Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Ягодка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a-o-pobozhakova_jagodka.doc | 751 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Ягодка»
Составитель: Побожакова А.О.
Полысаевский ГО
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей старшего дошкольного возраста
«Ягодка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Утверждена:
Заведующий МАДОУ № 3
______ Т.В. Шуварикова
Приказ от 29.08.2022 № 227
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
«Ягодки»
Принято на педагогическом совете
МАДОУ № 3
Протокол 29.08.2022 № 1
Полысаевский ГО
2022
Составитель:
А.О. Побожакова, воспитатель МАДОУ № 3.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста детского ансамбля народной песни «Ягодка» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3».
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, на формирование исполнительских навыков народного пения, посредствам музыкального фольклора.
Методические рекомендации к реализации программы:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования.
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ягодка» [Текст] / сост. А.О. Побожакова – Полысаево, 2017. 25 с.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………..5
Учебно-тематический план ……………………………………………………………..12
Содержание программы ………………………………………………………………...13
Критерии, показатели результативности освоения программы………………………15
Информационно - методическое обеспечение программы………………...................16
Приложение 1…………………………………………………………………….............17
Приложение 2……………………………………………………………………..........18 Приложение 3……………………………………………………………………..........19
Пояснительная записка
Человек наделен даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Яркий музыкальный и поэтический язык фольклора воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, истории своего народа, формирует отношение национальным обычаям и обрядам. Подлинно народное искусство близко к восприятию и мышлению детей. Яркая образность текстов, говоров, музыкальный язык песен, их исполнение, включающее в себя элементы игры, танца, драматического действия, красочные костюмы, делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста.
Цель программы: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения народно-хоровых песен.
Задачи программы:
Укрепление навыков дыхания — одна из основных задач в вокальном воспитании детей, для чего можно использовать как специальные упражнения, так и фрагменты из разучиваемых песен (техника пользования дыханием).
развить вокальный слух и певческий голос, обучить народной манере пения;
обучить элементам народной бытовой хореографии;
формировать вокально-исполнительские навыки (в народной манере пения);
научить понимать, чувствовать и передавать слушателям художественные образы в произведениях;
обучить сценическому мастерству;
развивать музыкальный вкус (на основе слушания русских народных песен, посещения концертов фольклорных коллективов, других коллективов исполняющих народную музыку);
раскрывать индивидуальные способности у детей;
Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие – предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Речевое развитие – процесс распевания прежде всего начинается с дыхательных упражнений плавно переходящие в артикуляционные. Четкое проговаривание гласных и согласных звуков .Развитие ясной дикции, коррекция недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. В процессе распевании используются скороговорки, чистоговороки, малые формы фольклора.
Познавательное развитие – где дети учатся решать проблемные ситуации, делать выводы, выстраивать логические конструкции, знакомятся с новым репертуаром, которые лягут в основу предстоящей концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Социально-коммуникативное развитие – дети знакомятся с явлениями общественной жизни, с бытом, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.
Физическое развитие – развиваются и укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая системы, что в дальнейшем благотворно сказывается на поддержании жизненных функций, в том числе связанных с мускулатурой тела. Дети, как правило, естественным образом сочетают пение с определенным движением тела, подчеркивая ритм песни. Такая природная склонность, правильно используемая мудрым родителем или воспитателем, ведет к усовершенствованию тела и формированию правильной осанки.
Принципы проведения певческой деятельности:
Принцип единства художественного и технического развития пения;
Принцип гармонического воспитания личности;
Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
Принцип успешности;
Принцип творческого развития;
Принцип доступности;
Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
Принцип индивидуального подхода;
Новизна программы заключается в том, что программа даёт возможность организовывать в ДОУ народно-хоровое пение, которое открывает для детей красоту народной песни, её волшебную силу. Программа в доступной, игровой форме знакомит ребят с начальными основами музыкальной грамоты. Даются понятия о звукообразовании и звуковедении, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
К концу первого года обучения дети должны знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны знать/понимать:
соблюдать певческую установку;
жанры вокальной музыки;
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
точно повторить заданный звук;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
петь чисто и слаженно в унисон;
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
дать критическую оценку своему исполнению;
принимать активное участие в творческой жизни ансамбля.
Условия реализации программы
Программа ориентирована на детей 5 - 7 лет.
Срок реализации – 2 года.
Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
Состав участников ансамбля не более 12 человек.
Общее количество занятий за два года -72
Формы организации занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа. Воспитанники излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают народные, фольклорные песни. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Схема занятия:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
дыхательная гимнастика;
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
Структура занятия
1. Вводня часть
Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).
2. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласные в конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Материально-техническое обеспечение.
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Медиатехника.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (трещотки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 3
Шуварикова Т.В.__________
01.09.2022 г.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов и тем. | Количество занятий | Теория | Практика |
1 | Особенности певческого голоса | 9 | 1 | 8 |
1.1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
1.2 | Вокально – певческая постановка (корпус, дыхание) | 5 | 2 | 3 |
1.3 | Музыкальная грамота | 5 | 2 | 3 |
2 | Средства вокальной выразительности | 5 | 1 | 4 |
2.1 | Певческое звукообразование | 6 | 1 | 5 |
2.2 | Освобождение и активизация органов артикуляции (гласные, согласные) | 3 | 1 | 2 |
2.3 | Правила деления на слоги (-ться поется, как –ца и т.д.) | 4 | 1 | 3 |
2.4 | Вокальные упражнения (попевки, распевки) | 7 | 3 | 4 |
3. | Последовательность разучивания песни | 5 | 2 | 3 |
3.1 | Показ произведения | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Разучивание происходит в игровой форме (ясно выговаривая слова, гласные, согласные) | 8 | 3 | 5 |
3.3 | Выразительное исполнение песни-игры (передавать в пении эмоциональное содержание песни) | 7 | 3 | 4 |
4 | Подготовка и участие в фестивалях-конкурсах. | 5 | 1 | 4 |
Всего | 72 | 24 | 48 |
Содержание программы
Раздел 1. Особенности певческого голоса.
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с группой. Правила
поведения, техника безопасности, охрана голоса.
Тема 1.2. Вокально-певческая постановка.
Положение корпуса, головы, плеч, рук, ног при положении сидя и стоя. Дыхание: дыхательная гимнастика, вокальные упражнения, развивающие длительность вдоха.
Формировать певческий выдох. Игра: «Посмотри на розу» (роза раскрывается и становится пышной). Необходимо возникновение эмоции удивления, ребенок, удивляясь, инстинктивно обеспечивает себя необходимым запасом кислорода.
Тема 1.3 Музыкальная грамота. Мелодия: вверх, вниз, на одной высоте (игра: какой звук выше?). Сольфеджирование: начинают сольфеджировать простейшие попевки. Графическая запись на доске.
Раздел 2. Средства вокальной выразительности.
Тема 2.1. Певческое звукообразование. Работа с трех-пяти звуков в
примарной зоне звучания голосового аппарата (звуки МИ1, ЛЯ1). Выработка кантилены.
Тема 2.2. Освобождение и активизация органов артикуляции. Работа над зубными согласными: Д, К, Т, Р, Г, а также над губными согласными: Б, П, В5 М. Гласные А приближать к О, И - к Ы, Е - к Э. Важно четко, понятно и правильно произносить текст песен, понимая его смысл.
Тема 2.3. Правило вокального деления на слоги. ТЬСЯ исполнять как ЦА, произнесение слов в сольном пении в соответствии с общепринятыми правилами орфоэпии.
Тема 2.4. Вокальные упражнения. Попевки-распевки: «Зайка, зайка, где бывал?» - упражнение на активное дыхание и постепенное его расходование. «Петушок» - важно пропевать каждый звук. Распевки на слоги: «Аи, ду-ду» , «Скок-скок» (учить по слуху).
Раздел 3. Последовательность разучивания игр песни.
Тема 3.1. Показ произведения. Вступительное слово преподавателя.
Репертуар русская народная песня «Спляшем Ваня, спляшем» «Во поле орешина», « Ай чу-чу».
Тема 3.2. Разучивание происходит в игровой форме. Песня «Жил-был у бабушки серенький козлик»» (ребенок изображает игру под музыку). Игра-подпевание: учитель поет в мажоре – детям надо спеть ее вариант а-миноре. Импровизация мелодии на заданный ритм в песенке «Во поле береза стояла».
Работа над дыханием в песне «На горе, горе петухи поют».
Тема 3.3. Выразительное исполнение разучиваемых песенок, импровизация на эмоционально-образную ситуацию. Разыгрывать сценку песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик». Учащийся поет радостную мелодию, изображая козлика, и тревожную, когда появляется серые волки. «Мы с тобой казаки»
- работа с учащимися над движениями.
Раздел 4. Подготовка и участие в городских, муниципальных, областных, Межрегиональных конкурсах-фестивалях. Последнее занятие сольного пения вокальной студии строится как итоговое и посвящено подготовке к праздникам. Выступления проводятся не менее двух раз в полугодие. На этом занятии еще раз повторяются песни, разученные за определенный период, закрепляются знания о песнях, о голосе.
Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы
При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках педагогического мониторинга. Мониторинг проводится воспитателем 2 раза в год. Сроки проведения сентябрь, май (Приложение № 1)
Информационно - методическое обеспечение программы
- Бардина П.Е. Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, – 1997 г. – 222с.
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
- Костина Э. П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004 г. – 167 с.
- Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г. – 153 с.
- Железновы С. и К. «Азбука –потешка», М. 2000 г. – 119 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб.,
«Композитор» 2005 г. – 76 с.
- Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного возраста «Камертон»., Линка-пресс, 2010 г. – 223 с.
- Тарасова К.В. «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста» М., 2002 г. – 83 с.
Приложение 1
Мониторинг освоения детьми программного материала
Дата проведения на начало года ___________ Дата проведения на конец года ___________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Слушает музыкальное произведение до конца. Поет, своевременно начав и заканчив мелодию. | Различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко). | Умеет свободно и раскрепощено держаться на сцене. | Умеет петь коллективно и индивидуально, с сопровождением и без него. | Осознанно контролирует слухом собственное пение. | Проявляет интерес к пению, исполняет различные песни по характеру и пению. | Итого ( количество баллов) | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 |
Уровни развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
3 - Уровень развития сформирован. Ребенок имеет сформированные базовые вокально-хоровые навыки (поет естественным голосом, четко артикулирует все слова). Поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Выразительно исполняет произведение, правильно передавая мелодию. Исполняет базовые хореографические элементы такие как: «шаг с притопом», дробный и переменный шаг, боковой галоп, «ковырялочка». Ребенок проявляет большой интерес и желание в исполнении народных песен.
2 – Уровень развития на стадии формирования. Интерес к песенно исполнительской деятельности неустойчив. Ребенок участвует в песенно-творческой деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению и теме произведения. Ребенок часто отвлекается. В движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями о жанрах народного творчества. Отвечает на вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.
1 – Уровень развития не сформирован. У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в песенном творчестве. Отсутствие чистоты интонации, неправильное дыхание (приподнимая плечи) Не достаточное формирование гласных и согласных звуков. Эмоциональный отклик на произведения незначительный. Ребенок затрудняется в исполнении хореографических движений. Ребенок стеснителен; общая вялость, апатичность ребёнка или, наоборот, чрезмерно активный, от которого появляется напряжение лица, артикуляционного аппарата, всего корпуса.
Сформирован 16 – 18
На стадии формирования 13 – 15 баллов
Не сформирован 12 – и ниже
Приложение 2
Примерный репертуарный список:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей).
1 – 2 год обучения.
1. Жучик, крючик паучок – приговорка
2. Ульяна, Ульяна головка кудрява – приговорка
3. Ай Качи, качи,качи – считалка
4. Лезет рак из реки – считалка
5. Мишка становись в кружок – игровой припев
6. Ах ты, котенька коток – колыбельная
7. Баю, баю, баюшки – колыбельная
8. Пойду ль я, выйду ль я да – плясовая
9. У меня ль во садочке – плясовая
10.Милый мой хоровод – хоровод
11.Как у наших, у ворот, муха песенки поёт – шуточная
12.Как под горкой под горой – шуточная
13.Пошла Дуня за водой – лирическая
14.Кукареку петушок, кукареку – шуточная
15.Поехал наш батюшка на базар – плясовая
16.Жаворонки – закличка
17.Гори, гори ясно! – закличка
18.Солнышко ведрышко – закличка
19.Как пошли наши подружки – плясовая
20.Уж ты прялица моя – частушки
21.Я сидела на диване – частушки
22.По деревне идет Ваня пастушок – страдания
23.Как на тоненький ледок – плясовая
24.Вейся, вейся капустка – осенняя
25.Как на день Покров – осенняя
26.Приходила коляда – колядка
27.Каляда- моляда колядка
28.Мы не сами идем – колядка
29.Ой, блины, блины, блины – масленичная
30.А мы масленицу устречали – масленичная
31.Ой вставала я ранешенько – плясовая
32.На горе то калина - плясовая
Приложение 3
«Пошла млада за водой»
Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой
А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли играть
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.
«Я на камушке сижу»
Я на камушке сижу,
И топор в руках держу,
Ой ли, ой люли,
Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу,
И все колышки тешу,
Ой ли, ой люли,
Вот я колышки тешу.
Я все колышки тешу,
Изгородь горожу,
Ой ли, ой люли,
Изгородь горожу.
