Образовательная программа детского образцового художественного хореографического коллектива «Non – stop dance»
рабочая программа
В наше современное время в культурных центрах и домах творчества со школьниками ведётся большая работа по всем видам творчества, в том числе и по хореографии. Но занятия по танцу не получили широкого распространения в общеобразовательных школах по ряду причин, поэтому особенно важно, чтобы во внеклассной работе школы дети знакомились с искусством хореографии, так как оно востребовано, близко детям и любимо ими.
Посещать хореографические коллективы в культурных центрах, не каждому доступно. Танец – дорогостоящее искусство. Вследствие этого встаёт необходимость создания условий для развития хореографического искусства в общеобразовательных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bessonovoy_.doc | 258 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск»
«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 35 Протокол от ___________________ № ____ | Утверждено Директор МБОУ СШ № 35 __________________________Сидорук Е.А. Приказ от _____________________ № ______ |
.
Образовательная программа детского образцового художественного хореографического коллектива
«Non – stop dance»
(срок реализации 4 года).
Автор: Бессонова
Наталья Николаевна,
педагог дополнительного
образования,
высшая квалификационная категория
г. Архангельск
2021 год
Пояснительная записка
В наше современное время в культурных центрах и домах творчества со школьниками ведётся большая работа по всем видам творчества, в том числе и по хореографии. Но занятия по танцу не получили широкого распространения в общеобразовательных школах по ряду причин, поэтому особенно важно, чтобы во внеклассной работе школы дети знакомились с искусством хореографии, так как оно востребовано, близко детям и любимо ими.
Посещать хореографические коллективы в культурных центрах, не каждому доступно. Танец – дорогостоящее искусство. Вследствие этого встаёт необходимость создания условий для развития хореографического искусства в общеобразовательных школах.
Занятия хореографией в общеобразовательной школе имеют свои плюсы:
- Обучение – бесплатное;
- Занятия проводятся в школе, где обучается ребёнок, что, позволяет наиболее эффективно совмещать учебную деятельность и дополнительное образование;
- В образовательный процесс вовлекаются не только дети, но и родители (возможность более частого взаимодействия).
- Набор в коллектив осуществляется по желанию ребёнка и заинтересованности родителей, с 7 – 8 лет;
- Специфического отбора не существует, (исключение составляют дети, имеющие медицинские противопоказания).
Систематические занятия дают возможность проводить с детьми воспитательную работу, используя специфические средства искусства танца. Учащиеся получают физические навыки, правильную осанку, умение красиво двигаться, уверенность в себе и возможность само реализоваться.
Образовательная программа детского хореографического коллектива рассчитана на детей в возрасте от 7до16 лет.
Цель: Создание условий для приобщения ребенка к искусству хореографии, для развития функциональных возможностей организма, физической и умственной работоспособности и адаптации его в современных условиях жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
- содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию правильной осанки.
Образовательные:
-обогащать учащихся знаниями в области начальной хореографии;
-формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- формировать навыки правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии.
Воспитательные – Содействовать формированию творческой личности, развитию художественного воображения, развитие эстетического вкуса.
Структура программы предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, навыков и умений учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.
Образовательная программа детского хореографического коллектива рассчитана на 4 года, на занятиях используется здоровьесберегающий подход в организации учебно-тренировочной деятельности («ты исполняешь – я анализирую»). Для каждого ребёнка создаются ситуации успеха в атмосфере доброжелательности и сотрудничества.
Используются следующие формы работы:
- Педагогические (фронтальная, групповая, индивидуальная).
- Хореографические (учебно-тренировочная, практическая, «народная», «классическая», «модерн», концертно-творческая).
Схема распределения детей по группам, количество занятий в неделю и их продолжительность
Период обучения | Возраст детей | Общее количество детей | Число учебных групп | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час. |
1 год | 7-8 лет | 25-30 | 2 | 2 | 1 |
2 год | 9-12 лет | 25-30 | 2 | 2 | 2 |
3 год | 13-14 лет | 25-30 | 2 | 2 | 2 |
4 год | 15-16 лет | 15-20 | 2 | 2 | 2 |
Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами.
Учащиеся не просто изучают современные, народные и классические танцы, а являются соавторами создаваемых танцевальных композиций. Преимущество отдается эстрадному стилю.
Наиболее сложной и интересной работой с учениками является организация познавательной деятельности, направленной на развитие их интеллекта. Например, привлечение внимания учеников к образам в художественной литературе, к изучению исторического и национального костюма, просмотр видеозаписей с их выступлениями и выступлениями других коллективов, посещения концертов и т.д.
Форма оценки качества реализации программы
За период обучения, учащиеся получают определенный набор знаний, навыков и умений, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Итоговый контроль – ежегодный творческий отчет о работе педагога и детей, проделанной за весь учебный год. Отчет проводится в форме концерта. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.
