Дополнительная образовательная программа «Лингвистический анализ художественного текста»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lingvisticheskiy_analiz.docx | 105.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального образования городского округа «Усинск»
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса
йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска
«5 №-а шöр общеобразовательнöй школа»
муниципальнöй бюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн Усинск кар
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом школы Директор школы
Протокол № __1____ _______ Н.В. Гуськов
от 31.08 2019 г. Приказ от 31.08.2019 г. № 648
Дополнительная образовательная программа
Русский язык
Объединение
«Лингвистический анализ художественного текста»
Направленность:
Социально-педагогическая
Для обучающихся: 15-17 лет
2 года обучения
Составитель:
Ирина Евгеньевна Самохина
учитель русского языка и литературы
Директор Н.В. Гуськов
Усинск 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лингвистический анализ художественного текста» разработана в соответствии с
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2012г. № 413), с изменениями и дополнениями 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017, 24.09, 11.12.2020г. (ФГОС СОО);
- ООП СОО МБОУ «СОШ№5» г. Усинска;
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин по ФГОС (ООО, СОО) в МБОУ
« СОШ№5» г. Усинска
Срок реализации программы 2 года.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение богатствами русского языка – важный показатель культурного уровня любого человека, независимо от его специальности. Уметь выражать свои мысли чётко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке. Есть в этом и эстетическая сторона, так как русский язык – великое чудо культуры, созданное русским народом, его лучшими писателями и публицистами. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта современного школьника.
В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной работе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса по привитию интереса к предмету.
Именно поэтому главной задачей внеурочной работы является привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Хорошо организованная и систематическая внеурочная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Актуальность
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться, понимать другого и самого себя, самостоятельно принимать решения, прогнозируя результаты
Цель внеурочной работы
Формирование личности, владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями
Исходя из основной цели следует решение следующих задач:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- углубление знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
- развитие творческих способностей и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
К особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.
В основе создания данной программы лежат принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.
3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.
4. Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т. е. приводит к практическому овладению русским языком.
5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, сказок;
- викторины;
- конкурсы;
- устные журналы;
- конференции;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются две части:
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- проблемно - поисковая;
- игровые технологии;
- ИКТ;
- АМО;
- интерактивные методы
- лекция;
- беседа;
- рассказ;
- словесные;
- проблемный;
- частичнопоисковый;
- исследовательский.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств ученика.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств языка.
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
- спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально стилевой принадлежностью текста;
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее втекстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно- научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, которые позволяют передать идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения.
Задачи лингвистического анализа текста:
- Способствовать осмыслению идеи и сюжета текста произведения;
- Демонстрировать художественные средства, которые использованы для достижения определённой цели;
- Обосновать отбор языковых средств, зависимый от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия;
- Изучить содержание художественного текста с учётом культурно-исторического контекста эпохи;
- Акцентировать внимание на особенности языка, характерные для конкретного писателя.
Таким образом, лингвистический анализ языка можно назвать многоаспектным, поскольку он позволяет одновременно решить разрозненные задачи изучения языка, которые в совокупности позволяют достичь комплексную (по своей сути) цель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1год обучения
Раздел1. Понятие о тексте 3 часа
Определение текста. Общие признаки и свойства текста (целостность, связность, членимость, автосемантия, диалогичность). Общие признаки и свойства текста (текстовая модальность, категория точки зрения, напряжённость текста, тематическая определённость/недостаточность).
Раздел 2. Связность и членимость текста 13 часов
Средства связи в тексте. Текстообразующие семантические связи (полный тождественный повтор, повтор однокоренных слов, тематический повтор). Текстообразующие семантические связи (экспрессивный повтор, синонимический повтор, повтор разных стилистических вариантов одного слова, родовидовая замена). Логико-смысловые средства связи (цепочки, включающие имена собственные и повторные номинации). Логико - смысловые средства связи (дейктический повтор). Логико - смысловые средства связи (деепричастные обороты в начале предложения, сочинительные и подчинительные союзы в присоединительной функции). Логико - смысловые средства связи (интонационные средства выражения логико - семантических отношений, контекстуально неполные синтаксические конструкции, вводные слова). Текстообразующие грамматические связи(единство морфологически выраженных текстообразующих элементов, единство грамматических знаний вида и времени, выраженных глагольными формами). Прагматические факторы текстообразования и связность текста (цель текста, объект текста, образ автора). Типы организации монологической речи. Актуальное членение (парцелляция). Единицы текста. Анализ организации текста как единого смыслового целого.
Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте 3 часа
Описание. Повествование. Рассуждение.
2год обучения
Раздел 4. Стили речи 4 часа
Художественный стиль речи (задачи, основные черты). Публицистический стиль речи (задачи, основные черты). Научный стиль речи (задачи, основные черты). Официально-деловой стиль речи (задачи, основные черты)
Раздел 5. Изобразительно - выразительные средства в художественном тексте 5часов
Изобразительно - выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, ирония, метонимия, перифраз, синекдоха, антомасия)
Раздел 6. Стилистические средства изобразительности в художественном тексте 7часов
Стилистические средства изобразительности (анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие риторический вопрос, риторическое обращение, синтаксический (образный) параллелизм, лексический повтор, эллипсис, эпифора, парцелляция, умолчание, аллегория, гротеск)
Раздел 7. Фонетические изобразительные средства 3 часа
Аллитерация. Звукопись. Ассонанс.
