Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Детский палаточный лагерь»
рабочая программа
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | |
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи программы | 4 |
Содержание программы | 5 |
Модуль «Парус» | 5 |
Модуль « Первооткрыватель» | 9 |
Модуль «Водник» | 13 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
Условия реализации программы | 18 |
Методическое обеспечение | 19 |
Рабочая программа воспитания | 21 |
Список литературы | 26 |
Приложение | 28 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский палаточный лагерь» разработана для оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в рамках профильных туристских смен детского передвижного палаточного лагеря «Сталкер-Ареал», включенного в единый реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
Программа реализуется инструкторско-педагогическим коллективом МБУ ДО «ИР СЮТур» в рамках сетевого взаимодействия с Искитимской районной общественной организацией туристов «КАСта» при поддержке Министерства труда и социального развития Новосибирской области.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский палаточный лагерь» (далее – программа) является общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности, направлена на приобретение первоначальных знаний в области туризма у детей, усовершенствование уже имеющихся умений и навыков в начальной туристской подготовки.
Программа модифицированная, разработана на основе программ для системы дополнительного образования детей Смирнова Д.В. Программы дополнительного образования детей: Вып. Оздоровительно-познавательный туризм. – М.: Советский спорт, 2003; Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г. Юные туристы-краеведы, 2004 г.
Туризм – явление многообразное и сферой его влияния охвачены в наши дни десятки миллионов человек. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Занятия туристско-краеведческой деятельностью обладают уникальными возможностями воспитания. Основная воспитательная цель данной программы – развитие детского коллектива как условия самораскрытия, самореализации, социализации личности.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере туризма, краеведенья и патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение участников смены в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность.
При организации детского лагеря палаточного типа приоритет отдается коллективной деятельности. В условиях лагерного быта подростки проявляют свои способности, помогают друг другу. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. Учась все делать самостоятельно и не только для себя, но и для всего коллектива, подросток в лагере взрослеет, избавляется от многих ложных представлений.
Государственная политика в интересах детей в настоящее время является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Обличительные особенности, новизна
Детский лагерь палаточного типа – это интереснейшая форма работы с детьми и подростками в летний период, организуемая в естественных природных условиях. Это замечательная возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм и открыть для себя новые ощущения единения с природой.
Туристско-краеведческая деятельность, как одно из направлений дополнительного образования детей, выступает комплексным средством всестороннего развития личности ребенка, ее эффективной самореализации в обществе. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей.
Программа включает в себя широкий спектр активных форм обучения, комплекс спортивных мероприятий и соревнований по спортивному туристскому, различные игровые, развлекательные и познавательные мероприятия, исследовательскую деятельность, работу мастерклассов, организацию психолого-педагогического сопровождения. Участвуя в данных мероприятиях у детей и подростков, появится возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку, сформировать устойчивый интерес к новым дисциплинам.
Адрес программы
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие на территории Новосибирской области и Искитимского района. Это воспитанники туристских объединений, воспитанники патриотических объединениях; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Объем, продолжительность программы
Всего проходит три профильных смены по 10 дней. Общее количество участников за одну смену - 40 человек. Всего – 120 человек.
Программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены (10 дней).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Искитимского района Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Искитимская районная станция юных туристов»
Искитимского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании | УТВЕРЖДАЮ |
педагогического совета | Директор МБУ ДО «ИР СЮТур» |
протокол № 8 от 03.09.2022 г. | ______________ А.В. Анохин |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Детский палаточный лагерь»
Возраст обучающихся: 10-17 лет
Авторы-составители:
Гусев Дмитрий Федорович, методист
Булавин Алексей Владимирович,
методист
Реализующие программу: Гусев Дмитрий Федорович, методист
Искитимский район
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | |
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи программы | 4 |
Содержание программы | 5 |
Модуль «Парус» | 5 |
Модуль « Первооткрыватель» | 9 |
Модуль «Водник» | 13 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
Условия реализации программы | 18 |
Методическое обеспечение | 19 |
Рабочая программа воспитания | 21 |
Список литературы | 26 |
Приложение | 28 |
Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский палаточный лагерь» разработана для оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в рамках профильных туристских смен детского передвижного палаточного лагеря «Сталкер-Ареал», включенного в единый реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
Программа реализуется инструкторско-педагогическим коллективом МБУ ДО «ИР СЮТур» в рамках сетевого взаимодействия с Искитимской районной общественной организацией туристов «КАСта» при поддержке Министерства труда и социального развития Новосибирской области.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский палаточный лагерь» (далее – программа) является общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности, направлена на приобретение первоначальных знаний в области туризма у детей, усовершенствование уже имеющихся умений и навыков в начальной туристской подготовки.
Программа модифицированная, разработана на основе программ для системы дополнительного образования детей Смирнова Д.В. Программы дополнительного образования детей: Вып. Оздоровительно-познавательный туризм. – М.: Советский спорт, 2003; Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г. Юные туристы-краеведы, 2004 г.
Туризм – явление многообразное и сферой его влияния охвачены в наши дни десятки миллионов человек. Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Занятия туристско-краеведческой деятельностью обладают уникальными возможностями воспитания. Основная воспитательная цель данной программы – развитие детского коллектива как условия самораскрытия, самореализации, социализации личности.
Актуальность программы
Актуальность данной программы заключается в том, что она решает комплекс проблем в сфере туризма, краеведенья и патриотического воспитания детей и подростков, предполагает использование новых форм работы, включение участников смены в разнообразную, соответствующую их возрастным особенностям деятельность.
При организации детского лагеря палаточного типа приоритет отдается коллективной деятельности. В условиях лагерного быта подростки проявляют свои способности, помогают друг другу. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции. Учась все делать самостоятельно и не только для себя, но и для всего коллектива, подросток в лагере взрослеет, избавляется от многих ложных представлений.
Государственная политика в интересах детей в настоящее время является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Обличительные особенности, новизна
Детский лагерь палаточного типа – это интереснейшая форма работы с детьми и подростками в летний период, организуемая в естественных природных условиях. Это замечательная возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм и открыть для себя новые ощущения единения с природой.
Туристско-краеведческая деятельность, как одно из направлений дополнительного образования детей, выступает комплексным средством всестороннего развития личности ребенка, ее эффективной самореализации в обществе. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей.
Программа включает в себя широкий спектр активных форм обучения, комплекс спортивных мероприятий и соревнований по спортивному туристскому, различные игровые, развлекательные и познавательные мероприятия, исследовательскую деятельность, работу мастерклассов, организацию психолого-педагогического сопровождения. Участвуя в данных мероприятиях у детей и подростков, появится возможность открыть в себе положительные качества личности, проявить самостоятельность, ощутить дух коллективизма, взаимопомощи, чувство социальной ответственности; осознать себя личностью, повысить самооценку, сформировать устойчивый интерес к новым дисциплинам.
