки «Ступени», авторы разработчики: Григорьева Л.П., Тарасенко А.В., Примакова М.П., Потапенко Л.Н….
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, в решении которой заинтересованы образовательные учреждения и родители, а успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной школе. В нашем современном технологическом обществе дети зачастую умеют пользоваться сложной техникой, а связно изложить свои мысли не могут и это является проблемой для родителей и школы в дальнейшем. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.
Подготовка к школе многогранный, последовательный и долгий процесс педагогического воздействия на ребёнка. Главное в предшкольной подготовке – это не специализированные занятия по загрузке детей школьными знаниями, а сочетание физиологической, умственной и психологической готовности детей. Ребёнок должен быть здоров, жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слышать и слушать, действовать вместе, выполнять требования педагога.
Одной из приоритетных задач предшкольной подготовки можно считать речевое развитие ребенка, а занятия по программе «Развитие речи» решают эту проблему и направлены не только на развитие речи, но и представлений об окружающем мире и ознакомление с грамотой.
Отличительная особенность данной программы обусловлена использованием системно – деятельного и комплексного подходов к развитию связной речи в условиях образовательного учреждения. Она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования. Занятия не дублируют школьную программу первого класса, и направлены не только на развитие речи, но и на ознакомление с грамотой, окружающим миром и действительностью. Особое внимание уделяется развитию таких психических процессов как: память, внимание, мышление и др., формированию и развитию творческих способностей каждого ребенка индивидуально. Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера.
Цели программы:
- создание условий для успешной адаптации детей к условиям школы, полноценного речевого развития, обеспечить преемственность дошкольного и начального образования для единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс.
Задачи программы:
- Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения;
- Развивать грамматический строй речи, умения связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- Обогащать словарный запас, прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;
- Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать предпосылки к учебной деятельности (умение принять учебную задачу, выполнить ее, умение взаимодействовать со сверстниками, а также развитие самоконтроля);
- Работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение;
- Расширить представление детей об окружающей действительности;
- Закреплять и совершенствовать умение делить слоги и воспроизводить звуковой анализ слов;
- Поддерживать инициативу и самостоятельность детей, бережно относиться к результатам творческой речевой деятельности детей.
Характеристика программы:
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Тип программы: общеразвивающая.
Вид программы: модифицированная, разработана на основе комплексной дополнительной общеразвивающей программы предшкольной подготовки «Ступени», авторы разработчики: Григорьева Л.П., Тарасенко А.В., Примакова М.П., Потапенко Л.Н….
Уровень освоения обучающимися: ознакомительный.
Объём и срок освоения программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи» рассчитана на один год обучения.
Занятия проводятся: 2 раза в неделю - по 1 часу, 72 часа в год;
Длительность занятий 30 минут, перемена 10 минут.
Форма обучения:
Основная форма обучения – очная, занятия групповые.
Адресат программы, наполняемость групп:
Программа предназначена для детей 5 - 7 лет.
Состав групп постоянный, одновозрастной.
Количество обучающихся в группе от 12 до 20 человек, группы формируются по возрасту.
Возрастные особенности речи:
К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Поэтому успешное речевое развитие залог успешности ребенка в школьной жизни.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас ребенка. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение слова) и синтаксического (построение фразы) порядка. Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.
Особенности развития речи в дошкольном возрасте:
— речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
— появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
— ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
— ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
— речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
— речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.
Для достижения поставленных целей и задач программа базируется на следующих принципах:
- Принцип сознательности и активности – процесс обучения строится так чтобы каждый чувствовал себя участником процесса обучения и осознавал для чего он получает знания и навыки;
- Принцип доступности и последовательности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей учебный процесс построен «от простого к сложному»;
- Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянная опора на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- Принцип творческого, развивающего обучения – основа этого принципа «Учить учиться», он предусматривает развитие у каждого обучающегося умение самостоятельно мыслить и размышлять;
- Принцип комфортности в обучении – создание для каждого ребенка ситуаций успеха и атмосферы доброжелательности;
Формы занятий:
- занятие;
- занятие – путешествие;
- занятие – сказка;
- занятие – творчество;
- тематические занятия;
- интегрированные занятия;
- комбинированные занятия;
Методы и приемы:
- беседа;
- игровые методы;
- познавательный рассказ;
- демонстрационные методы;
- наблюдение;
- опрос, обсуждение.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
2.1. Учебный план.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы. | Кол-во часов | Форма контроля и аттестации | ||
теор. | прак. | итого | |||
1 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа, игры с творческими заданиями, наблюдение |
2 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра - путешествие |
3 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
4 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
5 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, дидактические игры |
6 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
7 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими занятиями |
8 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
9 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
10 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
11 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
12 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
13 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие. |
14 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
15 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
16 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
17 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
18 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
19 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
20 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
21 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие |
22 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
23 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
24 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
25 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие |
26 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
27 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
28 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
29 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
30 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
31 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
32 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
33 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие |
34 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
35 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
36 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
37 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение |
38 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
39 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
40 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
41 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
42 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
43 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие. |
44 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
45 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, презентация, игры, обсуждение |
46 | Звук «Ж». Буквы Ж, ж. | 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
47 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, презентация, обсуждение |
48 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
49 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение беседа |
50 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
51 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими заданиями |
52 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
53 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими заданиями |
54 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
55 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра - путешествие |
56 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
57 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, презентация и обсуждение |
58 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
59 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа |
60 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
61 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
62 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
63 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
64 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
65 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, обсуждение |
66 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
67 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
68 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение |
69 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение |
70 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие |
71 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие |
72 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие с творческими заданиями, награждение |
Итого | 36 | 36 | 72 |
2.2. Содержание учебного плана.