Календарно - тематическое планирование
«ЛИНГВИСТИЧЕКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
№ | Дата | Содержание | Количество часов |
Раздел 1. Понятие о тексте | |||
1 | Определение текста. | 1 | |
2 | Общие признаки и свойства текста (целостность, связность, членимость, автосемантия, диалогичность) | 1 | |
3 | Общие признаки и свойства текста (текстовая модальность, категория точки зрения, напряжённость текста, тематическая определённость/недостаточность) | 1 | |
Раздел 2. Связность и членимость текста | |||
4 | Средства связи в тексте. | 1 | |
5 | Текстообразующие семантические связи (полный тождественный повтор, повтор однокоренных слов, тематический повтор) | 1 | |
6 | Практикум | 1 | |
7 | Текстообразующие семантические связи (экспрессивный повтор, синонимический повтор, повтор разных стилистических вариантов одного слова, родовидовая замена) | 1 | |
8 | Практикум | 1 | |
9 | Логико-смысловые средства связи (цепочки, включающие имена собственные и повторные номинации) | 1 | |
10 | Практикум | 1 | |
11 | Логико - смысловые средства связи (дейктический повтор) | 1 | |
12 | Практикум | 1 | |
13 | Логико - смысловые средства связи (деепричастные обороты в начале предложения, сочинительные и подчинительные союзы в присоединительной функции) | 1 | |
14 | Практикум | 1 | |
15 | Логико - смысловые средства связи (интонационные средства выражения логико - семантических отношений, контекстуально неполные синтаксические конструкции, вводные слова) | 1 | |
16 | Практикум | 1 | |
17 | Текстообразующие грамматические связи(единство морфологически выраженных текстообразующих элементов, единство грамматических знаний вида и времени, выраженных глагольными формами) | 1 | |
18 | Практикум | 1 | |
19 | Прагматические факторы текстообразования и связность текста (цель текста, объект текста, образ автора) | 1 | |
20 | Практикум | 1 | |
21 | Типы организации монологической речи. | 1 | |
22 | Практикум | 1 | |
23 | Актуальное членение (парцелляция) | 1 | |
24 | Практикум | 1 | |
25 | Единицы текста. | 1 | |
26 | Практикум | 1 | |
27 | Анализ организации текста как единого смыслового целого | 1 | |
28 | Практикум | 1 | |
Раздел 3. Функционально - смысловые типы речи в тексте | |||
29 | Описание | 1 | |
30 | Практикум | 1 | |
31 | Повествование | 1 | |
32 | Практикум | 1 | |
33 | Рассуждение | 1 | |
34 | Практикум | 1 | |
Раздел 4. Стили речи | |||
35 | Художественный стиль речи (задачи, основные черты) | 1 | |
36 | Практикум | 1 | |
37 | Публицистический стиль речи (задачи, основные черты) | 1 | |
38 | Практикум | 1 | |
39 | Научный стиль речи (задачи, основные черты) | 1 | |
40 | Практикум | 1 | |
41 | Официально – деловой стиль речи (задачи, основные черты) | 1 | |
42 | Практикум | 1 | |
Раздел 5. Изобразительно - выразительные средства в художественном тексте | |||
43 | Изобразительно - выразительные средства (эпитет) | 1 | |
44 | Практикум | 1 | |
45 | Изобразительно - выразительные средства (сравнение) | 1 | |
46 | Практикум | 1 | |
47 | Изобразительно - выразительные средства (метафора) | 1 | |
48 | Практикум | 1 | |
49 | Изобразительно - выразительные средства (гипербола, литота, ирония) | 1 | |
50 | Практикум | 1 | |
51 | Изобразительно - выразительные средства (метонимия, перифраз, синекдоха,антомасия) | 1 | |
52 | Практикум | 1 | |
Раздел 6. Стилистические средства изобразительности в художественном тексте | |||
53-54 | Стилистические средства изобразительности (анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие) | 2 | |
54 | Практикум | 1 | |
55-56 | Стилистические средства изобразительности (риторический вопрос, риторическое обращение, синтаксический (образный) параллелизм) | 2 | |
57 | Практикум | 1 | |
58-59 | Стилистические средства изобразительности (лексический повтор, эллипсис, эпифора, парцелляция) | 2 | |
60 | Практикум | 1 | |
61 | Стилистические средства изобразительности (умолчание, аллегория, гротеск) | 1 | |
62 | Практикум | 1 | |
Раздел 7. Фонетические изобразительные средства | |||
63 | Аллитерация | 1 | |
64 | Практикум | 1 | |
65 | Звукопись | 1 | |
66 | Практикум | 1 | |
67 | Ассонанс | 1 | |
68 | Практикум | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста Тема1
Подготовка к ЕГЭ...
Анализ художественного текста Тема2
Поэтика как искусство...
Анализ художественного текста Тема3
О природе искусства...
Анализ художественного текста Тема4
О назначении искусства...
Анализ художественного текста Тема 5
Структура текста...
Анализ художественного текста Тема 6
Интерпетация произведения...
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...