Программы студии технического творчества "Мастер на все руки"
рабочая программа
Актуальность предлагаемых программ определяется анализом педагогического опыта и запросами со стороны воспитанников, преимущественно мужского пола, и их законного представителя на программу технической направленности (техническое творчество с элементами художественного компонента). Целесообразность такой программы технической направленности в условиях ЦССВ подтверждается рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Центра о необходимости и целесообразности организации реабилитационного досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для воспитанников с ОВЗ.
Программы «Мастер на все руки» отличаются от других программ дополнительного образования тем, что направлена на решение практических и прикладных задач трудового воспитания и развития в целом, формирование технических умений и навыков с использованием рабочих инструментов и станков у воспитанников ЦССВ, в том числе у воспитанников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Мастер на все руки" вводного уровня | 20.98 КБ |
Программа "Мастер на все руки" для воспитанников с ТМНР | 25.41 КБ |
Программа "Мастер на все руки" основной уровень | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание программы
Название программы | АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ» | |
Направленность, уровень и срок реализации программы | Направленность программы – техническая Уровень программы – вводный Срок реализации программы – 1 год, 36 часов | |
Возраст и категория обучающихся | Воспитанники ГБУ ЦССВ «Наш дом» в возрасте 7-18 лет. Это воспитанники с нормой интеллектуального развития и воспитанники с ОВЗ (за исключением воспитанников с ТМНР). При этом вводный уровень программы предусмотрен для воспитанников, не способных заниматься в подгруппе (по причинам индивидуальных особенностей, а также по возможностям учебного графика и режима дня), а также для воспитанников, поступивших в ЦССВ в середине учебного года. | |
Автор(-ы) программы, должность | Ботов Анатолий Анатольевич, педагог дополнительного образования | |
Краткая аннотация программы | Актуальность программы. Актуальность и целесообразность такой программы технической направленности в условиях ЦССВ подтверждается рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Центра о необходимости и целесообразности организации реабилитационного досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для воспитанников с ОВЗ и особыми образовательными потребностями. Целесообразность программы. Программа «Мастер на все руки» отличается от других программ дополнительного образования тем, что направлена на решение практических и прикладных задач трудового воспитания и развития в целом, формирование технических умений и навыков с использованием рабочих инструментов и станков у воспитанников ЦССВ, в том числе у воспитанников с ОВЗ. Указанные в программе виды работ наполнены общественно-полезной значимостью и творческим компонентом, выполняются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с особой ответственностью и старательностью и помогают интегрироваться в коллектив воспитанников. Цель программы: формирование трудовых технических умений и навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через их включение в практическую социально-значимую деятельность на занятиях в мастерской технического творчества. Задачи программы: 1. 1. Расширение кругозора воспитанников о различных видах трудовой деятельности. 2. Формирование элементарных теоретических и практических представлений о разнообразных видах труда, о разнообразии и функциональности инструментов, а также о трудовой дисциплине. 3. Развитие умения ориентироваться в пространстве и социуме через применение теоретических и практических знаний, технических умений и навыков в практике жизни в группах-семьях ЦССВ «Наш дом», быту, самостоятельной жизни. Планируемые результаты освоения программы: Предлагаемая программа рассчитана на 1 год работы, что позволит заинтересовать воспитанников трудом в мастерской с использованием инструментов и станков и привить определенные навыки в рамках общественно-полезного труда. К ожидаемому результату относится: - повышение показателя социального благополучия воспитанника, расширение зоны его жизненного пространства, его включенности в продуктивные виды деятельности и общение (участие в коллективных работах, подготовка изделий к выставкам, участие в конкурсах, успехи и достижения в области технического творчества), что является важным показателем качества жизни воспитанников и их успешной социализации; - подготовка воспитанника к работе в подгруппе. Режим занятий, особенности организации учебного процесса: Режим занятий: каждый год обучения – 1 час в неделю для занятий с длительностью занятий до 45 минут. Форма обучения: очная. Форма организации занятий: мини-группы. Формы проведения занятий: беседа, занятие по интересам и возможностям, мастер-класс, практические занятия. Состав групп: разновозрастные мини-группы воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. | |