Условия реализации программы:
- необходимое количество часов;
- светлый зал;
- наличие зеркал;
- наличие музыкальной аппаратуры;
- специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся;
- хореографические станки
сценические костюмы.
Результат:
- Положительная динамика в развитии двигательных способностей;
- Формируется правильная осанка;
- Учащиеся обладают знаниями в области начальной хореографии;
- Сформированы двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- Правильное и выразительное исполнение учениками хореографических постановок;
- Созданы условия для формирования художественного воображения, развития эстетического вкуса.
Разделы программы
Раздел I.- Музыкально- ритмическая деятельность.
В основе раздела лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. Основным принципом является закон: от музыки к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыки. С первых уроков изучаются элементарные основы музыкальной грамоты, согласованность движений с музыкой, художественное и выразительное исполнение.
Раздел II. – Элементарные танцевальные движения, рисунки танца. *
В этот раздел включаются различные виды ходьбы, бега, овладение различными по характеру движениями, ритмические упражнения, сочетание разнообразных движений по ритму и темпу. Упражнения, направленные на координацию движений. Знакомство с рисунками танца (линия, круг, полукруг, шахматы и т.д.)
Раздел III. - Партерная гимнастика.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц, выворотности, гибкости, танцевального шага. Упражнения, направленные на исправление функциональных нарушений осанки, укрепление позвоночника. Выполняются на полу по одному или в паре. С третьего года обучения включается в раздел «Ритмико-гимнастические упражнения».
Раздел IV. - Классический танец.
Занятия по классическому танцу имеет особое значение, т.к. классический танец является основой хореографии. Начиная с первых уроков: постановка корпуса, рук, ног, головы. Далее изучение основных позиций ног и рук, отрабатывается балетный шаг и техника простого прыжка. Классические термины, исполнение этюдов. Экзерсис у хореографического станка и экзерсис на середине.
Раздел V.- Импровизация.
Импровизационные этюды на заданную тему, в которых учащиеся в пластике движений стремятся к выражению содержания музыки, её образов, применяются для формирования двигательных умений и навыков, памяти на движения. Музыкальные, подвижные игры применяются для эмоционального раскрепощения ребёнка, адаптации его среди учащихся, а также выявления его интересов.
Раздел VI- Народный (стилизованный) танец.
Народный танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся, знакомит их с разнообразием хореографического материала. Уже на первом году обучения дети знакомятся с простейшими элементами русского танца. В дальнейшем, знакомит их с разнообразием хореографии народов мира. Мотивация: приобщение детей к народному искусству, через популярные современные мелодии.
Раздел VII – Современный танец. Модерн.
Начиная с первого года обучения, дети изучают отдельные элементы современной пластики. На 2- Ом году обучения элементы современного танца включаются в раздел «стилизованный народный танец». На III- IV году- занятия проводятся регулярно. Основные принципы построения уроков: упражнения выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки, варьируются известные элементы, осваиваются более сложные комбинации, в этот раздел включаются и основные элементы бального танца (европейские, латиноамериканские).
__________________________________________________________________
*Обучение происходит с учетом возрастных и физиологических особенностей учащихся
Организация учебно-воспитательного процесса.
Период обучения | Задачи | Формы | Результат |
1 г о д |
|
Классическая | Положительная динамика в развитии мышечной активности. Учащиеся должны знать:
Уметь:
|
Раздел | Часы | Содержание |
Музыкально-ритмическая деятельность | 14 2 | Музыкальная грамота:
|
Элементарные танцевальные движения, рисунки танца | 21 1 |
|
Партерная гимнастика | 18 |
|
Импровизация | 9 1 |
|
Элементы классического танца | 10 2 |
|
Итого: 76 часов. |
Период обучения | Задачи | Формы | Результат |
2 г о д |
|
| Учащиеся должны знать:
Уметь:
|
Раздел | Часы | Содержание | |
Практика | Теория | ||
Музыкально-ритмическая деятельность | 28 | 2 |
|
Элементарные танцевальные движения | 32 | 2 |
|
Партерная гимнастика | 38 |
| |
Элементы классического танца. | 22 | 3 | Экзерсис у станка:
Экзерсис на середине зала. Прыжковые комбинации:
|
Элементы народного танца. | 22 | 3 |
|
Итого: 152 часа. |
Период обучения | Задачи | Формы | Результат |
3 г о д |
|
| Учащиеся должны знать:
Уметь:
|
Раздел* | Часы | Содержание | |
практика | теория | ||
Ритмико-гимнастические упражнения | 22 |
| |
Классический танец | 32 | 2 |
|
Народный (стилизованный) танец | 32 | 2 |
|
Современный танец | 42 | 2 |
|
18 часов | – постановочная работа, предусмотренная программой (включается в любой из разделов). | ||
Итого: 152 часа |
Период обучения | Задачи | Формы | Результат |
4 г о д |
|
| Учащийся должен знать:
Уметь:
|
Раздел | Часы | Содержание | |
Практика | Теория | ||
Ритмико-гимнастические упражнения | 16 | 2 |
|
Классический танец | 32 | 2 |
rond de jambe par terre, sur le co-de-pied, passé.)