Адрес программы
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие на территории Новосибирской области и Искитимского района. Это воспитанники туристских объединений, воспитанники патриотических объединениях; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Особенности физиологических различий подростков мальчиков и девочек, возрастные особенности развития обучающихся, учитываются при дозировании физических нагрузок во время занятий, соревнований и походов.
Объем, продолжительность программы
Всего проходит три профильных смены по 10 дней. Общее количество участников за одну смену - 40 человек. Всего – 120 человек.
Программа является краткосрочной и реализуется в течение лагерной смены (10 дней).
Программа "Детский палаточный лагерь" включает в себя элементы деятельности:
- Образовательную деятельность (лекции, беседы, учебно-тренировочные занятия, соревнования);
- Досуговую деятельность (квесты, подвижные игры, культурно-массовые мероприятия).
- Оздоровительную деятельность (утренняя зарядка, солнечные и воздушные ванны, теоретические и практические занятия на свежем воздухе).
Учебный план программы «Детский передвижной палаточный лагерь» состоит из трёх образовательных модулей:
- Профильная смена "Парус"
- Профильная смена "Водник"
- Профильная смена "Первооткрыватель"
Рекомендуемый объем каждого модуля – 54 академических часа.
Форма обучения: очная
Цель и задачи программы
Цель: организация активного отдыха детей, направленного на развитие и гармонизацию личности, способствующего укреплению физиологического и духовно-нравственного здоровья через занятия активными видами туризма.
Задачи программы:
Личностные:
- формировать у детей навыки эффективного социального взаимодействия;
- формировать у детей устойчивый и осознанный интерес к занятиям туризмом;
- формировать установку на здоровый образ жизни.
Предметные:
- познакомить с туристским снаряжением и оборудованием;
- обучить и закрепить знания и навыки по технике и тактике избранного вида туризма;
- формировать представления о правилах поведения и безопасности во время походов;
- знакомить с правилами питания, гигиены и безопасности в туристском походе.
Метапредметные:
- развивать умение включаться в коллективную деятельность;
- формировать навыки решения тактических и практических задач;
- формировать навыки экологического мышления и природоохранной деятельности;
- стимулировать развитие физических качеств.
Описание основных образовательных модулей программы
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей является пространством для обучения, оздоровления и творческого развития ребенка, и пребывание в нем – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта, время реализации своих способностей и возможностей. Данная программа направлена на создание творческой, эмоционально яркой среды для обучения, общения и творчества, укрепление здоровья, воспитание нравственности и патриотизма.
В ее рамках реализуются 3 модуля:
Модуль 1 - Профильная смена "Парус",
Модуль 2 - Профильная смена "Водник",
Модуль 3 - Профильная смена "Первооткрыватель".
Модуль «Парус»
Актуальность. Парусный туризм в Искитимском районе – один из самых молодых и активно набирающих популярность видов туризма. Это и отдых на воде, и поход с преодолением водных просторов, изучение родного края и достопримечательностей. Парусный туризм доступен всем физически здоровым и крепким людям, даже детям. Турист-парусник должен не только хорошо справляться с техническими и спортивными задачами, но и уметь анализировать, сопоставлять, принимать ответственные решения, проявляя при этом самодисциплину, стойкость, дружелюбие и оптимизм.
Цель – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных парусных путешествий.
Задачи:
Личностные:
- формировать навыки эффективного социального взаимодействия;
- ориентировать на физическое и духовное совершенствование личности;
- обучать бережному отношению к окружающей среде.
Предметные:
- обучить основам туристской подготовки;
- познакомить с устройством туристского парусного судна;
- сформировать навыки сборки и разборки парусного судна;
- обучить начальным навыкам управления парусным судном;
- сформировать навыки безопасного поведения в природной среде;
- познакомить с особенностями родного края;
- сформировать первичные умения оказания первой помощи при небольших повреждениях.
Метапредметные:
- способствовать формированию у детей устойчивого и осознанного интереса к занятиям туризмом;
- способствовать развитию самостоятельности, чувства ответственности, активности;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- формировать умения и навыки здорового образа жизни.
Учебный план
№ п/п | Название темы | всего | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | |
теория | Практика | ||||
1 | Привалы и ночлеги | 6 | 1 | 5 | Собеседование, практические задания |
1.1 | Теория и устройство туристского парусного судна. | 3 | 3 | ||
1.2 | Управление спортивным парусным судном. | 14 | 2 | 12 | |
1.3 | Техника движения. | 10 | 1 | 9 | |
1.4 | Правила соревнований. | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Правила расхождения. | 2 | 1 | 1 | |
1.6 | Обеспечение безопасности в парусном путешествии | 4 | 2 | 2 | |
1.7 | Лоция. Навигация и навигационные знаки. Сигналы и огни. | 4 | 2 | 2 | |
1.8 | Тактика парусного путешествия | 9 | 2 | 7 | Участие в соревнованиях |
2 | Основы метеорологии в парусном походе | 3 | 2 | 1 | Собеседование, практические задания |
3 | Туристские возможности родного края для парусных путешествий | 1 | 1 | ||
4 | Гигиена туриста-парусника и оказание первой помощи в походе | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 60 | 19 | 41 |
Содержание
- Привалы и ночлеги
Привалы на берегу и на воде, их периодичность и продолжительность, выбор места для привала. Обеспечение безопасности при выборе места для привалов и ночлегов. Работа группы на привале и организация отдыха. Использование привалов для проведения разведки. Ночлеги. Особенности выбора мест биваков на берегах равнинных, горных рек, открытых водоемов. Требования к месту ночлега в полевых условиях. Организация лагеря: выбор места, планировка, распределение работ, заготовка топлива, установка палаток, защита от насекомых. Хранение снаряжения. Типы и виды костров. Костровое оборудование. Дежурство у костра. Установка судов на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебания уровня воды. Ремонт и сушка одежды, обуви и снаряжения. Снятие лагеря. Организация ночлега в населенном пункте.
Практические занятия – выбор места для лагеря, планировка, заготовка топлива, установка палаток, разведение костров. Установка судов на ночь (на суше, на воде). Ремонт судов и другого снаряжения в походных условиях.
- Теория и устройство туристского парусного судна
Парусные конструкции: Общие понятия и классификация спортивных парусных судов Яхтенные конструкции (парус крепится к жестко установленной мачте) 2. Скимбат (парус на рангоуте 3. находится в руках спортсмена) 4. Виндсерфинг (парус прикреплен к снаряду посредством шарнира и способен вращаться и наклоняться во все стороны) 5. Кайтинг (купол управляется через стропы и т.д. Их значение и конструктивные особенности. Конструкция спортивного парусного судна: основные понятия. Судовые устройства (рулевое). Судовые устройства (швертовое). Общие понятия теории судна и паруса. Остойчивость судна. Эффект правильной загрузки. Плавучесть и непотопляемость. Качка. Морская болезнь. Сопротивление воды. Силы и моменты, действующие на парусное судно в движении. Теория паруса (основы теории крыла). Теория паруса (почему яхта идет вперед?). Теория паруса (сила дрейфа). Теория паруса (вымпельный ветер). Теория паруса (виды ветра). Теория паруса (центровка яхты).
Подбор личного снаряжения. Особые требования к одежде и обуви туриста-Паруса. Особенности упаковки вещей и продуктов. Укладка груза и размещение людей в судах. Спасательные средства и их хранение.
Практические занятия – сборка и разборка судов. Предпоходный ремонт судов.
- Управление спортивным парусным судном.
Курсы и направления. Плавание в свежую и штормовую погоду. Подготовка судна к плаванию в штормовых условиях.
Практические занятия – Разработка маршрута. Контрольные выходы, составление отчетов о путешествии. Оформление маршрутной документации
- Техника движения.
Движение по ветру. Движение против ветра. Пороты оверштаг, способы поворота. Лавирование по ветру. Плавание на волнении. Хождение в штормовую погоду. Хождение противоположным галсом. На одном галсе и не связаны. Левентик. Во время поворота Оверштаг. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. Право дороги (ПД). Разница между галсом и курсом. Подветренная и наветренная стороны.
Практические занятия – занятия на воде, отработка маневров.
- Правила соревнований.
Правила Парусных Гонок. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Международные правила предупреждения столкновения судов в море. На противоположных галсах. На одном галсе и связаны. На одном галсе и не связаны. Левентик. Во время поворота Оверштаг. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. Право дороги (ПД). Разница между галсом и курсом. Подветренная и наветренная стороны.
Практические занятия – участие в Первенстве Искитимского района.
1.5 Правила расхождения. Расхождение двух парусных судов. Не идти впритирку. Соблюдать безопасное расстояние. Вовремя изменять свой курс в ответ на движение яхты, имеющей ПД.
Практические занятия – контрольный выход на воду, тренировка в аварийной обстановке. Отработка приемов страховки при преодолении различных препятствий.
1.6 Обеспечение безопасности в парусном путешествии.
Правила поведения при волно-ветровых условиях. Спас жилеты- виды и правила использования. Действия после переворота судна.
Практические занятия- одевание спасательного жилета. Отработка спасения «утопающего».
- Лоция. Навигация и навигационные знаки. Сигналы и огни.
Определение положения судна на море. Понятие пеленга. Морская миля. Широта. Долгота. Магнитное склонение. Поправка компаса. Дрейф. Курсовой угол. Плавучие знаки. Понятие судового хода. Ночная сигнализация. Дневная сигнализация. Звуковые сигналы судов.
Практические занятия – отработка элементов управления, управление судном, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий.
- Тактика парусного путешествия
Понятие о тактике в парусном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Походный порядок судов. Место руководителя при движении нескольких судов. Связь и сигнализация. Выбор линии движения в различных условиях плавания. Разведка пути. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. Тактика разведки волоков
Практические занятия – отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий.
- Основы метеорологии.
Атмосферное давление. Шторм. Антициклон. Циклон. Туман. Дымка. Обледенение. Навальный ветер. Низовой ветер. Бриз. Сила ветра. Зыбь. Структура ветровых волн. Виды волны.
Практические занятия – работа с картой – ориентирование, измерение расстояний, чтение карты, копирование. Ориентирование на местности. Глазомерная съемка, составление схем.
- Туристские возможности родного края
Возможности туризма в Искитимском районе. Ландшафтные особенности района Караканского бора, лесостепной зоны, зона реки Бердь, и побережья Берди и Обского водохранилища, предгорья Салаира и восточной зоны Искитимского района. Возможности туризма в Новосибирской области. Особенности зон: восточной – горная и горно-лесная; южной - степная и озерная; северной - лесная, таежная и болотистая. Уникальность природы реликтовых ленточных боров (Караканский, Ордынский, Кудряшовский и пр.)
Практические занятия. Разработка маршрута.
- Гигиена туриста-парусника. Оказание первой помощи
Личная гигиена туриста-Паруса. Самоконтроль в походе. Характерные для водных путешествий заболевания травмы. Их профилактика и лечение в условиях водного путешествия. Предупреждение заболеваний. Первая помощь при ожогах, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударе, отравлении, ядовитом укусе. Состав медицинской аптечки для водного похода.
Практические занятия: Отработка приемов спасения утопающего, транспортировки пострадавшего.
Форма контроля
Формами промежуточной аттестации являются:
- устная проверка (тесты, собеседование и другое);
- практические задания;
- участие в соревнованиях.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- сформируются навыки эффективного социального взаимодействия;
- появится ориентир на физическое и духовное совершенствование личности;
- обучатся бережному отношению к окружающей среде.
Предметные:
- обучится основам туристской подготовки;
- познакомятся с устройством туристского парусного судна;
- сформируются навыки сборки и разборки парусного судна;
- обучится начальным навыкам управления парусным судном;
- сформировать навыки безопасного поведения в природной среде;
- познакомится с особенностями родного края;
- сформировать первичные умения оказания первой помощи при небольших повреждениях.
Метапредметные:
- разовьется интерес к занятиям туризмом;
- создадутся условия к развитию самостоятельности, чувства ответственности, активности;
- сформируются умения и навыки здорового образа жизни.
Модуль «Первооткрыватель»
Актуальность
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Пешеходный туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах участники закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Пешеходный туризм был и остаётся наиболее доступным.
Содержание разделов модуля способствует формированию правильного представления о походно-экспедиционной деятельности в целом, а также содействует развитию физических качеств.
Освоение программы модуля позволит обучающимся определить перспективы дальнейших занятий по базовым и углубленным программам в избранном виде туризма.
