Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр юного зрителя «Карусель»
рабочая программа (9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театр юного зрителя «Карусель»
Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1 год (34 ч)
Возрастная категория: 15-16 лет
Автор-составитель:
Учитель музыки
Рюмшина Ю.Н
Педагог дополнительного
образования
г. Железногорск
2023
Комплекс основных характеристик программы:
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр юного зрителя «Карусель» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа имеет художественную направленность.
Программа составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей и "Средней общеобразовательной школы №6"
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
- Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от 30.09.2020 г.);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;
- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области», с изменениями от 09.11.2020 г.;
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па, с изменениями и дополнениями 30.04.2021г.;
- Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от 16.11.2017 г. заседания Совета по стратегическому развития и проектам (программам);
- Устав МОУ «СОШ №6», утвержден постановлением Администрации города Железногорска от 21.06.2021г. №1091;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МОУ «СОШ №6»,
Актуальность программы.
Проблема гуманизации образования является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической гуманитарной культуры, усваивает жизненный опыт, накопленный поколениями.
Данная программа дополнительного образования, охватывает целый ряд направлений, от традиционных форм театрального искусства, до самого современного творчества, а также вопросы психологии и умения чувствовать себя уверенно на сцене и т.п. Знания и умения, полученные детьми, будут являться опорой при изучении данной направленности в дальнейшем, при выборе профессии, связанной с этой направленностью.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к данному направлению, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к профессиям, связанным с киноискусством и телевидением, музыкой. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена. Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности (театр, история театрального искусства, актерское и вокальное мастерство, ораторское искусство и т.д.). Программа содействует дальнейшей систематизации и обобщению имеющихся представлений об окружающей среде, развивает – образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением, телом, речью, голосом. Развивает коммуникативные навыки.
Новизна программы. Данная программа более углубленно раскрывает все аспекты своей направленности, развивая у детей стремления познать новое, расширяет имеющиеся представления о мире кино и телевидения, и сопутствующим этому видам деятельности, формирует умственные способности, развивает творческий потенциал, формирует высокие нравственные и психологические качества, помогая обучающимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважения к его истории, языку, культуре, традициям.
Отличительные особенности программы. Программа основана на систематическом и целенаправленном посещении концертов, фестивалей, спектаклей профессионального и любительского театра, поскольку предполагает накопление и расширение зрительского опыта детей.
В каждой теме программы существует раздел практической работы, основанный на просмотре спектакля, мюзиклов и разнообразных формах творческих заданий. Все темы программы содержат как теоретический, так и практический материал, который по усмотрению педагога, работающего с детьми, может дополняться также историческими сведениями. Педагог может самостоятельно выбирать из текущего репертуара театра любой интересный для работы с детьми спектакль.
Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагог на своих занятиях применяет элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, кейс технологий. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих и сценических навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 15-16 лет. Количество обучающихся в группе от 15 до 20 человек, что позволяет отследить работу каждого ребенка на любом этапе усвоения знаний, получаемых в процессе обучения, а также найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и помочь ему в реализации своих идей. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Возраст (15-16 лет).
Форма обучения по программе: очная в учреждении (групповая)
Для непрерывности реализации Программы в сложных эпидемиологических условиях, возникающих в период карантинных мер, программа предполагает реализацию в дистанционном режиме обучение в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком с использованием электронно-информационных источников: официального сайта МОУ «СОШ №6», электронной почты; приложений Zoom, социальной сети ВКонтакте; мессенджеровWhatsApp, Viber,Telegram и т.д.
Методы обучения:
-метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);
-словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
-метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
-метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.
Типы занятий:
- учебное занятие;
- контрольный урок;
- отчетный спектакль;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей
Формы проведения занятий: коллективная
Срок освоения и объем программы: Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – «Театр юного зрителя «Карусель» 1 год
Стартовый уровень
Режим занятий: Занятия проводится в следующих вариантах:
- 1 раз в неделю - 1 час;
Продолжительность академического часа составляет 40 мин. Занятия в учебном кабинете предполагают наличие здоровье сберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения. Предусматривается использование методов индивидуальной работы. Например, самостоятельная работа по подготовке выступлений и презентаций по интересующим детей темам.
- .Цель и задачи программы
Цель программы:
Социализация личности через развитие умственных и творческих способностей, развитие у детей интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, воспитание таких базовых качеств, как умение воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссера и актера.
Задачи программы:
Образовательные:
– раскрыть индивидуальную особенность каждого учащегося;
– обучить учащихся адекватному эмоциональному реагированию, пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выражать свое состояние;
– создать художественный образ, раскрывая его собственную внутреннюю жизнь;
– использовать соответствующие речевые, классические и вокальные средства.
Развивающие:
– пополнить словарный запас детей;
– добиваться выразительности речи;
– развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, искусство общения;
– побуждать учащихся импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
– развивать творческую активность.
