«Сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования в вопросах развития техносферы».
учебно-методический материал

Афаунова Аминат Юрьевна

Организация сетевой деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и образовательной.

Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста). Актуальность для системы образования совершенствования практики сетевого взаимодействия в деятельность определяется следующими факторами: проведение быстрыми темпами реформы образования; предъявление новых требований к качеству образования, которое невозможно обеспечить в рамках одного образовательного учреждения; ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, в результате которой появляются возможности для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования в вопросах развития техносферы».

Организация сетевой деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и образовательной.

Сеть – это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема, в которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу данной проблемы, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста). Актуальность для системы образования совершенствования практики сетевого взаимодействия в деятельность определяется следующими факторами: проведение быстрыми темпами реформы образования; предъявление новых требований к качеству образования, которое невозможно обеспечить в рамках одного образовательного учреждения; ограниченность ресурсов отдельного образовательного учреждения.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения, в результате которой появляются возможности для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких учреждений.

В отличие от правильно организованной системы, для сетевого образования характерны неоднородность, неправильность, сложность. Основу сети составляют не унифицированные образовательные учреждения и не стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы. Сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы, в ней несравнимо быстрее, чем в традиционной системе распространяются инновации. Сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы.

Анализ сегодняшнего состояния системы российского образования показывает, что главным инструментом, обеспечивающим успешность и эффективность проектируемых изменений, должна стать поддерживаемая на государственном уровне практика формирования новых социальных отношений участников образовательного процесса.

Анализируя процессы, происходящие в современной системе образования, мы выделили следующие системные характеристики совершенствования сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования: 

  • сетевые партнеры;
  • задачи;
  • образовательные программы;
  • способы (методы, приемы) деятельности;
  • комплекс условий;
  • результаты сетевого взаимодействия.

Большую роль играет сетевое взаимодействие образовательных учреждений в развитии техносферы в системе дополнительного образования.

Эффективность сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования зависит от комплекса условий, в числе которых:

  • организационные условия: создание информационно-образовательной среды, обеспечение добровольности участия, ясность общей цели и понимание путей ее достижения, создание координирующего органа, совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников, деятельность в нормативно-правовом поле;
  • финансовые условия: многоканальное финансирование и обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия.
  • материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов;
  • кадровые условия: наличие педагогических работников, отвечающих требованиям конкретного сетевого проекта, профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, готовность участников к обучению, формированию и развитию инновационного и креативного мышления;
  • нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия;
  • информационные условия: информационная поддержка сети Интернет, взаимодействие со СМИ, выпуск печатной продукции, создание банка инновационной научной и педагогической информации в печатном и электронном вариантах, наличие скоростного доступа к сети Интернет, предоставление информации на сайтах;
  • мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес);
  • научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения; проведение методических семинаров, мастер-классов, разработка и распространение методических рекомендаций опыта работы по проблемам и результатах сетевого взаимодействия.

     Понятие «техносфера» возникло в 1940–1950-х гг. и сегодня рассматривается как взаимодействие техники и человека в социальном (влияние технического развития на модернизационные процессы, социальную стратификацию, экономику, политику), психологическом (восприятие и освоение человеком техники, техника и психология малых и средних групп, инженерная психология), собственно культурном (техника и аксиологические нормативы, техника в культурном творчестве, техника в культурной коммуникации) аспектах.

     Кроме того, техносфера может выступать средством прямого и косвенного воздействия на преобразование человеческой цивилизации: прямое воздействие может быть оказано через развитие техники и технологий, а косвенное воздействие – через развитие социальных отношений и навыков, качеств, способностей людей применять новую технику и новые технологии на благо преобразования современной цивилизации.

     Становление и развитие техносферы во многом зависит от уровня образованности людей, а следовательно, от организации процесса образования в условиях технически и информационно насыщенной реальности. Современное образование обязано учитывать те особенности бытия и деятельности, которые сформировались под воздействием техносферы. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Техносфера составляет основу не только развития человеческого сообщества, но и его существования. Технологический мир удовлетворяет потребности человека во всех сферах его жизни, а использование процессов технологических процессов и средств приобрело обыденный характер в повседневной жизни человека и требует необходимых знаний и умений пользоваться этими средствами и определённых навыков их обслуживания. Развитие человечества в условиях бурно развивающегося технологического мира требует все более сложной профессиональной подготовки людей в конкретных областях деятельности и системного управления развитием искусственно создаваемой антропогенной среды обитания человека.

Становление и развитие техносферы, основанной на современном этапе развития информационных технологий, автоматизации, компьютеризации деятельности и жизни человека потребовали пересмотра представлений об организации образовательной деятельности, обеспечивающей современный уровень развития общества. Сегодня образование обязано учитывать те особенности бытия и деятельности, которые сформировались под воздействием техносферы. Здесь, прежде всего, необходимо говорить о том, что человек находится в условиях технически и информационно насыщенной реальности.

В понятии «техносфера» образовательного учреждения, рассматриваемом как совокупность содержания образования (контента), нормативов, ресурсов и технологий, а также связанных с ней коммуникаций и общественных отношений, можно выделить следующие составляющие:

  • материальные орудия, техника, инфраструктура технического и технологического развития образовательного учреждения;
  • совокупность технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений);
  • совокупность технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации (технологий формирования идеациональных навыков, умений, автоматизированных способностей осуществлять поведение, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития).

Представляя техносферу учреждения дополнительного образования детей как

структуру, можно выделить ее элементы: цели, задачи, содержание, обеспечение, результаты.

Цель развития техносферы учреждения дополнительного образования детей – создание условий для технического и технологического развития учреждения в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся повышения качества дополнительного образования детей, удовлетворяющего потребностям личности, общества, государства.

Задачи развития техносферы:

  • изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в контексте развития техносферы современного общества;
  • создание техносферной инфраструктуры образовательного учреждения,

включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество, дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства;

  • совершенствование материальной базы учреждения дополнительного образования детей в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий;
  • развитие технологических процессов и технологий (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений) образовательной деятельности;
  • обеспечение содержания образования, адекватного запросам рынка труда на формирование современных личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся;
  • совершенствование нормативного обеспечения развития техносферы учреждения дополнительного образования детей.

Содержание техносферы образовательного учреждения предполагает техническое оснащение нового содержания образования в инвариантном и вариативном компонентах в соответствии с направленностями деятельности, новыми технологическими и информационными технологиями, новыми социальными отношениями в обществе, требованиями инновационной экономики и рынка труда. При этом предполагается, что обучающийся изначально выступает не как объект воздействия техносферы и не рассматривает её исключительно как средство получения чего-то, ему нужного, а является творцом этой техносферы и её составляющих, только в этом случае возможно развитие именно тех профессиональных и личностных качеств, которые востребованы современной экономикой и  рынком труда.

Система ресурсного обеспечения техносферы должна создавать инфраструктуру образовательного учреждения, состоящую из технического, технологического, научно-методического, кадрового, информационного и других видов ресурсного обеспечения.

(Техническое обеспечение в рамках развития техносферы предполагает создание системы быстрой и эффективной поддержки всех составляющих техносферы в действующем состоянии; Технологические ресурсы могут включать в себя программно-технологическое обеспечение. Научно-методические ресурсы предполагают наличие в программах и методических разработках использования различных техник, технологий, программного обеспечения и т. д. и описание их применения).

Результатом формирования техносферы образовательного учреждения будет создание инфраструктуры учреждения дополнительного образования детей, содержащей:

  • материально-техническую базу, соответствующую современному уровню развития науки и техники, запросам рынка труда;
  • научно-методическую базу, соответствующую новым образовательным, информационным, коммуникативным технологиям;
  • кадровый потенциал, способный реализовать в образовательном процессе современные технологии на базе современного оборудования и формировать компетенции обучающихся (первую очередь, одаренных и талантливых детей) в соответствии с современным уровнем развития общества и требованиям современного рынка труда.

