«Характерные особенности работы концертмейстера с вокалистами»
статья
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО ДШИ № 4 ИМ. В.Г. ЯКОВЛЕВА ГОРОДА КУРСКА
«Характерные особенности работы концертмейстера с вокалистами»
Автор-составитель концертмейстер Ясинская Наталья Евгеньевна
Курск
2023
Концертмейстерство - профессия особенная, которая состоит из разных видов деятельности. Как отмечает Е. М. Шендерович, «... в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или конкурсных ситуациях, трудно».[1]
Важными составляющими профессии концертмейстера являются не только умение бегло читать с листа сложные тексты, но и коммуникативность, психологическая поддержка солиста, контроль эмоциональных состояний при выступлениях на концертах и конкурсах. Концертмейстер должен понимать не только специфику звукоизвлечения вокалиста, но и учитывать особенности его индивидуального стиля исполнения.
Концертмейстер - полноправный участник как педагогического, так и творческого процессов, это музыкант, способный проанализировать исполняемое произведение, чуткий исполнитель, умеющий слушать и вести за собой солиста, помогающий ему максимально раскрыть содержание исполняемого произведения.
Занимаясь музыкально-педагогической деятельностью, концертмейстер:
- заранее анализирует и планирует с преподавателем педагогический процесс;
- помогает солисту сделать целостный анализ изучаемого произведения;
- оказывает помощь певцу в разборе своей партии, исправлению ошибок;
- творчески подходит к фортепианной партии, в случае необходимости вносит в нее рациональные изменения;
- объясняет солисту задачи совместного музицирования в ансамбле.
Кроме повседневной практики, концертмейстер должен постоянно совершенствовать свои практические навыки, углублять теоретические знания, хорошо знать традиции русского и западно-европейского концертмейстерства, владеть эффективными технологиями и методиками.
Работая с вокалистами, концертмейстер обязан подходить индивидуально к каждому исполнителю, учитывая степень творческой активности ученика, состояние его певческого аппарата. На первом уроке концертмейстер демонстрирует новое произведение, исполняя его несколько раз. В этом случае пианист может проинтонировать голосом вокальную партию, аккомпанируя себе, или воспроизводит вокальную партию на фортепиано вместе с аккомпанементом (при этом необязательно исполнять всю фактуру). Важно сразу объяснить замысел композитора, увлечь и заинтересовать певца. Юному вокалисту необходимо пропеть мелодию нотами или голосом, следует выполнять эту работу последовательно, по фразам. Концертмейстер должен понимать специфику работы с вокалистами и обращать внимание на следующие моменты:
- точность воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии;
- целесообразная расстановка дыхания;
- прочтение поэтического текста;
- четкая дикция и артикуляция;
- динамика и балансировка звука.
Причины неточной интонации различны. Это может быть отсутствие определенных вокальных навыков, недостаточно развитый слух, физическое состояние ученика в день урока. Необходимо указать на интонационные ошибки в воспроизведении мелодии и помочь устранить их. Для этого полезно проследить гармоническую последовательность в аккомпанементе и соотношение ее с вокальной мелодией.
Юные певцы нередко небрежно относятся к ритмическому рисунку мелодии, что соответственно искажает художественный замысел композитора. Полезно предложить ученику исполнить мелодию целиком или конкретную фразу, одновременно тактируя (хлопая в ладоши) или дирижируя. Концертмейстер при этом помогает вокалисту, играя партию аккомпанемента аккордами, сохраняя пульс произведения.
С точки зрения агогики внимание концертмейстера должно быть направлено на взятие дыхания учеником, ферматы, tenuto, паузы. Допустимо при исполнении длинных нот вокалистом слегка ускорять темп в сопровождении. Целесообразно отметить в фортепианной партии цезуры (взятие дыхания).
Основу содержания вокального произведения составляет поэтический текст, поэтому необходимо обратить внимание ученика на его вдумчивое прочтение с верными логическими ударениями, смысловыми паузами. При этом не забывать, что в работе над фразировкой целесообразно идти от музыкального содержания. Важно выявить наиболее значительные фразы, определить кульминацию и помнить, что слово должно быть не только хорошо произнесено, но и «окрашено» настроением всего произведения. Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции вокалиста - произношения гласных и согласных, которая в свою очередь зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо).
