Школа лидеров
рабочая программа (5 класс)

Сафронова Екатерина Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа лидера»  составлена на основании  следующих нормативно - правовых документов:

1.         Законом Российской Федерации « Об образовании»

2.         Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005г. №55- од)

3.           Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»

4.         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

5.         Учебного плана ГБОУ СОШ п. Масленниково на 2017 – 2018 учебный год.

 

Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения   определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности  закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся  важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем.

Школьное самоуправление – это участие обучающихся с различным уровнем активности в школьной самостоятельной жизни класса, школы, в которой каждый обучающийся может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также от педагогического руководства.

Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления. По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_liderov.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа лидера»  составлена на основании  следующих нормативно - правовых документов:

1.         Законом Российской Федерации « Об образовании»

2.         Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Самарской области (приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005г. №55- од)

3.           Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»

4.         Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

5.         Учебного плана ГБОУ СОШ п. Масленниково на 2017 – 2018 учебный год.

 

Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения   определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности  закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся  важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем.

Школьное самоуправление – это участие обучающихся с различным уровнем активности в школьной самостоятельной жизни класса, школы, в которой каждый обучающийся может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление обеспечивает развитие у учащихся самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Деятельность ученического самоуправления в школе зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, программно-методического, социально-психологического характера, а также от педагогического руководства.

Программа внеурочной деятельности «Школа лидера» определяет основной круг управленческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива ученического самоуправления. По своим возможностям программа способна оказать существенное влияние на развитие личности ребенка, прежде всего его организаторского опыта, опыта организации деятельности других. Она нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование всесторонне развитой личности, способной постичь и реализовать потенциал своих знаний и возможностей и адаптироваться к окружающей среде.

Планируемые результаты

•          Личностные

-формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального народа России;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию;

-формирование положительных качеств личности и управление своими эмоциями в

различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-формирование дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении

поставленных целей;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-формирование базиса знаний у учащихся в сфере оргуправленческих умений и навыков;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.

•          Метапредметные

1.         Познавательные УУД:

- умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать

для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

-соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований;

-корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-обобщает значение занятий;

-сравнивает представленную информацию, опираясь на личный опыт;

-анализирует и объективно оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- находит ошибки при реализации социальных проектов и проведении КТД, отбирает способы их исправления;

2.         Коммуникативные УУД:

- включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения

и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;

-договаривается и приходит к общему решению в работе по группам, микро-группам, парам;

-проявляет инициативу в творческом сотрудничестве;

- расширяет сферы общения, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром..

3.         Регулятивные УУД:

-осуществляет целеполагание своей деятельности;

-оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам;

-соблюдает правила поведения и предупреждения травматизма во время практических занятий;

-воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время защиты социальных проектов, индивидуальных и групповых заданий;

-осуществляет взаимный контроль и оказывает помощь при проведении диагностики.

          Предметные

-приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную жизнь;

-формирует позитивные отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом.

-осваивает основы коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);

-осваивает основы социально-образовательного проекта (как образовательной формы), которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно  организованном, динамично изменяющемся социуме;

-включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и

 доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-развивает индивидуальные лидерские способности;

-формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности.

 

Целевая аудитория

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся.

Рассчитана  на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этого времени по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: Программа предполагает проведение занятий  1 раз в неделю.  Продолжительность занятий 40 минут.

 Место проведения: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях посёлка и на открытом пространстве.    

Особенности набора детей – учащиеся 5-11 классов с разным уровнем

Количество обучающихся –  15 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержание программы

 

Занятия в рамках внеурочной деятельности по программе “Школа лидера” дает возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, 3 последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.

В ходе занятий по программе “Школа лидера” дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.

Каждый раздел состоит из теоретической и практической части, что  позволяет развить в обучающихся:

•          готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

•          способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результат, целеустремленности и настойчивость в достижении результата;

•          формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Учебно-тематический  план

Вид программного материала

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Ученическое самоуправление

3

3.

Лидер

4

4.

Самопрезентация

3

5.

Общение

4

6.

Команда лидера

2

7.

Коммуникативные качества, самооценка

3

8.

Конфликт

2

9.

Виды и формы КДТ

4

10.

Разработка КДТ

3

11.

Ученическое самоуправление в России и за рубежом

3

12.

Практикум «Оценим себя реально»

1

13.

Итоговая игровая диагностика

2

Итого

34

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Школа лидера» (34 ч.)

Тема

Содержание занятия

Вводное занятие – 1 час

1.

Вводное занятие. Игры на сплочение

Анкетирование «Я – ученик», «Каков я в школе?» Знакомство с членами группы. Психологические игры и тренинги. Игры «Волшебный магазин», «Шарж», «Символика».

Ученическое самоуправление – 3 часа

2.

Основы самоуправления

Понятие о сущности и механизмах развития различных самодеятельных добровольных объединений.

Самоуправление – управление собой. Трудно ли управлять школой? Кто и чем управляет в школе? Смогу ли я управлять школой? Игра «Снежный ком»

3.

7 ключей самоуправления

Программа «7 ключей самоуправления», практическая работа по семи ключам

4.

Модель органов ученического самоуправления в ГБОУ СОШ п. Масленниково

Понятие о функциях органов самоуправления. Изучение существующей моделей ученического

самоуправления.

Лидер – 4 часа

5.

Психология лидера

Понятие «лидер». Черты характера лидера. Как развить в себе стрессоустойчивость, силу воли и решительность

6.

Многоликий лидер

Основные качества и способности лидера. Какими качествами должен обладать лидер?

Лидер - созидатель, лидер – разрушитель.

Лидер – организатор, лидер – генератор

Лидер – инициатор, лидер – эрудит

7.

Разбуди в себе лидера!

Тест «Лидер ли я?»  Мои лидерские качества. Проработка лидерских качеств.

8.

Практикум “Чемодан лидера”.

Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти

Самопрезентация – 3 часа

9.

Самопрезентация.

Основы самопрезентации.

10.

«Школа ведущих»

Основные навыки выступления. Работа над дикцией, разучивание скороговорок. Тренинг «Как вести себя на сцене».

11.

Тренинг «Успешная самопрезентация»

Тренинг

Общение – 4 часа

12.

Общение. Деловое общение.

Понятие «деловое общение». Навыки делового общения.

Отличия делового общения.  Барьеры в общении.

13.

Деловой стиль

Отличия делового стиля и его значение. Правила и принцыпи ведения деловых переговоров

14.

Уверенный ли вы человек?

Тест «Уверенный ли вы человек?» Методы развития уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Способы  уверенного отказа.

15.

Я - самоуверенный человек!

Как преодолеть свою застенчивость? Ролевые игры, тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент»

Команда лидера – 2 часа

16.

Лидерство – я управляю собой и будущим!

Беседа на тему что значит работать в команде. Алгоритм создания команды. Связь лидера и команды.

17.

Коллектив - основа организаторской деятельности

Игры на выявление лидерской позиции, формирование команды. Тренинг «Создай команду»

Коммуникативные качества, самооценка – 3 часа

18.

Коммуникативные качества. Самооценка.

Понятие «коммуникабельность» Навыки успешной коммуникации.

19.

Разные пути общения

Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.

20.

Мой уровень самооценки

Тест на самооценку. Как повысить самооценку. Упражнения на повышение самооценки.

Конфликт – 2 часа

21.

Конфликт. Управление конфликтом.

Спор – его цели и стратегии. Игра «Научись говорить СТОП», «Борьба с конфликтами».

22.

Тренинг «Конфликт и пути его разрешения»

Тренинг

Виды и формы КДТ – 4 часа

23.

Коллективно – творческая деятельность.

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД.

24.

Виды и формы КДТ

Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера.

25.

Шесть этапов организации

КТД (по С. А. Шмакову).

КТД-тренинги «Геометрическая фигура», «Номера» и др

26.

Практикум “В копилку лидера”.

Игры коллективного знакомства и общения –“Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды.

Разработка КДТ – 3 часа

27.

КТД для младших школьников «Мы – лидеры!»

Разработка КТД для младших школьников

28.

КТД для младших школьников «Мы – лидеры!»

Проведение КТД для младших школьников

29.

Микро - игра «Киностудия»

Разработка и проведение мероприятия для  классного коллектива.

 

Ученическое самоуправление в России и за рубежом – 2 часа

30.

Ученическое самоуправление в России и за рубежом.

История развития добровольных объединений в странах Европы и США. Сущность и механизм самоуправления. Общественные детско-юношеские организации.

31.

Подготовка проектов, презентаций.

Защита проектов, презентаций

Практикум «Оценим себя реально» - 1 час

32.

Практикум «Оценим себя реально».

Анализ результатов.

Итоговая игровая диагностика – 2 часа

33.

Игра « Самоуправление - ключ к успеху»

Интеллектуальная игра

34.

Презентация “Я – лидер”

Подведение итогов работы. Награждение. Вручение свидетельств об окончании Школы юного лидера.

 

 

III. Ресурсное обеспечение

 

Материально-техническая база: ноутбук, колонки , интерактивная доска, документ-камера;

Информационные ресурсы:

Список литературы, рекомендуемой для педагогов:

1.Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.

2.Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. -  М., 2000.

3.Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2007.

4.«Вестник»  Практическое руководство для придумывающих каникулы. –     М.,  2001.

5.Вершиловский С.Г.  Дополнительное образование детей. -  М., 2000.

6.Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.

7.Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.

8.Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.

9.Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.

10.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.

11.Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М., 2001.

12.Фришман И.И. Форум юных граждан. – М., 2001.

13.Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.

14.Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 2000.

15.Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

16.Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – ж-л. “Классный руководитель” №4, 2006.

17.Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.2000.

18.ЛутошкинА.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 2000.

19.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.

20.Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 2000.

           

Список литературы, рекомендуемой для детей:

1. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2007.

2. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.

3. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.

4. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. – М., 2002.

5. Григоренко Ю.Н. Коллективно – творческие дела. – М., 2000.

6. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.

7. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. – М., 2001.

8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2000.

9. Программа «Лидер» СПО – ФДО. – М., 1993.

10. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. – М., 2001.

11. Рожков М.И. Познай себя. – М., 2000.

12. Сделай правильный выбор. – Н.Н.:  изд-во  ООО «Педагогические технологии», 2002.

16. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М., 2001.

13. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.

14. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические

технологии»

 

Методические ресурсы:

-учебный кабинет;

-пакет диагностик;

-сборники игр и сценариев;

-дидактический материал;

-наглядный и раздаточный материал для игр.

 

IV. Контроль и оценка

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт лидерства воспитанников. Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.

1. Педагогическое наблюдение.

2. Ролевые игры.

3. Участие в массовых мероприятиях.

4. Беседы с родителями.

5. Анкетирование и тестирование.

6. Открытые занятия.

7. Тренинги.

8. Диагностика.                           

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...

программа школы Лидер

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы сог...

Программа социально-педагогической направленности "Школа Лидера"

Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Настоящая программа является годичной программой допо...

Програма дополнительного образования "Школа лидера"

Авторская программа дополнителньного образования "Школа лидера" для обучения лидеров детских организаций и руководителей детского самоуправления в школе. Программа - призер республиканского конкурса а...

ТРЕНИНГ ШКОЛА ЛИДЕРА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ "ШКОЛА ЛИДЕРА"...

Курс «Основы красноречия» в рамках каникулярной школы «Школа лидеров»

Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, имеет пропедевтический характер, может быть расширен до 34 часов и иметь логическое продолжение в 10-11 классах....

Конспекты занятий с юными лидерами детского движения в рамках работы "Школа Лидера"

На занятиях юные лидеры учатся мастерству общения, взаимодействию со свертсниками, проявлению своей лидерской позиции...