Цель – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Для достижения цели программы нами определены следующие задачи:
Личностные:
- формировать навыки эффективного социального взаимодействия;
- ориентировать на физическое и духовное совершенствование личности;
- обучать бережному отношению к окружающей среде
Предметные:
- обучить основам пешеходного туризма, краеведению, топографии, основам гигиены туриста и первой доврачебной помощи;
- ознакомить с правилами безопасного поведения в природной среде;
- подготовить учащихся к прохождению безаварийных туристских маршрутов;
Метапредметные:
- развивать мотивацию на регулярные занятия туризмом;
- способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- развивать умения и навыки здорового образа жизни.
Учебный план
№ п/п | Название темы | всего | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | |
Теория | Практика | ||||
1 | Туристское снаряжение | 6 | 2 | 4 | собеседование, практические задания |
1.1 | Туристский быт | 8 | 2 | 6 | |
1.2 | Организация и подготовка похода, путешествия. | 6 | 3 | 3 | |
1.3 | Правила движения в походе, преодоление препятствий | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Обеспечение безопасности | 3 | 1 | 2 | |
1.5 | Туристские должности в группе | 3 | 1 | 2 | |
1.6 | Топографическая подготовка | 6 | 3 | 3 | |
1.7 | Устройство компаса. | 3 | 1 | 2 | |
1.8 | Родной край и его природные особенности | 3 | 1 | 2 | |
2 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 3 | 1 | 2 | собеседование, наблюдение, практические задания |
2.1 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Приемы транспортировки пострадавшего | 3 | 1 | 2 | |
3 | Физическая подготовка туриста | 10 | 1 | 9 | практические задания |
Всего: | 60 | 19 | 41 |
Содержание
- Туристское снаряжение.
Групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: легкость, прочность, удобство в пользовании. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака. Приспособления для костра. Стойки и колышки для палаток.
Практические занятия. Подготовка к походу. Получение и распределение группового снаряжения. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход?»
1.1 Туристский быт
Бивак дневной, ночной, для дневок. Требования к месту привала: лес, вода, сухая поляна, безопасность. Планировка лагеря. Противопожарные меры. Распределение обязанностей. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Свертывание бивака. Питание в походе. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания. Упаковка и переноска продуктов. Водно-солевой режим. Выбор и обеззараживание воды.
Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной разбивки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.
1.2 Организация и подготовка похода, путешествия.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей. Роль каждого участника похода. Сбор сведений о районе похода. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика похода, сметы расходов. Подбор и подготовка личного и группового снаряжения. Организация ночлега в помещении. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Подбор картографического материала. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и видеосъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.
Практические занятия. Установка палатки, укладка рюкзака. Закупка, расфасовка, раскладка продуктов. Подготовка походной документации. Копирование карты. Разработка плана-графика похода. Подготовка группового и специального снаряжения. Контрольный сбор: проверка личной и групповой готовности к выходу в путешествие.
1.3 Правила движения в походе, преодоление препятствий
Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.
Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия
Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.
1.4. Обеспечение безопасности.
Движение в лесу через кустарник и завалы. Сложность движения в густом лесу. Движение на склонах. Виды склонов: лесистые, травянистые, песчаные, каменистые. Движение по заболоченной местности. Водные преграды. Техника преодоления естественных препятствий. Меры предосторожности. Страховка и самостраховки. начение дисциплины при преодолении естественных препятствий. Техника преодоления естественных препятствий. Меры предосторожности.
Практические занятия. Движение цепочкой, правила и режим пешего движения. Преодоление естественных препятствий: подъемы, спуски залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности. Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака.
1.5. Туристские должности в группе
Должности в группе постоянные и временные.
Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обязанности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.
Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.
Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготовление пищи, мытье посуды). Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.
Практические занятия
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.
1.6. Топографическая подготовка.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт.
Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координаты точек на карте.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Практические занятия
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры.
1.7. Устройство компаса.
Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута как угла на местности и на карте, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на ориентир, движение группы по азимуту. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным, числовым, масштабом. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.
Практические занятия. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Ориентирование по сторонам горизонта и по местным предметам. Ориентирование карты по компасу. Упражнения на ориентирование карты с помощью компаса. Упражнения на определение сторон горизонта по заданному азимуту и на смешанное ориентировании на местности. Участие в соревнованиях по спортивному туризму на дистанциях с ориентированием.
1.8. Родной край, его природные особенности.
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.
Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.
Практические занятия
Знакомство с картой своего края. "Путешествия" по карте.
2. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.
Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика походов и путешествий.
Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Практические занятия
Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
2.1 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.
Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия
Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
2.2 Приемы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
3. Общая физическая подготовка.
Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств туристов.
Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Ежедневные, индивидуальные занятия членов группы.
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скалкой, гантелями. Элементы акробатики.
Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание - освоение одного из способов.
Форма контроля
- собеседование,
- наблюдение,
- практические задания.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- сформируются навыки эффективного социального взаимодействия;
- обучающий будет ориентирован на физическое и духовное совершенствование личности;
- обучатся бережному отношению к окружающей среде.
Предметные:
- обучатся основам пешеходного туризма, краеведению, топографии, основам гигиены туриста и первой доврачебной помощи;
- ознакомятся с правилами безопасного поведения в природной среде;
- подготовятся к прохождению безаварийных туристских маршрутов;
Метапредметные:
- разовьют мотивацию на регулярные занятия туризмом;
- разовьются умения и навыки здорового образа жизни.
Модуль «Водник»
Актуальность
В рамках реализации модуля «Водник» создаются условия для вовлечения детей в туристско-краеведческую деятельность, походы, экспедиции, слеты, профильные смены и др. Обеспечивается междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, экология, основы безопасности жизнедеятельности и др.). Освоение программы модуля содействует формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной среды, созданию условий для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся. Также освоение программы способствует вовлечению обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации.
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности, подготовка юных туристов к проведению познавательных и безаварийных водных путешествий.
Задачи программы:
Личностные:
- формировать у детей навыки эффективного социального взаимодействия;
- формировать у детей устойчивый и осознанный интерес к занятиям туризмом;
- формировать установку на здоровый образ жизни;
Предметные:
- дать знания, умения, навыки по основам водного туризма;
- сформировать представления о правилах поведения и безопасности во время водных походов, прогулок, экскурсий;
- познакомить с водным туристским снаряжением;
- развить умения управления различными типами туристских судов;
- познакомить с туристскими узлами, используемыми в водных походах, уметь их использовать;
- познакомить с правилами питания, гигиены и безопасности в водном туристском походе;
Метапредметные:
- развивать умение включаться в коллективную деятельность;
- стимулировать развитие физических качеств;
- развивать способность к преодолению трудностей.