Тема № 1. Давайте познакомимся. Какой я?
Теория: Приветствие «Волшебный клубочек». Ритуал начала занятий «Дружба начинается с улыбки». Игра «Назови себя». Беседа, «Какие мы разные». Игра «Волшебный круг». Ритуал прощания «Солнечные лучики».
Тема № 2. Путешествие в Звукоград.
Теория: По улице гласных звуков. Почему их так называют? В каких домиках они живут? Загадка про аиста. Звуковой анализ слова «аист». Игра «Дети-звуки». Игра «Звук заблудился». Я какой? Игра «Имя короткое − длинное». По улице твердых и мягких согласных звуков. Почему их так называют? Игры «Твердый − мягкий», «Звук заблудился». Загадки. Игры «Какой звук первый?», «Доскажи словечко». Звуковой анализ слов «мишка», «мышка». Что я умею?
Тема № 3. Чтение и пересказ сказки «Лиса и рак.
Теория: Чтение сказки. Рассматривание картины «Лиса с лисятами». Повторное чтение сказки. Вопросы по содержанию. Пересказ сказки детьми. Игра «Большой и маленький
Тема № 4. Звук «А», буквы А, а.
Теория: Путешествие к букве А. Звуковой анализ слов «автобус». Встреча с доктором Айболитом. Артикуляционная гимнастика. Экскурсия в зоопарк (встреча с животными). Знакомство с буквами А, а. Стихотворение про букву А Прописывание буквы А в воздухе каждым пальцем правой и левой руки. Называние слов со звуком [а]. Звуковой анализ слова «аист». Выкладывание буквы А из спичек.
Тема № 5. Дары осени.
Теория: Рассматривание картинок и изображением овощей и фруктов. Игры «Эрудит», «Какого цвета?», «Один и много», «Большой и маленький».
Тема № 6 Звук «У», буквы У, у.
Теория: Звуковой анализ слова «паук». Фонетическая зарядка. Сказка про маленького паучка. Называние слов со звуком [у]. Знакомство с буквами У, у. Прописывание буквы У в воздухе. Игры «Доскажи словечко», «Хлопок − молчок». Выкладывание буквы «У» из фасоли.
Тема № 7. Что за прелесть эти сказки?
Теория: Знакомство с устным народным творчеством в сказках (присказки, песенки, пословицы, поговорки). Составление сказок детьми по сюжетным картинкам.
Тема № 8. Звук «О», буквы О, о.
Теория: Звуковой анализ слова «ослик». Сказка про ослиный огород. Называние слов со звуком [о]. Знакомство с буквами О, о. Стихи про букву О. Игра «Найди звук» Прописывание буквы О в воздухе каждым пальцем правой и левой руки. Звук заблудился. Выкладывание буквы О из фасоли.
Тема № 9. Рассказывание из личного опыта «Моя семья».
Теория: Рассматривание картины «Семья». Дидактические игры «Подбери признак», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Кто для кого?». Игра «Кто с кем?». Рассказы детей о своей семье.
Тема № 10. Звуки «М», «МЬ». Буквы М, м.
Теория: Звуковой анализ слов «мышка», «мишка». Знакомство с буквой М. Прописывание буквы М в воздухе. Сказка про Машу и Мишу. Называние слов со звуком [м', м]. Доскажи словечко. Выкладывание буквы М из спичек.
Звуковой анализ слова «мыло». Стихотворение про мишку. Игра «Камень − вата». Игра «Найди звук».
Тема № 11. Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила».
Теория: Загадки об осени. Беседа об осени. Игра «Назови признак осени». Рассматривание картин об осени. Чтение стихотворения. Разбор стихотворения. Повторное чтение. Рассказывание стихотворения детьми.
Тема № 12. Звуки «С», «СЬ». Буквы С, с.
Теория: Слого-звуковой анализ слов «свинья» и «сорока». Знакомство с буквой С. Прописывание буквы «С» в воздухе. Сказка про свинью, «Доскажи словечко». Чтение и составление слов. Упражнение в называние слов со звуком [с', с]. Выкладывание буквы С из фасоли.
Тема № 13. Транспорт. Профессии на транспорте.
Теория: Беседа «Для чего нужен транспорт». Упражнение «Покажи и назови» (с использованием предметных картинок). Игра «Уличное движение». Упражнения «Кто чем управляет?», «Найди пару» (подбор картинок с изображением человека и транспорта). Игра «Отгадай-ка».
Тема № 14. Звуки «Х», «ХЬ». Буквы Х, х.
Теория: Звуковой анализ слов «хлеб», «хитрец». Знакомство с буквой Х. Прописывание буквы Х в воздухе. На что похожа буква? Сказка про хомяка−хвастуна. Упражнение в называние слов со звуком [х', х]. Чтение слов и предложений. Выкладывание буквы Х из фасоли. Игры «Буква потерялась», «Слова рассыпалось», «Доскажи словечко».
Тема № 15. Золотая осень.
Теория: Приметы золотой осени. Петрушкины загадки. Игры «Отгадай-ка», «Куда, где, откуда». Упражнения «Послушай и найди», «Посмотри и объясни».
Тема № 16. Звуки «Р», «РЬ». Буквы Р, р.
Теория: Звуковой анализ слов «звери», «ракета». Сказка про рыжий город. Игры «Новая квартира», «Доскажи словечко». Составление слов и предложений. Упражнение в называние слов со звуком [р', р]. Выкладывание буквы Р из спичек. Игра «Хлопок − молчок». Скороговорка. Составление, слов и предложений.
