Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой компьютер»
рабочая программа (6 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мой компьютер»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 3 года
Программа «Мой компьютер» имеет техническую направленность и помогает сформировать у учащихся знания и практические умения работы на компьютере, которые будут необходимы им для осуществления своей деятельности в современном информационном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_moy_kompyuter.docx | 155.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»
Тамбовского района Тамбовской области
Принята на заседании методического совета Протокол № от» | Утверждено: Директор школы _______________
Приказ № от |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Мой компьютер»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель:
Помогов Алексей Федорович,
педагог дополнительного образования
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мой компьютер» имеет техническую направленность и помогает сформировать у учащихся знания и практические умения работы на компьютере, которые будут необходимы им для осуществления своей деятельности в современном информационном обществе.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению компьютерных технологий, сочетающем в себе не только основы компьютерной грамотности и делопроизводства, но также графических редакторов и интернет-технологий. Такой подход помогает учащимся в дальнейшем профессиональном самоопределении, дает сведения практического характера, которые позволят обучающимся интегрировать полученные знания, умения и навыки с другими предметными областями. Учебный материал программы предполагает организацию самостоятельной деятельности в виде выполнения индивидуальных работ.
Актуальность
Программа «Мой компьютер» формирует у обучающихся знания и практические умения работы на компьютере, в соответствии с уровнем развития современного информационного общества. Содержание программы включает в себя курс пользователя персональным компьютером, основы компьютерной графики и создания сайта, материалы по правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и избирательного использования интернет-ресурсов.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее метапредметностью, т.к. полученные знания, умения и навыки по программе помогут обучающимся успешно реализовать свой творческий потенциал и применить полученные знания в других сферах деятельности. Программа сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Использование таких форм способствует максимальной эффективности учебной деятельности учащихся.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями данной программы являются: оптимальное сочетание форм организации обучения (коллективные, групповые и индивидуальные), внесение элемента творчества в процесс освоения информационных технологий, что позволяет детям с легкостью и интересом самостоятельно осваивать различные компьютерные программы. Самостоятельные действия обучающихся мотивируют их заниматься самообразованием в будущем, эффективно способствуя их всестороннему развитию, социальной адаптации и ранней профориентации.
Программа адресована детям от 12 до 15 лет.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, создает возможность реализации своей индивидуальности.
Условия набора обучающихся: для обучения по программе принимаются все желающие.
Количество обучающихся: 15 человек в группе.
Объем и срок освоения программы:
1 год обучения: 153 академических часа;
2 год обучения: 153 академических часа;
3 год обучения: 153 академических часа.
Формы занятий
Обучение предполагает коллективные, групповые и индивидуальные формы занятий. Основной формой обучения по данной программе является практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером, как инструментом обработки информации. На каждом этапе обучения выбирается такая тема работы, которая позволяет обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе практических умений и навыков. При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе обучения. По окончанию каждого года обучения проводится демонстрация и защита творческих проектов обучающихся.
Цель программы
Формирование компетентностей в области обработки информации и развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий.
1 год обучения
Задачи 1 года обучения:
Образовательные
-сформировать первоначальные представления о компьютере, сферах его применения и сопутствующих устройствах;
-сформировать первоначальные представления о свойствах информации и способах работы с ней;
-сформировать навыки работы с файлами и папками
- освоить основные элементы программного обеспечения (текстовые редакторы, графические редакторы, табличные редакторы, средства работы с фотографиями и рисунками, программы для чтения книг и документов, прикладные компьютерные программы)
-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде текстового редактора MSWord (работа с текстом, таблицами и рисунками в среде редактора)
-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора MSPowerPoint (создание презентации, работа с графическими, видео и аудио файлами в среде редактора)
Развивающие
развить познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
развить память, внимание, наблюдательность;
Воспитательные
воспитать информационную культуру;
воспитать самостоятельность, организованность, аккуратность;
воспитать культуру общения, ведения диалога.