Воспитательные:
– формирование мировоззрения, положительные нравственные качества;
– формирование доброжелательного общения друг другом и со зрителем;
– прививать культуру речи в быту и на сцене;
– формирование умений творчески подходить к делу;
– воспитывать жажду познания не только к театру, но и к наследию культуры и в других областях;
– способствовать всестороннему развитию личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педсовета от Протокол № | «Утверждаю»: Директор МОУ «СОШ№6» _________/ И.Н. ЕРОХИНА/ Приказ от |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Театр юного зрителя «Карусель»
Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1 год (34 ч)
Возрастная категория: 15-16 лет
Автор-составитель:
Учитель музыки
Рюмшина Ю.Н
Педагог дополнительного
образования
г. Железногорск
2023
Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр юного зрителя «Карусель» (далее – Программа) художественной направленности.
Программа имеет художественную направленность.
Программа составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе дополнительного образования детей и "Средней общеобразовательной школы №6"
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием г.);
- Федеральный закон РФ от г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от г. № 1642;
- Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от г.);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от #1075;. №09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от № 298н;
- Закон Курской области от г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области», с изменениями от г.;
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области г. № 737-па, с изменениями и дополнениями #1075;.;
- Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от г. заседания Совета по стратегическому развития и проектам (программам);
- Устав МОУ «СОШ №6», утвержден постановлением Администрации города Железногорска от #1075;. №1091;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МОУ «СОШ №6»,
Актуальность программы.
Проблема гуманизации образования является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической гуманитарной культуры, усваивает жизненный опыт, накопленный поколениями.
Данная программа дополнительного образования, охватывает целый ряд направлений, от традиционных форм театрального искусства, до самого современного творчества, а также вопросы психологии и умения чувствовать себя уверенно на сцене и т.п. Знания и умения, полученные детьми, будут являться опорой при изучении данной направленности в дальнейшем, при выборе профессии, связанной с этой направленностью.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к данному направлению, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к профессиям, связанным с киноискусством и телевидением, музыкой. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена. Обучение по данной программе позволяет пробудить интерес детей к новой деятельности (театр, история театрального искусства, актерское и вокальное мастерство, ораторское искусство и т.д.). Программа содействует дальнейшей систематизации и обобщению имеющихся представлений об окружающей среде, развивает – образное мышление, произвольное внимание, память, способность управлять своим поведением, телом, речью, голосом. Развивает коммуникативные навыки.
Новизна программы. Данная программа более углубленно раскрывает все аспекты своей направленности, развивая у детей стремления познать новое, расширяет имеющиеся представления о мире кино и телевидения, и сопутствующим этому видам деятельности, формирует умственные способности, развивает творческий потенциал, формирует высокие нравственные и психологические качества, помогая обучающимся в построении системы жизненных ценностей, основанной на любви к Отечеству, уважения к его истории, языку, культуре, традициям.
Отличительные особенности программы. Программа основана на систематическом и целенаправленном посещении концертов, фестивалей, спектаклей профессионального и любительского театра, поскольку предполагает накопление и расширение зрительского опыта детей.
В каждой теме программы существует раздел практической работы, основанный на просмотре спектакля, мюзиклов и разнообразных формах творческих заданий. Все темы программы содержат как теоретический, так и практический материал, который по усмотрению педагога, работающего с детьми, может дополняться также историческими сведениями. Педагог может самостоятельно выбирать из текущего репертуара театра любой интересный для работы с детьми спектакль.
Для реализации интересов и способностей детей, более полного развития их природных задатков, педагог на своих занятиях применяет элементы современных педагогических технологий: развивающего обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучающимся, игровой деятельности, кейс технологий. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих и сценических навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Адресат программы
Программа ориентирована на обучающихся 15-16 лет. Количество обучающихся в группе от 15 до 20 человек, что позволяет отследить работу каждого ребенка на любом этапе усвоения знаний, получаемых в процессе обучения, а также найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и помочь ему в реализации своих идей. Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора. Возраст (15-16 лет).
Форма обучения по программе: очная в учреждении (групповая)
Для непрерывности реализации Программы в сложных эпидемиологических условиях, возникающих в период карантинных мер, программа предполагает реализацию в дистанционном режиме обучение в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком с использованием электронно-информационных источников: официального сайта МОУ «СОШ №6», электронной почты; приложений Zoom, социальной сети ВКонтакте; мессенджеровWhatsApp, Viber,Telegram и т.д.
Методы обучения:
-метод-демонстрация (прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример);
-словесный метод (беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач);
-метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде);
-метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.
Типы занятий:
- учебное занятие;
- контрольный урок;
- отчетный спектакль;
- участие в конкурсах, фестивалях;
- посещение концертов, музыкальных спектаклей
Формы проведения занятий: коллективная
Срок освоения и объем программы: Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – «Театр юного зрителя «Карусель» 1 год
Стартовый уровень
Режим занятий: Занятия проводится в следующих вариантах:
- 1 раз в неделю - 1 час;
Продолжительность академического часа составляет 40 мин. Занятия в учебном кабинете предполагают наличие здоровье сберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения. Предусматривается использование методов индивидуальной работы. Например, самостоятельная работа по подготовке выступлений и презентаций по интересующим детей темам.
- .Цель и задачи программы
Цель программы:
Социализация личности через развитие умственных и творческих способностей, развитие у детей интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства, воспитание таких базовых качеств, как умение воспринимать спектакль в контексте концепции драматурга, режиссера и актера.
Задачи программы:
Образовательные:
– раскрыть индивидуальную особенность каждого учащегося;
– обучить учащихся адекватному эмоциональному реагированию, пониманию эмоционального состояния другого человека и умение выражать свое состояние;
– создать художественный образ, раскрывая его собственную внутреннюю жизнь;
– использовать соответствующие речевые, классические и вокальные средства.
Развивающие:
– пополнить словарный запас детей;
– добиваться выразительности речи;
– развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, искусство общения;
– побуждать учащихся импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства;
– развивать творческую активность.
Воспитательные:
– формирование мировоззрения, положительные нравственные качества;
– формирование доброжелательного общения друг другом и со зрителем;
– прививать культуру речи в быту и на сцене;
– формирование умений творчески подходить к делу;
– воспитывать жажду познания не только к театру, но и к наследию культуры и в других областях;
– способствовать всестороннему развитию личности.
Содержание программы
Таблица 1. Учебный план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Стартовый уровень | |||||
1. | Возникновение театра и его развитие от Античности до XXI века. | 4 | |||
Знакомство с театром. Зачем люди ходят в театр? | 1 | Контрольно-зачетные занятия /Концертно-конкурсная деятельность | |||
Возникновение древнегреческого театра. Мифы – основа древнегреческой драматургии. | 1 | ||||
Развитие русского театра. От скоморохов до профессионального театра. | 1 | ||||
Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям. | 1 | ||||
2. | Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля. | 4 | |||
Спектакль – театральное произведение взаимосвязи замысла режиссера и актёрской игры. | 1 | ||||
Знакомство с пьесой: чтение, работа с терминологическим словарём. | 1 | ||||
Виды и жанры спектаклей. | 1 | ||||
Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям. | 1 | ||||
3. | Театральные профессии. | 2 | Контрольно-зачетные занятия | ||
Режиссёр – творец спектакля. Сценарист. Правила написания сценария. Суфлер в театре. Гример в театре | 1 | ||||
Бутафор в театре.Художник-декоратор в театре. Осветитель в театре. Актёр – главное чудо театра. | 1 | ||||
4. | Навыки актерского мастерства | 4 | Контрольно-зачетные занятия | ||
Сценическая речь. | 1 | ||||
Навыки ораторского искусства. | 1 | ||||
Сценическое движение. | 1 | ||||
Вокальное мастерство. | 1 | ||||
5. | Психологические аспекты актерского творчества. | 3 | Контрольно-зачетные занятия | ||
Подготовительный этап: переодевание, гримирование. Понятие «перевоплощение». | 1 | ||||
Творческое воображение. | 1 | ||||
Понятие «свобода» в игре актера. Как перебороть страх сцены. | 1 | ||||
Базовый уровень | |||||
6. | Театральная постановка. | 15 | Концертно- конкурсная деятельность. | ||
Выбор и знакомство с пьесой: чтение, определение жанра, идеи произведения, цепи событий. Знакомство с пьесой: чтение по ролям, определение характеров героев. Распределение ролей, работа с текстом. Работа с текстом, определение логики в речи. Поиск сценического поведения героев. Художественное оформление сцены к спектаклю. Работа над эскизами. Оттачивание актерского мастерства с включением музыкального сопровождения. Работа в декорациях, с использованием реквизита и музыки. Световое решение спектакля. Закрепление музыкальногои светового оформления спектакля. Работа в костюмах. Прогон спектакля: определение недочетов и длительности спектакля. Прогон спектакля: закрепление художественного образа спектакля. Генеральная репетиция «Мини-премьера». Показ спектакля «Премьера спектакля». | |||||
7. | Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. | 2 | Организация выступлений на уровне учреждения, города | ||
Музыкальный концерт ко дню учителя. | 1 | ||||
Новогодняя музыкальная сказка | 1 | ||||
Итого объем программы | 34 |
Содержание программы стартовый уровень сложности обучения.
#1042;озникновение театра и его развитие от Античности до XXI века.
Знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Воспитание культуры поведения в театре. Беседа « Правила поведения на спектакле». Воспитание правил поведения на спектаклях. Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям
2. Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля.
Чтение сценария, распределение ролей. Рассматривание иллюстраций к сказке, литературному произведению. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера”. Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм; произношение скороговорок и стихов; тренировка четкого произношения согласных в конце слова; обучение пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами. Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); образный строй речи.
3. Театральные профессии.
Знакомство с театральными профессиями.
Режиссёр. Сценарист. Суфлер. Гример. Художник-декоратор. Осветитель. Актёр.
Бутафор в театре.
4. Навыки актерского мастерства.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Развитие связной образной речи, творческой фантазии. Развитие мимических способностей, пластической выразительности движений. Широкое применение элементов игры на сцене. Проявление индивидуальности ребенка в игре. Развивать координацию движений. Учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Пополнение словарного запаса. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
#1055;сихологические аспекты актерского творчества.
Разнообразить театральную деятельность детей, стимулировать эмоционально-положительное восприятие, детьми театрализованных игр, создавая зону совместных переживаний. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
#1058;еатральная постановка.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Обучение детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-эстетические качества. Репетиции спектакля под музыкальное сопровождение в костюмах. Привлечение детей к режиссерской деятельности. Дать элементарные навыки работы с гримом. Рисование главных героев спектакля под музыкальное сопровождение. Изготовление атрибутов к спектаклям. Рисование декораций, афиши. Изготовление программок и пригласительных билетов.
#1059;частие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Участие в концертах– воспитание дисциплины и поведения на сцене и за кулисами. Умение общаться со зрительным залом и между собой на сцене. Воспитание чувства коллективизма.
Модель выпускника
(планируемые результаты)
Предметные результаты программы (ознакомительный уровень):
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления.
- основы театральной деятельности
- умственную и эмоциональную память;
-основные театральные термины;
-создание сценического образа;
- квалификацию театральной профессии;
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
-анализировать свои и чужие поступки;
-слушать партнёра по сцене и в жизни;
– научиться пластике движений и правильно ходить по сцене;
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
• формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному, театральному искусству и музыкальной деятельности;
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной, театральной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки и театра на человека;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Формы контроля/аттестации и оценочные материалы
Вводная и итоговая аттестация:
-Осуществляетсяс учётом тенденции роста обучающихся.
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
- степень выразительности исполнения;
- проявление совместной творческой активности;
- умение слышать участников;
- контрольно-зачетные занятия;
- концертно-конкурсная деятельность;
- организация выступлений на уровне учреждения, города.
При этом также учитывается участие учащегося в концертной деятельности, конкурсах и фестивалях.
2. 2 Методическое обеспечение программы
Для обеспечения учебного процесса используются методические пособия, дидактические материалы, интернет-ресурсы.
Информационно-коммуникационное оснащение:
- музыкально – дидактическая игра на развитие тембрового слуха;
- игра «Узнай звуки». Автор Александрова И.А. ();
- программа «mp3 DirectCut» - редактор MP3 аудиофайлов для вырезания фрагментов записи, обрезки, копирования и вставления;
- «FormatFactory» - компьютерная программа для конвертации мультимедийных файлов;
- «SonySoundForgeAudioStudio» -компьютерная программа для работы с аудио файлами, позволяющими записывать, кодировать, восстанавливать, а также редактировать.
Материально-техническое оснащение
Помещение:
-Зал, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: стулья для педагога и детей, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Инструменты и аппаратура:
-Компьютер
-Фортепиано
-Музыкальный центр
-Микрофоны
Дидактическое обеспечение курса.
-Диски с фонограммами, тексты песен, сценарии спектаклей , фотографии, книги.
Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр
-Костюмы, декорации, реквизит, атрибуты к спектаклю. Раздаточный материал (выкройки, чертежи, шаблоны, ватман и т.п.); Грим.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
Иллюстративный и демонстрационный материал:
– иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;
– иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
– иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».
– таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
Раздаточный материал:
– карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
– карточки с заданиями к разделу «История театра»;
– вспомогательные таблицы;
Материалы для проверки освоения программы:
– карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;
– творческие задания;
– тесты по разделу «История театра»;
– кроссворды, викторины и др.
Таблица 3. Методическое обеспечение
Раздел или тема программы | Формы занятия | Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Возникновение театра и его развитие от Античности до XXI века. | Беседа. заочные экскурсии, защита творческой работы | Словесный метод Метод -демонстрация | Иллюстрации | центр, компьютер | контрольно-зачетные занятия/ концертно-конкурсная деятельность |
Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля. | Беседы с игровыми элементами, сюжетно-ролевые игры | Словесный метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде) Метод-демонстрация. | Иллюстрации к произведениям. | музыкальный центр, компьютер | контрольно-зачетные занятия |
Театральные профессии. | Беседа | Метод-демонстрация (использование наглядных пособий). Беседа. | Иллюстрации к произведениям для слушания. | музыкальный центр, компьютер | контрольно-зачетные занятия |
Навыки актерского мастерства | Тематические дискуссии, | Метод анализа (все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления. | Иллюстрации к литературным произведениям. Иллюстрации к произведениям для художественного слушания. | наличие репетиционного зала (сцены); музыкальный центр, компьютер; записи фонограмм в режимах «+» и «-» | Контрольно-зачетные занятия |
Психологические аспекты актерского творчества. | Беседа. Тематические дискуссии | Словесный метод. Метод-демонстрация. | Методический прием. Иллюстрации | музыкальный центр, компьютер | Контрольно-зачетные занятия |
Театральная постановка. | Беседа. Защита творческой работы | Метод разучивания (по элементам, по частям, в целом виде) Метод – анализа. | Иллюстрации к произведениям для слушания. | наличие репетиционного зала (сцены); музыкальный центр, компьютер; записи фонограмм в режимах «+» и «-» | Концертно- конкурсная деятельность |
Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. | Защита творческой работы | Метод – анализа. | наличие репетиционного зала (сцены); музыкальный центр, компьютер; записи фонограмм в режимах «+» и «-» | организация выступлений на уровне учреждения, города |
Рабочая программа воспитания
В процессе реализации Программы с обучающимися ведется воспитательная работа по экологической, духовно-нравственной, патриотической и здоровьесберегающей деятельности. План воспитательных мероприятий предусматривает обеспечение их выполнения не только в очном, но и дистанционном формате.
Цель:
Воспитание у обучающихся умения применять экологические знания в жизненных ситуациях; экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи:
- воспитывать у детей умение чувствовать красоту и гармонию окружающего мира, видение мира и единство взаимосвязанности различных его частей, бережное отношения ко всему живому;
- воспитывать чувство патриотизма любви к своей малой родине;
- обеспечивать ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей;
- воспитывать экологически грамотных людей, способных в будущем, независимо от их специальности и профиля работы, принимать решения разумные в отношении природной среды;
- формировать установку на здоровый образ жизни.
Основные принципы организации воспитания
Принцип ведущей роли педагога
Педагог – это воплощение единства и целостности воспитательной работы. Он согласовывает его части, последовательно использует принципы воспитания. Личный пример педагога является самым эффективным средством воспитательного воздействия. Естественно, воспитательная работа предполагает активное участие самих воспитанников, но организатором данной активной деятельности и всего воспитательного процесса, его субъектом всегда является педагог. Потому к воспитателю или педагогу предъявляются повышенные профессиональные требования. Еще одной функцией данного принципа является недопустимость отступлений педагога от принципов воспитания. Не стоит разрешать воспитанникам оказывать какие-то личные услуги, поощрять угодничество, лесть, подхалимство, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение ко вторым воспитанникам. Подобные нарушения напрочь подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной работе.
Взаимосвязь воспитания и жизни
На сегодняшний день принцип воспитания и жизни трактуется как оказание помощи индивиду в его разностороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении. Осуществление данного принципа способствует созданию не только системы государственных образовательных учреждений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут воплощать свои интересы, не обязательно совпадающие с политическими.
Принцип опоры на коллектив
Эффект воспитания во многом обусловлен влиянием групп, в которых осуществляется воспитательный процесс личности.
Определение 6 Психологическая атмосфера таких групп – существенный фактор процесса воспитания. Данный принцип требует от воспитателя определять характер группы, умения регулировать социально-психологический климат в ней.
Принцип активной деятельности
Принцип организации активной деятельности воспитанников означает, что необходимо сочетать активное руководство педагога и активную деятельность самих воспитанников. Данный принцип основополагается на том, что результативное развитие индивида осуществляется только лишь в условиях активной собственной деятельности.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована. Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки. Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.
Принцип самовоспитания
Самовоспитание представляет собой целенаправленную, полностью самостоятельную деятельность, приводящую к наиболее эффективному развитию и совершенствованию личности. Значимость данного принципа продиктована изменением в современном социальном обществе роли образования. Его значение сегодня можно сформулировать следующим образом: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь». Это принцип усвоения воспитанниками главных приемов самовоспитания, а именно: самоанализа, саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Все принципы связаны между собой, они предопределяют целостность и единство воспитания, помогают отыскать пути повышения результативности воспитательной работы.
Основные направления воспитательной работы:
1. Духовно – нравственное воспитание
Задачи:
- Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
- Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
- Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Гражданско – патриотическое воспитание
Задачи:
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
- Обучающиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни
- Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
- Экологическое, экскурсионно – туристическое воспитание.
Задачи:
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
- Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском объединении, на экологической тропе, по месту жительства.
5. Трудовое воспитание
Задачи:
- Способствовать тому, чтобы каждый обучающийся понимал значимость трудовой деятельности; ориентировать обучающегося на то, что отношение к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия, даёт ощущение уверенности в завтрашнем дне.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
- Учебно – познавательная деятельность
Задачи:
- Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей обучающихся средствами воспитательной работы.
- Создавать обучающимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в учреждении дополнительного образования и за его пределами.
- Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор обучающихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в учреждении дополнительного образования и за его пределами.
Календарный план воспитательной работы воспитательных мероприятий предусматривает обеспечение их выполнения не только в очном, но и дистанционном формате.
Таблица 4. Приоритетные направления воспитательной работы
в 2022 – 2023 учебном году
Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Общекультурное (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание) | Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; Формирование у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, Центра детского творчества, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Духовно-нравственное (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание) | Приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. Формирование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Воспитание нравственной культуры, основанной на самоопределении и самосовершенствовании. Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы учреждения дополнительного образования. Включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности Центра детского творчества. Повышение психолого – педагогической культуры родителей. |
Здоровьесберегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности) | Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь. Способствовать преодолению у детей вредных привычек средствами физической культуры и занятием спортом. |
Общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность) | Активная практическая и мыслительная деятельность. Формирование потребности к изучению, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил учащихся. Формирование интереса к исследовательской и проектной деятельности, научной работе. Выявление и развитие природных задатков и способностей обучающихся. Реализация познавательных интересов ребенка и его потребности в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии. |
Социальное направление: (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду в жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) | Формирование экологической культуры. Формирование общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу. |
Профилактика правонарушений, социально-опасных явлений | Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие осознанного стремления к правомерному поведению. Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся. Организация мероприятий по профилактике правонарушений, табакокурения, наркомании, токсикомании, алкоголизма. |
Реализация данных направлений предполагает:
- Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
- Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- Развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
- Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
- Дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования;
- Координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы Центра детского творчества, социума и семьи.
Планируемые результаты:
Главный результат - развитие личности ребёнка в процессе овладения им навыками и умениями пешеходного туризма. Развитие предполагает: - овладение комплексом новых знаний, умений, навыков, через систему должностей; - формирование новой позиции в деятельности, самостоятельности, творческого отношения, инициативности; - изменение мотивации по отношению к учебной деятельности; - профессиональное самоопределение; - выявление индивидуальных качеств, склонностей, способностей и степень их реализации в учебной и досуговой деятельности;
Календарный план воспитательной работы в течение всего периода обучения представлен в Приложении 2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Систематизированный перечень используемых в процессе обучения ресурсов, методических и дидактических материалов, материально-технического обеспечения для реализации каждого образовательного раздела программы представлены в Таблице
2.Методическое обеспечение.
-Зал, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: стулья для педагога и детей, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Инструменты и аппаратура:
-Компьютер
-Фортепиано
-Музыкальный центр
-Микрофоны
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, Рюмшина Юлия Николаевна
Календарный учебный график
- Начало учебного года– #1075;.
- Окончание учебного года – #1075;.
- Учебный год составляет 34 учебных недели.
- Праздничные дни: 4 ноября, 1-5 января, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.
- В каникулярный период на протяжении учебного года Программа реализуется в полном объеме.
- Продолжительность рабочей недели 5 дней.
- Режим учебных занятий определяется расписанием, утвержденным директором, согласованным с профкомом МОУ «СОШ №6».
- Сроки проверки результатов освоения программы устанавливаются согласно учебно-тематическому плану.
Таблица #1050;алендарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий в неделю |
1 год | 1 сентября | 25 мая | 34 | 34 | 34 | 1 р |
#1057;писок литературы
Нормативно-правовые документы
- Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением Правительства РФ от г. № 1642 // Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:;
- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области»: утверждена постановлением Администрации Курской области г. № 737-па с изменениями и дополнениями #1075;.// Администрация Курской области [официальный сайт]. URL:;mat_id=27518;
- Закон Курской области от г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» с изменениями от г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [официальный сайт]. URL:;
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием г.)// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от г. № 678-р// Консультант плюс [официальный сайт]. URL:;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) // ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт].URL: ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от №28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: ;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» // ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL:;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам...»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: ;
- Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” от 9 ноября 2018 г. N 196// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: ;
- Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ» (в редакции от г.) // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL:;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) // Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL:;
- Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области»: утвержден протоколом № 3 от г. заседания Совета по стратегическому развития и проектам (программам)// Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL:;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от № 298н// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL: ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Региональный модельный центр дополнительного образования детей Владимирской области [официальный сайт]. URL:;
- Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»// ГБОУ «Городской методический центр» [официальный сайт]. URL:;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL: ;
- Федеральный закон РФ от г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Консультант Плюс надежная правовая поддержка [официальный сайт]. URL:
- Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
- Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. С. 10 -18.
Учебно-методическая литература для педагога:
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля. - СПб. 114 с.
- Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в детском саду и начальной школе. СПб. Детство – пресс, 2010. - 128 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. - Просвещение, 2004. - 127 с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: АРКТИ, 2002. - 208 с.
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998.
- Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа-М., 2000.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991.
- Генералова, И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012.
- Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998.
- Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М.: Педагогическое общество России, 2002. 8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр в детском саду / Т.Н. Ка-раманенко. – М.: Учпедгиз, 1960. 10. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
- Козлянинова, И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели. – М.: Просвещение, 1985.
- Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
- Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой) / И.Е. Кулагина. – Нижний Новгород – Москва, 1993.
- Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1988. – С. 4.
- Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – М.: Просвещение,1979.
- Маханёва, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Немеровский, А.П. Пластическая выразительность актёра / А.П. Немеровский. – М.: Просвещение, 1976.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения / М.А. Панфилова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. 19. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000.
- Пикулева, Н.В. Слово на ладошке / Н.В. Пикулева. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
- Родари, Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1978.
- Савкова, З.В. Техника звучащего слова: методическое пособие / З.В. Савкова. – М.: ВЛАДОС, 1998. 223
- Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: АРКТИ, 1995.
- Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
- Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000.
- Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
- Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2002.
2. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2004. 28. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение,1995.
Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир Театра. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 224с.
Список интернет- ресурсов
1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет».
Режим доступа:
2. Татьяна Шабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия «Кругосвет».
Режим доступа:
3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театрального дела в России»/Энциклопедия «Кругосвет».
Режимдоступа:http:// html?page=0,8#part-11
- «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет».
5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва /Энциклопедия «Кругосвет».
6. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет».
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование
№ | Темы занятий | Количество часов по разделу | Количество часов (теоретические и практические занятия) | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
Стартовый уровень | |||||
I | Возникновение театра и его развитие от Античности до XXI века. | 4 | |||
1 | Знакомство с театром. Зачем люди ходят в театр? | 1 | |||
2 | Возникновение древнегреческого театра. Мифы – основа древнегреческой драматургии. | 1 | |||
3 | Развитие русского театра. От скоморохов до профессионального театра. | 1 | |||
4 | Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям. | 1 | |||
II | Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля | 5 | |||
5 | Музыкальный концерт ко Дню учителя (Участие в концертахVII раздел) | 1 | |||
6 | Спектакль – театральное произведение взаимосвязи замысла режиссера и актерской игры. | 1 | |||
7 | Знакомство с пьесой: чтение, работа с терминологическим словарём. | 1 | |||
8 | Виды и жанры спектаклей. | 1 | |||
9 | Просмотр спектаклей. Творческая работа по этим спектаклям. | 1 | |||
III | Театральные профессии. | 2 | |||
10 | Режиссёр – творец спектакля. Сценарист. Правила написания сценария. Суфлер в театре. Гример в театре | 1 | |||
11 | Бутафор в театре. Художник-декоратор в театре. Осветитель в театре. Актёр – главное чудо театра. | 1 | |||
IV | Навыки актерского мастерства. | 4 | |||
12 | Сценическая речь. | 1 | |||
13 | Навыки ораторского искусства. | 1 | |||
14 | Сценическое движение. | 1 | |||
15 | Вокальное мастерство | 1 | |||
V | Психологические аспекты актерского творчества. | 3 | |||
16 | Новогодняя музыкальная сказка (Участие в концертах VII раздел) | 1 | |||
17 | Подготовительный этап: переодевание, гримирование. Понятие «перевоплощение». | 1 | |||
18 | Творческое воображение. | 1 | |||
19 | Понятие «свобода» в игре актера. Как перебороть страх сцены. | 1 | |||
Базовый уровень | |||||
VI | Театральная постановка. | 15 | |||
20 | Выбор и знакомство с пьесой: чтение, определение жанра, идеи произведения, цепи событий. | 1 | |||
21 | Знакомство с пьесой: чтение по ролям, определение характеров героев. | 1 | |||
22 | Распределение ролей, работа с текстом. | 1 | |||
23 | Работа с текстом, определение логики в речи. | 1 | |||
24 | Поиск сценического поведения героев. | 1 | |||
25 | Художественное оформление сцены к спектаклю. Работа над эскизами. | 1 | |||
26 | Оттачивание актерского мастерства с включением музыкального сопровождения. | 1 | |||
27 | Работа в декорациях, с использованием реквизита и музыки. | 1 | |||
28 | Световое решение спектакля. | 1 | |||
29 | Закрепление музыкального и светового оформления спектакля | 1 | |||
30 | Работа в костюмах. | 1 | |||
31 | Прогон спектакля: определение недочетов и длительности спектакля. | 1 | |||
32 | Прогон спектакля: закрепление художественного образа спектакля. | 1 | |||
33 | Генеральная репетиция «Мини-премьера». | 1 | |||
34 | Показ спектакля «Премьера спектакля». | 1 | |||
итого | 34 |
Приложение 2. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
Тематические мероприятия | |||
1. | День знаний | сентябрь | Педагог дополнительного образования |
2. | День пожилого человека | Октябрь | Педагог дополнительного образования |
3. | День народного единства | Ноябрь | Педагог дополнительного образования |
4. | День Матери | Ноябрь | Педагог дополнительного образования |
5. | Мероприятия патриотического воспитания | Январь - март | Педагог дополнительного образования |
10. | День смеха | Апрель | Педагог дополнительного образования |
11. | День космонавтики | Апрель | Педагог дополнительного образования |
13. | Чернобыль | Апрель | Педагог дополнительного образования |
14. | День Весны и труда | Май | Педагог дополнительного образования |
Тематика инструктажей | |||
1. | Правила поведения в ЦДТ: до занятий, на переменах, на занятиях, по окончании занятий. | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
2. | Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации. | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
3. | Правила дорожного движения | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
4. | Правила противопожарной безопасности | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
5. | Правила поведения у водоёмов (у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период) | Осень, зима, весна по мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
6. | Инструктаж по ТБ в период проведения новогодних праздников | Декабрь | Педагог дополнительного образования |
7. | Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, все формы гриппа, COVID-19 и т.п.) | Осень, зима, весна по мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
8. | Правила поведения при стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т.п.) | По мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
«Безопасность жизнедеятельности» | |||
1. | Безопасность в сети Интернет | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
2. | Беседы о здоровом образе жизни, вредные привычки, правильное питание | Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
3. | Всемирный день отказа от курения. | Ноябрь | Педагог дополнительного образования |
4. | День красной ленточки. Всемирный день борьбы со СПИДом. | Ноябрь, декабрь | Педагог дополнительного образования |
5. | Всемирный День прав человека «Конституция - основной закон страны». | Декабрь | Педагог дополнительного образования |
Работа с родителями | |||
1. | «Организационное родительское собрание» | Сентябрь, Ноябрь, Февраль | Педагог дополнительного образования |
2. | Индивидуальные консультации (беседы) | По мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
3. | Привлечение родителей к совместной организации образовательного процесса, участию в мероприятиях и воспитательной работе | По мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
Приложение 3.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей, самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность при выполнении заданий).
