Дополнительная общеобразовательная общеразвиающая программа для дошкольников "Познавательно-исследовательская деятельность"
рабочая программа
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы дошкольник не может. У него недостаточный жизненный опыт. Поэтому на помощь приходят взрослые: родители и педагоги.
Возможность исследования окружающего мира даёт метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления учащегося. Элементы экспериментальной деятельности способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит им успешно учиться. Проектная деятельность в данной программе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие учащиеся, педагоги, а также вовлекаются родители и социум.
Программа относится к естественнонаучной направленности, так как нацелена на развитие и формирование у дошкольников заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Программа представляет собой первый для дошкольников опыт систематизации накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных представлений об окружающей действительности. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения дошкольников к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше «увидеть своими глазами, сделать своими руками».
Программа ориентирована на дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_doshkolnikov_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 718.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
- Пояснительная записка
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно найти ответы на все интересующие вопросы дошкольник не может. У него недостаточный жизненный опыт. Поэтому на помощь приходят взрослые: родители и педагоги.
Возможность исследования окружающего мира даёт метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого мышления учащегося. Элементы экспериментальной деятельности способствуют интеллектуальному развитию дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит им успешно учиться. Проектная деятельность в данной программе носит характер сотрудничества, в котором принимают участие учащиеся, педагоги, а также вовлекаются родители и социум.
Данная программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от года № 678-р.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Москва, 2015 г.).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Краснодар, 2020 г.).
Программа относится к естественнонаучной направленности, так как нацелена на развитие и формирование у дошкольников заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Программа представляет собой первый для дошкольников опыт систематизации накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных представлений об окружающей действительности. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения дошкольников к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше «увидеть своими глазами, сделать своими руками».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизной данной программы является комплексное использование элементов современных методик детского экспериментирования.
Актуальность
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются дошкольником на длительный период. И что важно, дошкольники уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Поэтому знакомству дошкольников с окружающим миром отводится важное место, поскольку очень важно вырастить их людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всём, что их окружает. Таким образом, актуальность состоит в том, что в ходе обучения по программе учащиеся овладевают основами практических знаний о человеке, природе, и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа обладает возможностями для формирования у дошкольников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.
Программа предусматривает также реализацию разделов «Путешествие в мир профессий» (профориентационная работа) и «Воспитательная работа». Это является актуальным с учётом необходимости реализации задач Концепции развития дополнительного образования детей, что продиктовано уровнем развития общества, а также задач, стоящих перед системой образования в целом.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольников.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Следствием является не только ознакомление с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Данная программа является модифицированной, составлена на основе методического пособия «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет» под редакцией Е.А. Мартыновой, И.М. Сучковой (Издание «Учитель», 2012), программы «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст» под редакцией И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир (М.: Педагогическое общество России, 2003), программы «Неизведанное рядом» В.В. Щетинина, О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова (М.: Наука, 2010), пособия «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой (М.: Аркти, 2008), инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- Издание шестое (инновационное), испр. и доп.- (М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020).
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что помимо традиционных методов и приёмов обучения (объяснение, пояснение, показ и т.д.) используются методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Адресат программы
Программа ориентирована на учащихся (мальчиков и девочек) в возрасте от 5 до 7 лет. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у дошкольников.
Дети старшего дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, познавательная активность - естественное состояние учащегося, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для учащихся думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Развитие познавательной активности у учащихся дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Требования к полу учащегося, наличию способностей, степени предварительной подготовки и уровню образования не предъявляются.
Занятия в объединении проводятся по группам. Количество учащихся в группе определяется Положением о режиме занятий в учреждении. Состав группы – одновозрастной.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Продолжительность образовательного процесса – 36 календарных недель. Программа реализуется на ознакомительном уровне. Учащиеся приобретают первичные основы учебно-познавательных компетенций. Общее количество учебных часов за весь период обучения – 72 часа. Срок освоения программы – 1 год.
Форма обучения по данной программе – очная. Возможна реализация данной программы/отдельных тем в дистанционной форме.
Режим занятий
- год обучения (72 часа): 2 раза в неделю по 1 часу.
Занятия проводятся с 15-минутным перерывом после каждого занятия. Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы – постоянный.
Виды занятий: игровые, практические. Их выбор зависит от цели и задач занятия, определённых педагогом.
В основу программы положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для учащихся данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов, находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для дальнейшего успешного освоения школьных предметов.
Программа может быть реализована в сетевой форме.
Цель и задачи программы
Цель программы - развитие познавательной активности учащихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;
- формировать первоначальное представление об окружающем мире;
- формировать первоначальные знания о явлениях природы;
- познакомить с разнообразием профессий;
- совершенствовать навыки работы с различными инструментами и материалами.
Личностные:
- формировать нравственные качества, терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- формировать культуру общения;
- формировать положительную самооценку;
- формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;
- развивать умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;
- развивать интерес к различным видам деятельность, умение понимать поставленную задачу, находить способы её достижения;
- научить делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования, эксперимента.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Модуль 1. «Я – юный исследователь» | 34 | 4 | 30 | ||
Вводное занятие. | 1 | - | 1 | Игра | |
Экспериментирование | 7 | 1 | 6 | ||
Проектная деятельность | 16 | 2 | 14 | ||
Путешествие в мир профессий | 6 | 1 | 5 | ||
Воспитательная работа | 4 | - | 4 | ||
Модуль 2. «Наедине с природой» | 38 | 4 | 34 | ||
Земля - наш общий дом | 23 | 3 | 20 | Игра | |
Экскурсии | 8 | - | 8 | ||
Наша безопасность | 6 | 1 | 5 | ||
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Игра | |
Итого: | 72 | 8 | 64 |
Содержание учебного плана
Модуль 1. «Я – юный исследователь»
Вводное занятие.
Практика: оборудование кабинета. Правила по технике безопасности. Видеоэкскурсия «Чудеса в природе».
Форма аттестации/контроля: игра.
Экспериментирование.
Теория: «дружба» песка и воды, путешествие капельки воды, солнце - источник тепла и света, соль – полезные и вредные свойства.
Практика: экспериментирование с водой, песком (постройки из песка песочного городка), солью, опыты с проращиванием семян фасоли, кукурузы.
Проектная деятельность.
Теория: откуда хлеб пришёл? Молоко и молочные продукты. Я – юный кондитер. Знакомство со злаковыми культурами. Ручной труд «Кубанский ковёр». Моя страна – Россия. Краснодарский край. Станица Атаманская - моя малая Родина. Моя родословная.
Практика: ярмарка «Осенний вернисаж». Рисование «На что похоже облачко». Составление памяток по охране окружающей среды. Неживая природа. Коллективное панно «Фантазия». Огород на окне. День здоровья.
Путешествие в мир профессий.
Теория: знакомство с видами профессий - научный работник, физик, химик, биолог; комбайнёр, фермер, кондитер; овощевод, растениевод, тракторист; президент, губернатор; зоотехник, ветеринар, егерь, дрессировщик; музейный работник, экскурсовод, библиотекарь; военный, спасатель, пожарный, полицейский, врач.
Практика: эксперименты по профессиям.
Воспитательная работа.
Практика: познавательное мероприятие «Природа – наш друг»; спортивные соревнования «Юные спасатели»; экскурсия в музей МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской «Хранитель нашей памяти»; выпуск газеты «Братья наши меньшие».
Модуль 2. «Наедине с природой»
Земля – наш общий дом.
Теория: знакомство с приборами на метеостанции и приборами, которые есть в объединении (флюгер, наружный термометр), обогащение активного словаря детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.
Практика: просмотр презентации «Приборы метеоролога», пословицы, поговорки, загадки о явлениях природы, наблюдения за погодными явлениями, водное пространство земли, составление памяток «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать», птицы и насекомые, Красная книга, лекарство в нашем доме.