|
Народный (стилизованный) танец. | 26 | 2 |
|
Современный танец | 46 | 2 |
- диско, - модерн, -блюз. |
24 часа |
| ||
Итого: 152 часа. |
Тематическое планирование
1 год обучения
Тема занятий | Количество часов | Репертуар |
Музыкально-ритмическая деятельность | ||
1.Упражнения для развития умения детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. 2.Метроритм: понятие метр и ритм, музыкально ритмические упражнения и игры, прослушивание различного по характеру музыкального материала. 3.Ритмический рисунок в движении. Построения и перестроения. 4. Три жанра музыки: марш, песня, танец. 5. Динамические оттенки: тихо, громко. Затакт, вступление, кульминация, развитие, кода, финал. 6. Движение под музыку и без нее, сохраняя темп данного муз. сопровождения. 7. Прослушивание музыкального материала, с последующим обсуждением его характера (весело, радостно, игриво, задорно, бойко, мягко, нежно, протяжно, задумчиво). 8. Беседа «Что есть – Музыкальная грамота» | 4 2 2 2 2 2 1 1 |
|
Элементарные танцевальные движения, рисунки танца. | ||
- бодрый шаг; - Спортивно-торжественная ходьба; - спокойный шаг; - высокий шаг; - острый шаг; - шаг на полупальцах; - пружинистый шаг; - приставной шаг вперед, в сторону, тройной приставной.
- лёгкий; - неторопливый, пружинистый; -стремительный; -широкий; - высокий.
- лёгкие подскоки; - сильные подскоки; - прямой галоп; - боковой галоп. - «ножницы» (вперед)
| 3 2 4 2 3 1 2 2 3 |
«Красная шапочка», «Буратино».
композиция в паре: «Кузнечик».
«Прогулка», «Марш с сигналами», «Змейка». |
Импровизация | ||
| 1 3 3 3 |
|
Партерная гимнастика | ||
- для развития стопы; - для укрепления мышц голени; - для развития танцевального шага, выворотности; - для укрепления позвоночника; - для развития гибкости и пластики; - для укрепления мышц живота, - для раскрепощения пояснично-плечевого пояса. | 18 |
«Рыбка», «Бабочка», «Три японца», «Часы с кукушкой», парные упражнения |
Элементы классического танца | ||
| 1 1 2 1 1 1 1 1 1 |
тренировочная работа.
русского балета). |
2 год обучения
Тема занятия | Количество часов | Репертуар |
Музыкально-ритмическая деятельность | ||
| 8 2 1 1 8 6 4 |
поле берёза стояла», «Антошка».
с бубнами.
выпускает когти» и т.д.
«музыкальные фразы, предложения».
друзей.
мячиками. |
Элементарные танцевальные движения. | ||
| 6 5 4 2 4 8 3 2 |
|
Партерная гимнастика | ||
- для развития стопы; - для укрепления мышц голени; - для развития танцевального шага, выворотности; - для укрепления позвоночника; - для развития гибкости и пластики; - для укрепления мышц живота, - для раскрепощения пояснично-плечевого пояса. - группировка-растяжка.
нетрадиционные способы передвижения: перекаты, кувырки, колеса, и другие упр. | 12 16 |
|
Элементы классического танца | ||
1. Повторение и закрепление знаний, навыков и умений. 2. Упражнения, направленные на постановку корпуса, головы, рук, ног.
3. Экзерсис у станка:
- Saute (по VI позиции, с подгибанием ног, разножка). 4. Экзерсис на середине, (та же технология).