Учебный пан
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
всего | теория | Практика на местности | |||
1 | Снаряжение для водного путешествия | 3 | 1 | 2 | собеседование, практические задания, участие в экскурсии |
1.2 | Привалы и ночлеги | 12 | 3 | 9 | |
1.3 | Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | Питание в водном путешествии | 6 | 2 | 4 | |
1.5 | Обеспечение безопасности в водном путешествии | 6 | 1 | 5 | |
1.6 | Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия | 9 | 2 | 7 | |
1.7 | Тактика водного путешествия | 6 | 2 | 4 | участие в соревнованиях |
2 | Топография и ориентирование на местности | 3 | 1 | 2 | собеседование, практические задания, участие в экскурсии |
3 | Туристские возможности родного края для водных путешествий | 3 | 2 | 1 | |
4 | Гигиена туриста-водника и первая доврачебная помощь в походе | 6 | 2 | 4 | |
Итого | 60 | 18 | 42 |
Содержание
1. Снаряжение для водного похода
Виды туристских судов: байдарки, лодки, катамараны и т.д. Их значение и конструктивные особенности. Устройство байдарок. Подготовка и походное оборудование байдарок. Нормы загрузки. Повышение плавучести байдарок. Ремонтный набор для водного путешествия. Подбор личного снаряжения. Особые требования к одежде и обуви туриста-водника. Особенности упаковки вещей и продуктов. Укладка груза и размещение людей в судах. Спасательные средства и их хранение.
Практические занятия – сборка и разборка судов. Предпоходный ремонт судов. Соревнования и мастер-классы по разборке и сборке судов.
1.2 Привалы и ночлеги
Привалы на берегу и на воде, их периодичность и продолжительность, выбор места для привала. Обеспечение безопасности при выборе места для привалов и ночлегов. Работа группы на привале и организация отдыха. Использование привалов для проведения разведки. Ночлеги. Особенности выбора мест биваков на берегах равнинных, горных рек, открытых водоемов. Требования к месту ночлега в полевых условиях. Организация лагеря: выбор места, планировка, распределение работ, заготовка топлива, установка палаток, защита от насекомых. Хранение снаряжения. Типы и виды костров. Костровое оборудование. Дежурство у костра. Установка судов на ночь в различных условиях плавания, с учетом колебания уровня воды. Ремонт и сушка одежды, обуви и снаряжения. Снятие лагеря. Организация ночлега в населенном пункте.
Практические занятия – выбор места для лагеря, планировка, заготовка топлива, установка палаток, разведение костров. Установка судов на ночь (на суше, на воде). Ремонт судов и другого снаряжения в походных условиях. Соревнования и мастер-классы по выбору места для лагеря, планировке, заготовке топлива, установке палаток, разведению костров.
- Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия
Специфика водных путешествий, их преимущества и недостатки. Комбинированные походы. Комплектование группы. Распределение обязанностей в группе. Подготовка и проведение похода. План подготовки. Сбор информации о районе похода: характер и режим рек, препятствия, гидрометеорологическая обстановка, подъезды, пункты связи. Разработка маршрута с учетом режима реки, глубины потока, препятствий, скорости течения, ходового режима различных судов. Расчет переходов. Схемы и графики движения. Возможности радиальных пешеходных выходов. Запасные варианты маршрута. Содержание и календарь предпоходных тренировок. Подведение итогов путешествия. Формы отчетов.
Практические занятия – составление плана подготовки путешествия, сбор информации о районе похода. Разработка маршрута. Контрольные выходы, составление отчетов о путешествии. Оформление маршрутной документации. Соревнования по составлению маршрута похода.
- Питание в водном путешествии.
Значение правильной организации походного быта и питания. Рекомендуемый набор продуктов питания во время водных путешествий. Режим питания в походе и калорийность пищи. Пополнение пищевых запасов в пути. Примерные дневные нормы расхода продуктов. Упаковка и хранение продуктов в водном путешествии. Простейшие способы очистки и обеззараживания воды. Учет расхода продуктов.
Практические занятия – составление походного меню и раскладка продуктов. Приготовление пищи в походных условиях. Защита проектов походных меню.
- Обеспечение безопасности в водном путешествии.
Виды аварий, их причины. Анализ характерных аварийных случаев в водном путешествии. Обязанности руководителя и участников путешествия в обеспечении безопасности. Правила поведения в байдарке. Предпоходная проверка снаряжения и профилактический осмотр их в походе. Предпоходный выход на воду. Применение спасательных средств. Значение сработанности группы и роль дисциплины. Спасательные команды. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Правила подъема человека из воды на судно. Обязательность предпоходной тренировки в аварийной обстановке. Аварийное расписание экипажей. Меры безопасности и страховка при преодолении естественных и искусственных препятствий. Спасательные команды при прохождении препятствий.
Практические занятия – контрольный выход на воду, тренировка в аварийной обстановке. Отработка приемов страховки при преодолении различных препятствий. Поход.
- Техника движения. Речная лоция. Естественные и искусственные препятствия.
Элементы гребли. Техника гребли на байдарках: работа рук, положение корпуса и ног, ритм и темп. Управление байдаркой при помощи весел и руля. Требования к рулевому. Выполнение команд рулевого. Основные маневры: посадка, отход от берега, движение в различном строю, подход к берегу, высадка. Речная лоция. Характеристика рек и притоков. Типы течений. Определение характерных элементов реки. Речная обстановка. Способы преодоления естественных препятствий (быстрина, перекат, шивера, несложный порог, мель, камни, топляки, заросли, камыши, зарастающие водоемы, большие плесы, большое волнение, встречный и боковой ветер). Способы преодоления искусственных препятствий (мосты, паромные переправы, плотины, шлюзы). Обеспечение безопасности при прохождении препятствий.
Практические занятия – Мастер-класс по технике гребли. Отработка элементов гребли, управление байдаркой, выполнение различных маневров. Отработка техники преодоления естественных и искусственных препятствий.
- Тактика водного путешествия
Понятие о тактике в водном путешествии. Распорядок дня. Режим и график движения. Комплектование экипажей. Походный порядок судов. Место руководителя при движении нескольких судов. Связь и сигнализация. Выбор линии движения в различных условиях плавания. Разведка пути. Движение при плохой видимости. Тактика прохождения препятствий. Тактика разведки волоков
Практические занятия – отработка умения выбирать линию движения в различных условиях плавания. Проведение разведки препятствий и волоков (обносов).
- Топография и ориентирование на местности
Виды карт и основные сведения о карте: масштаб, условные топографические знаки, рельеф и способы его изображения, изображение гидросети на картах различного масштаба и схемах. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, измерение расстояний, копирование. Старение карт. Хранение карт в пути. Составление схем. Вычерчивание маршрутных лент. Компас. Магнитное склонение. Ориентирование на местности: по карте, компасу и местным предметам, по небесным светилам. Ориентирование в условиях рек, озер. Способы определения расстояний на местности, на воде. Глазомерная съемка препятствий и составление схемы их прохождения. Составление схем особо интересных мест. Уточнение карты и ленты маршрута в пути.