Необходимо помогать вокалисту правильно распределять силу звука на протяжении всей песни или романса. Следует объяснить, как постепенно готовить кульминацию, не допуская динамического предела в низком и среднем регистрах. Вредны пробы высоких нот, если ученик еще не готов к ним, т.к. нерациональная певческая нагрузка разрушающим образом действует на голосовой аппарат, переутомляя его. Концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание солиста.
Выразительное, тонкое исполнение фортепианной фактуры приучает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от форсированного звука
Важная особенность исполнительской работы концертмейстера хора - объем исполняемой партитуры, ее многовариантность, связанная с куплетной структурой, повторами.
В классе инструментального исполнительства концертмейстер контролирует взглядом и слухом, кроме своей партии, партию солиста. Грамотный концертмейстер всегда представляет себе звучание партии солиста, ориентируется в ее нотной записи, может показать ее ученику на фортепиано (конечно, с учетом разных звуковых и виртуозных возможностей инструментов).
У концертмейстера хора под контролем находится, помимо партии фортепианного сопровождения, партитура хора и строчка словесного текста. На разных этапах работы над произведением требуется исполнение всего этого материала в различных сочетаниях.
При показе произведения концертмейстер играет сводную партитуру, показывает общее звучание хора с сопровождением. В этом случае не всегда удается сохранить весь объем аккомпанемента, что-то приходится сокращать. Но нужно сохранить общее эмоционально-образное наполнение, жанровые и стилистические черты, гармоническую основу и характерную ритмическую пульсацию. Также концертмейстер должен уметь голосом показать фразировку, цезуры, произнесение текста. Это не означает обязательной хорошей вокальной подготовки, но при работе с детским хором необходимо знать основы и владеть грамотной певческой дикцией и дыханием. При показе хоровых линий на фортепиано нужно постараться приблизить характер звука к певучему вокальному звучанию, соблюдать певческую фразировку и цезуры. Необходимо разбираться в особенностях записи хоровой линии, часто запись дает очень приблизительное представление о реальном звучании. Подробности выясняются с хормейстером, и от концертмейстера требуется внимательность, заинтересованность, стремление к полному освоению каждого произведения.
Для полноценной реализации исполнительских задач концертмейстеру младшего хора требуется не только качественное владение пианистическими приемами, но также определенный багаж знаний по теории и истории музыки, понимание специфики хорового звучания, знание системы дирижерских жестов, умение охватить партитуру.
Говоря о работе любого концертмейстера, непременно отмечают обязательное умение читать с листа и транспонировать. Транспорт до нескольких полутонов в обе стороны часто применяется на занятиях младшего хора для поиска удобной для детских голосов тесситуры. При смещении на полтона удобно использовать прием мысленной замены ключевых знаков. Но, как уже говорилось, зачастую записанный нотный текст и исполняемая фактура не буквально соответствуют друг другу. Опытный концертмейстер транспонирует не нотную запись, представляя на месте нотных знаков соседние, а, скорее, ориентируется по нотам, как по карте, выделяя гармонические и мелодические комплексы, мыслит структурными единицами и играет их в новой тональности. Для развития такого навыка полезно постоянно упражняться, играть несложные пьесы во всех тональностях, варьировать фактуру, нарабатывать аппликатурные позиции.
Общеизвестно, что чтение с листа - одно из основных умений любого профессионального музыканта. В концертмейстерской работе - это необходимый и постоянно применяемый навык. Однако не стоит употреблять этот термин односторонне, только для обозначения связного, целостного исполнения произведения по нотам с первого раза, без предварительного разучивания. Такое «концертное» исполнение с листа не слишком часто востребовано в планомерной ежедневной учебной работе. Даже в форс-мажорных обстоятельствах (срочная подмена на концерте) обычно есть немного времени для подготовки.
