Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему
Урок биологии в 7 классе с использованием компьютерной презентации. Автор: Торутева Е.Н., учитель биологии "МБОУ Сергачская СОШ №5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya2.rar | 2.64 МБ |
Подписи к слайдам:
Внутреннее строение земноводных на примере лягушки
7 классучитель биологии Торутева Е.Н.«МБОУ Сергачская СОШ № 5»
Цель урока:
Цель урока: Изучить особенности внутреннего строения амфибий, в связи с приспособленностью к среде обитания. Создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Задачи:Образовательные: Познакомить учащихся с внутренним строением земноводных. Развивающие:Совершенствовать умения сравнивать земноводных с ранее изученными классами животных. Продолжить формирование умений самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой..Воспитательные: Воспитывать умение работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала, выполнение лабораторной работы.Методы - частично поисковый, исследовательский.Форма организации учебной деятельности – групповая.Средства обучения – учебник, слайды, влажные препараты, компьютер, презентация.
План урока
Актуализация опорных знаний и умений (определение уровня готовности к поисковой работе) .Первичное усвоение знаний (сбор информации) Осмысление учебного материала Закрепление учебного материала (обмен информацией) Проверка и оценка результатов Первичный контроль знаний Подведение итогов учебного занятия
1) Назовите части тела лягушки (голова, туловище, конечности)2) Перечислите внешние органы лягушки, расположенные на голове (глаза, барабанная перепонка, парные ноздри, ротовая щель)3) Назовите части передней конечности лягушки (плечо, предплечье, кисть)4) Назовите части задней конечности лягушки. Почему задние конечности длиннее передних? (бедро, голень, стопа)
Черты приспособленности к среде обитания
1. Влажная кожа2. Наличие парных конечностей3. Обтекаемая форма тела4. Подвижные веки5. Перепонки между пальцами на задних конечностях.
К водной среде
К наземной среде
Наличие парных конечностей
Влажная кожа
Подвижные веки
Перепонки между пальцами на задних конечностях
Обтекаемая форма тела
Работа с терминами
плавательная перепонка слезные железы кожные железы резонаторы барабанная перепонка.
Работа по группам:
1.Скелет.2.Пищеварительная система.3.Дыхательная система.4.Кровеносная система.5.Нервная система.6. Выделительная система.
Лабораторная работа Изучение скелета лягушки
Особенности строения и значение скелета лягушки
Отделы скелета
Названия костей, особенности строения
Значение
1.Череп
Мозговая часть, кости черепа
Защита головного мозга
2.Позвоночник
Позвонки(9)- 1+7+1+хвостовой отдел
Защита спинного мозга и опора внутренних органов
3.Плечевой пояс
Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости.
Опора для передних конечностей
4.Скелет передних конечностей
Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти.
Участвуют в передвижении
5.Пояс задних конечностей
Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником
Опора задним конечностям
6.Скелет задних конечностей
Бедренная, большая и малая берцовая кости, кости стопы
Участвуют в передвижении
Отметьте знаком «+» правильные высказывания и знаком «–» неправильные.
1. Основной причиной изменения скелета земноводных является переход к наземному образу жизни. (+) 2. Плечо, голень, стопа – это составные части передней конечности. (–) 3. В черепе земноводных лучше развит лицевой, а не мозговой отдел. (+) 4. Отсутствие ребер у лягушек связано с появлением конечностей. (+) 5. У земноводных так же, как у рыб, отсутствует пояс задних конечностей. (–) 6. Подвижность головы земноводных связана с наличием шейного позвонка. (+)
Лягушка ловит только движущуюся добычу длинным клейким языкомОна следит за мухой подвижными глазами, а ее мозг рассчитывает точку встречи и команды мышцам ног
Пищеварительная система
Сравните пищеварительную систему лягушки и рыбы
Задача.
Одна лягушка за весну и лето уничтожает 1260 вредителей сельского хозяйства. Сколько вредителей будет уничтожено популяцией лягушек численностью в 500 особей за 2 года?Ответ: 1 млн 260 тыс.Как называется такой способ борьбы с вредителями? Где еще вы с ним встречались? Ответ: Способ борьбы с вредителями, используя их естественных врагов в природе, называется биологическим. Наездники, божьи коровки.
Выводы:
Лягушка питается подвижными беспозвоночными, которых она ловит с помощью липкого языка.В акте глотания участвуют глаза.Пища в ротовой полости смачивается слюной.Кишечник дифференцирован:12-перстная кишка, тонкая кишка, толстая кишка, клоака.
…….
…….
…..
…….
…….
В чем разница строении кровеносных систем рыб и лягушек?
Строение сердца
Сердце рыбы Сердце лягушки
Есть ли разница в строении сердец лягушки и рыбы?
Схема работы сердца и движение крови по сосудам.swf
Выводы:
В связи с развитием легких появляется второй круг кровообращения.Сердце трехкамерное: два предсердия и один желудочек.Ко всем органам тела поступает смешанная кровь.
………..
……….
……………….
Дыхание лягушки
В чем особенность дыхания лягушки в отличие от рыб?
Видеофильм. Особенности дыхания земноводных
pril3.wmv
Выводы:
Органы дыхания земноводных- легкие и кожа.Поверхность легких небольшая.Легкими дышат только на суше, а кожей как в воде, так и на суше.Газообмен происходит только через влажную кожу………….
……………….
………………
…………….
………..
……………..
………….
Строение головного мозга
Сравните строение мозга рыбы и лягушки. В чем разница и в чем сходство?
Выводы:
В головном мозге сильнее развит передний мозг, разделенный на два полушария.Плохо развит мозжечок в связи с малоподвижным образом жизни.Условные рефлексы у земноводных вырабатываются медленно.
……………
…………….
…………….
Выделительная система
Назовите органы выделительной системы.Укажите как происходит перемещение мочи в выделительной системе лягушки соединив стрелочками органы выделения в порядке перемещения мочи: Почка клоака мочевой пузырь окружающая среда
Почка
Мочевой пузырь
Клоака
Окружающая среда
Рефлексия
Внутреннее строение земноводных.swf
Первичный контроль знаний
Проверочный тест
Домашнее задание
Параграф 37,вопросы на стр.182Уметь составлять схемы пищеварительной, кровеносной, дыхательной систем
Источники:
1)Единая коллекция ЦОР:http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f6ad-0a01-022a-01d4-13181b080efb/view/http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f76c-0a01-022a-017a-a2a8b5e7f67f/view/2)Электронный учебник«Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М. и др
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внутреннее строение земноводных
презентация к уроку...
Инструкция по проведению работы с программой «Электронный атлас для школьника: зоология» тема «Внутреннее строение земноводных» в 7 классе.
Данную работу можно проводить с использованием мобильного компьютерного класса (система MakOS) практически по любой теме курса "Животные". Предложенная карта содержит пошаговую инструкцию при индивиду...
Внутреннее строение земноводных
Внутреннее строение земноводных....
Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....
Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок
К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...
Лабораторная работа «Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки»
Занятие-лабораторная работа...