Тема № 17. Перелетные и зимующие птицы.
Теория: Чтение стихотворения А. Плещеева «Скучная картина». Загадки. Игра «Незнайка - фотограф (птица представлена в контурном и силуэтном изображении). Понятия «лететь клином», «цепочкой», «стайкой». Задание «Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих».
Тема № 18. Звук «Ш». Буквы Ш, ш.
Теория: Звуковой анализ слова «шары». Знакомство с буквой Ш. Сказка про Машу. Упражнение в называние слов со звуком [ш]. Чтение и составление слов. Игра «Пойдем в магазин». Выкладывание буквы Ш из спичек.
Тема № 19. Моё село - крупиночка России.
Теория: Беседа о с. Кагальник. История возникновения села. Природа села и его окрестностей. Учреждения, памятники. Животный мир нашего края.
Тема № 20. Звук «Ы», буква ы.
Теория: Звуковой анализ слова «мышка». Сказка про Мышку и Цыпа. Называние слов со звуком [ы]. Знакомство с буквой Ы. Прописывание буквы Ы в воздухе. Стихи про букву Ы. Игры «Кто больше?», «Камень − вата». Выкладывание буквы Ы из спичек.
Тема № 21. Мы живем в России.
Теория: Прослушивание песни «С чего начинается Родина». Знакомство с глобусом. Народы, проживающие на территории России. Чтение пословиц о Родине.
Тема № 22. Звуки «Л», «ЛЬ». Буквы Л, л.
Теория: Звуковой анализ слов «лопата», «листья». Знакомство с буквой Л. Прописывание буквы Л в воздухе. Игры «Услышь звук», «Хлопок − молчок». Зоопарк. Составление и чтение слов с буквой Л. Упражнение в называние слов со звуком [л', л]. Выкладывание буквы Л из фасоли.
Тема № 23. Составление рассказа по сюжетным картинкам на осеннюю тему.
Теория: Рассматривание картины И.С. Остроухова «Золотая осень», сюжетных картинок на осеннюю тему. Чтение стихотворения. Подбор слов-действий. Рассказы детей.
Тема № 24. Звуки «Н», «НЬ». Буквы Н, н.
Теория: Звуковой анализ слова «Никита». Знакомство с буквой Н. Рассказ про Никиту. Упражнение в называние слов со звуком [н', н]. Составление слов с буквой Н. Выкладывание буквы Н из спичек.
Прописывание буквы Н в воздухе. Звуковой анализ слов «небо», «нос». Составление предложения с буквой Н. Чтение слов. Игры «Доскажи словечко», «Твердый − мягкий».
Тема № 25. Дикие и домашние животные. Путешествие.
Теория: Путешествие детей к домику, в лес. Загадки о животных. Игра «Назови животного и его детёныша». Игра «Рассели животных на две «полянки»».
Тема № 26. Звуки «К», «КЬ». Буквы К, к.
Теория: Слого-звуковой анализ слов «кони», «кит». Называние слов со звуком [к', к]. Знакомство с буквой К. Прописывание буквы К в воздухе. Игры «Доскажи словечко», «Собираем урожай», «Кто больше?». Чтение слов. Выкладывание буквы К из фасоли. Чтение слов с изученными буквами.
Тема № 27. Заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет».
Теория: Речевая игра «Выдели слово в предложении». Систематизация представлений о зиме. Рассматривание иллюстраций о зиме. Чтение стихотворения. Разбор непонятных слов. Повторное чтение. Чтение стихотворения детьми.
Тема № 28. Звуки «Т», «ТЬ». Буквы Т, т.
Теория: Звуковой анализ слов «туча», «тигр». Знакомство с буквой Т. Рассказ про тигра Тимку. Упражнение в называние слов со звуком [т', т]. Игры «Кто больше?», «Кто внимательный?». Составление и чтение слов. Выкладывание буквы Т из фасоли.
Тема № 29. Составление рассказа «На пороге Новый год».
Теория: Загадывание загадок. Беседа по серии картин. Составление рассказа. Украшение елки игрушками. Пение песен про Новый год.
Тема № 30. Звук «И», буквы И, и.
Теория: Звуковой анализ слова «Игорь». Рассказ про индейца. Называние слов со звуком [и]. Знакомство с буквами И, и. Стихи про букву И. Прописывание буквы И в воздухе Игры «Кто больше?», «Хлопок − молчок». Выкладывание буквы И из спичек.
Тема № 31. Прогулка в зимний лес.
Теория: Беседа-приглашение на прогулку в зимний лес. Рассматривание декораций «зимнего леса». Рассматривание птиц (фигурки птиц прикреплены к веткам деревьев). Признаки зимы. Пословицы, поговорки о зимнем времени года. Чтение рассказа В.Бианки «Книга зимы». Рассматривание рисунков следов лесных зверей и птиц.
Тема № 32. Звуки «П», «ПЬ». Буквы П, п.
Теория: Звуковой анализ словосочетания «поросенок Петя». Знакомство с буквой П. Прописывание буквы П в воздухе. Сказка про поросенка. Называние слов со звуком [п, п]. Игры «Кто внимательный?», «Доскажи словечко», «Наоборот». Составление и чтение слов. Выкладывание буквы П из фасоли.
Тема № 33. Новогодние чудеса.
Теория: Чтение рассказа «Зима». Беседа о временах года., о наступающем празднике (Новый год), о чудесах, которые встречаются в новогоднюю ночь. Загадывание загадок. Дидактическая игра «Что бы вы сделали, если бы были Дед Морозом».
Тема № 34. Звуки «З», «ЗЬ». Буквы З, з.