Развитие техносферы позволит достичь новые результаты и на уровне субъектов образовательного процесса:

На уровне обучающихся:

  • формирование мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала;
  • возможность получения практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла;
  • формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства;
  • развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой технической деятельности;
  • выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску самостоятельных решений;
  • получение допрофессиональной подготовки по профессиям научно-технической, конструкторской, проектной направленности;
  • формирование качеств современного человека: способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, предприимчивости, способности работать в команде, инновационной активности, способности к созидательной активности, вовлеченности в общественную жизнь, нацеленности на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и других сферах.

 На уровне педагогов:

  • расширение возможностей профессионального роста и самообразования;
  • возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды;
  • расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития;
  • освоение новых информационных, коммуникативных, инновационных и других технологий.

 На уровне родителей:

  • получение детьми качественного дополнительного образования, обеспечивающего индивидуально-личностное развитие в направлении научно-технического творчества и их социальную адаптацию в обществе.

Сегодня можно констатировать вступление системы дополнительного образования детей в принципиально новый этап своего развития, что является в равной мере и объективной необходимостью, и закономерным скачком, подготовленным всем предшествующим развитием системы образования в России. Об этом свидетельствует динамика развития дополнительного образования детей и объективные требования к ней обновляющегося российского социума, заявленные не только на уровне государства, но и потребителей образовательных услуг в самом широком социальном масштабе.

Переход ДОД на нормативное финансирование, новые организационные формы, образовательные программы нового поколения требуют перестройки техносферы дополнительного образования детей, использования новых информационных технологий, инновационного ресурсного обеспечения, обоснование образовательных программ опережающего развития в ДОД на основе механизмов взаимодействия рынка труда, служб занятости и рынка образовательных услуг и др.

Требования к современному человеку, необходимые для жизни в техногенной среде, непрерывно возрастают, в связи с чем обучающийся должен по степени своего развития приближаться к уровню пользователя или создателя объектов техногенного мира. За период обучения в системе общего или профессионального образования повышается не только уровень личных качеств обучающегося, но и уровень развития технологического мира. Это позволяет говорить, о том, что человек в современной техногенной среде не является некоторой постоянной сущностью, а динамично изменяется. При этом планируемый результат образования, устанавливаемый как цель при построении основной образовательной программы, непрерывно возрастает, а темпы прироста знаний и умений, развития мировоззрения, мышления, способностей человека за период обучения существенно

увеличиваются.

В последние годы все большее внимание уделяется построению такой образовательной системы, которая позволяла бы обеспечить учащемуся развитие всех его природных задатков и создавала бы условия для его самореализации в социальной среде. Создание условий развития целостного самодетерминированного и самоорганизованного человека является прогрессивным явлением и заслуживает того, чтобы оно стало одним из ведущих направлений педагогического поиска. Целостный человек не только способен качественно удовлетворить свои высшие личностные потребности, но и быть успешным и устойчивым в различных жизненных обстоятельствах.

Устойчивость жизни человека определяется его способностями к успешной деятельности в активно развивающейся среде. При этом могут быть выделены две группы таких качеств:

  • способности к познанию окружающей среды как объективной реальности (состав, структура, процессы, закономерности функции и др.), а также к познанию своих возможностей во взаимодействии с окружающим миром;
  • способности к преобразованию элементов среды из некоторого исходного их состояния в требуемое, устанавливаемое самим человеком или обществом.

Готовность человека к динамичной, устойчивой жизнедеятельности в реальной действительности обеспечивает как погружённость человека в окружающую среду, так и система образования как специализированная социальная подсистема. Система образования призвана обеспечить условия эффективной подготовки к жизни подрастающего поколения, реализуя важную социальную задачу с учётом педагогических и психологических закономерностей развития человека и общества. Инновационные процессы в образовании должны быть ориентированы, прежде всего, на общие смыслы образовательной системы.

Образовательная система должна подготовить такого человека, который может успешно действовать в этой сложной технологической среде для достижения социально-трудовой устойчивости и самоутверждения.

Овладение основными закономерностями социально-технологического мира, понимание основ технологической культуры, способности к оптимальной технологической деятельности составляют одну из задач системы образования. Смысловой концептуальной базой общего и дополнительного образования выступает, во-первых, формирование прагматичного субъекта, способного к достижению высокого собственного результата в условиях свободы выбора, конкуренции и ограниченности ресурсов и, во-вторых, создание

условий для оптимального (нетехнократичного) развития технологического мира через формирование в общественном сознании необходимого уровня технологической культуры.

В условиях непрерывно ускоряющихся перемен социокультурной ситуации и потребностей человека в получаемом им образовании цель практикоориентированного образования должна носить упреждающий характер. Образование не может быть слепым исполнителем сиюминутного социального заказа, поскольку из-за его неопределенности и переменчивости, выполнение этого заказа на протяжении длительного периода становится непрогнозируемым. Цель системы образования должна предусматривать формирование у учащегося готовности к жизни и деятельности в условиях переменчивой, развивающейся среды, а также быть направлена на развитие способностей к изменению этой среды и повышения уровня её определённости.

Система образования призвана создать условия для развития учащегося как самоутверждающегося человека в современной техногенной среде, для развития и воспитания высокообразованной, культурной, творческой и предприимчивой личности. Общее и дополнительное образование должно обеспечить возможность овладения учащимися современными методами, способами и средствами преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, обретения учащимися индивидуального стиля

мышления и деятельности, являющегося их собственным инструментом познания и освоения технологической действительности. Исторически и социально значимой целью системы образования является формирование в общественном сознании технологической культуры, потребности и способности общества к гармоничному созидательному развитию.

Человек в современном быстро меняющемся мире должен обладать качествами, позволяющими ему не только успешно действовать для удовлетворения своих все возрастающих потребностей, но и для сохранения и создания благоприятной, устойчивой среды жизнедеятельности.

Таким образом, сущность системы образования определяется двумя группами факторов.

Во-первых, потребностями человека и общества в устойчивости жизни. При этом устойчивость рассматривается и как долговременное биологическое существование, и как развитие (прежде всего, духовное) человека в направлении реализации и совершенствования своих высших потребностей. Во-вторых, условиями среды жизнедеятельности, одним из определяющих свойств которой является её неустойчивость. Исходя из этого цель системы образования может быть определена как необходимость формирования устойчивого человека в неустойчивой культурно-технологической среде.

Свойство современной культурно-технологической среды, определяемое как «неустойчивость», является необходимым условием развития техногенной среды. Для современного человека изменения в окружающем мире отражают ускоряющийся процесс отдаления жизни общества от естественной среды. С этой стороны неустойчивость техносферы может рассматриваться как необходимое свойство поступательно развивающейся техногенной цивилизации.

Проблема развития техносферы образования изучена пока недостаточно, отсутствует четкое определение понятия техносферы. В научных публикациях отмечается, что сущность техносферы необходимо рассматривать исходя из цели ее формирования.

   Здесь следует пояснить, что идеациональные навыки – это умения, автоматизированные способности осуществлять поведение, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития. Формирование таких навыков не направлено на увеличение чувственного счастья, удовольствия или полезности, им обязательно нужно заниматься, защищая ценности, которые соответствуют современным социальным отношениям, уровню развития техники и технологических процессов. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе становится приоритетным направлением развития системы образования. Среди институтов воспитания, способных помочь ребенку в освоении техносферы, особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (ДОД). В Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) отмечается, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все отчетливее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии, заключающейся в наиболее полном обеспечении права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Фактически сфера ДОД становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего. Для реализации современных программ ДОД применяются новые образовательные формы (сетевое, электронное обучение и др.) и технологии (исследовательские, инженерные, конструкторские, визуальные, сетевые, компьютерно-мультипликационные и др.), а также неформальные формы и технологии организации образования.