Изгородь горожу,
Я капусту сажу,
Ой ли, ой люли,
Я капусту сажу.
Я капусту сажу,
Да все беленькую
Ой ли, ой люли,
Да все беленькую.
Да все беленькую,
Да кочаненькую,
Ой ли, ой люли,
Да кочаненькую.
У кого капусты нету,
Прошу к нам в огород,
Ой ли, Ой люли,
Прошу к нам в огород.
«На горе горе петухи поют»
На горе, горе петухи поют, да
Ой, ладу-ладу, петухи поют, да
Под горой, горой озеро с водой, да
Ой, ладу-ладу, озеро с водой, да
Озеро с водой всколыхалося, да
Ой, ладу-ладу, всколыхалося, да
Красны девицы разгулялися, да
Ой, ладу-ладу, разгулялися, да
Девицы цветы, у воды сбирали
Ой, ладу-ладу, да, у воды сбирали
Сбирали цветы, да, ой, Купалы, да,
Ой, ладу-ладу, да, ой, Купалы, да ой
«Ой люли, та-ра-ра»
Ой-люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Играет во трубу,
Труба точенная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряничка покушать.
« Ягода»
1. Развеселый ветерок
потянул прохладою
Я в лесу свой туесок
наполняю ягодой
ПРИПЕВ:
Ягода-ягода
И красна, и розова
Ягода-ягода
В туеске березовом
2. Туесок берестяной
До верху набила я
Спелой ягодой лесной
Для залетки милого
ПРИПЕВ
У-у-ух
3. Милый в лодочке плывет
я его обрадую
угощу, когда придет
Пирогами с ягодой
ПРИПЕВ
4. Угостила паренька
Он такой внимательный
Приглашу на посиделки
Его обязательно
ПРИПЕВ
Ягода-ягода
И красна, и розова
Ягода-ягода
В туеске березовом
У-у-ух
Ягода-ягода
В туеске березовом
«Мы с тобой казаки»
Мы с тобой казаки
Дети русского поля
Наша родина здесь
У Кубани реки.
Наш устав и закон:
Честь, свобода и воля,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки.
Любим землю свою
Мы, как мать, без обмана,
Хотя служба и жизнь
Нам порой не с руки,
Казаки - это Русь,
Что не ведает пана,
Слава Боже тебе,
Что мы есть казаки.
Пусть бывает порой
Мы немного не правы,
Да простит нас Господь,
Да простят старики.
Мы - священная Русь,
Мы - опора державы,
Мы с тобой казаки,
Мы с тобой казаки
« Эх Казачата»
- Приуныли казаки .
Пыльная дорога
Не ведет их в дальний путь ,
Не звенят клинки ...
Позабыты дни былые ,
Песни боевые .
Ратный дух угас и вот
Приснули казаки .
Эх , казачата !
Ребята удалые ,
Подхватите песню
Дедов и отцов .
Пусть они припомнят
Годы боевые ,
Будут новые ряды
Славных казаков !
- И пускай пока немного
Велика папаха ,
Но в седле казачьем старом
Я уже держусь .
Подрастают казачата ,
Песня раздается ,
Скажет атаман довольный :
" Сменой я горжусь ! "
- И опять казачья песня
Над рекою льется .
Заклубился дым над люлбкой ,
Вспыхнули костры .
Вам , лихие казачата ,
Удаль остается ,
Вместе с шашкой передали
Вам ее отцы !
Эх , казачата !
Ребята удалые ,
Подхватите песню
Дедов и отцов .
Пусть они припомнят
Годы боевые ,
Будут новые ряды
Славных казаков !
« Ай чу-чу»
А чучу, а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.
Ко мне курочка бежит,
Ко мне рябая бежит,
Ой, бежит она спешит,
А ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далеко, далеко,
На Иваново село.
У Иванова двора
Загорелася вода,
Всем селом пожар тушили ,
Но огонь не загасили.
Пришел дедушка Фома ,
Ой, большая борода
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он нам об этом не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
А чучу а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.
« Спляшем Ваня»
Смотри, несется резвый конь,
и вьется грива, как огонь
гарцует конь, танцует он,
спляшем, Ваня, спляшем
смотри, идет в развалку гусь,
свой танец нам покажет пусть,
степенный гусь и важный гусь,
спляшем, Ваня, спляшем
смотри, как танец всех зажег,
танцует речка и лужок,
а мы с тобой споем, дружок
спляшем, Ваня, спляшем
*две последние строчки каждого куплета повторяются дважды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...