Теория: Звуковой анализ слов «заяц», «зима». Знакомство с буквой З. Прописывание буквы З в воздухе. Сказка про зайца. Скороговорка. Игра «Сходим в магазин». Чтение предложений. Упражнение в называние слов со звуком [з', з]. Выкладывание буквы З из фасоли. Чтение слов с изученными буквами. Игры «Кто больше?», «Молчок − хлопок», «Буква потерялась». Выкладывание буквы З из фасоли.
Тема № 35. Урок вежливости.
Теория: Чтение стихотворения С. Погореловского «Вежливый». Работа над рассказами В. Сухомлинского «Здравствуйте» и «Скупой». Моральные задачи. Игра «Доскажи словечко».
Тема № 36. Звук «Й». Буквы Й, й.
Теория: Звуковой анализ слова «йод». Знакомство с буквой Й. Прописывание буквы Й в воздухе. Сказка о йогах. Игра «Где звук?». Чтение слов. Выкладывание буквы Й из фасоли.
Тема № 37. Зимушка — зима.
Теория: Беседа о признаках зимы. Чтение стихотворения. Дидактические игры «Назови как можно больше красивых слов», «Найди быстро ошибку». Загадки.
Тема № 38. Звуки «Г», «ГЬ». Буквы Г, г.
Теория: Звуковой анализ слов «гуси», «гири». Знакомство с буквой Г. Рассказ про генерала Гену. Называние слов со звуком г', г. Игра «Доскажи словечко». Составление слов с буквой Г. Упражнение в называние слов со звуком [г', г]. Выкладывание буквы Г из фасоли. Прописывание буквы Г в воздухе Игры «Наоборот», «Мягкий − твердый». Чтение слов и предложений.
Тема № 39. Обучение рассказыванию «Зимние развлечения».
Теория: Беседа о зиме. Работа по сюжетной картинке «Снеговик». Чтение рассказа. «Снежная баба». Беседа по рассказу. Пересказ рассказа. Дидактическая игра «Скажи: Какая? Какой? Какие?»
Тема № 40. Звуки «В», «ВЬ». Буквы В, в.
Теория: Фонетическая зарядка. Звуковой анализ слов «ворона», «винт». Знакомство с буквой В. Прописывание буквы В, в воздухе. Сказка про Мышу−водолаза. Упражнение в называние слов со звуком [в', в]. Веселые звуки. «Тим − Том». Чтение предложений. Выкладывание буквы В из фасоли.
Тема № 41. Чтение рассказа И. Туричина «Защитники».
Теория: Беседа о празднике Дня защитника Отечества, о российской армии, о родах войск. Чтение рассказа. Разбор непонятных слов. Дидактические игры «Кто служит в Армии», «Кто чем управляет». Игры на смелость, ловкость.
Тема № 42. Звуки «Д», «ДЬ». Буквы Д, д.
Теория: Звуковой анализ слов «дятел», «дуб». Знакомство с буквой Д. Сказка о добром деле. Упражнение в называние слов со звуком [д', д]. Игра «Кто больше?». Чтение и составление слов и предложений. Выкладывание буквы Д из фасоли.
Тема № 43. Транспорт.
Теория: Беседа о транспорте. Дидактические игры: «Лото», «Кто чем управляет?», «Проезжай, лети, плыви», «Я поеду». Игра «Летает, плавает, едет».
Тема № 44. Звуки «Б», «БЬ». Буквы Б, б.
Теория: Фонетическая зарядка. Звуковой анализ словосочетания «баран Бяша». Знакомство с буквой Б. Прописывание буквы Б в воздухе. Сказка про лесных музыкантов. Упражнение в называние слов со звуком [б', б]. Игра «Тим − Том». Чтение слов. Выкладывание буквы Б из фасоли.
Тема № 45. Все работы хороши.
Теория: Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла? Выделение названия профессий из текста. Рассматривание картин с изображением профессий. Дидактическая игра «Отгадай, какую работу мы выполняем».
Тема № 46. Звук «Ж». Буквы Ж, ж.
Теория: Звуковой анализ слова «жуки». Знакомство с буквой Ж. Прописывание буквы Ж в воздухе. Сказка про жадную жабу. Называние слов со звуком [ж]. Чтение слов и предложений. Выкладывание буквы Ж из фасоли.
Тема № 47. День защитника Отечества.
Теория: Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Февраль». Рассказ педагога о празднике. Дидактические игры «Исправь ошибку», «Назови лишнее». Игры «Кто что делает», «Подбери признак».
Тема № 48. Буквы Е, е.
Теория: Звуковой анализ слова «Егор». Рассказ про Егора. Называние слов с [йэ]. Знакомство с буквами Е, е. Стихи про букву Е. Игры «Кто больше?», «Хлопок − молчок». Звуковой анализ слова «ежиха». Нужны ли друзья? Плохо одному. Загадка. Сказка про ежа и ежиху. Называние слов с [йэ]. Выкладывание буквы Е из фасоли. Чтение слов с изученными буквами.
Тема № 49. Народные праздники на Руси «Масленица».
Теория: Беседа о народных праздниках на Руси, о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно».
Тема № 50. Буква Ь.
Теория: Игра «Кто внимательный?». Прописывание буквы Ь в воздухе Сказка про Мышу и сыр. Веселые стихи. Упражнение в называние слов с Ь. Что случилось с мягким знаком. Чтение слов и текста. Выкладывание буквы Ь из фасоли. Скороговорка. Игры «Кто больше», «Кто внимательный?», «Где звук?», «Доскажи словечко», «Найди слово в слове», «Дополни слово». Чтение слов.
Тема № 51. Женский день 8 марта.
Теория: Рассматривание картин с изображением женских профессий. Беседа о празднике. Чтение стихотворения Е. Серовой «Волшебник». Рассказы детей о том, кем работает его мама. Игры «Кто лучше», «Назови ласково», «Мамины вещи», «Мамочка какая?».
Тема № 52. Буквы Я, я.
Теория: Звуковой анализ слова «Яшка». Сказка про кота Яшку. Называние слов с [йа]. Знакомство с буквами Я, я. Стихотворение про букву Я. Прописывание буквы Я в воздухе. Загадки. Игра «Кто больше?». Работа буквы Я. Выкладывание буквы Я из фасоли.
Тема № 53. КВН в «В гостях у сказки».
Теория: Состязание «Жила-была сказка». Конкурсы «Отгадай-ка» (отгадать героев сказки), «Чем больше, тем лучше» (чья команда назовет больше названий сказок),»Догадайся сам» (угадать название сказки), «Веселый карандаш».
Тема № 54. Буквы Ю, ю.
Теория: Звуковой анализ слова «Бюль». Фонетическая зарядка. Знакомство с буквами Ю, ю. Стихи про букву Ю. Сказка про верблюжонка Бюль−Бюля. Называние слов со звуком [йу]. Игры «Хлопок − молчок», «Доскажи словечко». Чтение слов с изученными буквами. Игра «Звук заблудился». Выкладывание буквы Ю из фасоли.
Тема № 55. Путешествие в страну «Светофорию».
Теория: Беседа о правилах дорожного движения. Правила поведения на дороге и в общественном транспорте. Культура поведения на улице и в общественном транспорте. Рассказ о светофоре, пешеходном переходе. Игры «Светофор», «Пешеходы», «Чей кружок быстрее соберется», «Внимательный водитель».
Тема № 56. Буквы Ё, ё.
Теория: Звуковой анализ слова «ежик». Сказка про ежика и ершика. Называние слов с [йо]. Знакомство с буквами Ё, ё. Прописывание буквы Ё в воздухе Игры «Доскажи словечко», «Хлопок − молчок». Составление слов с буквами Ё, ё. Стихи про букву Ё. Выкладывание буквы Ё из фасоли. Чтение слов с изученными буквами.
Тема № 57. Откуда к нам хлеб пришел.
Теория: Беседа о долгом пути хлеба от поля до стола. Знакомство с зерновыми культурами, из которых делают муку, с разнообразием хлебобулочных изделий. Загадки, пословицы и поговорки о хлебе. Рассматривание картины А.Платова «Жатва». Чтение стихотворения С. Дрожжина «Каравай».
Тема № 58. Звук «Ч». Буквы Ч, ч.
Теория: Звуковой анализ слова «часы». Знакомство с буквой Ч. Прописывание буквы Ч в воздухе. На что похожа буква. Игры «Кто внимательный?». Сказка про часы. Веселые звуки. Чтение слов. Игры «Буква потерялась» «Тим − Том». Чтение и составление предложений. Упражнение в называние слов со звуком [ч?] Выкладывание буквы Ч из фасоли.
Тема № 59. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Теория: Беседа о весне. Чтение поговорок. Сравнение времен года: осень и весна. Чтение рассказа «Золотой луг». Вопросы по тексту. Пересказ рассказа детьми.
Тема № 60. Звук «Э», буквы Э, э.
Теория: Звуковой анализ слова «Эдик». Рассказ про экскаваторщиков. Называние слов со звуком [э]. Знакомство с буквами Э, э. Стихи про букву Э. Прописывание буквы Э в воздухе. Игры «Доскажи словечко», «Кто внимательный?». Выкладывание буквы Э из фасоли.
Тема № 61. День космонавтики.
Теория: Беседа о космосе, о первом космонавте. Беседа о космосе и космонавтах. Игра «Путешествие в космос». Испытания на силу, выносливость, смекалку. Проведение конкурсов.
Тема № 62. Звук «Ц». Буквы Ц, ц.
Теория: Звуковой анализ слова «цыц». Знакомство с буквой Ц. Прописывание буквы Ц в воздухе. Сказка про цыпленка Цыпа. Упражнение в называние слов со звуком [ц]. На что похожа буква. Игра «Самый внимательный». Чтение предложений. Выкладывание буквы Ц из спичек.
Тема № 63. Разучивание стихотворения Т.Белозеровой «Майский праздник».
Теория: Беседа о празднике День Победы. Чтение стихотворения. Повторное чтение. Рассказывание стихотворения детьми. Игра «Один и много».
Тема № 64. Звуки «Ф», «ФЬ». Буквы Ф, ф.
Теория: Звуковой анализ словосочетания «фокусник Федя». Фонетическая зарядка. Знакомство с буквой Ф. Прописывание буквы Ф в воздухе Сказка про фокусника Федю. Упражнение в называние слов со звуком [ф', ф]. Игра «Твердый − мягкий». Чтение слов и предложений.
Тема № 65. Экскурсия в музей Придонье.
Теория: Экскурсия в музей «Придонье» Кагальницкого ЦТ, беседа о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны. Рассматривание экспонатов и рассказы о них.
Тема № 66. Звук «Щ». Буквы Щ, щ.
Теория: Звуковой анализ слова «щука». Знакомство с буквой Щ. Прописывание буквы Щ в воздухе. Сказка про вредное средство. На что похожа буква? Чтение слов. Выкладывание буквы Щ из фасоли.
Тема № 67. День Победы.