Практические занятия – работа с картой – ориентирование, измерение расстояний, чтение карты, копирование. Мастер-класс по ориентированию. Ориентирование на местности. Глазомерная съемка, составление схем.
- Туристские возможности родного края
Возможности туризма в Искитимском районе. Ландшафтные особенности района Караканского бора, лесостепной зоны, зона реки Бердь, и побережья Берди и Обского водохранилища, предгорья Салаира и восточной зоны Искитимского района. Возможности туризма в Новосибирской области. Особенности зон: восточной – горная и горно-лесная; южной - степная и озерная; северной - лесная, таежная и болотистая. Уникальность природы реликтовых ленточных боров (Караканский, Ордынский, Кудряшовский и пр.). Культура, и традиции коренных народов Юго-Западной Сибири.
Практические занятия
Разработка маршрута по интересным местам своего края. Экскурсия на урочище Зверобой. Выступление на конференции с докладами об истории заселения Искитимского района.
- Гигиена туриста-водника. Первая доврачебная помощь в походе
Личная гигиена туриста-водника. Самоконтроль в походе. Характерные для водных путешествий заболевания травмы. Их профилактика и лечение в условиях водного путешествия. Предупреждение заболеваний. Первая помощь при ожогах, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, переломе, солнечном и тепловом ударе, отравлении, ядовитом укусе. Состав медицинской аптечки для водного похода.
Практические занятия – наложение повязок. Отработка приемов спасения утопающего, искусственного дыхания, транспортировки пострадавшего.
Форма контроля
- собеседование,
- практические задания,
- участие в экскурсии,
- участие в соревнованиях.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- сформируются у детей навыки эффективного социального взаимодействия;
- сформируются у детей устойчивый и осознанный интерес к занятиям туризмом;
- сформируются установку на здоровый образ жизни;
Предметные:
- приобретут знания, умения, навыки по основам водного туризма;
- сформируются представления о правилах поведения и безопасности во время водных походов, прогулок, экскурсий;
- познакомятся с водным туристским снаряжением;
- разовью умения управления различными типами туристских судов;
- познакомятся с туристскими узлами, используемыми в водных походах, уметь их использовать;
- познакомятся с правилами питания, гигиены и безопасности в водном туристском походе;
Метапредметные:
- разовью умение включаться в коллективную деятельность;
- разовьют физические качества;
- разовьют способность к преодолению трудностей.
Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Срок обучения /уровень | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
10 дней/ ознакомительный | 19.06 | 28.06 | 10 | 60 | 2 раз в день по 3часа |
10 дней/ ознакомительный | 26.06 | 05.07 | 10 | 60 | 2 раз в день по 3часа |
10 дней/ ознакомительный | 26.06 | 05.07 | 10 | 60 | 2 раз в день по 3часа |
Описание расписания
Образовательный процесс в рамках одной профильной смены - непрерывный и осуществляется в соответствии с утвержденным распорядком дня профильной смены ДППЛ «Сталкер – Ареал».
Условия реализации программы
Занятия по программе проводятся на следующих учебно-тренировочных площадках:
- Участок реки Бердь от деревни Пайвино Маслянинского района до села Легостаево Искитимского района (профильная смена «Водник»).
- Участок реки Бердь от села Легостаево Искитимского района до села Старый Искитим (профильная смена «Первооткрыватель»).
- Остров Атамановский в прибрежной зоне Новосибирского водохранилища в районе села Быстровка (профильная смена «Парус»).
Дети проживают в палатках. Обучение теоретическим знаниям проходит в штабных палатках, практические навыки отрабатываются в режиме похода (туристского маршрута).
Группа участников профильных смен экипируется следующим общественным снаряжением:
- Судно надувное «Рафт-750» - 4 шт. (Первооткрыватель, Водник)
- Парусный катамаран «Сибкат-26» – 1 шт. (Парус)
- Парусный катамаран «Касатка» - 1 шт. (Парус)
- Парусный катамаран Сибкат-16-5 шт. (Парус)
- Весло - 44 шт. (Первооткрыватель, Водник)
- Каска водная – 44 шт. (Первооткрыватель, Водник)
- Спасательный жилет - 44 шт. (Первооткрыватель, Водник, Парус)
- Палатка туристическая – 10 шт. (Первооткрыватель, Водник, Парус)
- Оборудование костровое – 1 комплект. (Первооткрыватель, Водник, Парус)
- Коврики теплоизоляционные туристские – 44 шт. (Первооткрыватель, Водник, Парус);
- Спальный мешок – 44 шт. (Первооткрыватель, Водник, Парус);
- Канцелярские принадлежности;
- Звуковая аппаратура;
- Спортивный инвентарь.
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения для участия в профильной смене:
- Рюкзак (или непромокаемая сумка-баул)
- Туристские ботинки или обувь на твердой подошве
- Обувь спортивная (типа шиповки)
- Фонарик
- Гигиенические принадлежности
- Головной убор
- Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм)
- Спортивный тренировочный костюм
- Накидка от дождя
- Гидромешок
- Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка)
- Блокнот и ручка
- Мазь от кровососущих насекомых
- Носки шерстяные – 2 пары, хлопчатобумажные – 2 пары.
Кадровое обеспечение
В соответствии с утверждённым штатным расписанием МБУ ДО «ИР СЮТур».
Методические материалы
Основные методы и приемы, используемые на учебных занятиях: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебного занятия:
- лекция, беседа, мастер-класс, наблюдение (развивают творческую мыслительную деятельность);
- экскурсия (обогащает чувственное восприятие и наглядные представления);
- практическое занятие, соревнование, поход (позволяют закрепить умения и навыки).
Педагогические технологии
Применение элементов здоровьесберегающей технологии, технологии развивающего обучения, группового обучения, коллективной творческой деятельности.
Блок | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовите льный | Организационный | Обеспечение мотивации к занятию, подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
Основной | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Создание ситуации (эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание и др.), в которой дети сами сформулируют цель учебного занятия |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | |
Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются объяснением соответствующих правил или обоснованием | |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | |
Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | |
Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности | |
Итоговый | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | |
Информационный | Обеспечение понимания роли и места занятия к системе | Информация о значении занятия для последующих тем раздела и содержания программы в целом |
Дидактические материалы.
