План-конспект открытого занятия по теме: «Связь и сигнализация»
план-конспект
Цель занятия: ознакомление обучающихся с видами и способами связи и сигнализации в походах и чрезвычайных ситуациях; формирование практических навыков по их овладению.
Задачи занятия:
Образовательные.
- повторить понятия «горизонт» и «стороны горизонта»;
- вспомнить «что такое компас и как им пользоваться»;
- научить обучающихся ориентироваться на местности по естественным природным признакам, небесным светилам.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
- развивать умение ориентироваться в непривычной ситуации, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к окружающей природе;
- прививать любовь к природе на основе полученных знаний;
- воспитывать уверенность в себе; умение слушать другого
- способствовать воспитанию организованности, самостоятельности, чувства взаимопомощи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_svyaz_i_signalizatsiya.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
План-конспект открытого занятия по теме:
«Связь и сигнализация»
Подготовил: Кулагин Михаил Валентинович
педагог дополнительного образования
объединение «Водный туризм»
Уварово, 2013г.
Объединение «Водный туризм»,
I группа, 1 - ый год обучения
Дата проведения: 14 марта 2013 года
Место проведения: малый спортивный зал
МБОУ лицей им А.И. Данилова корпус №8
Количество обучающихся – 14
Начало занятия:
Окончание занятия:
Цель занятия: ознакомление обучающихся с видами и способами связи и сигнализации в походах и чрезвычайных ситуациях; формирование практических навыков по их овладению.
Задачи занятия:
Образовательные.
- повторить понятия «горизонт» и «стороны горизонта»;
- вспомнить «что такое компас и как им пользоваться»;
- научить обучающихся ориентироваться на местности по естественным природным признакам, небесным светилам.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение рассуждать, анализировать;
- развивать умение ориентироваться в непривычной ситуации, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к окружающей природе;
- прививать любовь к природе на основе полученных знаний;
- воспитывать уверенность в себе; умение слушать другого
- способствовать воспитанию организованности, самостоятельности, чувства взаимопомощи
Оборудование и оснащение занятия:
Учебно-информационные СО: компас, картинки для ориентирования по местным признакам, буквы- стороны горизонта, раздаточный материал для самостоятельной работы, презентация Power Point, диск DWD.
Технические СО: компьютер, мультимедийное оборудование, экран.
Вид занятия: информативное.
Тип занятия: комбинированное.
Методы и приёмы обучения.
Словесные: беседа, рассказ, объяснение;
Наглядные: презентация Power Point, зарисовки на доске;
Практические: выполнение заданий.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.
План занятия:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Вводная часть – 1 мин.
3. Проверка знаний по предшествующей теме и подготовка к восприятию нового – 5 мин.
#1054;бъяснение новой темы – 15 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Практическая работа в – 17 мин.
7. Подведение итогов занятия – 2 мин.
8. Задание на дом – 1 мин.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности.
2. Вводная часть
Педагог рассказывает введение в тему, тем самым мотивируя детей на самостоятельное определение темы занятия, объявляет цель занятия, объясняет требования и план занятия.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами на занятии совершим путешествие в лес. И хочу у вас спросить «Кто из вас бывал в лесу? Вам в лесу понравилось?»
Кто-то ходил в лес по ягоды-грибы, кто на пикник, а кто-то просто погулять, подышать лесным, чистым воздухом.
А сейчас давайте вспомним: что же мы должны взять с собой в лес.
«Какой прибор нам необходим для определения сторон горизонта?»
По стране в поход идем —
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг.
Что такое горизонт? И какие стороны горизонта вы знаете? Ну, а как пользоваться компасом вы изучали на уроках ОБЖ и на наших предыдущих занятиях.
Но мы сегодня с вами будем говорить о том, как ориентироваться в лесу без компаса.
Но прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, я напомню вам правила поведения в лесу. Думаю, что вам они известны. Их должен знать каждый школьник. Кто мне напомнит: «Какие это правила?»
Инструкция
1. Отдых в лесу зачастую связан с приготовлением пищи на огне. Для того чтобы пожарить шашлык, требуется разжечь костер. Постарайтесь избежать этого в сухую, ветреную погоду, так как риск пожара слишком велик. В остальное время тщательно расчистите почву на месте будущего костра, сняв верхний слой травы или мха. А ещё лучше разжигать костёр на месте старого костра, и это место мы называем, вспоминайте – кострище. Во время горения не оставляйте огонь без присмотра, а после окончания приготовления пищи залейте его водой или засыпьте землей.
2. Безопасное поведение в лесу на этом не заканчивается. Не менее важно бережно относиться к растительному и животному миру, не обрывая цветов, не ломая веток, не уничтожая жуков и бабочек. Попытка рассмотреть красоту природы вблизи влечет ее гибель. Уважайте местных обитателей и старайтесь вести себя тихо. Громкая музыка или крики пугают животных, птиц и насекомых.
Не шуметь! Не кричать! Не обрывать! Не ломать! Лесных жителей не обижать!
3. Собираясь домой, не забудьте забрать с собой весь мусор, оставшийся после пикника. Даже органический мусор, будучи закопанным в землю, утилизируется лишь спустя длительное время. Полиэтиленовые пакеты, бутылки и стекло остаются в лесу на долгие годы, последнее особенно опасно. При отражении от стекла солнечных лучей может возникнуть пожар, поэтому лучше всего сложить мусор в пакеты и выбросить его в специальные контейнеры в черте города. Помните о том, что правильное поведение человека в лесу выгодно ему самому: только лишь при тщательной уборке имеется вероятность того, что в данное место будет приятно приехать на отдых снова.
А сегодня мы будем изучать другие правила в лесу, которые помогут вам сориентироваться в нем.
Представьте: тёплый, солнечный летний день. И вы в лесу собираете вкусную землянику. (Музыка с пением птиц) И так увлеклись сбором ягод, что не заметили как удалились от дороги или от другого очень приметного ориентира. И вот вы отрываете взгляд от ягод и понимаете, что не знаете, где вы находитесь. Какие ваши действия? Кто-то из вас растеряется, кто-то испугается, ведь одному в лесу страшновато, ну а кто-то вспомнит, чему вас учили на уроках ОБЖ и на занятиях по спортивному ориентированию.
Это очень важный вопрос, ведь заблудиться в лесу неопытному и незнающему человек – очень просто. Поэтому, чтобы не оказаться в очень неприятной ситуации, давайте разберем другие правила в лесу, которые позволят вам хорошо ориентироваться в нем. Возможно, они сохранят вам множество часов, дней, и даже жизнь – и такое нередко, когда заблудился.
Чтобы, находясь в лесу, хорошо ориентироваться во времени и пространстве, независимо от того, солнечный или пасмурный день, своевременно выйти из леса в намеченный пункт, каждый должен уметь определить стороны света (восток, запад, юг, север) по солнцу, по деревьям и по другим окружающим предметам.
Определение сторон горизонта по Солнцу.
День.
Самый легкий и простой способ – ориентирование по Солнцу.
- Известно, что летом солнце бывает в 7 часов на востоке, в 13 часов на юге и в 19 часов на западе.
Таким образом, в солнечный день, имея при себе часы, можно определить направление, куда следует идти.
2. Можно приближенно определить направление сторон горизонта по перемещению вершины тени. Для этого на ровной площадке устанавливают палку и отмечают (колышком, камнем) вершину ее тени. Через 10-20 мин отмечают второе положение вершины тени. Прямая от первой отметки ко второй укажет приближенно направление запад - восток, а перпендикуляр к ней - север-юг.
Удобство этого способа заключается в том, что он может применяться, когда время неизвестно. Время (10 мин) можно посчитать.
Не надо забывать о возможности ориентироваться по Солнцу и в пасмурную погоду. Дело в том, что местонахождение Солнца нельзя определить только в том случае, когда оно закрыто облаками значительной толщины и плотности, а это бывает относительно редко. В пасмурную погоду при беглом взгляде Солнца не видно, но, присмотревшись внимательно, можно обнаружить его местонахождение по характерному светлому пятну. Если все же Солнце не удалось обнаружить, не следует тут же забывать о нем, надо продолжать наблюдение. Облака имеют различную толщину, и уже через несколько минут Солнце может показаться в разрыве облаков.
Очень хорошим помощником в ориентировании при отсутствии Солнца служит ветер. У многих это вызывает удивление — при одном упоминании о ветре возникает ассоциация с чем-то непостоянным. Достаточно вспомнить известное выражение «вольный как ветер». Однако мнение о способности ветра менять направление чуть ли не каждую минуту ошибочно. Только в приземном слое воздуха, благодаря всевозможным преградам, нередко возникают порывы ветра различного направления. Что же касается более высоких слоев воздуха, то их движение значительно стабильнее. Понаблюдайте: в ненастье гонимые ветром тяжелые тучи, чуть ли не цепляясь за верхушки деревьев, ползут и ползут в одном направлении, иногда по нескольку суток кряду. При этом, если ветер и меняет свое направление, то очень медленно. Ну, а чтобы он сразу вспять повернул, такое бывает крайне редко, и то обязательно после полного штиля. Для ориентирования по ветру необходимо перед заходом в лес запомнить направление движения облаков. Это поможет определить, в каком направлении держать путь. Постоянство направления движения облаков аналогично постоянству положения стрелки компаса, только само направление может быть не север — юг, как показывает компас, а любое другое. Заметим, что направление движения облаков можно определить даже при незначительной их скорости, внимательно наблюдая за ними в просвет кроны дерева.
