Юный математик 7 класс (кружок)
учебно-методический материал (7 класс)
Предварительный просмотр:
МАОУ "Гимназия №33 г.Улан-Удэ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
руководителя кружка
«Юный математик»
для 7 классов
Составитель: Гачегова Н.С.
учитель I категории
2021 - 2022 уч. год
Пояснительная записка
В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний. Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование – это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.
Настоящая программа кружка по математике для учащихся 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Актуальность данной программы определяется тем, что в процессе занятий учащиеся учатся разыскивать тот самый путь, которым шли великие математики. Это дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы, найти в себе силы и увлеченность длительное время сосредоточиться и размышлять в определенном направлении.
Цель программы кружка состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи кружка заключаются в следующем:
∙ познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
∙ разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;
∙ проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
∙ познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;
∙ сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач;
- воспитывать настойчивость, инициативу, чувство ответственности, самодисциплину.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой, выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач, выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (34 занятия в течения учебного года), регулярность - 1 занятие в неделю.
Формы занятий
∙ Беседы.
∙ Игра, как основная форма работы.
∙ Конференция при подведении итогов какой-либо исследовательской работы.
∙ Работа с научно-популярной литературой
∙ Олимпиады, математические праздники, конкурсы решения задач.
∙ Фестиваль исследовательских работ.
- Конкурс на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему.
- Олимпиада как форма подведения итогов исследовательской работы, то есть работы кружка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами в работе кружка «Юный математик» является формирование следующих умений:
• Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
• Составлять план решения проблемы (задачи) .
• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки .
• В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
• Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
• Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
• Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
• Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
• Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
• Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
• иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
• уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
• ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
По окончании обучения дети смогут:
• освоить анализ и решение нестандартных задач;
• освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
• расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
• освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
• познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ. Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, конференциях, участие в математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также создание математической газеты и набора геометрических моделей, проектные работы учащихся.
Календарно-тематический план
Календарные сроки | № заня -тия | Тема ( раздел) | Количество часов | Примеч. | |
план | факт | ||||
1. Задачи и уравнения | 8 | ||||
1 | Как возникла алгебра | 1 | |||
2 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | |||
3 | Решение старинных задач на уравнения | 1 | |||
4 | Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. | 1 | |||
5 | Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач | 1 | |||
6 | Практикум-исследование решения задач на движение | 1 | |||
7 | Решение задач на сплавы и растворы | 1 | |||
8 | Задачи на проценты | 1 | |||
2.Логические задачи | 7 | ||||
9 | Графы и их применение в решении задач | 1 | |||
10 | Логические задачи | 1 | |||
11 | Инварианты | 1 | |||
12 | Полуинварианты | 1 | |||
13 | Принцип Дирихле | 1 | |||
14 | Олимпиадные задачи. Оценка + пример | 1 | |||
15 | Танграммы. Исследование и создание своих головоломок | 1 | |||
3. Вероятность | 2 | ||||
16 | Задачи на случайную вероятность | 1 | |||
17 | Классическое определение вероятности | 1 | |||
4. Геометрические построения | 7 | ||||
18 | Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | 1 | |||
19 | Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов | 1 | |||
20 | Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. | 1 | |||
21 | Задачи на перекраивание и разрезания | 1 | |||
22 | Задачи на вычисление площадей. | 1 | |||
23 | Практикум – исследование решения задач геометрического характера | 1 | |||
24 | Математика растений | 1 | |||
5. Функции и графики | 4 | ||||
25 | Кусочный способ задания функции | 1 | |||
26 | Решение уравнений с помощью графиков функции | 1 | |||
27 | Знакомство с параметрами | 1 | |||
28 | Рисуем графиками функций | 1 | |||
6. Теория чисел | 5 | ||||
29 | Делимость и остатки | 1 | |||
30 | Олимпиадные задачи на делимость | 1 | |||
31 | Возведение двучлена в степень | 1 | |||
32 | Треугольник Паскаля | 1 | |||
33 | Решение линейных уравнений в целых и натуральных числах | 1 | |||
34 | 7. Итоговое занятие | 1 |
Содержание учебной программы
1. Задачи и уравнения (8 ч.). Как возникла алгебра. История возникновения алгебры как науки. Решение старинных задач на уравнения. Задачи на движение, совместную работу, различные задачи. Решение задач на сплавы и растворы. Задачи на проценты. Систематизация задач по видам. Взаимосвязь некоторых видов задач, их взаимопроникновение и различие. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов. Повтор ведется «по спирали», с обобщением и углублением знаний.
2. Логические задачи (7 ч.). Графы и их применение в решении задач. Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. Свойства графа. Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения. Объяснение данных методов на примере решения задач. Инварианты. Полуинварианты. Понятие инварианта некоторого преобразования. В качестве инварианта рассматриваются четность (нечетность) и остаток от деления. Определение четного и нечетного числа. Применение четности при решении задач. Другие стандартные инварианты: перестановки, раскраски. Полуинварианты. Принцип Дирихле. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. Решение олимпиадных задач методом „Оценка + Пример”. Танграммы. Исследование и создание своих головоломок
3. Вероятность (2 ч.). Задачи на случайную вероятность. Классическое определение вероятности
4. Геометрические построения (7 ч.). Построение золотого сечения. Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. Паркеты, мозаики. Исследование построения геометрических, художественных паркетов. Практическое занятие с целью исследования объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение. Задачи на перекраивание и разрезания. Задачи на вычисление площадей. Практикум – исследование решения задач геометрического характера. Математика растений.
5. Функции и графики (4 ч.). Кусочный способ задания функции. Линейная функция , функция у = х2, у = х3. Кусочное задание функций. Построение графиков и их исследование. Решение уравнений с помощью графиков функции. Графики помогают решать задачи с параметрами. Рисуем графиками функций.
6. Теория чисел (5 ч.). Делимость и остатки. Олимпиадные задачи на делимость. Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Решения задач на составление уравнений с двумя неизвестными. Решение уравнения с двумя неизвестными в натуральных и целых числах.
7. Итоговое занятие (1 ч.). Презентация работ учащихся
Для реализации программы кружка необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел. | -Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет |
Литература
1. И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин «За страницами учебника математики»/ М. «Просвещение» 1999 г.
2. Ф. Ф. Нагибин «Математическая шкатулка»/ М. «Просвещение» 1998 г.
3. В. А. Володкович «Сборник логических задач»/ М. «Дом педагогики» 1996 г. 4. Задачи международной олимпиады по математике «Кенгуру»
5. Газета «Математика» 2005-2013 г.
6. А.В.Фарков «Математические олимпиады» 5-6 классы. М. «Экзамен» 2009г.
7. И. Г. Сухин «1200 головоломок с неповторяющимися цифрами» /
М. «Астрель» 2003г.
8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, Математика. М. АСТ 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
кружок «Юный математик».
Когда возникла идея проведения внеклассного мероприятия, то все ребята единодушно решили провести его для младших ребят. Сказано-сделано. Путешествие по станциям «Час за...
КРУЖОК "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" ДЛЯ 5 КЛАССА
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА Полное наименованиеМатематический кружок «Юный математик»Цель и задачи программыЦель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию ко...
Рабочая программа по математике для 7 класса "Юный математик"
1. Пояснительная записка. Кружок «Юный математик» предназначен для учащихся 7-х классов. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной р...
Рабочая программа внеурочной деятельности (кружок по математике) "Юный математик" 7 класс
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением к...
Внеурочная деятельность Кружок "Юный математик"
Рабочая программа+аннотация к кружку...
Кружок "Юный математик"
Кружок направлен на интенсивную подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме...