Программа кружка дополнительного образования "Театральная мастерская"
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

  Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление дополнительного образования. Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. Поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения. 

Цель обучения - вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков. 

Задачи: 

- развивать интерес к сценическому искусству;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- снимать зажатость и скованность;

- активизировать познавательный интерес.

Программа рассчитана для учащихся 3-8 классов. На реализацию программы отводится 72 часа в год (2 часа в неделю). Занятия проводятся по 45минут. Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве  мастеров театра, просмотр видеоматериалов.

Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гнездовская средняя школа Смоленского района Смоленской области

                                                                                                         

Согласовано:                                                                                                                Утверждаю:

Заместитель директора                                                                                       Директор школы                                                                

Антонова А.А.                                                                                                       Ю.А.Мужецкая

Программа кружка дополнительного образования по  

Художественно-эстетическому направлению

«Театральная мастерская»

                      для учащихся 3 – 8 классов

Составил:

Рыбченко В.В.

Старшая вожатая

Смоленск

2022 – 2023 уч. Год

Пояснительная записка

  Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление дополнительного образования.

  Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. Поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

  Театр, как искусство, научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы через выразительные средства театрального искусства такие как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.                

 Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.

 Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью и многоликостью способно увлечь ребенка добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться через игру. Именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, в процессе которой учащиеся взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.  

 Программа ориентирована на развитие личности ребенка, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

  Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно через средства театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творческому труду.

Цель обучения:

- вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков;

- удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:  

- развивать интерес к сценическому искусству;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- снимать зажатость и скованность;

- активизировать познавательный интерес;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;  

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

-  развивать чувство ритма и координацию движений;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

-  учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

 - познакомить детей с видами театрального искусства, воспитать культуру поведения в театре.

Программа рассчитана для учащихся 3-8 классов, на 1 год.

На реализацию программы отводится 72 часа в год (2 часа в неделю).

Занятия проводятся по 45минут.

  Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами и порядком её реализации. Учебная группа формируются из мальчиков и девочек разного возраста с учетом уровня их общего развития. Система занятий – групповая.  

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве  мастеров театра, просмотр видеоматериалов.

Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 Формы работы

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

 -  театральные игры;

 - конкурсы;

- беседы;

- спектакли;

-праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы

 Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут познакомиться с увлекательной наукой театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, общению со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят свои идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным сопровождением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

  Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями  театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывают общественно-воспитательную роль театра.

 Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

 Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме.

Формы контроля

 Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – инсценировки, спектакль.

 Форма подведения итогов - выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, постановка сказок.

  Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны знать

- правила поведения зрителя, этикет в театре;

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

- чётко произносить в разных темпах скороговорки;

- наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценированию.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

Содержание курса

  1. Вводное занятие (1ч)

• решение организационных вопросов;

• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

  1. Театральная игра(10ч)

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение.

  1. Культура и техника речи (10ч)

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции и четкой дикции. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

 

  1. Ритмопластика (12ч)

 Включает в себя коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры, упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. «Пластичность» включает в себя комплексные упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

  1. Основы театральной культуры(2ч)

Система занятий - бесед, направленных на   знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

  1. Фольклор (2ч)

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица, расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

  1. Этика и этикет (2ч)

 Осмысление общечеловеческих ценностей, поиск учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

  1. Работа над спектаклем (32ч)

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

 2. Выявить персонажей произведения(пьесы) и обсудить их характеры.    3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап – Репетиционный

 Цели:

1. Научить детей репетировать пьесу по частям

2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап – Завершающий

 Цели:

1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 4 этап - Генеральная репетиция 

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 

 9. Заключение (1 ч.)

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Учебный план

Разделы программы

Количество часов всего

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Театральная игра

10

10

3

Культура и техника речи

10

10

4

Ритмопластика

12

12

5

Основы театральной культуры

2

2

6

Фольклор

2

2

7

Этика и этикет

2

2

8

Работа над спектаклем

32

32

9

Заключение

1

1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Театральная игра

2

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями.

1

3

Игра «Я - зритель», «Что изменилось?», «Что лишнее?»

1

4

Словесное воздействие на подтекст.  Речь и тело.

1

5

Жесты. Мимика. Позы

1

6

Эмоции. Этюды с воображаемым предметом

1

7

Этюды на эмоции и вежливое поведение

1

8

Чтение отрывков текста с изображением различных звуков и шумов

1

9

Импровизация.

1

10

Пантомима.

1

11

Сценические этюды. Инсценировка по крылатым выражениям из басен.

1

Культура и техника речи

12

Артикуляционная гимнастика

13

Дыхательные упражнения

1

14

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

15

Сценическая речь. Работа над скороговорками

1

16

Постановка речевого голоса

1

17

Упражнения, направленные на развитие речевого голоса

1

18

Диалог и монолог

1

19

Речь в движении

1

20

Работа над стихотворением и басней

1

21

Игры и упражнения

1

Ритмопластика

22

Тренировка ритмичности движений

1

23

Пластические игры и упражнения

1

24

Развитие свободы и выразительности телодвижений.

1

25

Пантомические этюды «Один делает, другой мешает», «Движение в образе»

1

26

Упражнение «Зеркало»

1

27

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш)

1

28

Сценический этюд «Скульптура»

1

29

Сценический этюд в паре «Реклама»

1

30

Сценический этюд в паре «Противоречие»

1

31

Сценический этюд по группам «Большая картина»

1

32

Сценический этюд по группам «Абстрактная картина»

1

33

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам.

1

Основы театральной культуры

34

Поведение в театре. Театральные профессии

1

35

Просмотр классического спектакля

1

Фольклор

36

Что такое фольклор. Фольклор в театральном искусстве.

1

37

Праздники русского народа. Знакомство с традициями, играми, обрядами русского народа.

1

Этика и этикет

38

Культура речи как важная составляющая образа человека. Связь этики с общей культурой человека.

1

39

Речевой этикет. Понятие такта.

1

Работа над спектаклем

40

Выбор сценария (сказки, пьесы). Выявление персонажей, обсуждение характеров.

1

41

Распределение ролей, разделение (сказки, пьесы)на тематические части

1

42

Выразительное чтение по ролям

1

43

Выразительное чтение по ролям

1

44

Мизансцена. Работа над мизансценами

1

45

Мизансцена. Работа над мизансценами

1

46

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

47

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

48

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

49

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

50

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

51

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

52

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

53

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

54

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

55

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

56

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

57

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

58

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

59

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

60

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

61

Подбор музыкального сопровождения

1

62

Скрепление мезансцен

1

63

Репитиция

1

64

Репетиция

1

65

Репетиция

1

66

Репетиция

1

67

Рисуем афишу

1

68

Репетиция

1

69

Репетиция

1

70

Репетиция

1

71

Показ спектакля

1

Заключительное занятие

72

Подведение итогов работы кружка

1

Литература, используемая для написания программы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гнездовская средняя школа Смоленского района Смоленской области

                                                                                                         

Согласовано:                                                                                                                Утверждаю:

Заместитель директора                                                                                       Директор школы                                                                

                                                                                                 

Программа кружка дополнительного образования по  

Художественно-эстетическому направлению

«Театральная мастерская»

                      для учащихся 3 – 8 классов

Составил:

Рыбченко В.В.

Старшая вожатая

Смоленск

2022 – 2023 уч. Год

Пояснительная записка

  Программа театрального кружка реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление дополнительного образования.

  Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. Поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

  Театр, как искусство, научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы через выразительные средства театрального искусства такие как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.                

 Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.

 Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью и многоликостью способно увлечь ребенка добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться через игру. Именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, в процессе которой учащиеся взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.  

 Программа ориентирована на развитие личности ребенка, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

  Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно через средства театральной деятельности возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творческому труду.

Цель обучения:

- вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков;

- удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ сценической постановки.

Задачи:  

- развивать интерес к сценическому искусству;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- снимать зажатость и скованность;

- активизировать познавательный интерес;

- развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;  

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

-  развивать чувство ритма и координацию движений;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

-  учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

 - познакомить детей с видами театрального искусства, воспитать культуру поведения в театре.

Программа рассчитана для учащихся 3-8 классов, на 1 год.

На реализацию программы отводится 72 часа в год (2 часа в неделю).

Занятия проводятся по 45минут.

  Учебно-тематический план соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами и порядком её реализации. Учебная группа формируются из мальчиков и девочек разного возраста с учетом уровня их общего развития. Система занятий – групповая.  

Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве  мастеров театра, просмотр видеоматериалов.

Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

 Формы работы

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

 -  театральные игры;

 - конкурсы;

- беседы;

- спектакли;

-праздники.

 Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы

 Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут познакомиться с увлекательной наукой театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, общению со зрителем, работе над характерами персонажа, мотивами их действий. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят свои идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным сопровождением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

  Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями  театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывают общественно-воспитательную роль театра.

 Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

 Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает необходимую информацию по теме.

Формы контроля

 Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы; итоговый – инсценировки, спектакль.

 Форма подведения итогов - выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, классных часах, постановка сказок.

  Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны знать

- правила поведения зрителя, этикет в театре;

- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

- чётко произносить в разных темпах скороговорки;

- наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- строить диалог с партнером на заданную тему;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценированию.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

- работать в группе, учитывать мнения партнёров;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- выразительному чтению;

- различать произведения по жанру;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

- сочинять этюды по сказкам;

- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

 

Содержание курса

  1. Вводное занятие (1ч)

• решение организационных вопросов;

• подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

  1. Театральная игра(10ч)

Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение.