Предполагаемые результаты 1 года обучения
Личностные
готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, которые представлены следующими компонентами: мотивационно-целостными (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование); когнитивными (знания, рефлексия деятельности); операциональными (умения, навыки); эмоционально- волевыми (самооценка, эмоциональное отношение к достижению);
Метапредметные
усвоение учащимися способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и навыков;
развитие мотивации, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
построение логического рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводов;
самостоятельное осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях;
ориентация в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях;
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
соблюдение в повседневной жизни норм речевого этикета и правил устного общения;
сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в паре;
самостоятельная организация своего рабочего места;
определение цели учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога и самостоятельно;
следование при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.
Предметные
По окончании 1 года обучения учащиеся должны
знать:
правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
устройство компьютера, сферы его применения и сопутствующие устройства;
принципы работы в операционной системе WindowsXP;
способы хранения информации на компьютере;
общие сведения о компьютерных технологиях;
назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;
понятия модели, моделирования;
виды и свойства алгоритмов;
основные методы обработки графической и текстовой информации;
уметь:
соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
использовать информацию для построения умозаключений;
решать задачи с применением подходов, наиболее распространенных в информатике;
использовать информационные технологии, готовые программные средства;
осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
обрабатывать графическую и текстовую информацию.
Учебный план 1 год обучения
№ | Темы занятий по разделам | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма проведения занятий |
| Вводное занятия. Техника безопасности. | 2 | 1 | 1 | Групповые теоретические занятия; |
1. | Компьютер | 31 | 13 | 18 | |
1.1 | История развития компьютерной техники. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.2 | Компьютер и его основные устройства. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.3 | Периферийные устройства компьютера. | 3 | 2 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.4 | Клавиатура. Работа на клавиатуре. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.5 | Работа с мышью. Пиктограммы. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.6 | Операционная система. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.7 | Хранение информации на компьютере. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.8 | Файлы и папки. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.9 | Архивация файлов. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2. | Программное обеспечение | 25 | 8 | 17 | |
2.1 | Программное обеспечение. Текстовые редакторы. | 5 | 2 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.2 | Программное обеспечение. Графические редакторы. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.3 | Программное обеспечение. Табличные редакторы. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.4 | Средства работы с фотографиями и рисунками | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.5 | Программы для чтения книг и документов | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.6 | Прикладные компьютерные программы. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3. | Текстовый редактор MSWord | 18 | 8 | 10 | |
3.1 | Запуск программы MSWord | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.2 | Ввод текста. Работа в Microsoft Word. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.3 | Форматирование текста. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.4 | Вставка таблицы. Рисунки и таблицы. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.5 | Вставка рисунка. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.6 | Печать документа. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.7 | Копирование и сканирование документов. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4. | Графический редактор MSPowerPoint | 28 | 11 | 17 | |
4.1 | Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.2 | Настройка панелей инструментов. Настройка параметров | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.3 | Создание новой презентации. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.4 | Просмотр и редактирование данных. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.5 | Вставка рисунков и видеофайлов из коллекции. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.6 | Вставка автофигуры. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.7 | Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ. | 5 | 2 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.8 | Предварительный просмотр. Настройка печати. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.9 | Пароли. Удаление лишних сведений из презентации. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5. | Информация | 51 | 19 | 32 | |
5.1 | Информация и органы чувств. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.2 | Общение как информационный процесс. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.3 | Элементы логики. Слова-кванторы. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.4 | Отношения между множествами. Объединение множеств. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.5 | Модель и её виды. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.6 | Моделирование. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.7 | Алгоритм. Свойства алгоритмов | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.8 | Координаты. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.9 | Линейный и разветвлённый алгоритмы. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.10 | Составление разветвлённых алгоритмов. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
5.11 | Обучающие игры и игровые программы. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
Итоговое занятие | 4 |
| 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; | |
| Всего: | 153 | 57 | 96 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с группой. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Обзор образовательного курса. Что такое информатика?
Практика: Тестирование «Правила работы за компьютером и поведения в компьютерном классе».
Раздел 1. Компьютер
Тема 1.1.История развития компьютерной техники.
Теория: История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Компьютер - машина для обработки, хранения и передачи информации. Интернет. Электронная почта. Телеконференция. Кибернетика.
Практика: Опрос по теме «Компьютер в жизни школьника»
Тема 1.2.Компьютер и его основные устройства.
Теория: Системный блок, клавиатура, манипулятор «мышь», монитор. Их назначение, функции, способы настройки и регулировки.
Практика: Кроссворд «Устройство компьютера».
Тема 1.3.Периферийные устройства компьютера.
Теория: Колонки, наушники, многофункциональное устройство, веб-камера, сканер, внешние флэш носители информации. Настройка громкости звука через колонку и наушники.
Практика: Практическая работа с периферийными устройствами компьютера
Тема 1.4. Клавиатура. Работа на клавиатуре.
Теория: Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.
Практика: Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиши правильными пальцами. Руки солиста. VersiQ. Stamina.
Тема 1.5. Работа с мышью. Пиктограммы.
Теория: Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером. Пиктограммы – значки на рабочем столе.
Практика: Работа с пиктограммами рабочего стола.
Тема 1.6. Операционная система.
Теория: Понятие об операционной системе. Какие существует операционные системы. Главное меню Windows, его назначение. Файлы и файловая система. Проводник. Панели задач.
Практика: Запуск программ с помощью главного меню Windows.
Тема 1.7. Хранение информации на компьютере.
Теория: Основные информационные процессы. Память компьютера. Внешние носители. Хранение информации, как основной информационный процесс.
Практика: В текстовом редакторе «Блокнот» ввести текстовую информацию, сохранить её с использованием буфер обмена в памяти компьютера и на других видах внешних носителей.
Тема 1.8. Файлы и папки.
Теория: Что такое файл. Какие существуют расширения и чем они отличаются. Для чего папки и как нужно их создать.
Практика: Создать папки на «рабочем столе», в «документах».
Создать текстовый документ в папке.
Тема 1.9 Архивация файлов.
Теория: Программы для архивации файлов: WinRAR, WinZip, 7 Zip. Основные принципы работы архиваторов.
Практика: Индивидуальная работа. Выполнить архивацию файлов, используя предложенный архиватор. Произвести сжатие файлов, архивацию, извлечение из архива.
Раздел 2. Программное обеспечение
Тема 2.1. Программное обеспечение. Текстовые редакторы.
Теория: Знакомство с видами программ. Программы для работы с текстами: Word, Блокнот.
Практика: Запуск и работа в текстовом редакторе «Блокнот».
Тема 2.2. Программное обеспечение. Графические редакторы.
Теория: Прикладные программы. Основы работы в графических редакторах Paint, GIMP, Krita
Практика: Запуск и работа в графическом редакторе Paint.
Тема 2.3.Программное обеспечение. Табличные редакторы.
Теория: Прикладные программы. Основы работы в табличных редакторах Exel, OpenOffice Calc.
Практика: Запуск и работа в табличном редакторе Exel. Создание таблицы, простые операции с компонентами таблицы (сумма, вычитание, умножение и т.п.)
Тема 2.4. Средства работы с фотографиями и рисунками
Теория: Средства для просмотра и простого редактирования фотографий: Средство Просмотра фотографий Windows , диспетчер рисунков Microsoft Office
Практика: Индивидуальные задания. Выполнить редактирование фотографии по заданным условиям учителя (параметры размеров, контрастности, цвета) используя диспетчер рисунков Microsoft Office.
Тема 2.5 Программы для чтения книг и документов
Теория: Использования программ Adobe Reader, WinDjView, AlReader для чтения книг и учебной литературы.
Практика: Настроить оптимальный режим для чтения книги, используя предложенную программу.
Тема 2.6. Прикладные компьютерные программы.
Теория: Мультимедийные и аудио программы для обработки различных данных:Media Player Classik, Adobe Flash Player,
Windows Media Player, Winamp, VLC media player и т.п.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использование прикладных программ. Работа с аудио и видео файлами.
Раздел 3.Текстовый редактор MSWord
Тема 3.1. Запуск программы MSWord
Теория: Назначение текстового редактора MSWord. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.
Практика: Запустить программу MSWord, настроить параметры для работы.
Тема 3.2. Ввод текста. Работа в Microsoft Word.
Теория: Основные правила для создания текста в программе Microsoft Word.