Содержание техносферы ДОД предполагает техническое оснащение нового содержания образования технологическими и информационными технологиями, новыми социальными отношениями, требованиями инновационной экономики и рынка труда. При этом предполагается, что обучающийся изначально выступает не как объект воздействия техносферы и не рассматривает ее исключительно как средство получения чего-то нужного ему, а является творцом этой техносферы и ее составляющих; только в этом случае возможно развитие именно тех профессиональных и личностных качеств, которые востребованы современной экономикой и рынком труда. Содержание образования в условиях развития техносферы дополнительного образования может содержать инвариантный и вариативный компоненты. Каждая образовательная программа ДОД в своей инвариантной части должна обеспечивать формирование качеств современного человека в требованиях развития техносферы: профессиональных качеств (навыков критического восприятия информации, способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, предприимчивости, способности работать в команде, инновационной активности, способности к научно-техническому творчеству) и личностных качеств (способности к эффективной самореализации, к самостоятельному и эффективному решению возникающих проблем, созидательной активности, вовлеченности в общественную жизнь, уверенности в своих силах, нацеленности на достижения в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах и др.).

Вариативный компонент содержания образования определяется современными требованиями к направленности и специфике конкретной образовательной программы (по предмету, направленности дополнительного образования и др.).

Система ресурсного обеспечения техносферы должна создавать инфраструктуру образовательного учреждения, реализующего программы ДОД, и состоять из следующих видов ресурсного обеспечения:

• технические ресурсы включают современное и налаженное оборудование, инструменты, материалы для обеспечения проектной, конструкторской и технической деятельности по соответствующему направлению; информационно-коммуникационное оборудование (для проведения презентаций (проектор, экран) и веб-конференций, интерактивные доски), постоянный и устойчивый доступ к Интернету; компьютеры и программно-аппаратные комплексы для осуществления численных экспериментов и моделирования реальных процессов; компьютерные системы интерактивного моделирования, исследования и анализа задач при изучении разных предметов; помещения, соответствующие требованиям использования техники, новых технологий;

• технологические ресурсы могут включать программно-технологическое обеспечение: компьютерные технологии и программное обеспечение для автоматизированного проектирования, управления проектами, для графического дизайна и обработки, программы для обеспечения коммуникаций, различного моделирования и пр., а также технологии развития метапредметных компетентностей, личностных качеств, идеациональных умений и навыков (коммуникативные технологии, технологии развития инновационного потенциала личности, предпринимательских компетенций и т.д.);

• научно-методические ресурсы должны содержать рекомендации по формированию метапредметных компетенций, личностных качеств, идеациональных умений и навыков, а также инвариантные требования к формированию личностных и профессиональных качеств обучающегося;

 • кадровые ресурсы предполагают наличие педагогов, способных работать в условиях новой техносферы; создание условий для восполнения пробелов в подготовке педагогических кадров в области инженерных наук и высоких технологий; обучение педагогов новым технологиям, методикам внедрения высокотехнологического лабораторного оборудования в учебный процесс (мастер-классы, круглые столы и др.); привлечение к педагогической работе кадров с инженерной, технологической, научно-технической подготовкой, специалистов по новым информационным технологиям; повышение квалификации педагогов в вопросах выявления и сопровождения развития одаренных детей;

 •информационные ресурсы могут включать подборку специальной литературы; создание просветительских и рекламных материалов о деятельности образовательного учреждения; создание интернет-портала образовательного учреждения; регулярную адресную рассылку новостей и информационных материалов о деятельности учреждения; обеспечение взаимодействия со службами занятости, подготовку аналитических материалов о перспективных рынках труда; организацию тематических ознакомительных семинаров, конференций и «дней открытых дверей»; подготовку информации о новых публикациях по различным профилям деятельности образовательного учреждения. В процессе анализа условий техносферного развития ДОД были изучены 77 общеобразовательных программ дополнительного образования детей из 29 регионов РФ; предметная область программ: авиа-, авто-, ракето-, судомоделирование, картинг, анимация и мультипликация, информатика и вычислительная техника, программирование, компьютерная графика, конструирование (плоскостное, объемное), архитектура и дизайн, радиотехника, радиопеленгация, робототехника, фототехнологии (фотография, фотограмма), электротехника, электроника и др. Анализ программ проводился по 14 критериям и по 70 показателям; он позволил выявить следующие наиболее часто встречающиеся проблемы разработки и реализации программ ДОД в условиях техносферы:

 • цели и содержание программ ДОД плохо соответствуют социальному заказу (в том числе со стороны родителей), заказу рынка труда, ФГОС общего образования, общественно-государственным потребностям по вопросам создания условий для развития техносферы ДОД;