5. Простейшие вращения. 6. Теоретические занятия:
| 4 4 6 4
4 3 |
|
Элементы народного танца | ||
| 4 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
|
3 год обучения
Тема занятия | Количество часов | Репертуар |
Ритмико-гимнастические упражнения | ||
| 4 4 4 4 3 3 |
|
Классический танец | ||
- Demi plie, grand plie (по I, II, V позиции), I Port de bras. - Battement tendu (в сторону, вперед, назад), III Port de bras. - Releve (I, II, V позициям). - Battement jete: крестом, с пике. -Rond de jambe par terre (вперед, назад) Port de bras c rond de jambe par terre на plie. -Passe на 90`. -Adagio -Fouette a terre -Grand battement
- позы классического танца: attitudes, arabesques, - Temps lie вперед, - Port de bras I, II, III. - Pas de bourre. Прыжки (allegro): - Pas glissade. - Gete в маленьких позах. - Saute по I позиции. - Pas eshappe.
| 4 2 8 6 6 6 2 |
|
Народный (стилизованный) танец. | ||
| 6 2 4 4 4 6 4 4 |
|
Современный танец | ||
- голова; - грудная клетка; - бедра; - колени. 9. «Кросс» (шаги, прыжки, вращения). 10. Элементы бального танца: - основной шаг «Самба», «Ча-ча-ча», «Румба».
| 2 6 4 6 6 2 4 4 4 6 |
- Крест, квадрат, круг, фиксированный полукруг, свинговый полукруг, диагональные движения.
|
* Постановочная работа - танцы «Кимене», «Озорные ведьмочки», «Хорошо», «YO!», «Хип-хоп», «Спортивный». (18ч.).
4 год обучения
Тема занятия | Количество часов | Репертуар |
Ритмико-гимнастические упражнения | ||
| 2 2 6 2 2 2 2 |
- «Я учитель танцев», - «Я балетмейстер-постановщик», - «Я художник по костюмам».
- в современных ритмах (подтанцовка для исполнителей популярных песен). -в русском народном стиле. -в латиноамериканском стиле
|
Классический танец | ||
- Demi plie, grand plie (по I, II, V позиции), I Port de bras. - Battement tendu (в сторону, вперед, назад), III Port de bras. - Releve (I, II, V позициям). - Battement jete: крестом, с пике, sur le cou-de-pied (одной рукой за палку, меняя позиции). -Rond de jambe par terre (вперед, назад),grand rond de jambe Port de bras c rond de jambe par terre на plie. -Passe на 90` -Degage a terre 45`- 90` -Adagio -Fouette a terre -Grand battement. 3. Экзерсис на середине зала: - маленькое adagio - Demi plie , grand plie -Battement tendu - Battement jete - Battement fondu - Grand battement -Вращения -Port de bras -Allegro 4. Вальсовая композиция. 5. Закрепление. | 2 10 10 6 6 |
|
Народный (стилизованный) танец. | ||
- дробные комбинации в различном характере. - веревочка академическая -отработка танцевальных комбинаций -прыжковые комбинации -элементы украинского, белорусского, цыганского танцев (флик-фляк, «голубец», «бигунец», «падебаск») - элементы испанского, итальянского танцев (основной ход, перестукивание и др.). - элементы северного русского танца. - вращения. 5. Закрепление. | 4 2 8 10 4 |
|
Современный танец | ||
-Движения для разогрева и развития подвижности позвоночника. -Упражнения свингового характера.
| 2 4
6 6 4 4 4 2 4 2 6 4 |
-Модерн -Джаз.
- «Самба», - «Румба», - «Ча-ча-ча», - «Джайв», - «Рок-н-ролл», - «Мамба», - «Ламбада». |
* Постановочная работа - танцы «Кошки», «Золушка», «Кукарелла», «Скоморошки». (24ч)
Литература:
- Выгодский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство 1968,567с.
- Головкина С.Н. Уроки классического танца. - М.: Искусство. 1989,160с.
- Красовская В. Анна Павлова: страницы жизни русской танцовщицы. - Л. – М.: Искусство, 1965.
- Метленков Н.Ф. Социальный заказ на творческую личность // Дидакт. 1997,№6 21-26 с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей – Пр.: Академия развития, 1997, 240с.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972,237с.
- Современный бальный танец. – М.: Просвещение, 1978.
- Страна волшебная – балет: Очерки. – М.: Дет,лит. 1974.
- Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство,1967.
- Танец ХХ века: Сборник статей – Волгоград 1998.
- Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996
- Хореографическая работа со школьниками / Под редакцией Коноровой Е.В. – Л.: отделение Учпедгиза. 1958,356с
- Шереметьевская Н. Танец на эстраде. – М.: Искусство 1985.
- Эльяш Н. Образы танца. – М.: Знание 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по изобразительно – художественной деятельности «Картинная галерея»
Вид проекта: творческий; Время работы над проектом: срок реализации программы три года; Возраст учащихся 10-14 лет;Проблема: в связи со слабым развитием интереса, дети с нарушением интелле...
Дополнительная образовательная программа по театру художественно-эстетической направленности
Программа расчиана на 3 года обучения для детей в возрасте 8-15 лет....
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
Рабочая образовательная программа по Мировой художественной культуре 10- 11 класс (базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая образовательная программа составлена на основе:- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента го...
Дополнительная образовательная программа «Лингвистический анализ художественного текста»
К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхо...