Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного содержания "Город, в котором живу!"
рабочая программа (5 класс)

Никиенко Александра Аркадьевна
Основой духовного и нравственного возрождения общества является краеведение, так как ни одна нация не может жить и развиваться без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Любой уважающий себя гражданин обязан знать историю своей малой родины. А понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Ведь город – это место, где человек осознанно остаётся жить, где он развивает своё хозяйство и управляет этим развитием, имеет торгово-экономические отношения. Город не случайно возникает, он планируется и развивается не в один день. Именно поэтому история так важна. К сожалению, чаще всего бывает так, как писал Валерий Брюсов Ивану Бунину: «Мы мало изучаем город, мы только в нём живём!» Именно поэтому мы должны ненавязчиво учить детей любить родной город и быть готовыми к его благоустройству. Известно ведь: где родился, там и пригодился. «А любовь – это, в первую очередь, знание истории города, понимание нашего прошлого, которое подсказывает правильные жизненные ориентиры», – уверен краевед, кандидат исторических наук Александр Семененко. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, Отечеству. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Программа «Город, в котором я живу!» призвана заинтересовать детей знакомиться с историей города, изучать её через семейные архивы, рассказы родителей и других родственников, а также пополнить их знания о родном городе, увидеть его в общем ходе истории, а также направлена на развитие креативных способностей учащихся, формирование их гражданской позиции, толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 84»

Принято педагогическим советом                                 Утверждено:

МБОУ «СОШ №84№»                                                    Директор МБОУ СОШ № 84    

Протокол № 14 от 31.08.2017                                         __________  Коппалова Л.Н.                                                

                                                                                           Приказ № 42/14 от 31.08.2017

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Город, в котором  живу!»

Возраст учащихся:  11 – 13 лет

Срок  реализации:  один  год

                                                       Педагог дополнительного образования

                                                                    Александра Аркадьевна Никиенко,

                                                                     руководитель музея «Истоки»

                                 

2017 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Пояснительная записка.......................................................................................................3
  • Педагогическая целесообразность программы................................................................5
  • Актуальность программы...................................................................................................5
  • Новизна программы............................................................................................................5
  • Цель программы..................................................................................................................5
  • Задачи программы...............................................................................................................5
  • Принципы реализации программы:...................................................................................6
  • Результаты освоения курса внеурочной деятельности...................................................7
  • Метапредметные связи на занятиях по диагностике.......................................................9
  • Ожидаемые результаты по данной программе.................................................................9
  • Механизм контроля и оценки результатов......................................................................10
  • Режим занятий...................................................................................................................10
  • Учебно-тематический план курса "Город, в котором живу!" с указанием количества часов....................................................................................................................................11
  • Учебно-тематическое планирование программы "Город, в котором я живу!" с указанием вида и формы деятельности...........................................................................12
  • Учебно-тематическое планирование работы по программе "Город, в котором живу!" для учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов...................................................................................15
  • Условия реализации программы......................................................................................16
  • Литература..........................................................................................................................17

Пояснительная записка

«На земле нет края лучше,
чем где ты родился и вырос».

Г. Мусрепов

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм – любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям, стремление каждого на своём месте служить государственным интересам.

Именно поэтому основой духовного и нравственного возрождения общества является краеведение, так как ни одна нация не может жить и развиваться без уважения к своей истории, культуре, родному краю.

Краеведение, зародившись еще во времена Михаила  Васильевича Ломоносова, доказало свою жизненность и необходимость нашему обществу познания  родного края. В советское время Михаил Иванович Калинин говорил, что патриотизм начинается с углублённого познания родного края.

Существует несколько видов краеведения:

1. Научное краеведение – осуществляет поиск и анализ новых сведений о своём крае.

2. Культурно-просветительное краеведение – знакомит население с историей, природой и культурой края через экспозиции краеведческих музеев, публикации в прессе, издание научно – популярной литературы.