- Звуковой баланс.
Сфера особого внимания - соотношение громкости хора и сопровождения. Концертмейстеру необходимо владеть динамикой фортепиано в широком диапазоне. В концертной практике звучание сводного детского хора может быть вполне ярким и насыщенным, и фортепиано должно оказать ему достаточную динамическую и тембровую поддержку. Но слишком громкое сопровождение может спровоцировать форсированное пение, это особенно нежелательно для неокрепших детских голосов. Часто концертмейстеру сложно в концертном зале оценить баланс звучания, т. к. он располагается позади или сбоку хора и слышит искаженную звуковую картину. Дирижер устанавливает концертный баланс на репетициях и корректирует уровень звука. Концертмейстер должен удержать в памяти звуковую картину и воспроизвести ее на концерте. И, конечно, концертмейстер находится в постоянном зрительном контакте с дирижером и ориентируется на его жесты, задающие уровень звучания и темп.
В репертуаре младшего хора не слишком часто встречаются произведения с очень виртуозным и объемным сопровождением, чаще это вполне удобные для исполнения на фортепиано песни и сочинения классиков. Тем не менее, объем фактурной работы, транспорт в различные тональности, большое количество изучаемых произведений требует от концертмейстера постоянных упражнений, поддержания стабильной исполнительской формы, немалого пианистического мастерства. Когда хор только приступает к работе над произведением, концертмейстер уже должен иметь четкое представление о его жанре, стиле, форме, характере, уяснить трактовку произведения дирижером и быть готовым показать (сыграть) партитуру целиком, при необходимости транспонировать и уверенно ориентироваться в структуре.
- Педагогические функции концертмейстера
В обязанности концертмейстера, помимо аккомпанирования, включены и педагогические функции. Концертмейстер может по поручению хормейстера проводить занятия с группой, распевки, обучающие музыкальные игры, разучивать и проверять партии. Для этого, с одной стороны, необходимо знать методику работы с хором, разбираться в основах предмета. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки, предложить способы их преодоления. Эту работу направляет дирижер-хормейстер, он показывает, советует. Концертмейстер, работая с детским хором, постоянно вникает в основы преподавания хорового пения. Без этого не получится полноценного взаимодействия с коллективом.
С другой стороны, концертмейстер детского хора, как любой преподаватель, участник педагогического процесса, должен владеть общепедагогическими знаниями, знать особенности психологии младшего школьного возраста, методику воспитательной работы. В ДМШ (ДШИ) пианисты часто совмещают концертмейстерскую и преподавательскую работу, но ведут при этом индивидуальные предметы: специальность и чтение с листа, аккомпанемент и т. п. Для успешной работы с группой, тем более с младшими школьниками, необходимы новые знания, умения.
- Организаторская работа концертмейстера.
Работа с хором требует от концертмейстера особой организованности, определенных организаторских умений. Концертмейстер отвечает полностью за организацию музыкального сопровождения: наличие нот, готовность рабочего места, инструмента, подключение при надобности электроаппаратуры. На сводных репетициях, когда собирается большой коллектив младших школьников, концертмейстер совместно с руководителем поддерживает дисциплину, рабочий порядок, помогает в размещении, выстраивании рядов.
Особенно много организационных проблем возникает в концертной работе. Помимо творческо-исполнительских, нужно решать вопросы размещения на сцене, выхода-ухода, переодевания детей в концертные костюмы. Конечно, на практике обычно большую помощь оказывают активные родители. Но именно на руководителе хора и его верном
помощнике концертмейстере лежит ответственность за то, чтобы дети сохранили творческий концертный настрой, коллектив полностью раскрыл свои исполнительские качества.
- Психологические качества концертмейстера.
Для успешного решения исполнительских, педагогических и организационных задач концертмейстеру необходимо обладать определенными психологическими качествами, развивать и культивировать их, повышать свою психологическую компетентность. У концертмейстера она разноплановая, охватывающая много объектов - клавиатура и ноты, контроль за собственным исполнением, контакт с дирижером, звучание хора, общая звуковая картина...
Базовые составляющие компетентности концертмейстера:
- Мобильность, быстрота реакции необходима и в процессе аккомпанирования, и при освоении больших объемов репертуара.
- Память - как в отношении запоминания музыкального текста, так и способность стабильно воспроизводить установленные на репетициях темп, звуковой баланс, подробности трактовки.
- Самообладание, стрессоустойчивость - умение удержать стабильное исполнение при внешних помехах, отвлекающих моментах, неуверенном пении хора.
- Ответственность.
- Готовность сотрудничать, способность работать в команде с лидером дирижером.
- Заинтересованность в конечном художественном результате.
Для успешной работы в хоровом классе необходим прочный налаженный творческий контакт руководителя хора и концертмейстера. В творческой работе концертмейстер должен понимать и принимать, ценить художественную позицию руководителя, знать особенности его творческого метода, принимать трактовку репертуара, понимать и чувствовать комплекс дирижерских жестов. Концертмейстер берет на себя ответственность за практическое воплощение творческого замысла дирижера-хормейстера и вносит очень большой вклад в звучание детского хорового коллектива.
- Подготовка к публичным выступлениям
Весьма сложным этапом работы с вокалистами является подготовка программы к промежуточной и итоговой аттестациям, концертноконкурсным выступлениям. Как правило, программа ученика состоит из нескольких разных по характеру произведений, поэтому концертмейстеру нужно уметь быстро перестроиться на содержание и стиль каждого произведения. Для того чтобы адаптироваться к физической и
психологической нагрузке очень важно несколько раз обыграть программу на публике перед аттестацией, чтобы приобрести уверенность и
почувствовать ансамбль в условиях публичного выступления.
Концертные выступления - всегда стресс для учащихся. Концертмейстер должен быть готов к любым экстремальным ситуациям на сцене, контролировать свои эмоции, оказывать психологическую поддержку солисту.
Заключение
Концертмейстер должен наладить особую духовную связь с хормейстером и всецело разделить с ним ответственность за те или иные аспекты интерпретации. Стремление объединиться в творческих устремлениях с партнером, будь то вокалист, дирижер или хоровой ансамбль-одно из главных условий успешного ансамбля. По мнению Е. Шендеровича, «удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер- аккомпаниатор, обладающий большим ансамблевым опытом - это основное условие для работы...главное из всех составляющих качеств профессии концертмейстера» 2.
Одной из основных функций концертмейстера является партнерское, сотрудничество с солистом, активное участие в создании трактовки произведения. В учебном процессе концертмейстер является, по сути, вторым педагогом-наставником, способствующим формированию будущего музыканта-профессионала.
Литература
- Джеральд Мур. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. - М.: Радуга. 1987. 395 с.
- Крючков Н. А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 112 с.
- Лебедева Д. Особенности работы концертмейстера в классе вокала в музыкальном колледже. - СПБ.: Библиополис, Союз художников, 2012. 23 с.
- Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. - Л.: Музыка, 1972. 112 с.
- О работе концертмейстера/под ред. М. Смирнова. - М.: Музыка, 1974. 160 с.
- Холопов Ю. «Введение в музыкальную форму» - М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.
- Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления Педагога (Библиотека музыканта-педагога). - М: Музыка. 1996. 224 с.
2 Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996. С. 91
[1] Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....
Методическая разработка "Особенности работы концертмейстера с вокалистами в ДМШ"
Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность....
О некоторых особенностях работы концертмейстера с солистами-вокалистами и учебными хоровыми коллективами.
В данной статье освещаются частные аспекты работы концертмейстера. Материал может быть полезен коллегам в качестве ознакомления с изложеннным мнен...
Методическая разработка «Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»
Методическая разработка«Специфика работы концертмейстера с вокалистами на занятии творческого объединения и на сценической площадке»...
Методическая работа «Особенности работы концертмейстера хора»
Данная работа представляет собой описание особенностей профессиональной деятельности концертмейстера хора: ведущие функции концертмейстера хора, структурные уровни ансамблевого взаимодействия, работа ...