Разделы и темы программы | № п/п | Названия разделов и тем |
ОСНОВЫ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ – 5 ч. | ||
1.1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. | |
1.2. | Охрана труда. Разнообразие профессий технической и художественной направленности. | |
1.3. | Мастерская. Зоны. Рабочая одежда. | |
1.4. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ИНСТРУМЕНТЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ – 4 ч. | ||
2.1. | Инструменты и приспособления для работы в мастерской. | |
2.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ – 3 ч. | ||
3.1. | Планирование и проектирование. Измерение. Разметка. | |
3.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА – 8 ч. | ||
4.1. | Подготовка древесины к работе. Этапы и способы изготовления. | |
4.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЖЕСТИ И ПРОВОЛОКИ – 4 ч. | ||
5.1. | Изготовление и обработка изделий из проволоки и жести. | |
5.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ – 5 ч. | ||
6.1. | Работа с синтетическими и полимерными материалами, тканевыми и кожаными материалами. | |
6.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 4 ч. | ||
7.1. | Работы с бумагой и картоном. Подготовка материалов к работе, способы обработки и изготовления, художественной отделки изделий. | |
7.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ - 3 ч. | ||
8.1. | Художественная лепка. | |
Итоговый контроль – выставка, презентация работ. | ||
Формы контроля процесса освоения программы | Входной контроль: беседа, опрос, контрольные и практические задания. Текущий контроль: контрольные и практические задания, опрос. Промежуточный контроль: контрольные задания, выставка детских работ, практические задания. Итоговый контроль: выставка детских работ, участие в конкурсах, творческих фестивалях разного уровня, итоговое занятие. | |
Материально-техническое обеспечение, методическое, дидактическое обеспечение процесса реализации программы | Мастерская, оборудованная верстаками, станками и оснащенная необходимыми инструментами и материалами. Материалы и заготовки для выполнения поделок и изделий (дерево и дерево стружечные материалы, жесть и проволока, синтетические материалы, бумага и картон, пластилин. Ноутбук для трансляции видео материалов, а также использования интернет-ресурсов. С целью реализации программы образовательный процесс обеспечен: - регламентированным графиком занятий (по расписанию педагога) из расчета три часа в неделю в каждой подгруппе; - учебными и методическими материалами (дидактические материалы, интерактивные и видеоматериалы, плакаты, таблицы, правила ТБ); - методическими рекомендациями. |
Предварительный просмотр:
Название программы | АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ» (для воспитанников с ТМНР) | |
Направленность, уровень и срок реализации программы | Направленность программы – техническая Уровень программы – ознакомительный Срок реализации программы – 1 год, 108 часов | |
Возраст и категория обучающихся | Воспитанники ГБУ ЦССВ «Наш дом» в возрасте 8-18 лет. с ТМНР | |
Автор(-ы) программы, должность | Ботов Анатолий Анатольевич, педагог дополнительного образования | |
Краткая аннотация программы | Актуальность программы. Актуальность предлагаемой программы определяется анализом педагогического опыта и запросами со стороны воспитанников, преимущественно мужского пола, и их законного представителя на программу технической направленности с последующим формированием элементов технических умений для воспитанников с ТМНР. Программа является комплексной, предполагает овладение основами разнообразного творчества и элементами технических умений, дает возможность каждому воспитаннику проявить и реализовать свои возможности, расширяет представления детей об окружающем мире, обеспечивает жизнь детей положительными эмоциями. Целесообразность программы в условиях ЦССВ подтверждается рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Центра о необходимости и целесообразности организации реабилитационного досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Педагог, исходя из материально-технической базы организации и уровня развития воспитанников, вправе заменять темы по своему усмотрению, варьировать их как по объему, так и по содержанию. Нередко тематика занятий определяется потребностями подразделений ГБУ ЦССВ «Наш дом», в таких занятиях воспитанники с ТМНР с удовольствием помогают педагогу (праздничные декорации, информационно-методические стенды, ремонт и реставрация, участие в массовых мероприятиях ЦССВ). Данные виды работ, наполненные общественно-полезной значимостью и творческим компонентом, выполняются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с особой ответственностью и старательностью. Цель программы - формирование у воспитанников с ТМНР трудовых и социально-бытовых навыков посредством обучения разнообразным видам доступной деятельности в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка. Задачи программы:
Планируемы результаты реализации программы. В ходе освоения программы: 1. Результаты обучения. Воспитанники будут знать/понимать/различать: - виды материалов, объекты работы, инструменты и выбирать их по названию. Воспитанники будут уметь: - использовать материалы, объекты работы, инструменты в рамках выполнения задания педагога; - использовать некоторые пространственные характеристики при работе с листом бумаги или полотном, определять место выполнения работы; - самостоятельно выполнять поделку с опорой на образец, приемы преобразования бумаги и природных материалов, различных пластичных материалов (пластилин). 2. Результаты воспитывающей деятельности. Воспитанники смогут демонстрировать: - мотивацию и активность на занятиях, а также трудолюбие и трудоспособность; - стремление к самостоятельности и дисциплинированности, морально-эстетические нормы поведения в коллективе; - бережное отношение к орудиям, приспособлениям, инструментам и расходным материалам труда; 3. Результаты коррекционно- развивающей деятельности. В ходе освоения программы у воспитанников: - развивается мелкая моторика; - формируются эмоционально-волевые процессы (концентрация внимания, усидчивость, работоспособность); - формируется навык совместной работы в (мини группе, с педагогом) при помощи межличностного взаимодействия (в том числе на основе альтернативной дополнительной коммуникации). Режим занятий и особенности организации учебного процесса: занятия проводятся 3 раза в неделю, длительность одного занятия - до 40 минут. Форма обучения: очная. Форма организации занятий: групповая, мини -группы. Состав групп: разновозрастные группы воспитанников с ТМНР от 8 до 18 лет. Форма проведения занятий: практическое занятие, мастер-класс, творческая мастерская с привлечением воспитателя, занятие – игра. | |
Разделы и темы программы | № п/п | Названия разделов и тем |
Раздел 1. Основы работы в мастерской -12 ч. | ||
1.1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. Понятие о труде человека, «Мастере на все руки». | |
1.2. | Охрана труда. Разнообразие профессий. | |
1.3. | Мастерская. Ознакомление с зонами мастерской. Рабочая одежда и ее назначение. | |
1.4. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
Раздел 2. Инструменты. Приспособления. Материалы и средства -20 ч. | ||
2.1. | Инструменты и приспособления для работы в мастерской. Измерительные, графические и рабочие. | |
2.2. | Материалы и средства мастера. | |
2.3. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
Раздел 3. Измерение и разметка -4 ч. | ||
3.1. | Измерение и разметка. Правила ТБ при работе. | |
3.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
Раздел 4. Изделия из природных материалов - 23 ч. | ||
4.1. | Виды природных материалов. Этапы и способы изготовления. Правила ТБ при работе. | |
4.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
Раздел 5. Работа с бумагой и картоном - 24 ч. | ||
5.1. | Работы с бумагой и картоном. Подготовка материалов к работе, способы обработки и изготовления. Правила ТБ при работе. | |
5.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
Раздел 6. Работа с пластилином 25 ч. | ||
6.1. | Знакомство с пластилином. Подготовка материалов к работе, способы обработки и изготовления изделий. Правила ТБ при работе. | |
6.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
6.3. | Выполнение работ из пластилина. | |
Итоговый контроль. Выставка. Презентация работ. | ||
Формы контроля процесса освоения программы | Входной контроль: практическое задание. Текущий контроль: контрольные и практические задания. Промежуточный контроль: контрольные и практические задания, выставка детских работ, участие в конкурсах и фестивалях. Итоговый контроль: контрольные и практические задания, выставка детских работ участие в конкурсах, творческих фестивалях разного уровня. | |
Материально-техническое обеспечение, методическое, дидактическое обеспечение процесса реализации программы | Наличие необходимых условий для занятий: - мастерская, оборудованная верстаками, станками и оснащенная необходимыми инструментами и материалами; - материалы, средства и заготовки для выполнения поделок и изделий (природный и синтетический материал, фанера, бумага, картон, гвозди, шурупы, отвертки, клей, ножницы и пр.); - ноутбук для трансляции видео материалов, а также использования интернет-ресурсов; - регламентированный график занятий (по расписанию педагога) из расчета два раза в неделю в каждой подгруппе. С целью реализации программы образовательный процесс обеспечен учебными и методическими материалами (дидактические материалы, интерактивные и видеоматериалы, плакаты, таблицы, пр.). |
Предварительный просмотр:
Описание программы
Название программы | АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ» | |
Направленность, уровень и срок реализации программы | Направленность программы – техническая Уровень программы – ознакомительный Срок реализации программы – 1 год, 108 часов | |
Возраст и категория обучающихся | Воспитанники ГБУ ЦССВ «Наш дом» в возрасте 7-18 лет. Это воспитанники с нормой интеллектуального развития и воспитанники с ОВЗ (за исключением воспитанников с ТМНР). | |
Автор(-ы) программы, должность | Ботов Анатолий Анатольевич, педагог дополнительного образования | |
Краткая аннотация программы | Актуальность программы. Актуальность предлагаемой программы определяется анализом педагогического опыта и запросами со стороны воспитанников, преимущественно мужского пола, и их законного представителя на программу технической направленности (техническое творчество с элементами художественного компонента). Целесообразность такой программы технической направленности в условиях ЦССВ подтверждается рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума Центра о необходимости и целесообразности организации реабилитационного досуга для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для воспитанников с ОВЗ. Целесообразность программы. Программа «Мастер на все руки» отличается от других программ дополнительного образования тем, что направлена на решение практических и прикладных задач трудового воспитания и развития в целом, формирование технических умений и навыков с использованием рабочих инструментов и станков у воспитанников ЦССВ, в том числе у воспитанников с ОВЗ. Так, работа с воспитанниками младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ в студии технического творчества организуется и осуществляется с учетом принципиально важного сочетания занятий и практических упражнений, занятий и игры, занятий и «реалистичной потребности». Не следует забывать, что реально выполненное задание по необходимости и запросу со стороны окружения – это тоже учеба и серьезная работа для воспитанников, лишенных родительского попечительства, имеющих в большинстве своем травматический опыт воспитания. Учитывая специфику и возможности детей с ОВЗ, опираясь на их возрастные и индивидуальные возможности, педагог ДО варьирует виды деятельности и дозирует объем материала, так как исследования педагогов и психологов показывают, что у детей с ОВЗ нарушен процесс восприятия, ограничен запас знаний и представлений об окружающей действительности, ограничены психомоторные и речевые возможности. Цель программы: формирование трудовых технических умений и навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через их включение в практическую социально-значимую деятельность на занятиях в мастерской технического творчества. Задачи программы: 1. Расширение кругозора воспитанников о различных видах трудовой деятельности. 2. Формирование элементарных теоретических и практических представлений о новых профессиях в области технического творчества, социальной активности, трудовой инициативы и дисциплины. 3. Развитие умения ориентироваться в пространстве и социуме через применение теоретических и практических знаний, технических умений и навыков в практике жизни в группах-семьях ЦССВ «Наш дом», быту, самостоятельной жизни. 4. Развитие коммуникативных навыков во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Планируемые результаты освоения программы: - научится пользоваться инструментом (отвертка, напильник, шуруповерт, ножовка, молоток, киянка, зубило, кусачки, измерительным инструментом (линейка, штангенциркуль, угольник и др.)); - будет иметь представление о способах обработки различных материалов (дерева, металла, бумаги, тканых материалов, синтетических материалов и др.), ремонта изделий из различных материалов, изготовления изделий из различных материалов; - будет стремиться к самореализации в успешном для него виде деятельности; - получит навыки работы с деревом, металлом, синтетическими материалами, бумаго-картонными материалами, лакокрасочными материалами и др.; - научится делать поделки из различных материалов, художественно их оформлять; - будет стремиться быть полезным и трудиться. Режим занятий, особенности организации учебного процесса: Режим занятий: 3 раза в неделю, по одному академическому часу (до 45 мин.) Форма обучения: очная. Форма организации занятий: групповая, мини-группы. Формы проведения занятий: мастер-класс, творческая мастерская с привлечением воспитателя, беседа, организация выставок, теоретические и практические занятия, встречи с представителями различных профессий, и т.п. Состав групп: разновозрастные группы/мини-группы из воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет, в том числе с ОВЗ. | |
Разделы и темы программы | № п/п | Названия разделов и тем |
ОСНОВЫ РАБОТЫ В МАСТЕРСКОЙ – 26 ч. | ||
1.1. | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ. | |
1.2. | Охрана труда. Разнообразие профессий технической и художественной направленности. | |
1.3. | Мастерская. Рабочая одежда и ее назначение. | |
1.4. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
1.5. | Инструменты для работы в мастерской. | |
1.6. | Приспособления для работы в мастерской. | |
1.7. | Материалы и средства для работы в мастерской. | |
1.8. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ – 12 ч. | ||
2.1. | Планирование и проектирование | |
2.2. | Измерение. Разметка. | |
2.3. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА – 23 ч. | ||
3.1. | Этапы и способы изготовления изделий из дерева. | |
3.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЖЕСТИ И ПРОВОЛОКИ – 12 ч. | ||
4.1. | Изготовление и обработка изделий из проволоки и жести. | |
4.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ – 12 ч. | ||
5.1. | Работа с синтетическими и полимерными материалами, тканевыми и кожаными материалами. | |
5.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 8 ч. | ||
6.1. | Работы с бумагой и картоном. | |
6.2. | Ремонт и реставрация изделий из различных материалов. | |
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ -15 ч. | ||
7.1. | Художественная лепка. | |
7.2. | Изготовление индивидуальных и коллективных работ в стиле художественной лепки. | |
Итоговый контроль – выставка, презентация работ. | ||
Формы контроля процесса освоения программы | Входной контроль: опрос тест. Текущий контроль: тест, контрольные вопросы, контрольные и практические задания, выставки. Промежуточный контроль: тест, контрольные вопросы, контрольные и практические задания, открытое занятие. Итоговый контроль: контрольные и практические задания, выставка детских работ, участие в конкурсах, творческих фестивалях разного уровня, итоговое занятие. | |
Материально-техническое обеспечение, методическое, дидактическое обеспечение процесса реализации программы | Мастерская, оборудованная верстаками, станками и оснащенная необходимыми инструментами и материалами. Материалы и заготовки для выполнения поделок и изделий (дерево и дерево стружечные материалы, жесть и проволока, синтетические материалы, бумага и картон, пластилин. Ноутбук для трансляции видео материалов, а также использования интернет-ресурсов. С целью реализации программы образовательный процесс обеспечен: - регламентированным графиком занятий (по расписанию педагога) из расчета три часа в неделю в каждой подгруппе; - учебными и методическими материалами (дидактические материалы, интерактивные и видеоматериалы, плакаты, таблицы, правила ТБ); - методическими рекомендациями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»
Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...
Программа студии "Стиль" "ТАКАЯ ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА"
1. Рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Для воспитанников с 9 до 17 лет.2. Карта успешности воспитанников....
Образовательная программа студии танца «Провинция»
Актуальность разработки данной программы состоит в том, что она основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модным...
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «Рука в руке».
Общеразвивающей программы дополнительного образования для детей-инвалидов «Рука в руке».Тип программы программа дополнительного образования.Статус программы: общеразвивающая программа коррекцион...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...
Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества "Мастер на все руки"
Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества представляют собой алгоритм работы педагога с воспитанниками, в том числе воспитанниками младшего и старшего школьного возра...
Образовательная практика «Студия технического творчества»
Выступление на методическом совете о значимости и необходимости функционирования студии технического творчества...
- Мне нравится (1)