3. Прикладное краеведение решает практические вопросы местного значения: составление карт, разработка туристических маршрутов, выявление природных объектов, подлежащих охране, оценивает местные запасы растительного лекарственного сырья, учитывает животных и птиц.

4. Учебно-воспитательное краеведение  является школьным краеведением.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе вовсе не новая.

В рамках любого общеобразовательного учреждения одной из форм дополнительного образования является школьный музей.

С 2001 года в школе функционирует – живёт и действует историко-краеведческий музей «Истоки» под девизом: «Изучаем прошлое, чтобы познать настоящее и заглянуть в будущее», целью работы которого является формирование ОБЩЕЙ Культуры Личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

Естественно, что музей является центром краеведческой работы в школе.

А также учащимся 5-х, 6-х и 7-х классов предлагает дополнительную образовательную программу  «Город, в котором живу!», которая является компонентом внеурочной деятельности и рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю.

Чем обусловлен выбор данной программы?

Практически все учащиеся школы рождены в Северске. Здесь проходит их детство, юность. Детский сад, школа – первые  учреждения ребёнка, в которых он проводит много времени. Конечно, многие места города известны ребёнку с малых лет: его дом, сад, школа, Театр для детей и юношества, Природный парк, детская поликлиника, магазины и другие. Но порой, дети не знают даже их точных названий и адреса. Как правило, театр они назовут детским, но не Театром для детей и юношества. О существующих в городе памятниках имеют очень скудную информацию. К сожалению, многие школьники не только не знают историю Северска, но даже не достаточно могут ориентироваться в городе.

Наш город, также как и любой другой, имеет свою историю. В городе кипит жизнь: действуют учреждения с разным назначением, в том числе и те, которые могут посещать дети. В городе есть установленные памятники, на домах установлены мемориальные доски. И наконец, город – это люди, которые его создают и славят.

Любой уважающий себя гражданин обязан знать историю своей малой родины. А понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Ведь город – это место, где человек осознанно остаётся жить, где он развивает своё хозяйство и управляет этим развитием, имеет торгово-экономические отношения. Город не случайно возникает, он планируется и развивается не в один день. Именно поэтому история так важна.

К сожалению, чаще всего бывает так, как писал Валерий Брюсов Ивану Бунину: «Мы мало изучаем город, мы только в нём живём!»

Именно поэтому  мы должны ненавязчиво учить детей  любить родной город и быть готовыми к его благоустройству. Известно ведь: где родился, там и пригодился.

«А любовь  это, в первую очередь, знание истории города, понимание нашего прошлого, которое подсказывает правильные жизненные ориентиры»,  уверен краевед, кандидат исторических наук Александр Семененко. 

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, Отечеству. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Программа «Город, в котором я живу!» призвана заинтересовать детей знакомиться с историей города,  изучать её  через семейные архивы, рассказы родителей и других родственников, а также пополнить их знания о родном городе, увидеть его в общем ходе истории, а также направлена на развитие креативных способностей учащихся, формирование их гражданской позиции, толерантности.

Данная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования – введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.

Программа внеурочной деятельности «Город, в котором я живу!» является авторской программой  и составлена с учётом нормативных документов:

1. Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС  начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».

2.  Приказ  Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС  НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».

3. Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО".

       Данная программа выполняет следующие функции:

► общеобразовательную – ориентирует на формирование общей культуры поведения, формирование социального опыта, удовлетворение познавательных интересов ребёнка, расширение его кругозора, информированности;

► культурообразующую – знакомит, расширяет и углубляет знания по истории Северска, развивает интеллектуальные способности, ориентирует на мотивацию познавательной деятельности детей.

► духовно-нравственную – обогащает духовный мир ребёнка, учит его замечать красивые моменты, любить свой город и гордиться достижениями жителей города.

  • Педагогическая целесообразность программы:

Данная программа призвана создать во внеурочное время условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

Занятия для ребят предусмотрены разноплановые: устная передача информации с

 демонстрацией презентаций, прогулки по городу: прогулки по улицам, к памятникам, в учреждения Культуры, встречи с жителями Северска, выполнение определённых заданий.