При реализации программы используются следующие дидактические материалы:
- тесты;
- стенд с узлами,
- памятки по вязке туристских узлов,
- памятка по организации туристского быта,
- памятка по безопасности в природной среде,
- памятка по оказанию первой помощи,
- дневник первого похода,
- схемы и условия спортивных туристских дистанций,
- индивидуальная карта туристского опыта,
- учебные топографические карты, космосъемки, карты-схемы,
карточки с топографическими знаками.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Цель: создание благоприятных условий для гражданского становления, личностного развития и творческой реализации учащихся посредством использования игровых технологий в условиях туристского лагеря.
Направления воспитания, виды, формы и содержания деятельности.
Направления воспитания:
- развитие осознанного отношения учащегося к здоровью и жизни человека, накопление знаний здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его;
- формирование бережного отношения к окружающей среде, природе и культуре родного края, своей малой Родине;
- воспитание важных этико-психологических качеств: взаимовыручка, дружба, честность, бескорыстие, самостоятельность, отзывчивость;
- приобщение к основополагающим нормам, ценностям и традициям туристского сообщества;
- развитие коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта.
Виды, формы и содержание деятельности.
Ориентирами для содержания воспитательной деятельности являются базовые ценности: семья, Отечество, природа, мир, труд, знания, культура, здоровье, человек. Содержание воспитания представлено в Приложении 1.
Направления воспитательной работы определяют 5 инвариантных и вариативных модулей.
Модуль 1. «Занятия по дополнительным общеобразовательным – общеразвивающим программам» («Учебное занятие»)
Учебное занятие – основная форма работы с обучающимися в системе дополнительного образования. Занятия туристско-краеведческой деятельностью обладают уникальными возможностями воспитания.
Задача: использовать воспитательный потенциал модулей «Водник», «Парус», «Первооткрыватель», для развития познавательного интереса обучающихся, создания ситуаций успеха, развития наставничества.
Виды, формы, содержание деятельности
Реализация педагогами воспитательных возможностей занятия предполагает:
- включение в содержание обучения туристско-краеведческой деятельности знаний об особенностях природы малой родины, что способствует развитию чувства гордости и ответственности за национальное достояние, формированию российской гражданской идентичности, воспитанию патриотизма и гражданской позиции;
- целенаправленное использование экологических знаний, развитие чувства бережного отношения к природе, обучение элементам природоохранной деятельности;
- акцентирование внимания на физическом, волевом и интеллектуальном самосовершенствовании, развитии психологической устойчивости как важных составляющих успешности туристско-краеведческой деятельности, что стимулирует самовоспитание обучающихся;
Актуальные формы воспитательной деятельности: беседа, дискуссия, игра, взаимообучение (в парах, микрогруппах).
Модуль 2. «Походы, экскурсии, экспедиции»
В походах и экспедициях наиболее полно проявляются не только усвоенные на занятиях знания, умения и навыки, но и воспитывается, закаляется характер человека, проявляются качества личности, межличностные отношения.
Задача: использовать воспитательные возможности похода, экскурсии для активного познания окружающего мира, воспитания любви к своему краю, его истории, культуре, природе, потребности и опыта сохранения национального достояния, формирования навыков сотрудничества, воспитания характера.
Виды, формы, содержание деятельности
- вовлечение обучающихся в активное познание окружающего мира, приобщение к экологической культуре, природоохранной деятельности;
- развитие двигательных функций организма, укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни (походу, путешествию как форме организации познавательного досуга);
- четкое фиксирование достигнутых результатов;
- сотрудничество обучающихся в различных видах походной деятельности;
- развитие навыков самообслуживания, практичности и смекалки;
Актуальные формы воспитательной деятельности: поход, слет, учебно-тренировочный сбор, соревнование, беседа у костра (огонек), вечер песни, экскурсия и др.
Модуль 3. «Работа с родителями»
Семья является одним из самых сильных факторов влияния на воспитание личности ребенка, поэтому педагогу дополнительного образования важно профессионально грамотно выстраивать работу с ней. Обретение родителями (согласно Закону РФ «Об образовании в РФ») статуса субъектов образовательного процесса создает больше возможностей для вовлечения родительского сообщества в активную поддержку образовательного процесса, что минимизирует/ исключает потребительское отношение к учреждениям общего и дополнительного образования как сфере услуг.
Задача: обеспечить активное сотрудничество с родителями обучающихся для эффективного решения образовательных и воспитательных задач.
Виды, формы, содержание деятельности
Реализация педагогами возможностей эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями) предполагает:
- регулярное информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся;
- психолого-педагогическое просвещение, консультативную помощь с целью лучшего понимания детей, их воспитания;
- использование дистанционных технологий, возможностей социальных сетей, сайта УДО для информирования, консультирования родителей;
- другие формы и виды деятельности, направленные на объединение усилий семьи и педагогов УДО в воспитании и социализации обучающихся.
Актуальные формы воспитательной деятельности:
- родительское собрание
- родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия;
- встречи со специалистами (психологов, врачей, социальных работников);
- индивидуальные беседы.
Модуль 4. «Самоопределение»
Профессиональное самоопределение заключается в выборе человеком специализации, принятии решения о том, кем стать, и какая работа придется ему по душе.
Задача: содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках.
Виды, формы, содержание деятельности
Реализация педагогами воспитательных возможностей самоопределения предполагает:
- развитие у обучающихся опыта самопознания и саморефлексии, формирование адекватной самооценки с использованием тренингов и практикумов, психологических игр, огоньков;
- организацию встреч с интересными людьми – Личностями и профессионалами своего дела;
- стимулирование участия обучающихся в социально ценной деятельности;
- организацию профориентационной работы, включающей в себя профессиональное просвещение;
Актуальные формы воспитательной деятельности: игра, тренинг, практикум, беседа, дискуссия.
Планируемые результаты
- увеличение положительной динамики воспитанности, уровня личностного развития учащихся, познавательной самостоятельности;
- максимальное раскрытие потенциала личности каждого ребенка, формирование определенных творческих, социальных и нравственных качеств;
- рост результативности достижений и успехов детей;
- обстановка доброжелательности, психологического комфорта в группе.
