Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 1.
статья

Артеменко Глеб Анатольевич

Опыт, представленный в работе, это многолетний опыт работы в фольклорно-этнографическом отделе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В отделе существует «Школа русской традиционной культуры "Горница"» (далее - ШРТК) и одноименный фольклорный ансамбль. Занятия в объединениях ШРТК – сложный многосоставной процесс. С точки зрения педагогической работы, в нем можно выделить три основных направления:

педагогическое (непосредственное участие в учебном процессе) концертмейстеру необходимо создать у обучающегося точный художественный образ народной песни, пляски, научить верному, этнографически достоверному воспроизведению материала;

творческое (индивидуальная работа над репертуаром) подбор аккомпанемента в соответствии со знанием специфики исполнительского материала, особенностей каждого исполнителя;

воспитательное (подготовка к конкурсам) помощь в организации поездок на конкурсы и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях.  Часть 1.

        В своем докладе мне хочется осветить особенности работы концертмейстера в работе детских коллективов на примере деятельности фольклорного коллектива-образцового детского коллектива фольклорного ансамбля «Горница». Ансамбль ведет активную концертную деятельность, выступает на ведущих концертных площадках города, является призером и дипломантом региональных и всероссийских конкурсов. Я концертмейстером работаю в ансамбле уже ------ лет. За годы деятельности в фольклорном коллективе я пришел к выводу что концертмейстер является неоспоримо важной фигурой для успешного освоения программы, ближайшим соратником педагога, и в детском фольклорном коллективе эта роль основополагающая.

 Особый интерес и важный аспект в работе концертмейстера в рамках образовательных программ с этнографическим компонентом является изучение традиционных гармонных наигрышей в их исконном этнографическом звучании.

        В рамках образовательного процесса учащиеся приобщаются к сокровищнице русской нематериальной культуры, развивают музыкальный слух, чувство ритма, учатся уважительному отношению к истории своей страны.

Имея богатый экспедиционный и исполнительский опыт, я могу максимально точно и достоверно воспроизвести традиции гармонной игры разных регионов России и познакомить учеников с их особенностями.

Искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства, знаний основ традиционной музыкальной культуры, основ этнографии и умения передать свои знания подрастающему поколению.

        Опыт, представленный в работе, это многолетний опыт работы в фольклорно-этнографическом отделе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В отделе существует «Школа русской традиционной культуры "Горница"» (далее - ШРТК) и одноименный фольклорный ансамбль.

        Занятия в объединениях ШРТК – сложный многосоставной процесс. С точки зрения педагогической работы, в нем можно выделить три основных направления:

педагогическое (непосредственное участие в учебном процессе) концертмейстеру необходимо создать у обучающегося точный художественный образ народной песни, пляски, научить верному, этнографически достоверному воспроизведению материала;

творческое (индивидуальная работа над репертуаром) подбор аккомпанемента в соответствии со знанием специфики исполнительского материала, особенностей каждого исполнителя;

воспитательное (подготовка к конкурсам) помощь в организации поездок на конкурсы и т. д.

         Основной целью работы концертмейстера является передача этнографически достоверного варианта традиционной пляски либо песни так, как это было зафиксировано в ходе экспедиционной работы, без искажений.

Для успешного освоения материала важно передать региональные особенности исходного материала, соблюсти баланс между бытовым исполнением и сценическим, научить понимать глубинный смысл исполняемого материала и не превратить традиционную песню или пляску в обычный концертный номер.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».

Формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения....

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

«Роль школьного методического объединения в образовательном процессе школы»

Опыт работы методического объединения. Представлены таблици для заполнения....

Школьные СМИ. Роль в популяризации деятельности детских организаций в образовательном учреждении

Организация школьных СМИ и работы работы совместно с ученическим самоуправлением и детским объединением....

Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 2.

Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся: непрерывный диалог танцора и музыканта, присутствует соревновательный момент, обогащается музыкальный словарь воспитан...