Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
рабочая программа
Настоящее Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирует проектирование и формирование нормативно правового документа – - дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novoe_polozhenie_po_rabochim_programmam.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
(МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН)
Принято на заседании педагогического совета от « » _______________2023 г. Протокол № ____ | «Утверждаю» Директор МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО Северский район ___________ С.В. Стулова « » 2023 г. |
Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН (далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года.
- Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (2020 год)
- Методические рекомендации по разработке и реализации раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (разработаны ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»).
- Устав МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО (далее – ЦРТДЮ), и определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочих программ педагогов.
1.2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) – это нормативный документ, представляющий собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения составляется педагогом дополнительного образования и представляет собой документ, который отражает педагогические приоритеты, содержание и методику его деятельности на весь период обучения.
2.Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
2.1. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется по инициативе администрации ЦРТДЮ (на основании исследования общественного заказа) педагогами дополнительного образования. Педагог дополнительного образования – разработчик программы несет ответственность за наличие программы и ее соответствие нормативным актам Российской Федерации и локальным нормативным актам ЦРТДЮ.
2.2. Методическое сопровождение деятельности педагога дополнительного образования по разработке Программы и консультативную помощь на протяжении всего процесса реализации Программ оказывают методисты ЦРТДЮ.
2.3. Разработчик Программы самостоятельно определяет: цель, задачи Программы, направленность, актуальность, содержание, последовательность изучения тем и количество часов на освоение, состав обучающихся по Программе (по возрасту, по уровню развития и др.), формы и методы организации образовательного процесса, условия реализации Программы, планируемые результаты и критерии их оценивания.
2.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
3. Структура дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
3.1. Структура Программы является формой представления курса (предмета) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, состоит из двух основных разделов и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа (Приложение 1).
Обязательные разделы программы:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- список литературы.
4. Оформление и содержание структурных элементов
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
4.1. Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения (приложение 1) :
✔ наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
✔ наименование учреждения (согласно формулировке устава организации), в скобках сокращенное название учреждения;
✔ дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
✔ гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя);
✔ наименование вида программы (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа);
✔ название программы, отражающее еѐ содержание;
- уровень программы;
- срок реализации программы;
- возрастная категория (обучающиеся определенного возраста);
- состав группы (наполняемость);
- форма обучения (очная, очно-заочная, дистанционная);
- вид программы (модифицированная, авторская);
- программа реализуется (на бюджетной/внебюджетной основе)
- ID – номер Программы в Навигаторе
✔ ФИО, должность составителя (-ей) программы;
✔ место (город, другой населенный пункт) и год разработки/переработки программы.
4.2. Содержание (приложение 2).
4.3. Введение
4.4. Нормативно-правовая база
4.5. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»:
4.5.1. В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:
✔ направленность дополнительной общеобразовательной программы;
✔ актуальность, новизна, педагогическая целесообразность;
✔ отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
✔ адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе. Программа может предусматривть обучение детей с особыми образовательными потребностями: детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом психофизических особенностей ребенка); талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При необходимости для обучающихся разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты с индивидуальным режимом занятий (Приложение №3)
✔ уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; срок освоения программы - определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
✔ формы обучения;
✔ режим занятий;
✔ особенности организации образовательного процесса.
4.5.2. Цель и задачи:
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна отражать основную направленность программы и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
∙ предметные - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
∙ личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
∙ метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.
4.5.3. Содержание программы.
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане программы и содержании календарного учебного графика.
Учебный план — содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации, оформляется в табличной форме. План должен быть представлен в виде следующей таблицы:
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Раздел 1. «Название раздела» | 26 | 2 | 24 | |
1.1. | 10 | 2 | 8 | ||
1.2. | 8 | - | 8 | ||
1.3. | 8 | - | 8 | ||
2. | Раздел 2. «Название раздела» | 20 | 0 | 20 | |
2.1. | 12 | 2 | 10 | ||
2.2. | 8 | - | 8 | ||
и.т.д. | |||||
Итого: | 144 | 8 | 136 |
Содержание программы — это разделы и темы программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая теоретическую и практическую части, формы контроля, соответствующих каждой теме.
4.5.4. Планируемые результаты:
- совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых учащимися при освоении программы по ее завершению и формулируются с учетом цели и содержания программы.
4.6. Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»:
4.6.1. Календарный учебный график программы – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования.
Календарный учебный график (далее КУГ) составляется на каждый учебный год и каждую группу отдельно (ФЗ №273, ст.2, п.92; ст.47.п.5).
Календарный учебный график должен быть представлен в виде следующей таблицы:
п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
4.6.2. Условия реализации программы — реальная и доступная совокупность условий реализации программы:
✔ материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе;
✔ перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
✔ информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
✔ кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
4.6.3. Формы аттестации — зачет, контрольное занятие, тестирование, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, итоговое занятия, соревнование и т.д. Разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
4.7. Оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
4.8. Методические материалы — обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные и др.
