Становление и развитие дополнительного образования с 1907 г. по 1917 г.
презентация к уроку
Краткое описание становления дополнительного( внешкольного) образования в дореволюционный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Становление дополнительного ( внешкольного) образования в дореволюционный период | 708.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине ХXIX в. - это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому, машинному способу производства (для которого требовался более образованный рабочий); осознание прогрессивной частью общества необходимости просвещения широких народных масс; подъем гуманистической мысли и демократизация общественной жизни страны, где одной из форм ее проявления было становление и развитие местного самоуправления. Сам термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Появление внешкольного образования в России связывают с инициативой передовой интеллигенции (главным образом разночинной студенческой молодёжи) в середине XIX – начале ХХ века по созданию воскресных школ, библиотек и читален – первых прообразов внешкольных учреждений, которые создавались на общественные или частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Важно понимать, что внешкольное образование изначально было направлено на разработку и реализацию демократических программ, расширяющих возможности низших слоев населения (сначала взрослых, а затем - детей) и предоставляющих возможность получения необходимого для жизни элементарного образования.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Отмена крепостного права в России повлекла за собой переоценку нравственных ценностей, прежде всего, признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения в обществе к женщинам и детям. Выдающиеся деятели просвещения того времени внесли неоценимый вклад в дальнейшую разработку теории и практики построения процесса воспитания на принципиально новой основе, предполагающей уважение личности обучающегося, развитие его природных способностей, в том числе и в дополнительном образовании.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период В период своего зарождения и вплоть до Октябрьской революции внешкольное образование не носило государственный характер. Оно развивалось, главным образом, на основе «частной инициативы» различных общественных объединений, союзов, кооперации, профсоюзов, отдельных личностей и органов местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. В этот период проходит бурное развитие общественно-педагогической мысли в России.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период За всю длительную историю российского образования не только общественные объединения, но и административно-правительственные круги выступили инициаторами создания внешкольных учреждений для детей. Частная инициатива и местное самоуправление были тесно взаимосвязаны. Конец ХIХ - начало ХХ в. характеризуется разнообразием направлений научных исследований в области педагогического знания и заметного влияния педагогических теорий на характер детских учреждений, их образовательную жизнь
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Кредо российского педагогического сообщества этого периода (по мнению М.В. Богуславского), сводилось к следующим принципам: - признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; - направленность образования и воспитания на самоактуализацию , саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); - трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер «самодостаточной самобытности»; - ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и воспитанниками; - подчеркивание активно- деятельностной роли обучающегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции - П.Ф. Лесгафта, С. Шацкого , А.. Зеленко, К.А. Фортунатова и др., которые, пытаясь противостоять консерватизму официального воспитания и образования, говорили о создании благоприятных условий для развития индивидуальных качеств личности ребенка, а также о формировании у него ответственности, солидарности, товарищества. Жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах способствовала этому. Из всех институтов воспитания эти объединения были наиболее демократичны, т. к. обеспечивали равное участие детей и взрослых в управлении и организации жизнедеятельности коллективов.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Дополнительное (внешкольное) образование в конце ХIХ - начале ХХ в., преодолевая большие трудности, развивалось на общественных гуманистических началах как яркое демократическое явление, связанное с осуществлением на практике идеалов свободного образования и просвещения народа, где огромную роль сыграли такие общественные движения, как частная инициатива и местное самоуправление. Учреждениями внешкольного образования в этот период был накоплен богатый организационно-педагогический опыт.
Становление дополнительного образования в дореволюционный период Изучая становление и развитие системы дополнительного образования в России в этот период, можно отметить, что возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования
В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования и связанных с ним проб...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
Возможности коррекционного образовательного учреждения в аспекте становления и развития инклюзивного образования.
Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции 15 февраля 2017 года "Инклюзивное образование: актуальные вопросы, опыт и перспективы." (Воронежский государственный...
Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования
Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...
Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования
Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...
Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образования в Калининградской области»
Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образованияв Калининградской области»...
Условия развития центра дополнительного образования в рамках реализации Целевой модели развития дополнительного образования в Республике Адыгея.
Благодаря федеральному проекту "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" МБУ ДО "Майкопский центр развития творчества детей и взрослых" удалось до...