Теория: Беседа о Дне Победы. Сообщение о героях Великой Отечественной войны. Рассматривание фотографий, орденов и медалей бабушек, дедушек. Чтение рассказа «Подвиг капитана Гастелло», «Зоя». Игра «Один - много».
Тема № 68. Буква Ъ.
Теория: Звуковой анализ слова «съел». Фонетическая зарядка. Сказка про твердый и мягкий знаки. Знакомство с буквой Ъ. Прописывание буквы Ъ в воздухе Чтение слов. На что похожа буква? Упражнение в называние слов с Ъ. Выкладывание буквы Ъ из фасоли. Игры «Буква потерялась», «Слова рассыпалось», «Доскажи словечко».
Тема № 69. Составление рассказа «Я - будущий первоклассник».
Теория: Беседа о школе, школьных принадлежностях. Дидактическая игры «Собери портфель», «Скажи со словом школьный». Загадки. Чтение рассказа В.Осеевой «Синие листья». Пересказ рассказа детьми.
Тема № 70. Гласные звуки и буквы. Закрепление.
Теория: Фонетическая зарядка. Загадка. Сказка про гласные звуки. Работа гласных букв. Чистоговорки. Стихотворение. Игры «Кто внимательный?», «Где звук?», «Доскажи словечко». Звуковой анализ слов. Чтение слов и предложений с изученными буквами. Игра «Слово заблудилось».
Тема № 71. Согласные звуки и буквы. Закрепление.
Теория: Фонетическая зарядка. Загадка. Сказка «Согласные звуки». В каких домиках живут согласные звуки? Чистоговорки. Стихотворение. Игры: «Кто внимательный?», «Где звук?», «Доскажи словечко». Звуковой анализ слов. Чтение слов и предложений с изученными буквами.
Тема № 72. Скоро в школу мы пойдем. Праздник.
Дать представление о значимости обучения в школе, школьной жизни, культуре поведения и общения со сверстниками. Играем, соревнуемся (составление предложений, деление слов на слоги, звуковой анализ слов) «Доскажи словечко», «Назови слова», «Поймай конец и продолжай», «Закончи предложение».
2.3. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата | Форма контроля и аттестации | |||
Теор. | Практика | Итого | По плану | По факту | |||
1 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 05.09.2023 | Беседа, игры с творческими заданиями, наблюдение | |
2 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 07.09.2023 | Устный опрос, наблюдение, игра - путешествие | |
3 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 12.09.2023 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
4 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 14.09.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
5 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 19.09.2023 | Устный опрос, наблюдение, дидактические игры | |
6 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 21.09.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
7 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 26.09.2023 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими занятиями | |
8 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 28.09.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
9 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 03.10.2023 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
10 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 05.10.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
11 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 10.10.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
12 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 12.10.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
13 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 17.10.2023 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие. | |
14 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 19.10.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
15 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 24.10.2023 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
16 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 26.10.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
17 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 31.10.2023 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
18 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 02.11.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
19 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 07.11.2023 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
20 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 09.11.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
21 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 14.11.2023 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие | |
22 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 16.11.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
23 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 21.11.2023 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
24 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 23.11.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
25 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 28.11.2023 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие | |
26 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 30.11.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
27 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 05.12.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
28 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 07.12.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
29 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 12.12.2023 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
30 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 14.12.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
31 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 19.12.2023 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
32 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 21.12.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
33 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 26.12.2023 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие | |
34 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 28.12.2023 | Устный опрос, наблюдение | |
35 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 09.01.2024 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
36 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 11.01.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
37 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 16.01.2024 | Устный опрос, наблюдение беседа, обсуждение | |
38 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 18.01.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
39 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 23.01.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
40 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 25.01.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
41 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 30.01.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
42 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 01.02.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
43 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 06.02.2024 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие. | |
44 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 08.02.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
45 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 13.02.2024 | Устный опрос, наблюдение, презентация, игры, обсуждение | |
46 | Звук «Ж». Буквы Ж, ж. | 0,5 | 0,5 | 1 | 15.02.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
47 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 20.02.2024 | Устный опрос, наблюдение, презентация, обсуждение | |
48 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 22.02.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
49 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 27.02.2024 | Устный опрос, наблюдение беседа | |
50 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 29.02.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
51 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 05.03.2024 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими заданиями | |
52 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 07.03.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
53 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 12.03.2024 | Устный опрос, наблюдение, игры с творческими заданиями | |
54 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 14.03.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
55 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 19.03.2024 | Устный опрос, наблюдение, игра - путешествие | |
56 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 21.03.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
57 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 26.03.2024 | Устный опрос, наблюдение, презентация и обсуждение | |
58 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 28.03.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
59 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 02.04.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа | |
60 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 04.04.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
61 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 09.04.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
62 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 11.04.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
63 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 16.04.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
64 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 18.04.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
65 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 23.04.2024 | Устный опрос, наблюдение, обсуждение | |
66 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 25.04.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
67 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 30.04.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
68 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 02.05.2024 | Устный опрос, наблюдение | |
69 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 07.05.2024 | Устный опрос, наблюдение, беседа, обсуждение | |
70 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 14.05.2024 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие | |
71 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 16.05.2024 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие | |
72 |
| 0,5 | 0,5 | 1 | 21.05.2024 | Устный опрос, наблюдение, игра – путешествие с творческими заданиями, награждение | |
Итого | 36 | 36 | 72 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
3.1. Условия реализации программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие речи» рассчитана на 1 год обучения, включает в себя 72 развивающих занятия, с сентября по конец мая.
Занятия по программе интересны и содержательны, построены в игровой форме, где идет постоянная смена деятельности, что позволяет поддерживать интерес к занятиям, обеспечивает активность детей и высокие результаты по программе.
Для реализации программы «Развитие речи» созданы все условия на базе Кагальницкого ЦТ. Занятия проводятся в кабинете «Бисеринка» оснащенном:
- столами, стульями для обучающихся и педагога, классной доской, магнитной доской, мультимедиа-проектором, шкафами и стеллажами для хранения пособий и литературы.
Кабинет оснащен:
- дидактическим и методическим материалом;
- иллюстративным материалом;
- литературой для педагога и детей;
- демонстрационными плакатами.
3.2. Формы контроля и аттестации.
В течении учебного года проводится:
- устный опрос, беседы, обсуждение, наблюдение
- игры – путешествие, дидактические игры, игры с творческими заданиями
- педагогическая диагностика
Формы текущего контроля: ведется наблюдение за усвоением материала обучающимися, по результатам наблюдения делаются выводы и корректировка учебного процесса.
Формы итогового контроля: итоговая аттестация в виде устного опроса с обсуждение и играми с творческими заданиями в зависимости от тематики итогового занятия. Подведение итогов носит доброжелательный характер, проходит в торжественной форме с применением игровых технологий.
3.3. Планируемые результаты.
Личностные результаты
У обучающихся к концу учебного года:
- Сформируется устойчивый интерес к процессу обучения, появится интерес к чтению;
- Разовьются эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки,
способствующих социальной самореализации;
- Сформируются предпосылки к учебной деятельности, умение принять учебную задачу, выполнить ее, умение взаимодействовать со сверстниками;
- Учащиеся приобретут навык речевого общения, основы культуры речевого общения, приобщатся к истокам русского языка;
Метапредметные результаты:
Обучающиеся к концу учебного года:
- Умеют слушать и понимает речь других, оформлять свои мысли в устной форме и строить понятные для партнера высказывания;
- Умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- Имеют активно развитый словарный запас, посредством подбора родственных слов, антонимов, синонимов, тематических групп слов;
Предметные результаты:
У обучающихся к концу учебного года:
- Активно развита связная речь, фонетическая и фонематическая стороны речи- ориентирование в звуковой системе языка, умение производить звукобуквенный анализ слов;
- Умение работать по трем единицам речи: звук, слово, предложение;
- Активно развит грамматический строй речи - желание делится впечатлениями со сверстниками, задавать вопросы, привлекать к общению детей;
- Обогащен словарный запас, учащиеся инициативны и самостоятельны в составление предложений по картинкам и придумывании сказок, рассказов;
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Занятия по программе «Развитие речи» проводятся в основном в игровой форме и представляет из себя сценария на одно занятие с интересными героями и заданиями. Занятия проводятся два раза в неделю и чередуются 1 в неделю – развитие речи, 1 в неделю знакомство с окружающим миром и заданиями на закрепление знаний и умений по развитию речи. Ознакомление с окружающим миром в данной программе является важнейшим источником речевого и умственного развития. Дети на занятиях знакомятся с элементарными представлениями об окружающей их действительности, но и выделяют общие свойства предметов и явлений, устанавливают зависимости между ними, учатся рассуждать о наблюдаемых явлениях, стоить простые умозаключения.
Структура занятий включает в себя три основных этапа:
1. Вводная часть – эмоциональное начало основная задачей которого возбудить интерес у детей, игра-разминка, подготавливающая к освоению основного материала;
2. Основная часть – сообщение нового материала познавательного характера в интригующей форме;
3. Заключительная часть с играми и заданиями на повторение и закрепление пройденного материала, что способствует поддержанию живого интереса к обучению.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы и приемы развития речи и коммуникации:
Методы обогащения словаря новыми словами: повторение новых слов или фраз, демонстрация с называнием; объяснение назначения предмета; использование нового слова в сочетании с разными знакомыми словами;
Методы активизации, закрепления и уточнения словаря: договаривание детьми нужных слов – игры «Доскажи словечко», «Если буква потерялась», вопросы и ответы, дидактические упражнения, демонстрация и пояснение педагога в форме игры или творческого задания;
Методы развития слухового восприятия: подбор игр сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые «Скажи, что ты слышишь?», «Тихо — громко!», затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего «Угадай, чей голосок», «Угадай, кто это?», после этого, к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.
Методы формирования правильного звукопроизношения: использование дидактических игр, игровых упражнений: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, короткие стишки, пословицы и загадки, словесных игр, упражнений для развития речевого дыхания.
Методы, развивающие навыки связной речи и её понимание: загадывание и отгадывание загадок, рассказывание стихов и потешек, сюжетные игры с игрушками, рассматривание картин с последующей беседой, игры с сюжетными картинками.
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Основными формами итогового контроля по общеразвивающей программе «Развитие речи» являются устный опрос, наблюдение.
Тестовая беседа «Степень психосоциальной зрелости», предложенная Банковым С.А.
Цель: определить степень психосоциальной зрелости ребенка 6-7 лет, его кругозор и ориентацию его в окружающем мире. Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12.Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13.Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14.Почему снег бывает зимой, а не летом?
15.Что делает почтальон, врач, учитель?
16.Зачем в школе нужна парта, звонок?
17.Ты хочешь пойти в школу?
18.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?
19.Каких животных ты знаешь?
20.Каких птиц ты знаешь?
21.Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22.Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов:
Баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
1 балл (за исключением контрольных) - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных);
0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:
№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет - 1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№ 8 – за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ - 2 балла.
Пункт № 16 оценивается совместно с №15 и № 17. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и дал положительный ответ на пункт №16, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов:
24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости;
20-24 баллов – средний уровень психосоциальной зрелости;
15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Мониторинг развития по программе «Развитие речи».
Мониторинг проводится с начала по конец мая в виде наблюдения, по результатам наблюдения делаются выводы об уровне усвоения программы обучающимися.
Мониторинг включает в себя исследование:
- Звукопроизношения (обучающемуся предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласными).
1. Повторить или назвать по картинкам слова.
ш: шишка, шапка, душ, чашка
л: стол, пол, клумба, иголка, лампа
й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк
р: радуга, корова, забор, труба
г: гамак, вагон, нога
к: мак, комната, ветка
х: хлеб, муха, мох, охотник
с: санки, коса, нос, стакан, стол
с': сети, семь, Вася
з: завод, зубы, коза, звезда
з': зима, бузина, газета
ц: цапля, солнце, палец, цветок
ш: шишка, пышка, шуба, шкаф
ж: жук, кожа, ножи
ч: чайник, качели, печка, ночь
щ: щетка, щепки, плащ, клещи
л': малина, лебедь, полено
2. Повторить или назвать слова более сложной структуры.
Телевизор, холодильник, мотоцикл, верблюд, медведь, велосипед, сахарница…
3. Повторить предложение выделяя заданный звук.
Катя купила конфеты. Саша сушит сушки. Повар печет пирог. Щеткой чищу я щенка…
- Фонематического восприятия (после проверки произношения звуков, у обучающиеся проверяется восприятие их на слух, и умение различать. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучании.)
1. Повторить на слух.
ЛА-РА-ЛА, РО-РО-ЛО, СА-ЗА-СА, СА-ЗА-ЦА…
ША-ЖА-ША, ША-ЖА-СА, ЧА-ЧУ-ЧИ…
2. Определить есть ли в словах заданный звук, определи его положение.
Р: река, огурец, воротник, сор…
Ш: карандаш, клюшка, шашка, шапка…
Ц: цапля, цветок, нарцисс…
- Слоговой структуры (обучающиеся выполняют задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности).
1. Произнести односложные слова: дом, дым, мак, кот, бык, кит.
2. Произнести двусложные слова: муха, лиса, вода, вата, коты, ноты; петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.
3. Произнести трехсложные слова: панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата; котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.
4. Произнести многосложные слова:
Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед; полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.
- Звукобуквенного анализа (обучающиеся определяют количество звуков в слове и анализируют их последовательность).
1. Определить последовательность звуков в слове.
- «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?»
- «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?».
- «Какой звук ты слышишь после звука [У]: СУММКА?».
- «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?».
- «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?».
После выполнения этого задания с помощью педагога (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.
2. Определить количество звуков в слове.
Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков.
«Сколько звуков в слове PPAAAК?»
Педагог в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).
- Словарного запаса (обучающиеся выполняют задания на понимание и обобщение…)
1. Назвать, одним словом.
- Береза, дуб, ель…
- Сапоги, туфли, тапочки…
- Яблоки, груши, слива…
2. Заменить фразу, одним словом.
Главный город страны. Ребята, которые учатся в школе…
3. Дополнить фразу.
Хлеб печет…
В магазине работает…
Разносит письма…
4. Назвать детенышей.
У кошки…
У собаки…
У козы…
У курицы…
- Грамматического строя речи (составление рассказа по сюжетным картинкам).
1. Составить рассказ по серии картинок (Приложение 1).
2. Произнести фразу правильно.
- На столе сапожки, под столом лепешки…
- Связной речи (наблюдение за речью детей в процессе игровой и учебной деятельности основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения).
1. Определить способность ребенка составлять фразу по изображенному на картинке действию.
- Мальчик поливает цветы.
- Девочка ловит бабочку.
- Мальчик ловит рыбу…
Результаты мониторинга вносятся в протокол исследования (Приложение 2), на основании которого делается вывод об успеваемости по программе «Развитие речи».
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД 21.12.2012 г., одобрен СФ 26.12.2012г., вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации №678-р от 31 марта 2022 г.
- Областной закон РО от 14.11.2013 г. «Об образовании в Ростовской области».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Крупенчук О.И., Игры со звуками и буквами для дошкольников. Издательский дом Литера 2016.
- Ершова Е.А., Развивающие занятия. СПб: Знание, 1994.
- Карпова Е.В., Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А., Учите играя. Игры и упражнения со звучащим словом. М.: Просвещение, 1998.
- Волина В.В., Учимся играя. М.: «Новая школа», 1994.
- Иванова О.Ю., Статья «Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста», https://nsportal.ru, 2013.
- Шугаева А., Статья «Диагностика готовности ребенка к школе», https://nsportal.ru, 2023.
- Алиева В.Р., Статья «Обследование фонематических процессов у детей 5-6 лет», https://ped-kopilka.ru, 2020.
- Косинова Е. / Уроки логопеда. Игры для развития речи // М.: Эксмо, 2011. 192 с.
- Лозбякова М.И. / Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей // М..; Вентана-Графф, 2003. 304с.
- Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997 – 240 с.
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение 1.
Серия картинок для задания 1. Составить рассказ по серии картинок.
Приложение 2.
Протокол исследования успеваемости по программе «Развитие речи»
Группа _________________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Звукопроизношение | Фонематическое восприятие | Слоговая структура | Звукобуквенный анализ | Словарный запас | Грамматический строй | Связная речь | Результат мониторинга |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Развитие речи»
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства».
Освоение программы «Историческое развитие хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта духовно-нравственной и творческой деятельности, ознакомление с высшими достиже...
Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности Коррекция речи"
Дана краткая аннотация программы...
Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"
Дана аннотация к программе "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"
Программа направлена на раззвитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ....