Юный математик 7 класс (кружок)
учебно-методический материал (7 класс)

Гачегова Наталья Сергеевна

Юный математик 7 класс (кружок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_matematik_7_klass.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ "Гимназия №33 г.Улан-Удэ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

руководителя кружка

«Юный математик»

для 7 классов

Составитель: Гачегова Н.С.

учитель I категории

                                                                                                                                                     

 


2021  - 2022   уч. год

Пояснительная записка

В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.

Настоящая программа кружка по математике для учащихся  7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Актуальность  данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.

Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

Задачи кружка заключаются в следующем:

 познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;

 разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;

 проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;

 познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;

 сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;

  •  воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Программа кружка рассчитана на один год обучения (34 занятия в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю.

Формы занятий

         Беседы.

         Игра, как основная форма работы.

         Конференция при подведении итогов  какой-либо исследовательской работы.

         Работа с научно-популярной литературой

         Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.

         Фестиваль исследовательских работ.

  • Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
  •          Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть            работы кружка.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:

•        Самостоятельно определять,  высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

•        Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

•        Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

•        Составлять план решения проблемы (задачи) .

•        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .

•        В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

•        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .

•        Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

•        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

•        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

•        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

•        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

•        Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

•        Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

•        Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

•        Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

•        Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

•        Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

•        Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:

• иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;

• уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;

• ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.

По окончании обучения дети смогут:

• освоить анализ и решение нестандартных задач;

• освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;

• расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;

• освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;

• познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.

Календарно-тематический план

Календарные сроки

заня -тия

Тема

( раздел)

Количество часов

Примеч.

план

факт

1. Задачи и уравнения

8

1

Как возникла алгебра

1

2

Решение старинных задач на уравнения

1

3

Решение старинных задач на уравнения

1

4

Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.

1

5

Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач

1

6

Практикум-исследование решения задач на движение

1

7

Решение задач на сплавы и растворы

1

8

Задачи на проценты

1

2.Логические задачи

7

9

Графы и их применение в решении задач

1

10

Логические задачи

1

11

Инварианты

1

12

Полуинварианты

1

13

Принцип Дирихле

1

14

Олимпиадные задачи. Оценка + пример

1

15

Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

1

3. Вероятность

2

16

Задачи на случайную вероятность

1

17

Классическое определение вероятности

1

4. Геометрические построения

7

18

Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

1

19

Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов

1

20

Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение.

1

21

Задачи на перекраивание и разрезания

1

22

Задачи на вычисление площадей.

1

23

Практикум – исследование решения задач геометрического характера

1

24

Математика растений

1

5. Функции и графики

4

25

Кусочный способ задания функции

1

26

Решение уравнений с помощью графиков функции

1

27

Знакомство с параметрами

1

28

Рисуем графиками функций

1

6. Теория чисел

5

29

Делимость и остатки

1

30

Олимпиадные задачи на делимость

1

31

Возведение двучлена в степень

1

32

Треугольник Паскаля

1

33

Решение линейных уравнений в целых и натуральных числах

1

34

7. Итоговое занятие

1

Содержание учебной программы

1. Задачи и уравнения (8 ч.). Как возникла алгебра. История возникновения алгебры как науки. Решение старинных задач на уравнения.  Задачи на движение, совместную работу, различные задачи. Решение задач на сплавы и растворы. Задачи на проценты. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.  Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний.

2. Логические задачи (7 ч.). Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Инварианты. Полуинварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. Полуинварианты. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Решение олимпиадных задач методом „Оценка + Пример”.   Танграммы. Исследование и создание своих головоломок

3. Вероятность (2 ч.). Задачи на случайную вероятность. Классическое определение вероятности

4. Геометрические построения  (7 ч.).  Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие  с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Математика растений.    

5. Функции и графики (4 ч.).  Кусочный способ задания функции.   Линейная функция , функция у = х2, у = х3. Кусочное задание функций. Построение графиков и их исследование. Решение уравнений с помощью графиков функции. Графики помогают решать задачи с параметрами. Рисуем графиками функций.

6. Теория чисел (5 ч.). Делимость и остатки. Олимпиадные задачи на делимость. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решения задач на составление уравнений с двумя неизвестными.  Решение уравнения с двумя неизвестными в натуральных и целых числах.

7. Итоговое занятие (1 ч.). Презентация работ учащихся

Для реализации программы кружка необходимо:

Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел.

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

Литература

1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин   «За страницами учебника математики»/                                                    М. «Просвещение» 1999 г.  

2. Ф. Ф. Нагибин   «Математическая шкатулка»/  М. «Просвещение» 1998 г.  

3. В. А. Володкович  «Сборник логических задач»/  М. «Дом педагогики»  1996 г.                                                                                                                                                                                                4.  Задачи международной олимпиады по математике «Кенгуру»

5. Газета «Математика» 2005-2013 г.

6. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы. М. «Экзамен»  2009г.

7. И. Г. Сухин  «1200 головоломок с неповторяющимися цифрами» /

М. «Астрель»  2003г.

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Математика. М. АСТ 1997г.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного станда...

кружок «Юный математик».

Когда возникла идея проведения  внеклассного мероприятия, то все ребята единодушно решили провести его для младших ребят. Сказано-сделано. Путешествие по станциям «Час за...

КРУЖОК "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" ДЛЯ 5 КЛАССА

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА Полное наименованиеМатематический кружок «Юный математик»Цель и задачи программыЦель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию ко...

Рабочая программа по математике для 7 класса "Юный математик"

1.   Пояснительная записка.    Кружок «Юный математик» предназначен для учащихся 7-х классов. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной р...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...

Внеурочная деятельность Кружок "Юный математик"

Рабочая программа+аннотация к кружку...

Кружок "Юный математик"

Кружок   направлен   на  интенсивную подготовку   учащихся   к   сдаче   экзамена   по  математике  в  форме...