Форма аттестации/контроля: игра.
Экскурсии.
Практика: экскурсии на природу в разные времена года, видеоэкскурсии по музеям страны.
Наша безопасность.
Теория: пожарная, дорожная, электробезопасность, защита своего здоровья.
Практика: участие в игровой экспериментальной деятельности.
Итоговое занятие.
Практика: ребусы, загадки, шарады.
Форма аттестации/контроля: игра.
Планируемые результаты и способы определения
их результативности
Предметные
Учащиеся будут знать/уметь:
- о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;
- первоначальное представление об окружающем мире;
- о явлениях природы;
- владеть нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;
- работать с приборами-помощниками, необходимыми для проведения экспериментов, опытов;
- о разнообразии профессий;
- применять полученные материалы в ходе экспериментов на практике в жизни.
Личностные
У учащихся будут развиты:
- нравственные качества, доброжелательность по отношению к окружающим;
- культура общения;
- положительная самооценка;
- потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
- бережное отношение к своему труду и труду других.
Метапредметные
Учащиеся научатся/смогут:
- развить мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;
- развить умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;
- делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования, эксперимента;
- развить интерес к различным видам деятельность, умение понимать поставленную задачу, находить способы её достижения.
Результаты реализации программы предъявляются на основании критериев оценивания теоретических знаний, практических навыков и умений, а также развития личностных характеристик дошкольников. Оценивание проводится по уровневой системе (высокий, средний, низкий). Критерии составляются и корректируются педагогом с учётом темы, особенностей контингента учащихся.
Критерии оценивания теоретических знаний и практических умений
Оценка | Критерии |
Высокий | Демонстрирует системные знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой в устной речи и в игровой деятельности. Знает о разнообразии профессий, их особенностях. Умеет самостоятельно работать с различными инструментами и материалами. Проявляет самоконтроль, обладают культурой общения. Делает самостоятельные умозаключения по результатам исследования, эксперимента. |
Средний | Демонстрирует неполные знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой в устной речи и в игровой деятельности. Знает о разнообразии профессий, их особенностях. Умеет работать с различными инструментами и материалами с незначительной помощью педагога. Проявляет самоконтроль, обладают культурой общения. Делает умозаключения по результатам исследования, эксперимента с помощью педагога. |
Низкий | Часто допускает ошибки при ответах; не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется называть характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечают, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к окружающему миру, экспериментированию. |
Формы контроля и подведения итогов результативности программы
Знания и умения дошкольников оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, практических работ в ходе игровой деятельности.
Программа предусматривает проведение вводного, промежуточного и итогового контроля уровня усвоения материала. Итоговая аттестация не предусматривается. Данные виды контроля осуществляются в форме игры. По итогам контроля педагог вносит данные на каждого учащегося в диагностическую карту.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Дата | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт | ||||||
Модуль 1. «Я - юный исследователь» | 34 | ||||||
Вводное занятие | 1 | ||||||
1. | Чудеса в природе. Игры по теме «Временные представления» | 1 | Видеоэкскурсия, игра | каб. № 10 | Игра | ||
Экспериментирование | 7 | ||||||
2. | Дружба песка и воды | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
3. | Путешествие капельки воды | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
4. | Солнце - источник тепла и света | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
5. | Посадка семян фасоли, кукурузы | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
6. | Изучаем почву и песок | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
7. | Соль - волшебница | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
8. | День юного следопыта | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
Проектная деятельность | 16 | ||||||
9. | Откуда хлеб пришёл? | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
10. | Молоко и молочные продукты | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
11. | Я – юный кондитер | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
12. | Знакомство со злаковыми культурами | Практическая работа | каб. № 10 | ||||
13. | Ручной труд «Кубанский ковёр» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
14. | Моя страна - Россия | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
15. | Краснодарский край - мой край родной, навек любимый | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
16. | Станица Атаманская - моя малая Родина | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
17. | Моя родословная | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
18. | Ярмарка «Осенний вернисаж» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
19. | Рисование «На что похоже облачко» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
20. | Составление памяток по охране окружающей среды | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
21. | Неживая природа | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
22. | Коллективное панно «Фантазия» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
23. | Огород на окне | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
24. | День здоровья | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
Путешествие в мир профессий | 6 | ||||||
25. | Научный работник, физик, химик, биолог | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
26. | Комбайнёр, фермер, кондитер | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
27. | Овощевод, растениевод, тракторист | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
28. | Президент, губернатор | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
29. | Музейный работник, экскурсовод, библиотекарь | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
30. | Военный, спасатель, пожарный, полицейский, врач | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
Воспитательная работа | 4 | ||||||
31. | «Природа – наш друг» | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
32. | «Юные спасатели» | 1 | Спортивные соревнования | каб. № 10 | |||
33. | Экскурсия в музей МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской «Хранитель нашей памяти» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
34. | Выпуск газеты «Братья наши меньшие» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
Модуль 2. «Наедине с природой» | 38 | ||||||
| Земля – наш общий дом | 23 | |||||
1. | Жили-были фрукты… | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
2. | Овощи и фрукты – полезные продукты | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
3. | Мир дикой природы | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
4. | Домашние животные | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
5. | Игры по теме «Флора и фауна» | 1 | Игра | каб. № 10 | Игра | ||
6. | Явления природы | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
7. | Приборы метеоролога | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
8. | Растения-синоптики | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
9. | Пословицы, поговорки, загадки о явлениях природы | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
10. | Что подскажет нам природа «Народные приметы» | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
11. | «Времена года» | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
12. | Цветочный калейдоскоп | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
13. | Мир птиц: виды птиц, среда обитания, подбор корма | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
14. | День океанов | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
15. | Подводное царство | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
16. | Составление кроссворда, подборка загадок «Водное царство» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
17. | Знакомство с правилами поведения на воде. Составление памяток: «Правила поведения на воде», «Как правильно загорать» | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
18. | День насекомых | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
19. | Растения-лекари | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
20. | «Лекарство в нашем доме» | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
21. | Чудесное лукошко | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
22. | Красная книга | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
23. | Экологические сказки | 1 | Практическая работа | каб. № 10 | |||
Экскурсии | 8 | ||||||
24. | «Разноцветная осень» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
25. | «У зимушки в гостях» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
26. | «Где же вы, птички, где вы, певички?» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
27. | «Пришла весна с радостью» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
28. | «Лето красное пришло…» | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
29. | Детские писатели и поэты | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
30. | Художественный музей | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
31. | Музей военной техники | 1 | Экскурсия | каб. № 10 | |||
Наша безопасность | 6 | ||||||
32. | На страже Родины | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
33. | Минутки безопасности «Мой дом» | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
34. | Огонь – друг, огонь - враг | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
35. | Моё здоровье | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
36. | Осторожно, дорога… | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
37. | Что в себе таит природа? | 1 | Игра | каб. № 10 | |||
Итоговое занятие | 1 | ||||||
38. | Игра «Земля - наш общий дом» | 1 | Игра | каб. № 10 | Игра | ||
Итого: | 72 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
• учебный кабинет для занятий;
• столы для учащихся ростовые – 15 шт.;
• стол для педагога – 1 шт.;
• шкафы для хранения пособий, рабочих материалов – 4 шт.;
• доска настенная – 1 шт.;
• мультимедийная система (экран, проектор).
Перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы
№п/п | Наименование | Количество | |
1 | Оборудование | Прозрачные и непрозрачные ёмкости | 8 шт. |
2 | Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки | 12 шт. | |
3 | Пипетки, шприцы пластиковые (без игл) | 12 шт. | |
4 | Пластиковые, резиновые трубочки. | 12 шт. | |
5 | Деревянные палочки, лопаточки, шпатели | 12 шт. | |
6 | Пластиковые контейнеры | 12 шт. | |
7 | Песочные часы | 1 шт. | |
8 | Микроскоп | 1 шт. | |
9 | Свеча | 1 шт. | |
10 | Термометр | 1 шт. | |
11 | Фартуки, щётки, совки | 15 шт. | |
12 | Лупы, зеркала, магниты | 12 шт. | |
13 | Лопатки, грабли, лейки | 12 шт. | |
14 | Ножницы | 12 шт. | |
15 | Линейка | 12 шт. | |
16 | Карандаши простые, цветные | 12 шт. | |
17 | Кисти для рисования | 12 шт. | |
18 | Ручка шариковая | 12 шт. | |
19 | Стакан-непроливайка | 12 шт. | |
20 | Клей ПВА | 12 шт. | |
21 | Фломастеры | 12 шт. | |
22 | Краски | 12 шт. | |
23 | Компас | 1 шт. | |
1 | Материалы | Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь | |
2 | Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн) | ||
3 | Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель | ||
4 | Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов | ||
5 | Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина |
Информационное обеспечение
Интернет-источники
5. https://урок.рф.
6.
7.
8.
9.
Кадровое обеспечение
Данную программу реализует педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, имеющий высшее профессиональное образование по данному направлению деятельности и стаж работы в данном направлении более 10 лет.
Также программу может реализовывать педагог, имеющий высшее образование или среднее профессиональное образование, соответствующее специфике данной программы.
Формы аттестации
С целью определения результативности обучения по программе применяются следующие виды контроля:
- вводный – в начале обучения для определения исходного уровня знаний;
- промежуточный – с целью оценки качества усвоения знаний в конце первого полугодия;
- итоговый – по окончании обучения по программе.
Аттестация учащихся по данной программе не предусмотрена.
Подведение итогов проводится в форме игровых упражнений, дидактических игр.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, портфолио.
Оценочные материалы
В качестве оценочных материалов используется перечень необходимых теоретических знаний и практических умений, предусмотренных содержанием программы.
Перечень диагностических методик для оценки эффективности реализации программы:
- Подборка игр и заданий для выявления имеющихся навыков учащихся («Вводное занятие»).
«Назови пропущенное слово»
Оборудование: мяч.
Ход: учащиеся стоят в кругу.
Ведущий начинает фразу, например: «Солнышко светит днем, а луна…», и бросает мяч одному из играющих. Тот, поймав мяч, добавляет недостающее слово. Теперь ведущим становится тот учащийся, у которого в руках мяч.
Задания могут быть разнообразные: «Утром я пришла на работу, а домой вернулась…», «Если за понедельником был вторник, то за средой…», «Если вчера был четверг, то сегодня…», «Каждое воскресенье мы ходим в кино, и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?», «Зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну?»
Содержание заданий может включать понятия: части суток, времена года, месяцы, дни недели.
«Части суток»
Оборудование: бумажные квадраты: желтый, красный, синий, черный; 4 обруча.
Ход: на полу на небольшом расстоянии один от другого лежат четыре обруча, внутри каждого обруча квадрат определенного цвета, обозначающий часть суток: желтый – утро, красный – день, синий – вечер, черный – ночь.
Педагог читает стихи, предлагает учащимся встать в обруч возле той части суток, которая была раньше (позже) той, о которой говорится в стихотворении.
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.
Что оно горячим светом
По листам затрепетало.
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше.
Присядь, попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.
Ярко звезд мерцанье
В синеве небес,
Месяца сиянье
Падает на лес.
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый свет сверкает
Синим огоньком.
После выполнения задания педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:
– О какой части суток говорится в каждом стихотворении?
– Как можно назвать одним словом: утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
Игра проводится несколько раз с изменением задания.
«Когда это бывает?»
Оборудование: мяч.