План воспитательной работы модуль «Парус»
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные, исполнители |
| |||
1 | Согласно учебному плану МБУ ДО «ИР СЮТур» | ||
| |||
2 | Поход по Обскому водохранилищу | Во время смены | Инструктора смены |
3 | Экскурсия по острову «Атамановский» | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
4 | Родительские собрания | Во время смены | Инструктора смены |
5 | Консультации по вопросам образовательного процесса и краеведческой деятельности | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
6 | Игры на логику | Во время смены | Инструктора смены |
7 | Соревнования на парусных судах | Во время смены | Инструктора смены |
План воспитательной работы модуль «Первооткрыватель»
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные, исполнители |
| |||
1 | Согласно учебному плану МБУ ДО «ИР СЮТур» | ||
| |||
2 | Поход по р. Бердь | Во время смены | Инструктора смены |
3 | Экскурсия по экологической тропе «Зверобой» | Во время смены | Инструктора смены |
4 | Экскурсия на скальник «Альпинист» | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
5 | Родительские собрания | Во время смены | Инструктора смены |
6 | Консультации по вопросам образовательного процесса и краеведческой деятельности | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
7 | Игры на логику | Во время смены | Инструктора смены |
8 | Тематические крест игры | Во время смены | Инструктора смены |
9 | Мини соревнования по видам: узловязание, «одевание страховочной системы» |
План воспитательной работы модуль «Водник»
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные, исполнители |
| |||
1 | Согласно учебному плану МБУ ДО «ИР СЮТур» | ||
| |||
2 | Поход по р. Бердь | Во время смены | Инструктора смены |
3 | Экскурсия по экологической тропе «Зверобой» | Во время смены | Инструктора смены |
4 | Экскурсия на скальник «Бердские скалы», «Собачий камень» | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
5 | Родительские собрания | Во время смены | Инструктора смены |
6 | Консультации по вопросам образовательного процесса и краеведческой деятельности | Во время смены | Инструктора смены |
| |||
7 | Игры на логику | Во время смены | Инструктора смены |
8 | Тематические крест игры | Во время смены | Инструктора смены |
9 | Мини соревнования по видам: узловязание, «киль- оверкиль», «спасение утопающего» | Во время смены | Инструктора смены |
Список литературы
Список литературы для педагога
(содержит перечень актуальных книг и учебных пособий)
1.Нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» (в редакции 2020 г.);
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП.2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21, «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в редакции 2020 г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление правительства РФ от 18.09.2020г. №1490 «О лицензировании образовательной деятельности.
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Куйбышевского района – Дома детского творчества.
Литература и источники информации для учащихся.
- Алексеев А.А. Спортивный туризм в СССР и России (к истории развития). - М.: САМ Полиграфист, 2015.
- Видео уроки по вязке узлов. [Электронный ресурс]. – URL:https://vk.com/videos- 38401972?section=album_55860900(01.05.2021).
- Видео уроки по ориентированию [Электронныйресурс].URL:https://www.youtube.com/playlist?list=PLf3COLXLD4AIRNqSJaUUsYNO_UbdZws5u (01.05.2021).
- Дихтярев В.Я. Вся жизнь - поход. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
- Добарина И. А., Жигарев О. Л., Смутнев А. В. Туристские узлы: Методическое пособие для участников туристских походов и соревнований по технике туризма (ТМ). – Новосибирск: Изд-во НО ТССР, 2003
- Клестов В.И. Записки спасателя - Нальчик: ООО "Тетраграф", 2012. - 236 с.
- Константинов Ю.С., Персии Л.И., Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Словарь юного туриста-краеведа: учеб.-метод, пособие. — М.: ЦНПРО, 2014
- Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М.: ЦДИТиК МО РФ, 1997.
- Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии : учеб, пособие. — М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
- Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2004.
- Разрядные требования по спортивному туризму. [Электронный ресурс]. – URL:http://no- tssr.ru/dokumenty/normativnye-dokumenty-po-st/1694-razryadnye-trebovaniya-po- sportivnomu-turizmu-na-2014-2017-gody.html(01.05.2021).
- Регламенты спортивных дисциплин. [Электронный ресурс]. –URL:http://no- tssr.ru/dokumenty/reglamenty-sportivnykh-distsiplin.html(01.05.2021).
Приложение
Критерии оценки качества реализации программы летних профильных смен
Категория участников программы | Критерий | Инструменты измерения |
Дети | Интерес к занятием спортивного туризма, повышение уровня знаний по начальной туристской подготовки; желание детей приехать следующий раз на эту программу. | Входная, выходная (итоговая) диагностика; анализ дня. |
Родители | Соответствие ожиданий и действительности; удовлетворенность бытовыми условиями; соответствие цели и задач программы ожидаемым результатам; желание родителя совместно с ребенком принимать участие в туристско- краеведческой деятельности. | Анкеты мнений о проведенной смене; собеседования на территории детского палаточного лагеря и по телефону; приобретение путевки для своего ребенка на следующий сезон. |
Педагогический коллектив | Инициативность вожатых и инструкторов в рамках реализации смены; соответствие ожиданий и действительности от реализации программы. | Ежедневный анализ повестки педагогических «планёрок» вожатых и руководителей; отчёт руководителя программы по итогам смены. |
Входная, выходная (итоговая) диагностика для детей, участвующих в реализации программы летней профильной смены
Цель анкетирования: выявить отношение воспитанников к лагерной смене.
Входная анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря? ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Наша смена в лагере называется «Первооткрыватель». Что ты ждешь от лагеря и от смены? _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Знаешь ли ты кто такие туристы и что ты знаешь о туристах»? ______________________
_____________________________________________________________________________
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашей смене интересной и радостной для всех? _____________________________________________________________________________ - В каких делах ты хочешь участвовать? __________________________________________
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других? __________________________
_____________________________________________________________________________
Кто твои друзья в лагере? _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
- Я пришел в лагерь, потому, что…_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Я не хочу, чтобы…____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Я хочу, чтобы…______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Я боюсь, что… _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также: Имя__________________ Фамилия___________________
Спасибо.☺☺☺
Выходная анкета (в конце смены)
- Что тебе понравилось в лагере? _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Что тебе не понравилось? ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему? ______________
_____________________________________________________________________________
- Согласен ли ты еще раз участвовать в смене «Водник»? ____________________________
_____________________________________________________________________________
- Было ли скучно в лагере?_______________________________________________________
- Было ли тебе страшно? ________________________________________________________
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем? ________
_____________________________________________________________________________
- Что бы ты хотел(а) пожелать себе? ______________________________________________
- Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам? ____________________________________
- Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам? _________________________________________
- Самое важное событие в лагере? Было или оно? ___________________________________
_____________________________________________________________________________
- Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Напиши, чему? _________________
_____________________________________________________________________________
– Закончи предложения:
Я рад(а), что…_________________________________________________________________
Мне жаль, что…_______________________________________________________________
Я надеюсь, что…_______________________________________________________________
Твое имя, _______________фамилия _________________
и автограф на память ___________________________
Спасибо.☺
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Музей нефти...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»
Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравстве...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»
Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...