• программы недостаточно учитывают современные модели развития техносферы ДОД, слабо ориентированы на формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся;

 • не обеспечивается вариативность содержания программ, возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории по вопросам создания условий для развития техносферы ДОД;

 • формы организации деятельности не соответствуют цели и содержанию, не учитывают возможности условий техносферы ДОД, не обеспечивают формирование инновационного и предпринимательского мышления учащихся;

 • не используется потенциал взаимодействия организаций, реализующих программы ДОД, в том числе сетевого взаимодействия;

• слабо представлена система мониторинга реализации программ ДОД, не выявлена система результатов, не обоснованы критерии, не подобраны технологии отслеживания процесса и результатов;

• педагогические работники недостаточно владеют компетенциями разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в условиях развития техносферы ДОД.

На основе проведенного анализа был предложен ряд условий техносферного развития ДОД, представленный ниже.

1. Организация исследования социального заказа, запроса регионального рынка труда, государственно-общественных потребностей на создание программ ДОД. Социальный заказ в сфере ДОД имеет особое значение, так как он определяет его содержание и выступает главным критерием оценки качества его результатов. Он связан с условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой деятельности. В аспекте техносферного развития образования важное значение приобретает также заказ рынка труда, который все в большей мере предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников. На рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции. Таким образом, развитие техносферы и изучение (формирование) социального заказа на ДОД являются детерминированными процессами, поскольку, с одной стороны, направления развития техносферы определяются на основе социального запроса и запроса рынка труда, а с другой – сам механизм изучения и формирования социального заказа требует использования новых информационных технологий.

2. Создание условий для формирования такой региональной инфраструктуры учреждений, реализующих программы ДОД, которая включает инновационные модели организации техносферы. Для решения задач развития техносферы ДОД могут быть предложены как традиционные формы организации (центры технического творчества детей, станции юных техников и юных натуралистов, школы по различным областям науки и техники (молодых инженеров и предпринимателей, юношеская автошкола, юного космонавта и т.д.) и др.), так и инновационные модели.

Сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, которое формируется и развивается уже сегодня.

Нормативно-правовая база

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2019 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, часть 1 ст. 13,15».

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 9.11.2018г. № 196

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности (вместе с положением о лицензировании образовательной деятельности (с изм. и доп.)

5.  Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5.08. 2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»

7. «Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР- 81/02вн).

Список литературы

1. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.

2. Цирульников, А. М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети / А. М. Цирульников // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 45.

3. Золотарёва А.В. Изучение социального заказа как мера по увеличению охва_та детей программами дополнительного образования // Внешкольник. 2014а. № 6 (162). С. 16–25.

4. Золотарёва А.В. Региональная система дополнительного образования детей: мониторинг функционирования и раз_вития // Проблемы теории и практики управления. 2014б. № 6. С. 42–48.

5. Золотарёва А.В. и др. Модель развития техносферы учреждения дополнительного образования детей / Золотарёва А.В., Мухамедьярова Н.А., Серебренников Л.Н., Талова Т.М. / Под ред. А.В. Золотарёвой., Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012.

6. Золотарёва А.В., Страдина Е.А. Понятие и структура техносферы учреждения

дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2012.  №3 т.2 (Психолого-педагогические науки). С. 208–213.

7. Развитие техносферы учреждения дополнительного образования детей: учеб.-методич. пособ. / Под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотарёвой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. С. 113–124.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Отчет о реализации целевого институционального проекта «И нитью братства связаны одной… Сетевое взаимодействие как средство организации дополнительного образования и социализации обучающихся специализированных (кадетских) классов»

В современных условиях развития системы образования, большую актуальность приобретает сетевое взаимодействие более высокого уровня, которое условно можно назвать – «метасетевая» организация деят...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является...

Сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования

Из опыыта работы по сетевому взаимодействию школы с организациями дополнительного образования...

Модель сетевого взаимодействия методической службы с организациями дополнительного образования, с педагогами ДО

Цель. Задачи. Условия функционирования сетевого взаимодействия. Возможности сетевого взаимодействия....