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам.
В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до (рис. а), а после полудня - ту дугу, которую она прошла после (рис. б).
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам.
а – до 13 часов; б – после 13 часов
Определение севера по звёздам.
НОЧЬ
Иногда приходиться передвигаться по лесу в ночное время суток. И если при этом при себе не имеется компаса, ориентироваться крайне трудно, и тут поможет только звездное небо.
По Полярной звезде
Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.
Полярная звезда — надежнейший и, пожалуй, единственный ориентир, доступный в условиях темноты.
Многие мореплаватели с давних времён пользовались этим способом.
Определение сторон горизонта по признакам местных предметов
Деревья
1. Многие, наверное, знают, что и по кронам деревьев можно определить, где находится юг и где север. С южной стороны, как правило, крона развита больше. Она как бы подалась навстречу полуденному Солнцу. Однако необходимо помнить, что такая «однобокость» кроны хорошо выражена только у дерева, выросшего на свободном месте. В условиях же густого леса из-за близко стоящего мощного дерева крона не может формироваться нормально, она усиленно развивается в ту сторону, где больше свободного пространства и света. Если это мощное дерево со временем упадет, подрубленное топором, или просто от старости, то ориентирование по кроне оставшегося, выросшего в угнетении дерева, ни к чему хорошему не приведет. Такую ошибку легко допустить в районе, где проводились сплошные рубки леса. Одинокое дерево, стоящее среди вырубки, так и хочется использовать для ориентирования по кроне. Однако соблазняться не следует: по такому дереву определить, где юг, а где север, невозможно, разве что имеется случайное совпадение.
2. Если на хвойных деревьях мшистость почти равномерная со всех сторон, то на лиственных мох гуще покрывает ствол дерева с северной стороны. На той части ствола дерева, которая обращена к северу; мхи и лишайники находят более благоприятные условия для роста и, следовательно, развиты лучше. Дело в том, что мхи любят влагу, лишайникам она тоже необходима, а на северной стороне дерева или камня после дождя или росы она сохраняется достаточно долго (на камне нередко влага бывает и в виде конденсата). С южной стороны испарение идет интенсивнее и поверхность быстро высыхает. В полуденные часы летнего дня солнце полностью иссушает обращенную к нему поверхность и тем самым лишает жизни любую растительность,
3. На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен, с южной стороны кора всегда светлее и глаже.
4. Южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. Стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Это и создает впечатление черного цвета северной стороны ствола сосны.
5. На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны. В летний жаркий день на стволах сосен и елей выступает смола. Замечено, что на южной стороне деревьев появляется гораздо больше смолы, чем на северной.
6. Годовые кольца на пне также способны указать, с какой стороны юг и с какой север. Почти всегда они эксцентричны и имеют с южной стороны утолщения, то есть годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже. Но и в этом случае надо быть уверенным, что дереву при жизни ничто не мешало развиваться. Иначе, «читая» такой пень, можно получить, как сейчас принято говорить, ложную информацию
.
7. На пнях почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.
Ягоды и грибы
- Грибы растут, преимущественно, с северной стороны деревьев, пней, кустов, на восточной и на западной стороне их меньше, а на южной их почти не бывает.
- На открытой лесной поляне ягоды (земляника, черника, голубика, брусника, клюква) начинают вызревать в первую очередь со стороны солнечного света. Зеленоватый оттенок дозревающей ягоды дольше всего удерживается на ее северной стороне. У созревших брусники и клюквы окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.
Травяной покров и почвы
- Весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных.
- Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
- Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света.
Трава по весне с южной стороны камня или кочки выше, чем с северной стороны, а по окончанию лета с северной стороны трава более сочная.
Животные (птицы, звери, насекомые)
Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели.
1. В лесу северное направление можно определить по муравейникам. Муравьи строят свой дом почти всегда рядом с деревом, и не в любом месте, а именно с его южной стороны. Объясняется это тем, что для нормальной жизнедеятельности муравьиного общежития требуются прямые солнечные лучи, а будь муравейник с северной стороны дерева, то в полдень тень от ствола как раз падала бы на муравейник. Это очень достоверный признак, на который можно смело положиться. Ошибка возможна лишь в том случае, если дерево, к которому «привязались» лесные санитары, срубили, а рядом осталось другое дерево, которое, естественно, может и не быть с северной стороны муравейника.
Кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой.
