Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 2.
статья

Артеменко Глеб Анатольевич

Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся: непрерывный диалог танцора и музыканта, присутствует соревновательный момент, обогащается музыкальный словарь воспитанников. Факторы влияющие на успех выступления коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях.  Часть 2.

 

        Каждое занятие включает в себя несколько блоков:

непосредственно учебный процесс;

подготовку к фестивалям и конкурсам;

подготовку к проведению традиционных праздников согласно календарному циклу (Рождество, Сретенье, Пасха и т.д.)

                Основываясь на опыте изучения традиционной пляски и данных, полученных в этнографических экспедициях, можно предположить, что роль концертмейстера на занятиях по традиционной культуре перекликается с образом гармониста на традиционной деревенской вечерке.

        Во время проведения занятий необходимо стараться приблизиться к традиционному способу изучению пляски.

        Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся:

Непрерывный диалог танцора и музыканта. Умение вести общение в ходе пляски нарабатывается с исполнительским опытом, если нет взаимодействия между гармонистом и исполнителем, то пляска становится просто набором хореографических элементов. 

Присутствует соревновательный момент.  Соревнование гармониста и танцора – традиционное противостояние, где непременно нужно выяснить кто кого переиграет или перепляшет.

Обогащается музыкальный словарь воспитанников. Изучая различные региональные традиции и присущие им наигрыши, дети учатся определять принадлежность той или иной пляски, песни к местной локальной традиции.        Во время проведения занятий по традиционной культуре необходимо дать возможность ученикам прикоснуться к своим корням, ощутить духовную связь поколений.

Важной частью жизни ансамбля является участие воспитанников в фестивалях и конкурсах, а также процесс подготовки к ним. Для успешного выступления на мероприятиях необходимо присутствие концертмейстера, непосредственно участвовавшего в работе над концертными номерами.

        Успешное выступление складывается из множества факторов:

общий настрой,

достаточная подготовленность номера,

мотивация, и конечно же, участие в номере «своего» концертмейстера.

 Выделю основные особенности данного утверждения:

Психологический комфорт выступающего обеспечивает концертмейстер.

Педагог не всегда может присутствовать на сцене вместе с выступающим, и здесь на первый план выходит концертмейстер, сопровождающий концертный номер.

Ученики привыкают к определенной манере игры, чувствуют себя на сцене уверенно и раскованно. У каждого исполнителя «своя» манера игры на музыкальном инструменте, а у гармониста исполняющего народную музыку тем более. Разные гармонисты сыграют один и тот же традиционный наигрыш по-разному, но для успешного выступления ученикам необходимо, чтобы наигрыш звучал привычно, так как на репетиции.

Концертмейстер, занимаясь с учениками, отмечает их особенности и учитывает их в своей работе. Каждый ребенок уникален, и изучая один и тот же танец, один исполнитель будет замедлять темп, а другой торопиться. Зная особенности каждого ученика, есть возможность «помочь» исполнителю выступить наиболее удачно. Концертмейстер может замедлить или ускорить темп, играть тише, если исполнитель тихо поет или выделить сильную долю в ритме если того требует танец.

Подводя итог можно говорить о том, что роль концертмейстера в жизни коллектива, занимающегося традиционной музыкальной культурой, не сводится только к механической работе аккомпаниатора. Концертмейстер совмещает в себе множество функций, является неотъемлемой частью учебного процесса. Выступая в творческом тандеме с педагогом, концертмейстер при этом не утрачивает своей самостоятельности как творческая единица, активно влияющая на процесс освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Статья: «Роль патриотического воспитания в детском объединении».

Формирование   чувства   гражданственности,  любви к России, к родному селу, проявление культуры межнационального общения....

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

«Роль школьного методического объединения в образовательном процессе школы»

Опыт работы методического объединения. Представлены таблици для заполнения....

Школьные СМИ. Роль в популяризации деятельности детских организаций в образовательном учреждении

Организация школьных СМИ и работы работы совместно с ученическим самоуправлением и детским объединением....

Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 1.

Опыт, представленный в работе, это многолетний опыт работы в фольклорно-этнографическом отделе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В отделе существует «Школа русской тради...