Эффективные методы решения математических задач 8 класс (кружок)
учебно-методический материал (8 класс)
Эффективные методы решения математических задач 8 класс (кружок)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ "Гимназия №33 г.Улан-Удэ"
Элективный курс
«Эффективные методы решения математических задач»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации:
2021-2022 учебный год
Составитель: Гачегова Н.С., учитель I категории
г.Улан-Удэ 2021г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное наименование | Элективный курс «Эффективные методы решения математических задач» |
Цель программы | целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации за курс основной школы, в т.ч. - развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений; - привитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи; - углубление и расширение знаний учащихся по предмету. |
Сроки реализации программы | 2021-2022 учебный год (34 часа) - вторник для 8б - четверг для 8е |
Направления деятельности | естественно - научное |
Краткое содержание программы |
|
Ожидаемые результаты | Итогом реализации программы являются: успешное выполнение контрольной работы в рамках РСОКО, промежуточной аттестации в 8 классе, ОГЭ в 9 классе. 1. По разделу «Геометрия»:
2. По разделу «Реальная математика»:
3. По разделу «Алгебра»: уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи: на движение, проценты, работу, смеси и сплавы, на составление систем уравнений. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность введения курса по математике в школьную программу:
- элективный курс позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
- позволяет доработать, углубить и расширить учебный материал, вызывающий трудности, что способствует более успешному выполнению срезовых и итоговых контрольных работ;
- различные формы проведения курса, способствуют повышению интереса к предмету;
- рассмотрение более сложных заданий способствует развитию логического мышления обучающихся.
Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи «потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно курсовой работа, помогают решить задачи курсовой работы:
- Привитие интереса к математическим знаниям;
- Развитие математического кругозора;
- Привитие навыков самостоятельной работы;
- Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
- Показать связь математики с жизнью.
В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.
Современный курс математики за 8 класс рассчитан на 6 часов в неделю, где 4 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для ведения элективного курса «На пути к ОГЭ», где на решение заданий раздела «Реальная математика» отводится большое время. Как отдельный модуль раздел «Реальная математика» содержится в КИМах ОГЭ, но отдельно в рамках школьной программы он не изучается, поэтому программа элективного курса поможет познакомиться с различными типами задач и отработать навык их решения, что положительно скажется на результатах сдачи экзамена.
Также необходимо для решения заданий раздела «Геометрия» знать все формулы нахождения площадей фигур, в т.ч. не стандартные и отработать их на практике, на что рассчитана работа в рамках элективного курса.
В рамках раздела «Алгебра» в элективный курс включены задачи на составление систем уравнений, на движение по воде, на сплавы, смеси, совместную работу, задачи на движение по прямой, которые включены в часть 2 ОГЭ, на отработку которых в школьном курсе математики отводится не достаточное время.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ.
Цели программы:
- целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации за курс основной школы, в т.ч.
- развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений;
- развитие у учащихся практических навыков решать нестандартные задачи;
- углубление и расширение знаний учащихся.
Задачи программы элективного курса:
- формировать у учащихся навык решения базовых задач, в т.ч. раздела «Реальная математика»;
- познакомить учащихся с типами заданий и способами их решения;
- расширить сферу математических знаний учащихся;
- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;
- приобщить учащихся к работе с математической литературой и интернет ресурсами;
- создать положительную мотивацию обучения математике.
Раздел | всего количество часов | часов | |
теория | практика | ||
Вводное занятие. О структуре ОГЭ по математике. Демо-вариант ОГЭ2016. Спецификация. Типы заданий. | 2 | 1 | 1 |
Раздел «Реальная математика» | 14 | 4 | 10 |
Раздел «Геометрия» | 7 | 3,5 | 3,5 |
Раздел «Алгебра» | 11 | 3 | 8 |
Всего за курс | 34 | 11,5 | 22,5 |
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Реальная математика» включает отработку заданий на преобразование информации, извлеченной из таблицы или графика, текстовых задач на проценты, практических задач на применение подобия треугольников, заданий на чтение и преобразование данных по диаграмме, задач на нахождение вероятности события, задач на выражение и вычисление значения величины по формуле.
Раздел «Геометрия» включает задачи на вычисления площадей фигур, в т.ч. по нестандартным формулам.
Раздел «Алгебра» включает задачи на составление систем уравнений, на движение по воде, на сплавы, смеси, совместную работу, задачи на движение по прямой.
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | Дата | ||||
теория | практика | План | Факт | План | Факт | ||
8б класс | 8е класс | ||||||
1 | Вводное занятие. О структуре ОГЭ по математике. Демо-вариант ОГЭ2016. Спецификация. Типы заданий. | 1 | 1 | ||||
Раздел «Реальная математика» (14 часов) | 4 | 10 | |||||
2 | Задания на преобразование информации, извлеченной из таблицы | 0,5 | 1,5 | ||||
3 | Задания на преобразование информации, извлеченной из графика | 0,5 | 1,5 | ||||
4 | Текстовые задачи на проценты | 0,5 | 1,5 | ||||
5 | Практические задачи на применение подобия треугольников | 0,5 | 1,5 | ||||
6 | Диаграммы. Чтение и преобразование данных по диаграмме | 0,5 | 1,5 | ||||
7 | Задачи на нахождение вероятности события | 0,5 | 1,5 | ||||
8 | Задачи на вычисление значения величины по формуле | 0,5 | 0,5 | ||||
9 | Задачи на выражение и вычисление значения величины по формуле | 0,5 | 0,5 | ||||
Раздел «Геометрия» (5 часов) | 3,5 | 3,5 | |||||
10 | Теорема Пика | 0,5 | 0,5 | ||||
11 | Площадь треугольника | 0,5 | 0,5 | ||||
12 | Площадь ромба, параллелограмма | 1,5 | 1,5 | ||||
13 | Площадь трапеции | 0,5 | 0,5 | ||||
14 | Планиметрические задачи на нахождение площадей | 0,5 | 0,5 | ||||
Раздел «Алгебра» (10 часов) | 3 | 8 | |||||
14 | Задачи на составление систем уравнений | 0,5 | 1,5 | ||||
15 | Задачи на движение по воде | 0,5 | 2,5 | ||||
16 | Задачи на проценты, сплавы, смеси | 0,5 | 2,5 | ||||
17 | Задачи на совместную работу | 0,5 | 1,5 | ||||
18 | Задачи на движение по прямой | 0,5 | 1,5 | ||||
ИТОГО | 11,5 | 22,5 |
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Занятия элективного курса проводятся для 8«б» и 8 «е» классов, в количестве 29 и 31 обучающихся соответственно, по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Данная программа курса естественно - научного направления рассчитана на один год обучения учащихся 14-15 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения.
Кабинет оснащен техническими средства обучения: компьютер, интерактивная доска. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• навыки решения разных типов заданий по рассматриваемым темам;
• самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам;
• навыки к выполнению работы исследовательского характера;
• навыки решения задач ОГЭ разных типов;
• личностный рост обучающегося, его самореализация.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области математики и успешной сдачи ОГЭ по математике.
- По разделу «Геометрия»:
- уметь решать планиметрические задачи на нахождение площадей, в т.ч. применять теорему Пика.
- По разделу «Реальная математика»:
- уметь преобразовывать информацию, извлеченную из таблицы значений;
- уметь преобразовывать информацию, извлеченную из графика;
- уметь решать текстовые задачи на проценты;
- уметь решать практические задачи с применением подобия треугольников;
- уметь преобразовывать информацию, извлеченную из диаграммы;
- уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
- уметь выражать величину из формулы.
- По разделу «Алгебра»: уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи:
- на движение;
- на проценты;
- на работу;
- на смеси и сплавы;
- на составление систем уравнений.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы;
- самооценка и самоконтроль.
Критерии отслеживания усвоения программы.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно.
Критерии оценки результатов тестов.
- 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
- 60-80% - уровень выше среднего;
- 50-60% - средний уровень;
- 30-50% - уровень ниже среднего;
- меньше 30% - низкий уровень.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально-технические условия:
Занятия курса проводятся в учебном кабинете, с использованием:
- ноутбука,
- интерактивной доски.
Мотивационные условия:
Важнейшей особенностью дополнительного образования детей является добровольный выбор ребёнком вида деятельности по интересам, углубление и расширение знаний по предмету для успешной сдачи ОГЭ по математике. Соответственно, занятия курса позволяют удовлетворять разнообразные познавательные интересы личности, создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, оказывает помощь и поддержку одарённым и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития, что создаёт возможность личностного роста для каждого ребенка с учетом его способностей и мотивации.
Развитие потребностей, мотивов и целей ребенка, в том числе мотивов учения, мотивов к познанию и творчеству, побуждает детей к овладению способами познания, творчества, активности в творческой и учебной деятельности.
Научно-методические условия:
На занятиях курса создается «атмосфера» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков практикуется самостоятельная работа школьников.
На занятиях используется наглядный материал: видео-фрагменты, дидактический, счетный, демонстрационный материал, модели фигур.
Формы проведения занятий:
- практикум по решению задач;
- решение задач, повышенной трудности;
- работа с научно – популярной литературой;
- разбор задач, заданных домой;
- занятия организованы по принципу: теория – практика.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
Литература для учителя:
|
Литература для учащихся:
1. Карточки из сборников тестовых заданий ОГЭ 2021
2. Печатные материалы с интернет ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Методы решения математических задач"
Данный материал может применяться в качестве основы для разработки элективных курсов по математике...

Занятие элективного курса образовательной области «Математика» «Математические методы решения прикладных задач из различных областей знаний»
Тема: Проценты в современной жизни.Тип урока: Закрепление знаний и их систематизация.Цели урока:Образовательные:· Актуализировать весь комплекс знаний и умени...
Спецкурс по математике "Эффективные методы решения основных типов алгебраических задач"
Авторская программа....

кружок по математике "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" 9 класс
Данная программа предназначена для работы с обучающимися 9 класса. Имеет основную цель - подготовка к успешной сдачи экзамена в формате ГИА "сильных" учеников. Рассчитан на 34 часа в год....

элективный курс "Численные методы решения математических задач"
Элективный курс "Численные методы решения математических задач" проводился в 8 классе в рамках предпрофильного обучения. На конкретных задачах учащиеся учатся программировать....

Работа на тему "Методы решения математических задач в работах Александрова А.А."
Бывает так, что задача решается, что называется «сходу». Бывает приходиться попотеть, подумать над ней. Иногда на обдумывание решения уходят не минуты и ча...