Дополнительная общеразвивающая программа "Легомир"
рабочая программа

Чирухина Марина Леонидовна

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_legomir.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик-семицветик»

                                                                     

Принята на заседании                                          Утверждаю

Педагогического совета                                       Заведующая МАОУ

От «   »                                                                                            Л.В. Давыдова

Протокол № ________                                         приказ от «   »                      

Дополнительная общеразвивающая программа

«Легомир»

Направленность: Техническая

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Составитель:

Чирухина Марина Леонидовна

Воспитатель МАДОУ «Цветик-Семицветик»

г. Когалым, 2022 год

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Легомир» МАДОУ «Цветик – семицветик» разработана в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС, приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.№ 1155), приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «От утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам ДО», Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО», образовательной программы дошкольного образования  МАДОУ «Цветик – семицветик», устава ДОО.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: создание условий для развития пространственных представлений через лего - конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.

Задачи программы:

  1. учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, отличия и общие черты в конструкциях;
  2. познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание;
  3. используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
  4. учить создавать различные конструкции по рисунку,  условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  5. организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
  6. формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
  7. развитие навыков общения, коммуникативных способностей.

В процессе занятий Lego – конструированием дети:

  • Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают память, внимание, умение сравнивать;
  • Учатся фантазировать, творчески мыслить;
  • Получают знания о счете, пропорции,  форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
  •  Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  • Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

1.3 Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 4 до 5 лет и составлена с учётом индивидуальных особенностей детей.  Количество детей в группе 11 человек.

Продолжительность программы: средняя группа 68 занятий по 30 минут (два раза в неделю);

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  •  личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
  •  природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
  • сотрудничества;
  • систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
  • «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Формы занятий: групповая, игровая, практическая.

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу  когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

1.4. Учебный план

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу  когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

п/п

Тема

Количество

занятий

Количество

часов

1.

Знакомство с Лего кабинетом

1

30 мин

2.

Создание построек по образцу

58

29 часов

3.

Создание построек по условиям

5

2,5 часа

4.

Создание построек по замыслу

4

2 часа

Итого:

68

34

2. Содержательный раздел

    Умение самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, определять сюжет, создавать выразительный образ и передавать свое отношение. Проявление инициативы, высказывание собственных суждений и оценок.

Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его. Самостоятельно использовать различные способы скрепления деталей. Умение анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.

Развитие умений анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, придумывание сюжетных композиций.

Самостоятельно конструировать постройки по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Применение способов  создания  прочных, высоких сооружений.

Освоение плоскостного и объемного конструирования. Умения моделирования и макетирования простых предметов. Совершенствование  умений планировать процесс создания модели.

Совместное со взрослыми и детьми коллективное творчество, наряду с успешной индивидуальной деятельностью. Потребность в достижении качественного результата.        Развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремиться к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого

2.1. Перспективный план работы

Название темы

Сентябрь

1

Знакомство с лего-кабинетом

Познакомить с лего – конструктором (кирпичик, лапка, клювик и т.д)

2

Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину

3

Башня

Учить строить простейшие постройки, приемом снизу вверх.

4

Пирамидка

Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

Октябрь

1

Лесенка

Ознакомление детей со способом построения лесенок из кирпичиков. Развивать умение сооружать устойчивую постройку. Закреплять понятия высоты, цвета.

2

Здравствуй, лес!

Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья

3

Лего - деревья

Закреплять умение строить лесные деревья. Закреплять название деталей, цвет.

4

Мостик

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать друг на друга

5

Мостик через речку

Закрепить знания о строительстве мостика, точно соединять детали.

6

Утята в озере

Разучивать стихотворения про утят

Строить из конструктора утят

7

Веселые утята

Учить строить утят, используя различные детали

8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Ноябрь

1

Большие и маленькие пирамидки

Учить строить разные пирамидки.

Развивать внимание, мелкую моторику рук.