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение (занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Контрольные критерии
Контрольный критерий №1.
Запоминание и изображение заданной позы.
Учащийся должен уметь придумать и зафиксировать позу, запомнить и повторить предложенную позу и жест. Задача в точности воспроизведения и представлении.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Передай позу»: - дети сидят или стоят в полукруге с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего.
Игра «Фотография»: дети делятся на пары, первый придумывает и фиксирует позу, второй повторяют заданную позу.
Промежуточная аттестация – этюдный показ (индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Учащийся не может замереть на месте, запомнить и изобразить заданную позу. | Учащийся не может придумать и зафиксировать позу, не точно копирует и повторяет заданную позу или движение. | Учащийся копирует и воспроизводит заданную позу, но не может воспроизвести ее через определенный промежуток времени. | Учащийся придумывает и фиксирует позу, четко копирует и воспроизводит заданную позу. Может повторить ее через определенный промежуток времени. |
Контрольный критерий №2
Этюдное изображение животных и птиц.
Учащийся должен представлять животных, птиц, их повадки, поведение, уметь изобразить движения различных животных с помощью выразительных пластических движений.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Дружные животные». Дети делятся на три группы, педагог дает задание – первая группа «медведи», вторая «белки», третья «лисы», по команде учащиеся должны изобразить с помощью пластических движений животных.
Промежуточная аттестация – этюдный показ животных ( индивидуальный и групповой)
Итоговая аттестация – показ театральных мизансцен с различными персонажами.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Учащийся не знает животных и птиц, не представляет как их можно изобразить. | Учащийся представляет повадки и поведение некоторых живых существ, но не может воспроизвести их с помощью пластических движений. | Учащийся скованно и зажато показывает некоторые элементы поведения животных и птиц. | Учащийся изображает Различных животных и птиц с помощью пластических движений. |
Контрольный критерий №3
Создание образа, используя характер и настроение музыкальных произведений.
Учащийся должен прослушать музыкальную заставку и под характер музыки изобразить заданный персонаж.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - упражнение «Превращение»: - под музыку дети превращаются в добрых, злых, медленных, быстрых персонажей.
Музыкально – игровые этюдные задания.
Промежуточная аттестация – музыкальные этюды (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |
Учащийся не понимает характер музыкального произведения, не представляет как можно изобразить заданный персонаж. | Учащийся не сопоставляет характер музыкального произведения и изображение заданного персонажа. | Учащийся представляет персонаж, но не в характере и настроении заданного музыкального произведения. | Учащийся четко улавливает характер музыкального произведения и изображает заданный персонаж в соответствии с музыкой. |
Контрольный критерий №4
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Учащийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль – игра «Муравьи»: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство, по второму хлопку дети должны сразу остановиться и замереть на месте.
Промежуточная аттестация – этюды на согласованность действий (индивидуальные и групповые)
Итоговая аттестация – показ музыкально – театральных миниатюр.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Ученик не понял смысл задания, начал движение не со всеми, закончил не по команде. | Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, но закончил не по команде. | Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, но не справился с самостоятельным выходом. | Учащийся вступил в игровое пространство вместе со всеми, выполнил требования игры, справился с самостоятельным выходом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Юная мастерица"
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей русс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия «Юный журналист»
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный корреспондент»
Программа «Юный корреспондент» имеет художественную направленность и нацелена на освоение основ журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравств...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”
Данная программа направлена на развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр, где играют дети»
Программа «Театр, где играют дети» включает несколько основных разделов:1.История театра. Театр как вид искусства.2.Актерская грамота.3.Художественное чтение.4.Сценическое движение.5.Работ...