4.9. Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы. В этом разделе разработчики программ смогут поэтапно обозначить цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей при реализации своей конкретной программы, описать используемые в воспитательной деятельности формы и методы воспитания, организационные условия, способы оценивания результатов воспитания, а также календарный план воспитательной работы по программе (Приложение 4).
Раздел о воспитании может включать следующие подразделы, части:
- Целевую — цель, задачи, целевые ориентиры воспитания;
- Содержательную — формы и методы воспитания;
- Организационную — условия организации воспитания, в том числе особые условия с учётом содержания программы, контингента детей; анализ результатов воспитания;
- Календарный план воспитательной работы.
4.10. Список литературы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); наглядный материал (образцы изделий, альбомы, атласы, карты, таблицы); должен быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся, родителей.
- Оформление дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
5.1. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, 14, одинарный междустрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац – отступ 1 см, поля со всех сторон 2-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.
5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
5.3. Программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью и подписью директора ЦРТДЮ.
6. Утверждение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
6.1. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она утверждается директором ЦРТДЮ. При этом на титульном листе рабочей программы ставится гриф об утверждении программы.
6.2. Рабочая программа утверждается ежегодно на педагогическом совете, далее - приказом директора ЦРТДЮ.
- Общий порядок хранения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программ
7.1. Первый экземпляр рабочей программы хранится в методическом кабинете. Другие экземпляры рабочей программы хранятся у педагогических работников, ведущих образовательную деятельность по этой программе.
7.2. Администрацией ЦРТДЮ ведется периодический контроль за качеством реализации и выполнением рабочих учебных программ.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящий локальный нормативный акт вступает в силу с момента его утверждения.
8.2. В случае изменения законодательства Российской Федерации в области образования, утверждения других нормативно-правовых актов Министерства просвещения РФ, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Устава ЦРТДЮ, настоящее положение может быть изменено или дополнено.
8.3. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся по решению Педагогического совета ЦРТДЮ и утверждаются приказом директора.
Приложение 1 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ЧЕРНОМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
(МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО)
Принята на заседании педагогического совета от «____» ____________ 202_ г. Протокол №____
| «Утверждаю» Директор МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ. ЧЕРНОМОРСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН _____________ С.В. Стулова «___» _______________202_ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«_______________________»
(наименование программы)
Уровень программы: _________________
Срок реализации программы: __________
Возрастная категория: ________________
Состав группы: ______________________
Форма обучения: ____________________
Вид программы: _____________________
Программа реализуется на_______ основе
ID – номер Программы в Навигаторе: ___
Автор-составитель:
________________________________
(должность)
пгт. Черноморский, 202_ г.
Приложение 2 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
Содержание
Введение | ||
Нормативно-правовая база | ||
1. | Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования» | |
1.1. | Пояснительная записка. | |
1.2. | Цели и задачи. | |
1.3. | Содержание программы. | |
1.4. | Планируемые результаты. | |
2. | Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1. | Календарный учебный график. | |
2.2. | Условия реализации программы. | |
2.3. | Формы аттестации. | |
2.4. | Оценочные материалы. | |
2.5. | Методические материалы. | |
2.6. | Раздел воспитания, календарный план воспитательной работы. | |
2.7. | Список литературы | |
2.8. | Приложения |
Приложение 3 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
Индивидуальный образовательный маршрут по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
_______________________________________________________
Обучающегося ____________________________________________________
(Ф.И.О)
__________________________________________________________________
(название образовательной организации)
Учебный год ___________________
Наименование детского объединения_________________________________
__________________________________________________________________
Педагог ___________________________________________________________
(Ф.И.О)
Календарный учебный график
индивидуального образовательного маршрута
№ п\п | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Участие в конкурсно-выставочной деятельности | Результат участия |
Педагог _________________/_________________________/
Обучающийся ___________/_________________________/
Родитель _______________/_________________________/
Приложение 4 к Положению
о структуре, порядке разработки
и утверждения дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
Ежемесячно | Фотоматериалы о проведении мероприятий | ||
2. | Сентябрь | Фотоматериалы о проведении мероприятия | |
3. | Октябрь | Заметка на сайте организации | |
4. | … | … | … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего образования
Методические рекомендациио структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, реализующими программы общего...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ с. Николаевка, реализующих программы начального общего,...
методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов в соответствии с ФГОС
1. Общие положения 1.1. Настоящее положение является нормативным документом, определяющим порядок разработки и утверждения рабочей программы педагогического работни...
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности в ОО по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО...
ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (НОО и OOO)
ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (НОО и OOO)...
Методическая разработка "Технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы"
Описание технологии разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы для педагогов дополнительного образования...