Более  подробное знакомство с городом поможет школьникам ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

  • Актуальность программы:

Программа является актуальной и востребованной, так как:

▪ даёт импульс к самостоятельному поиску знаний;

▪ углубляет предметные знания и создаёт дальнейшую базу для изучения истории города, России;

▪ способствует созданию ситуации успеха для ребёнка и коллектива;

▪ обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.

Программа направлена на оказание эмоционального воздействия на душу ребят, а также  на   творческую  деятельность учащихся, на умение анализировать, оценивать, высказывать свою собственную точку зрения, на  развитие самостоятельности  школьников.

  • Новизна программы:

Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго поколения.

  • Цель программы:

Создание условий для формирования исторического сознания, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к историко-культурному  наследию родного города, приобщения учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

  •  Задачи программы:

I. Обучающие:

  • Раскрыть значение понятия «малой родины» в жизни человека.
  • Формировать и активизировать познавательные интересы учащихся к истории и культуре родного города.
  • Развивать, углублять и закреплять знания школьников о малой родине, полученные на уроках истории, географии, литературы, русского языка, музыки, ИЗО.
  • Учить школьников уметь сравнивать, сопоставлять события и факты из истории города с событиями страны.
  • Учить ребят осваивать рациональные приёмы и применять способы самостоятельного поиска краеведческой информации.
  • Учить школьников ориентироваться в пространстве городской среды.

II. Развивающие:

  • Формировать умения ребят свободно излагать свои мысли, чтобы они легко и непринуждённо могли несведущим людям рассказать историю города, пересказать биографии известных людей, живших и работавших в Северске – воспитывать творческую личность в процессе осуществления речевой и эстетической деятельности.
  • Сформировать умения работы с различными источниками.
  • Формировать эстетические взгляды ребят через прогулки по городу, приобщение  к музейным выставкам, театральным постановкам.
  • Формировать коммуникативные навыки и совместную коллективную деятельность.
  • Создавать благоприятные условия для успешного предъявления результатов познавательно-поисковой деятельности.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать у школьников чувство гордости за свой город и духовную память.
  • Воспитывать уважение к людям, живущим рядом.
  • Воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию родного края.
  • Воспитывать чувство гордости за прославленных земляков, чувство восхищения талантами знаменитых людей города.
  • Создать коллектив единомышленников – юных краеведов.

  • Принципы реализации программы:

▪ учёт возрастных особенностей;

▪ принцип доступности;

▪ принцип добровольности;

▪ принцип связи теории с практикой;

▪ принцип наглядности;

▪ принцип актуальности;

▪ принцип научности;

▪ принцип творчества и успеха;

▪ принцип межпредметности;

▪ принцип результативности.

  • Формы организации и виды деятельности

данного курса внеурочной деятельности:

Направления

развития личности

Виды деятельности

Формы деятельности

Теоретические занятия

Практические занятия

Общеинтеллектуальное

Познавательная

Беседа, устный журнал, музейный или интегриро- ванный урок с мультимед. сопровождением.

Заочная экскурсия

Экскурсии у памятников

и памятных мест.

Викторины.

Творческие задания (составление кроссворда, ребуса, пиктограммы).

Прогулки

по улицам города.

Общекультурное

Досугово-развлекательная Игровая

 Творческая

О роли игры

в познании нового.

Художественное творчество.

КТД. Мозговой штурм.

Тематические игры.

Конкурс рисунков.

Социальное

Общественно-полезная

Исследовательская

Занятие

о правилах общения,

об умении вести диалог.

Занятие

"Быть исследователем".

Встреча с жителями города.

Круглый стол.

Интервьюирование.

Защита мини-проектов.

Духовно-нравственное

Познавательная.

Развлекательная.

Творческая.

Информационные часы.

Посещение учреждений города.

Творческий отчёт

о своих впечатлениях

На предлагаемых занятиях, предусмотренных представляемой программой, используются следующие методы:

▪ метод разъяснения,

▪ метод наглядности,

▪ метод практики

▪ проблемно-поисковый метод

▪ метод поощрения

▪ метод

самостоятельной работы

Вывод: теоретические и практические занятия данного курса призваны способствовать развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, приобретению следующим умениям:

  • составить и решить кроссворд, ребус, пиктограмму;
  • составить экскурсию по определённому маршруту;
  • грамотно выстроить и вести устный диалог на заданную тему;
  • провести интервьюирование;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • грамотно составить отзыв о прослушанной экскурсии или просмотренном спектакле;
  • проводить экскурсии по истории города для начальной школы.

Занятия носят преимущественно практический характер.

Учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, работать с научно-популярной литературой, проводить опросы, проводить исследовательские и поисковые работы.

  • Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Развитие Личности в системе образования происходит, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Предполагаемые результаты:

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное развитие ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – школьник приобретает социальные знания, первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов – школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Третий уровень результатов – школьник получает опыт самостоятельного общественного действия.

К концу учебного года в соответствии с данной образовательной программой у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

У школьников развивается творческое и критическое мышление,

познавательные навыки.

Приобретаются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться

в информационном пространстве.

Организация работы

в парах или в группе

Регулятивные

Учащиеся научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями её реализации;

осуществлять итоговый

 и пошаговый контроль

по результату.

Сотрудничестве с учителем

Познавательные

Для выполнения заданий

ученики научатся осуществлять поиск необходимой информации

с использованием

литературы, энциклопедий

и справочников в открытом информационном пространстве;

строить сообщения

в устной и письменной форме;

ориентироваться в различных источниках информации

по краеведению.

 

Тексты

различных материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности

Коммуникативные

Учащиеся научатся

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования

у людей различных точек зрения,

в том числе, не совпадающих с его собственной.

Проблемно-диалогическая технология

и организация работы

в парах и малых группах

  • Метапредметные связи на занятиях по краеведению:

• с уроками русского языка: умение грамотно формулировать свои мысли при составлении отзыва об экскурсии, умение написать сочинение об объектах города, изложить свои наблюдения;

  • с уроками литературы: чтение стихов поэтов родного города;
  •  с уроками изобразительного искусства: "История Северска" в рисунках;        

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

  • Ожидаемые результаты по данной программе:

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

► Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

► Практические умения и навыки.

► Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

  • В процессе работы по программе «Город, в котором я живу!» обучающиеся должны знать:
  • основные понятия: «малая Родина», «город», «патриот», «патриотизм», «край», «краеведение», «архитектура», «памятник»;
  • «предысторию» Северска: названия первых поселений на северской земле, время их возникновения, их значение;
  • историю посёлка Чекист, историю воспитательной колонии;
  • конкретные факты по строительству города: когда стал строиться и по какой причине, какие категории людей его строили;
  • общие сведения о СХК – градообразующем предприятии города;
  • названия первых улиц, количество и названия улиц современных;
  • ФИО деятелей, именами которых названы многие улицы и краткие их биографии;
  • фамилии и имена знаменитых жителей Северска, прославлявших наш город;
  • фамилии Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда;
  • существующие в городе памятники, их количество, историю их создания и события, которым они посвящены;
  • фамилии некоторых северских поэтов, одно – два стихотворения.

 

  • В процессе работы по программе «Город, в котором я живу!» обучающиеся должны уметь:
  • без затруднения рассказать историю города, о первых поселениях, о трудовой коммуне Чекист;
  • отвечать на вопросы викторины;
  • ориентироваться в городе;
  • составить описание памятника, писать сочинения о городе, отзыв об экскурсии;
  • придумать и составить какую-либо форму работы:(кроссворд, тест, игру и т.д.).

ВЫВОД: Развивается познавательный интерес к краеведческой деятельности.

Тематика предусматривает введение учащихся в краеведческую работу (выполнение простейших краеведческих наблюдений и творческих заданий по краеведению).

  •  Механизм контроля и оценки результатов:

Задачи

Формы работы

Механизм оценивания

Фиксация результатов

1.

Раскрыть

значение понятия «малой родины»

в жизни человека.

Сочинительство:

 эссе, сочинение.

Творчество: фотоколлаж, рисунок, аппликация.

Анализ представленных творческих работ.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

2.

Формировать

и активизировать познавательные интересы учащихся

к истории  

родного города.

Тематические конкурсные игры, викторины.

Диагностика качественных

и количественных показателей участия

в конкурсных программах.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

3.

Формировать

умения ребят

на основе своих знаний свободно выстраивать свою речь, чтобы они могли рассказать историю города.

Конкурс

на лучшую устную биографическую справку:

♦ "Предыстория Северска",

♦ "Современный Северск"

Анализ представленных рассказов.

И подведение итогов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

4.

Формировать эстетические взгляды ребят через прогулки по городу, приобщение  

к музей. выставкам, театр. постановкам.

Составление отзывов, описаний красивых

и памятных мест.

Написание сочинений

о посещении музеев, театров, библиотек.

Эссе.

Анализ представленных творческих работ.

И подведение итогов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

5.

Формировать навыки коммуникативного общения

и совместную коллективную деятельность.

Вопросы викторины, составление интервью, творческие задания,

листки активности,

контрольные тестирования.

Анализ представленных творческих работ.

И подведение итогов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

6.

Создавать благоприятные условия

для успешного предъявления результатов познавательно-поисковой деятельности.

Индивидуальные творческие задания.

Представление

в творческой форме результатов познавательной деятельности.

Рецензирование работ.

Оценка.

Выставление баллов в итоговую таблицу.

Награждение

по итогам.

  • Режим занятий:

Среди организационных форм обучения используются образовательные занятия, пешеходные экскурсии, выполнение творческих работ.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет изучить тему, выполнить творческое задание и закрепить полученные знания.

Собирая сведения о своих земляках, изучая историю школы, записывая рассказы родственников о  военных годах, пионерском детстве,  рассказывая о семейных реликвиях, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

  • Тематический план курса "Город, в котором живу!"

с указанием количества часов:

№ п\п

Название темы занятия

Количество часов

Тема 1. «Северское краеведение».

1.

ВВЕДЕНИЕ в предлагаемую программу.

Содержание понятий: "край", "краеведение", "малая Родина".

 Зачем и как изучать родной край, историю города?

1

2.

Восхождение к истокам.

О жизни деревень, на землях которых вырос Северск.

1

3.

   Иглаково – не только дачный городок,

но и  старинное сибирское село.

1

4.

Прогулка по селу Иглаково. Остановка у памятника воинам –

жителям поселка, погибшим в годы  Великой Отечественной войны.

1

5.

«Книга  «Атаман Пузырь» –

напоминание об одной из страниц  в истории Северска».

1

6.

Работа с книгой. Составление по ней сценок.

1

7.

Прогулка в районе Чекиста. Знакомство с той местностью,

где располагался ранее монастырь, колония Чекист.

Посещение музея школы №78, в которой учились колонисты.

1

8.

Чекист –  коммуна трудовая.

Составляем отзыв о посещении музея и ребус.

1

9.

Творческое обобщение: " С предысторией Северска я знаком!"

1

Тема 2. «Мой город. Шаги в историю».

10.

Юный город на Томи. Экскурс в историю.

1

11.

СХК – градообразующее предприятие Северска.

1

12.

Прогулка по старому городу по проспекту Коммунистический.

 Понятия «архитектура», «памятник».

1

13.

Главная площадь города. Памятник В. И. Ленину.

1

14.

Листая страницы старого альбома.

Ушедшее. Памятники, которых больше нет.

1

15.

История моей страны в названиях улиц.

1

16.

Улицы нашего города. Экскурсии по улицам старого города.

1

17.

Улицы нашего города. Экскурсии по улицам современного города.

1

18.

Улица, на которой я живу.

1

19.

Тематическая игра «Где эта улица? Где этот дом?»

1

Тема 3. «Я и мой город!».

20.

Северск литературный.

Читаем стихи северских поэтов. Конкурс на лучшее прочтение.

1

21.

Памятники – источники познания прошлого

и дань уважения людям, оставившим на земле добрый след.

1

22.

Память, увековеченная в камне. Экскурсии к памятникам, посвящённым Островскому, Гагарину, Гайдару.

1

23.

24.

Экскурсия к памятнику «Усмирившим пламя Чернобыля…»

Экскурсии к памятникам по улице Ленина.

1

1

25.

Час творчества " С думой о городе".

1

26.

"Город моего детства". Круглый стол  встреча с людьми,

чьё детство прошло в нашем городе.

1

27.

Время не сотрёт их имена. Рассказ о выдающихся людях,

живших в городе и прославлявших его.

1

28.

Круглый стол  встреча с жителями Северска  

людьми разных профессий.

1

29.

Культурная жизнь города. Учреждения Культуры.

Кинотеатры.

1

30.

Конкурс  фантазии на тему "Моя малая родина".

Моя семья – мой двор – моя школа. Мой любимый в городе уголок.

1

31.

Природный парк и скверы города. Птицы города.

Прогулка в Парк. Кормим птиц.

1

32.

Краеведческий ринг: "Город, в котором живу!"

1

33.

Творческий конкурс

" В городе не только живу, его историю я чту!"

2

34.

Обобщающая игра

«Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…»

ИТОГО:

34

  • Тематическое планирование программы "Город, в котором я живу!"

с указанием вида и формы деятельности:

Месяц

Тема музейного занятия

Виды и формы деятельности

Количество часов

теория

практика

2017 год

Сентябрь

1.

ВВЕДЕНИЕ

в предлагаемую программу.

Содержание понятий:

"край", "краеведение",

"малая родина".

 Зачем и как изучать родной край, историю города?

Познавательная деятельность:

▪ мастерская общения. Повести ▪ дискуссию – нужно ли изучать историю города? Для чего?

Творческая деятельность:

Викторина

по истории края?

Диктант

исторических понятий

30 минут

20 минут

10 минут

2.

Восхождение к истокам.

О жизни деревень, на землях которых вырос Северск.

Познавательная деятельность:

▪ Творческое задание -

путанка - прочитать шиворот-навыворот названия деревень.

▪ Поиграть в деревенские игры

30 минут

10 минут

20 минут

3.

Иглаково –

не только дачный городок,

но и  старинное сибирское село.

Рассказ о жизни села Иглаково, о людях, ушедших на войну,

о пяти погибших братьях.

30 минут

15 минут

4.

   Прогулка по селу Иглаково. Остановка у памятника жителям поселка, погибшим

в годы  Великой Отечественной войны.

Поездка в село.

У памятника  ▪ конкурс

 на более удачное устное описание памятника.

10 минут

50 минут

Октябрь

5.

«Книга  «Атаман Пузырь» –

напоминание

об одной из страниц  в истории Северска».

Познавательная деятельность:

Рассказ о книге.

Об истории её создания,

о ёё вторах.

Чтение книги.

15 минут

45 минут

6.

Работа с книгой.

Составление по ней сценок.

Творческая деятельность

Составление сценок

о жизни коммунаров.

Обсуждение книги.

7.

Прогулка в районе Чекиста. Знакомство с той местностью,

где располагался ранее монастырь, колония Чекист.

Посещение музея школы №78,

в которой учились колонисты.

Познавательная, развлекательная деятельность

Прогулка.

Лагерь "Берёзка", стадион, воинская часть.

▪ Посещение музея.

20 минут

40 минут

8.

Чекист –  коммуна трудовая.

▪ Музейный урок

"Чекист -

коммуна трудовая".

▪ Учимся писать отзыв.

▪ Составляем ребус.

15 минут

20 минут

25 минут

Ноябрь

9.

Творческое обобщение:

"С предысторией Северска

я знаком!"

Познавательная,

Развлекательная, игровая деятельность

▪ Разные игровые моменты - повторение и обобщение изученного материала

60 минут

10.

Юный город на Томи.

Экскурс в историю.

Познавательная деятельность.

▪ "Информационный листок"

о строительстве города.

▪ Просмотр

ролика первостроителя.

▪ Конкурс - о городе

от имени разных лиц.

20 минут

20 минут

20 минут

11.

СХК – градообразующее предприятие Северска.

Познавательная деятельность.

▪ Круглый стол - встреча

с сотрудниками СХК

▪ Интервьюирование.

▪ Конкурс

на лучший вопрос.

20 минут

20 минут

20 минут

Декабрь

12.

Понятия "архитектура", "памятник".

Прогулка по старому городу

по проспекту Коммунистический.

Познавательная деятельность.

▪ Смысловые задания.

Чтение текста. Определить -

о чём идёт речь?

.

15 минут

45

минут

13.

Главная площадь города.

Памятник В. И. Ленину.

Остановка у памятника

В. И. Ленину

на главной площади города

15 минут

45

минут

 14.

Листая

страницы старого альбома.

Ушедшее. Памятники,

которых больше нет.

Познавательная, творческая деятельность.

Работа с фотографиями -

предположи где это было?

15 минут

45 минут

15.

16.

История моей страны

в названиях улиц.

Улицы нашего города. Экскурсии

по улицам старого города.

Познавательная, творческая,

игровая деятельность.

Задание - кто напишет больше названий улиц.

Аукцион 

"Улицы моего города".

Досуговая и познавательная деятельность одновременно

▪ Прогулки по городу..

20 минут

10 минут

10 минут

50 минут

2018

Январь

17.

Улицы нашего города. Экскурсии по улицам современного города.

Досуговая и познавательная деятельность одновременно

▪ Прогулки по городу..

10 минут

50 минут

18.

Улица, на которой я живу.

Познавательная и творческая деятельность

Конкурс - словесное сочинение " Моя улица"

Интервью у товарища

о его отношении к городу

10 минут

30 минут

20 минут

19.

Тематическая игра

"Где эта улица?

Где этот дом?"

Игровая и познавательная

деятельность

ИГРА

60 минут

Февраль

20.

Северск литературный.

Читаем

стихи северских поэтов.

Конкурс

на лучшее прочтение.

Познавательная и творческая деятельность

Конкурс 

на лучшее прочтение стихов северских поэтов.

Конкурс пантомим "Северска страницы"

60 минут

21.

Памятники – источники познания прошлого

и дань уважения людям, оставившим

на земле добрый след.

Познавательная  деятельность:

Дискуссия - зачем и почему возводят памятники?

Творческое задание -

"соорудить свой памятник".

15 минут

45 минут

22.

Память, увековеченная

в камне. Экскурсии

к памятникам, посвящённым Островскому,

Гагарину, Гайдару.

Познавательная деятельность.

▪ У памятника - конкурс -

лучшее описание памятника

60 минут

Март

23.

Экскурсия к памятнику «Усмирившим пламя Чернобыля…»

Познавательная деятельность.

▪ У памятника - конкурс -

лучшее описание памятника

60 минут

24.

Экскурсии к памятникам

по улице Ленина.

Познавательная деятельность.

▪ У памятника - конкурс -

лучшее описание памятника

60 минут

25.

Час творчества

"С думой о городе".

КТД - общее дело,

но каждый выполняет определённое задание,

согласно жребия

60 минут

26.

"Город моего детства".

Круглый стол –

встреча с людьми,

чьё детство прошло

 в нашем городе.

Общественно-полезная, исследовательская деятельность

Слушаем рассказы,

задаём вопросы.