2. Очень помогают определить стороны горизонта бабочки. Когда она садится отдыхать, то обычно складывает крылья, инстинктивно выбирая такие положения, чтобы солнце светило на нее строго вниз. Тогда тень от крыльев превращается в узкую линию. Если бабочка долго сидит на одном месте и переместившееся солнце начинает светить ей в бок, то она меняет положение, поворачивает крылья узким краем к солнцу. Поэтому крылья отдыхающих бабочек рано утром, как правило, бывают направлены к востоку, в полдень – к югу, а вечером – к западу.
3. Определить стороны горизонта можно по паутине: паук паутину протягивает с севера на юг.
4. Белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны господствующих ветров.
5. Перелетные птицы весной летят на север, а осенью – на юг. Дупла дятлов размещаются с южной стороны дерева
6. Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.
Просеки
Почти каждому, кто хоть несколько раз побывал в лесу, встречались просеки, прорубленные в виде коридоров и уходящие в чащу леса прямо как стрела. А тот, кто выходил на пересечение двух таких просек, обратил, наверное, внимание на стоящие в центре пересечения невысокие столбы с какими-то цифрами, нанесенными черной краской на специально сделанных стесах. Эти просеки и столбы очень помогают ориентироваться в лесу. Все леса нашей страны для удобства пользования с помощью просек разделены на участки, называемые кварталами. Деление леса на кварталы во многом схоже с делением на кварталы большого города, только вместо улиц квартальными границами в лесу служат просеки. В отличие от городских улиц, которые могут быть ориентированы относительно севера как угодно, квартальные просеки в лесу прорубаются за редким исключением строго с юга на север и с запада на восток. Размеры кварталов бывают разные и за висят от ценности леса. Чем ценнее лес, тем на меньшие кварталы он разделён. Так, например, зеленые зоны городов имеют кварталы размером километр на километр, иногда километр на полкилометра и даже полкилометра на полкилометра. В так называемых лесоизбыточных районах, где лесом покрыты значительные площади, кварталы бывают размером два на два километра, два на четыре, четыре на четыре и реже два на восемь километров. При этом, если квартал имеет форму прямоугольника, то он вытянут с севера на юг. В каждом лесничестве — своя нумерация кварталов, начинающаяся с единицы (в. северо-западном углу лесничества). Далее номера идут по порядку до восточной границы лесничества. Затем нумерация переходит на следующий ряд кварталов и снова нарастает слева направо — от западной границы квартала до восточной, то есть присвоение номеров лесным кварталам осуществляется по той же схеме, как читаются буквы на странице книги. На пересечениях просек специально устанавливаются столбы, которые называют квартальными. Высота таких столбов 1 метр, диаметр — около 24 сантиметров. В верхней части столба делают стесы, называемые щеками. На них пишут номера тех кварталов, которые сходятся у этих столбов. Следует запомнить, что квартальный столб всегда устанавливается таким образом, чтобы щеки смотрели по диагонали в глубь тех кварталов, номера которых на них написаны, а грани, образуемые двумя щеками направлены вдоль просек. Благодаря этому, встретив квартальный столб, легко установить, с какой стороны находится север. Его направление показывает грань, на щеках которой номера кварталов имеют наименьший номер. Указанные столбы также могут помочь в ориентировании, но для того, чтобы воспользоваться ими, нужны более глубокие специальные знания, которые при желании можно найти в учебнике по лесоустройству.
Заключение
При ориентировании по одним только местным приметам ни в коем случае нельзя делать выводы о расположении сторон света по одному-двум наблюдаемым признакам. Торопливость может привести к серьёзным ошибкам. Наблюдения следует суммировать, копить, окончательные выводы делать лишь после многократного подтверждения первоначально полученного результата. И даже во время движения, внимательно осматриваясь по сторонам, надо беспрерывно искать приметы, подтверждающие или опровергающие выбранное направление движения. Только в этом случае можно рассчитывать на удачу.
Практическая работа
Индивидуальная работа
- Изобразить муравейник согласно направлению СЕВЕР-ЮГ.
- Ответить на вопросы.
- Показать с помощью табличек направления СЕВЕР-ЮГ, при этом рассматриваются различные виды деревьев.
- Изобразить девочкам бабочку и как по ней можно определить стороны горизонта, мальчикам паучка и показать в каком направлении он плетёт паутину.
Работа в парах
- На парте выложить просеки таким образом, чтобы они показывали правильно стороны горизонта и написать на квартальном столбе цифры
- Показать направления СЕВЕР И ЮГ с помощью подручного материала (макет Солнца и Большой и Малой Медведицы).
Коллективная работа
1. Загадки
Подведение итогов занятия
«Где и когда нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?» - Заблудились в лесу когда пошли по грибы-ягоды, пошли в поход, соревнования по спортивному ориентированию, туристские слеты.
Домашнее задание: тренироваться определять стороны горизонта по местным признакам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».
Уважаемые коллеги! Представляю план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...
План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс
Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...