  1. Культура и техника речи (10ч)

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции и четкой дикции. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

 

  1. Ритмопластика (12ч)

 Включает в себя коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры, упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. «Пластичность» включает в себя комплексные упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

  1. Основы театральной культуры(2ч)

Система занятий - бесед, направленных на   знакомство детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

  1. Фольклор (2ч)

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица, расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

  1. Этика и этикет (2ч)

 Осмысление общечеловеческих ценностей, поиск учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

  1. Работа над спектаклем (32ч)

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап – Ознакомительный

Цели:

 1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

 2. Выявить персонажей произведения(пьесы) и обсудить их характеры.    3. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап – Репетиционный

 Цели:

1. Научить детей репетировать пьесу по частям

2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап – Завершающий

 Цели:

1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

 4 этап - Генеральная репетиция 

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям. 

 9. Заключение (1 ч.)

Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.

Учебный план

Разделы программы

Количество часов всего

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Театральная игра

10

10

3

Культура и техника речи

10

10

4

Ритмопластика

12

12

5

Основы театральной культуры

2

2

6

Фольклор

2

2

7

Этика и этикет

2

2

8

Работа над спектаклем

32

32

9

Заключение

1

1

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Театральная игра

2

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями.

1

3

Игра «Я - зритель», «Что изменилось?», «Что лишнее?»

1

4

Словесное воздействие на подтекст.  Речь и тело.

1

5

Жесты. Мимика. Позы

1

6

Эмоции. Этюды с воображаемым предметом

1

7

Этюды на эмоции и вежливое поведение

1

8

Чтение отрывков текста с изображением различных звуков и шумов

1

9

Импровизация.

1

10

Пантомима.

1

11

Сценические этюды. Инсценировка по крылатым выражениям из басен.

1

Культура и техника речи

12

Артикуляционная гимнастика

13

Дыхательные упражнения

1

14

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

15

Сценическая речь. Работа над скороговорками

1

16

Постановка речевого голоса

1

17

Упражнения, направленные на развитие речевого голоса

1

18

Диалог и монолог

1

19

Речь в движении

1

20

Работа над стихотворением и басней

1

21

Игры и упражнения

1

Ритмопластика

22

Тренировка ритмичности движений

1

23

Пластические игры и упражнения

1

24

Развитие свободы и выразительности телодвижений.

1

25

Пантомические этюды «Один делает, другой мешает», «Движение в образе»

1

26

Упражнение «Зеркало»

1

27

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш)

1

28

Сценический этюд «Скульптура»

1

29

Сценический этюд в паре «Реклама»

1

30

Сценический этюд в паре «Противоречие»

1

31

Сценический этюд по группам «Большая картина»

1

32

Сценический этюд по группам «Абстрактная картина»

1

33

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам.

1

Основы театральной культуры

34

Поведение в театре. Театральные профессии

1

35

Просмотр классического спектакля

1

Фольклор

36

Что такое фольклор. Фольклор в театральном искусстве.

1

37

Праздники русского народа. Знакомство с традициями, играми, обрядами русского народа.

1

Этика и этикет

38

Культура речи как важная составляющая образа человека. Связь этики с общей культурой человека.

1

39

Речевой этикет. Понятие такта.

1

Работа над спектаклем

40

Выбор сценария (сказки, пьесы). Выявление персонажей, обсуждение характеров.

1

41

Распределение ролей, разделение (сказки, пьесы)на тематические части

1

42

Выразительное чтение по ролям

1

43

Выразительное чтение по ролям

1

44

Мизансцена. Работа над мизансценами

1

45

Мизансцена. Работа над мизансценами

1

46

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

47

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

48

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

49

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

50

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

51

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

52

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

53

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

54

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

55

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

56

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

57

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

58

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

59

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

60

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, декорациями

1

61

Подбор музыкального сопровождения

1

62

Скрепление мезансцен

1

63

Репитиция

1

64

Репетиция

1

65

Репетиция

1

66

Репетиция

1

67

Рисуем афишу

1

68

Репетиция

1

69

Репетиция

1

70

Репетиция

1

71

Показ спектакля

1

Заключительное занятие

72

Подведение итогов работы кружка

1

Литература, используемая для написания программы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 2014 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2013. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2014. – 200 с.
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2013 – 416 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"  военно-патриотической направленности и  направлена на обученние подростков правилам  выполнения стрельб и обращению с оружием....

Программа кружка дополнительного образования

Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...

программа кружка дополнительного образования "Ритмика"

Программа кружка  «Ритмика» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на ос­нове корректировки программы «Танец – союз творчества и эстетики», с учётом психолого-педаг...

Программа кружка по "Творческая мастерская"

Программа кружка расчитана на 4 года обучения. Задания расчитаны на 1 час в неделю.Программа включает в себя занятия детей по нескольким направлениям:квиллинг, пластилинография, оригами, бумагопластик...

Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

Кружок "Литературно-художественная мастерская"...

Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"

Кружок "Литературно-художественная мастерская"...