Ход: учащиеся стоят в кругу. Педагог спрашивает: «Знаете ли вы, когда собирают овощи или фрукты? (Когда бывает много желтых листьев? Когда появляются сосульки на крышах домов? И так далее.) А сейчас мы поиграем. Я бросаю мяч и называю время года, а тот, кто поймает мяч, отвечает, что бывает в это время года».
Например, педагог произносит: «Весна», а ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Появились проталинки». Стоящие слева и справа от него учащиеся добавляют, что еще может быть в это время года: «День становится длиннее», «Птицы прилетают». Мяч возвращается к педагогу, и игра продолжается.
«Какое слово подходит?»
Ход: педагог задает учащимся различные вопросы, например: «Месяц зимы – это…
(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) – октябрь, сентябрь, ноябрь, февраль».
Учащиеся, услышав название зимнего месяца, отвечают: «Февраль».
Вопросы:
– Время года – это… (утро, вечер, день, осень)?
– Месяц лета – это… (апрель, март, май, июнь)?
– Время суток – это… (зима, лето, осень, ночь)?
– Месяц осени – это… (июнь, июль, август, сентябрь)?
«Который час?»
Оборудование: часы со стрелками (на каждого ребенка).
Ход: педагог называет какой-либо час. Учащиеся на своих часах показывают соответствующее время и объясняют, где находятся стрелки.
Вариант. Педагог на циферблате своих часов ставит стрелки и спрашивает: «Который час?» Учащиеся устанавливают на циферблатах своих часов это же время, отвечают, который час, и показывают свои часы.
Усложнение. Можно задать вопрос: «Чем вы занимаетесь в это время?»
- Игры по теме «Земля – наш общий дом».
Игры по ознакомлению с флорой и фауной:
«Жизнь в семенах»
Цель: закрепить знания о разнообразии семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Оборудование: семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур.
Ход: рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян -перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
Учащемуся выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
Учащиеся подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
«Построй домик для животного»
Цель: закреплять знания об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Оборудование: большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т.п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т.д.). самих животных.
Ход: выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного. Подобрать домик для животного. Рассказать о своем выборе.
«Грибная полянка»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине.
Оборудование: большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика. (Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, где дети делали из бумаги корзиночки.)
Ход: собрать не меньше трёх грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Каждый учащийся выбирает на картине съедобные грибы и собирает их в корзинку.
Гриб-лесовик уточняет с учащимися, как называется тот или иной гриб, где он любит расти. Гриб-лесовик награждает учащихся красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
«Гнездовья птиц»
Цель: закрепить знания о разнообразии видов гнездовий птиц, знания о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, о процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.
Оборудование: два полотна с гнёздами птиц, карточки с изображением птиц-строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.
Ход: рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.).
При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам). При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.
3. Подборка игр к итоговому занятию.
«Наряды матушки-земли»
Цель: закрепить представления учащихся о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Оборудование: дидактическая картина, разделенная на четыре части по временам года - осени, зимы, весны, лета; карточки с изображенных явлений (дождь, снег, ветер и т.п.).
Ход: педагог делит учащихся на четыре команды (по 3-4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать наряд. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины. Рассказать о причинах выбора.
«Идем в гости к Мудрой Сове»
Цель: закрепить умение ориентироваться по карте в лесу.
Оборудование: большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустарники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север, северо-восток, восток и т.д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обозначающие детей.
Ход: следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.
По карте леса двигаться только при помощи фигурок.
Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.
В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.
За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка игрока исключается из отряда.
Педагог сообщает учащимся игровую задачу.
Читает письмо от лесных жителей:
«Дорогие друзья! Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой стороны третью ветвь снизу, ока укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.
С уважением, звери и птицы Волшебного леса».
Учащиеся вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в прорезь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, юг, северо-восток, юго-запад и т.д.
Педагог предлагает каждому учащемуся выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.
Учащиеся и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути — план-маршрут. Педагог читает:
«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса. Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Далее пройдите по лесу на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».
Методические материалы
Организация образовательной работы по программе имеет ряд особенностей, способствующих созданию оптимальных условий для её реализации.
В частности, она определяет задачи по блокам деятельности: информационный блок, действенно-мыслительный, блок преобразования. Цель информационного блока – помочь учащемуся получить первоначальные представления об окружающем мире с последующим их углублением в ходе поисковой деятельности.
Цель действенно-мыслительного блока – обеспечить присвоение учащимся средств познавательной деятельности, которые дают им возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность.
Цель блока преобразования – создание условий для реализации учащимися системы знаний в продуктивных видах деятельности, формирования творческого отношения к окружающему миру. Условно выделяются три составляющие образовательного процесса:
- накопление познавательного опыта через исследовательскую деятельность;
- обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры на занятиях;
- использование и преобразование опыта в специально созданных условиях в детских видах деятельности. В основе планирования лежит последовательность работы с учащимися над одной из тем (от накопления познавательного опыта к его систематизации и далее к использованию и преобразованию в деятельности).
Программа представляет собой систему, позволяющую развивать у учащихся познавательный интерес через опытно-экспериментальную деятельность. Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности.
Основные методы обучения
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их эффективность и мотивацию к занятиям. В реализации данной программы в зависимости от темы, цели, типа и вида занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение, практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем; демонстрация презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка вопроса, задачи перед учащимися и поиск ими ответа на них. Это способствует закреплению имеющихся знаний и развитию интереса к предмету изучения.
3. Метод игры – познавательные, конкурсы.
Теоретическая часть программы имеет целью ознакомление со специальной терминологией. Практическая часть предусматривает овладение навыками исследовательской деятельности и применение их в жизни.
Дидактический и лекционный материал (примерный):
∙ Картотека опытов и наблюдений;
∙ Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов);
∙ Игротека на электронных носителях;
∙ Таблицы, картины, карточки, схемы;
∙ Художественные произведения (загадки, рассказы, пословицы, поговорки);
∙ Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков);
∙ Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.
Накопленный методический материал позволяет результативно использовать учебное время, учитывать интересы учащихся, воспитывать самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности также снижает утомляемость учащихся. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями кабинет для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии учащихся не допускается.
- Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся, способствует пробуждению интереса к знаниям. На занятии создаётся спокойная, благоприятная обстановка, дошкольникам даются посильные задания, используется вариативный дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки дошкольников.
- Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся. Преобладающим видом деятельности является игра. Именно игра помогает ощутить себя в реальной ситуации. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование мультимедийной системы позволяет развивать мышление учащихся, их творческую активность.
- Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного добывания знаний, формирования собственного опыта деятельности, позволит глубоко вникнуть в изучаемый материал, и, как следствие - желанию учиться.
- Технология деятельностного подхода – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
- наличие у учащихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Примерная схема построения типового занятия:
- Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения).
- Определение типа, вида, тематики.
- Выбор цели, задач работы с учащимися.
- Игровой тренинг внимания, восприятия, логического мышления, памяти.
- Подготовка пособий, оборудования с учетом сезона, возраста, темы.
- Исследовательская работа с использованием оборудования;
- Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рассказы, таблицы.
Список литературы
Для педагога
Дополнительная литература.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2005.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб: Речь, 2010.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2013.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М: Аркти, 2008.
Список литературы для учащихся
Дополнительная литература
1. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2002.
2. Дыбина О.В. Рукотворный мир: игры-занятия для дошкольников / О. В. Дыбина. - 2-е изд., доп. и испр. – М.: Сфера, 2014.
3. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия с дошкольниками. - М.: Сфера, 2019.
4. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 1999.
5. Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – СПб: Детство-Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»
Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам разработки и воплощения исследовательского проекта....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности "Умелые ручки" для учащихся с ОВЗ с тяжелой умственной...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»
Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проектная деятельность"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результат...