Конкурс

на лучшую детскую игру.

60 минут

Апрель

Апрель

27.

Время не сотрёт их имена. Рассказ

о выдающихся людях,

живущих в городе

и прославлявших его.

Познавательная, творческая деятельность.

▪ Устный журнал, презентация.

Конкурс.

Задание - каждый рисует какие-то детали, характеризирующие того

или иного человека.

20 минут

40 минут

28.

Круглый стол –

встреча с жителями Северска –

людьми разных профессий.

Познавательная, творческая деятельность.

▪ Общение.

Конкурс

на лучший вопрос.

60 минут

29.

Культурная жизнь города. Кинотеатры.

Учреждения Культуры.

Познавательная деятельность.

▪ Творческий конкурс -

каждый

составляет описание,

другие - отгадывают

60 минут

30.

Конкурс – фантазии на тему "Моя малая родина".

Моя семья – мой двор –

моя школа.

Мой любимый уголок.

Творческая, развлекательная

▪ "Зашифрованные рисунки".

Задача всех - рассказать

по рисунку, что важно

для данного человека.

20 минут

30 минут

Май

31.

Природный парк и скверы города. Птицы города.

Прогулка в Парк.

Кормим птиц.

Познавательная, досуговая деятельность.

Информационный час "История парка"

В парке.

15 минут

45 минут

32.

Краеведческий ринг:

"Город, в котором живу!"

Познавательно-игровая деятельность

Игра с содержанием вопросов, которые освящались на занятиях.

60 минут

33.

Творческий конкурс:

"В городе не только живу,

его историю я чту!"

Игра с выполнением творческих заданий.

Подведение итогов работы курса: что понравилось, что не понравилось. Пожелания.

60 минут

34.

Обобщающая игра

«Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…»

Вывод:

Данная система изучения своей малой Родины погружение в мир изучаемого предмета на месте, даёт возможность развить в ребёнке элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений с взрослым и сверстниками.

Она способствует духовному развитию ребенка.

  • Условия реализации программы.  

Методическое  обеспечение:

  • Наличие материалов для проведения  музейных уроков и других по форме занятий (разработки музейных уроков, видеофрагменты и видеоролики соответствующих тем, разработки тематических игр, составленные карточки, тесты, стихи).
  • Наличие разработок  ролевых игр, творческих заданий, ситуаций.

Ресурсное обеспечение:

  • Телевизор.
  • Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
  • Музыкальный центр,  аудио и видео записи, СD-DVD диски.
  • Фотоаппарат.
  • Диктофон.
  • ЛИТЕРАТУРА:

Для педагогов:

1. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В.. Воспитание и дополнительное образование детей.

2. Культурно-образовательная деятельность музеев.  М., 1997 .  

3. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя.  М., 1988.

4. Неизвестный Северск: Сборник статей пол редакцией В. П. Зиновьева, И. М. Рудой, В. О. Эльблауса .  Томск: Издательство ТГУ, 1996 г.

5. Северск. История и современность: Сборник статей под редакцией Л. М. Плетнёвой, П. Е. Бардиной, И. М. Рудой.  Томск: Издательство ТГУ, 1994 г.

Михайлова Н. Б. Щедрое дерево. Томск 1998.

6. Шлыкович А. После уроков.  М.: Детгиз, 1958 г.

Для детей:

1. Берёзка. Литературно-художественный альманах. 1963 г.

2. Город на Томи. Общественная редакция Ермакова Г. В., Коняхин Н.Ф., Крылов А. Ф., Прудаев Ю. И.

3. Михайлова Н. Б. Щедрое дерево. Томск 1998.

4. Газеты: "Диалог", "Новое время".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственного направления «Святая Русь»

Программа внеурочной деятельности "Святая Русь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и составлена на основе авторской программы Л.Л.Шевченко "Православная культура" для учащихся 5-х классов....

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления «Познай себя»

"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".И...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 Б класс

   Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности ...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я – гражданин » для учащихся 6-7 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...