Учить бережно относиться к конструктору

2

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика

Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло»

3

Гусёнок

Учить строить из конструктора гусенка, используя различные детали

4

Волшебные рыбки

Рассказать о рыбах. Учить строить рыб из конструктора

5

Красивые рыбки

Уточнить и расширить представление о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей

6

Робот

Познакомить с игрушкой робот.

Учить строить из лего-конструктора

7

Мы в лесу построим дом

Познакомить детей с разновидностями домов, его частями. Развивать конструктивные навыки в процессе действия с лего- конструктором, умение сооружать устойчивую постройку

8

Разные домики

Учить строить разные домики. Развивать внимательность, мелкую моторику рук.

Декабрь

1

Мебель для кухни

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец

2

Мебель для комнаты

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части.

3

Русская печь

Рассказать о русской печке

Развивать воображение, фантазию.

Учить строить печку из конструктора

4

Избушка на курьих ножках

Учить детей конструировать по образцу, точно соединяя детали

5

Кормушка

Рассказать для чего нужна кормушка. Продолжать обучение детей строить из конструктора

6

Домик для птиц

Закреплять полученные знания. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и самостоятельность

7

Зимняя горка

Познакомить детей с детской площадкой. Учить выполнять простейшие конструкции по графической модели, точно соединять конструктивные детали.

8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Январь

1

Построим загон для коров

Закрепить знания детей о домашних животных. Активизировать словарный запас (хлев, загон и т.д.)

2

Загон для животных

Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям

3

Домик фермера

Учить строить большой дом фермера. Развивать фантазию, воображение.

4

Мельница

Рассказать о мельнице. Учить строить мельницу

5

Машина

Закреплять умение различать и называть детали конструктора LEGODUPLO (по цвету, форме, размеру).

6

Грузовая машина

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета

7

Машина с прицепом

Развивать навыки конструирования. Учить строить машину с прицепом

Февраль

1

Гараж для машин

Формировать умения сооружать постройку (гараж) из  Лего – конструктора

2

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования

3

Наш помощник - светофор

Закрепление представлений о правилах дорожного движения. Развивать работу в коллективе

4

Кораблик

Рассказать о кораблях. Учить строить кораблик

5

Плывут корабли

Закреплять и расширять знания о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения

6

Все работы хороши

Познакомить  с разными профессиями. Учить отличать их по внешнему виду

7

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар,  водитель)

8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Март

1

Мы едем в зоопарк

Познакомить с зоопарком. Учить отличать хищников от травоядных животных

2

Вольер для тигров и львов

Учить все вместе строить одну поделку

3

Лошадка

Учить строить лошадку. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

4

Крокодил

Учить строить крокодила

5

Жираф

Учить строить жирафа

6

Слон

Учить строить слона

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка

7

Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

8

Животные в зоопарке

Закрепить полученные знания о зоопарке.

Апрель

1

Знакомство с космосом

Рассказать детям о космосе

2

Ракета

Рассказать о космических ракетах. Учить строить ракету

3

Космонавт

Учить строить космонавтов из мелких деталей

4

Пассажирский поезд

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение.

5

Грузовой поезд

Закрепить знания об основных деталях поезда

6

Автобус

Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями автобуса. Развивать фантазию, воображение.

7

Школьный автобус

Закрепить знания об основных деталях автобуса

8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Май

1

Пожарная станция

Познакомить с профессией пожарного. Содействовать развитию  у детей способностей к техническому творчеству

2

Пожарная машина

Учить строить пожарную машину

3

Самолет

Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части.

4

Самолет в аэропорту

Учить строить самолет, выделяя функциональные части.

5

Аквариум

Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности через закрепление знаний об аквариумах и аквариумных обитателях

6

Рыбки в аквариуме

Закрепить знания о рыбах в аквариуме

7

Весенняя полянка

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

8

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Итого

 68 часов

2.2  Планируемые результаты освоения Программы.

1.Сформированы конструктивные умения и навыки у детей.

2. Умеют работать в команде, группе, парах и самостоятельно.

3. Снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие воли и целеустремленности.

4. Развиты умения творчески подходить к решению задачи.

5. Развиты умения классифицировать материал для создания модели.

6. Знают, как работать по предложенным инструкциям.

7. Успешно доводят решение до работающей модели.

8. Умеет излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответ на вопросы путем логических рассуждений.

Ожидаемые результаты в работе  с родителями:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Формирование интереса к лего-конструированию.

2.3 Формы контроля и оценочные материалы

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель).  Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

Для оценки результатов реализации программы «Легомир» проводятся:

-тестирование;

-итоговая диагностика

Вопросы контроля:

  1. Называет все детали конструкторов «Дупло»
  2. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
  3. Создает сложные постройки
  4. Создает постройки по образцу
  5. Создает постройку по схеме
  6. Создает постройки по инструкции педагога
  7. Создает постройки по творческому замыслу
  8. Умеет работать в паре (коллективе)
  9. Использует предметы-заместители
  10. Умеет составлять рассказ о постройке
  11. Умеет обыгрывать постройку
  12. Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе и в подгрупповой работе и работе в паре)
  13. Умеет договариваться, не ссориться работая в паре, коллективе.

Фамилия,

Имя ребенка

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Н.Г.

К.Г.

1

2

3

3. Организационный раздел

3.1. Методические материалы

  1. Словесные методы: диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, уточнение, стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия).
  2. Наглядные методы: показ: демонстрация плакатов, использование технических средств.
  3. Практические методы: игровой, соревновательный

3.2. Организационно-педагогические условия реализации Программы

Учебный план рассчитан на 68 занятий. Переодичность занятий – 2 раза  в неделю во вторую половину дня. Работа осуществляется под руководством педагога.

Дата начала и окончания учебных периодов: с 19 сентября 2022 по 31 мая 2023

3.3. Материально – технические условия реализации Программы

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло»

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- фотоопарат;

- ноутбук;

-  телевизор;

- демонстрационная магнитная доска.

3.4. Кадровое обеспечение реализации программы

Должность

Направление работы

Заведующий дошкольного учреждения

  • Контролирует соблюдение должностных обязанностей сотрудников ДОУ по выполнению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
  • Обеспечивает функциональную пригодность групп, кабинетов, помещений ДОУ.
  • Обеспечивает финансирование для обогащения предметно-развивающей среды для реализации Программы.
  • Вносит изменения в Устав ДОУ, разрабатывает локальные акты.
  • Заключает договора с родителями на оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР

  • Составляет учебный план, сетку занятий дополнительных образовательных услуг в ДОУ в соответствие с   нормативно – правовыми документами.
  • Контролирует качество   образовательного процесса   в ДОУ в рамках реализации Программы.
  • Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного процесса в ДОУ.
  • Организует родительские собрания, консультации, других форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи.
  • Контролирует соблюдение педагогами ДОУ инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  • Проводит анализ и коррекцию реализации программы

Заместитель заведующего по АХЧ

  • Проводит работу по оснащению материально-технической базы ДОУ
  • Обеспечивает организацию мероприятий по  охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ, пожарной безопасности.

Воспитатели

  • Составляют Программу дополнительной платной образовательной услуги
  • Организуют   образовательный процесс с детьми по учебному плану Программы.
  • Создает условия для развития детей в соответствии с возрастом и реализуемой Программой.
  • Организуют взаимодействие с родителями по организации работы дополнительной платной образовательной услуги.
  • Повышают свою квалификацию для достижения качества образовательного процесса.
  • Отвечает за охрану жизни и здоровья детей.

 

3.5.  Список литературы

  1. Комарова Л.Г. «Строим из лего» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).-М.:  «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г. – 88с.: ил.
  2. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества». Изд.2-е, доп. М., «Просвещение», 1976. 79с. с ил.
  3.  Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ «Сфера», 2012.-144с. (Новый детский сад с любовью).
  4. Играем вместе с ЛЕГО: Образовательная программа по ЛЕГО - конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО/ М.Н.Кузнецова, И.В.Николаева, О.С.Кедровских.- Челябинск: «Край РА», 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...