Практика: Создать текст в программе Microsoft Word и сохранить созданный документ несколькими способами.
Тема 3.3. Форматирование текста.
Теория: Что такое форматирование текста.
Практика: Выполнить форматирование предложенного текста, части текста по заданным условиям.
Тема 3.4. Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.
Теория: Способы вставки таблицы в программе Word. Создание рисунка в программе Word.
Тема 3.5. Вставка рисунка.
Теория: Вкладка «Вставка» - вставка рисунка из файла, вставка готовых фигур, таких как стрелки, элементы блок – схемы, круги.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК. Вставка рисунка из файла.
Тема 3.6. Печать документа.
Теория: Вкладка «Файл». Правила сохранения и печати документа в программе Word.
Практика: Настроить заданные параметры печати. Распечатать документ с помощью принтера.
Тема 3.7 Копирование и сканирование документов.
Теория: Программы и способы сканирования документов. Сохранение полученных файлов на компьютер. Правила подготовки документов для копирования и сканирования.
Практика: Выполнить копирование документа, используя различные настройки параметров. Выполнить сканирование документа и сохранить его в указанную папку.
Раздел 4. Графический редактор MSPowerPoint
Тема 4.1. Запуск программы MSPowerPoint. Главное окно.
Теория: Назначение текстового редактора MSPowerPoint. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.
Практика: Запустить программу MSPowerPoint, настроить параметры работы.
Тема 4.2. Настройка панелей инструментов. Настройка параметров презентации.
Теория: Строка меню программы MSPowerPoint. Основные вкладки для создания и настройки презентации.
Практика: Тестирование по теме «Основные инструменты и параметры для создания презентации»
Тема 4.3. Создание новой презентации.
Теория: Алгоритм создания новой презентации. Макет и дизайн слайдов.
Практика: Создать презентацию из пяти слайдов в программе MSPowerPoint потеме «Новый год».
Тема 4.4. Просмотр и редактирование данных.
Теория: Команды для просмотра и редактирования презентации в программе MSPowerPoint.
Практика: Выполнить редактирование презентации и/или отдельных слайдов презентации.
Тема 4.5. Вставка рисунков и видеофайлов из коллекции.
Теория: Строка меню в программе MSPowerPoint. Вкладка «Вставка» -вставка рисунка (видеофайла).
Практика: Создать несколько слайдов, используя коллекцию программы.
Тема 4.6. Вставка автофигуры.
Теория: Вставка готовых фигур, таких как прямоугольники, линии, круги, стрелки, элементы блок – схемы.
Практика: Создать композицию из нескольких слайдов, используя готовые фигуры.
Тема 4.7. Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Наложение звука. Произвольный показ.
Теория: Строка меню. Вкладка «Анимация» и «Показ слайдов».
Практика: Настроить презентацию для показа.
Тема 4.8. Предварительный просмотр. Настройка печати.
Теория: Как нужно организовать предварительный просмотр и настроить печать.
Практика: Выполнить действия для предварительного просмотра готовой презентации. Распечатать презентацию и/или часть презентации.
Тема 4.9. Пароли. Удаление лишних сведений из презентации.
Теория: Алгоритм для удаления лишних сведений из презентации.
Практика: Представление и демонстрация своей презентации.
Раздел 5. Информация
Тема 5.1. Информация и органы чувств.
Теория: Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание являются информационными каналами между внешним миром и человеком.
Практика: Задания на карточках: определить виды информации.
Тема 5.2. Общение как информационный процесс.
Теория: Структура и способы информационной связи. Средства массовой коммуникации в структуре общения.
Практика: Викторина по теме «Источник и приемник информации».
Тема 5.3. Элементы логики. Слова-кванторы.
Теория: Человек и обработка информации. Логика – слова. Результат получения информации.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.
Обучающая игра на компьютере: дополнить пары недостающими элементами и создавать новую пару.
Тема 5.4. Отношения между множествами. Объединение множеств.
Теория: Множества. Подмножества. Множества и операции с ними.
Практика: Игра «Всё наоборот».
Обучающая игра на компьютере: знакомство с элементами множества, выделить группы внутри множества.
Тема 5.5. Модель и её виды.
Теория: Что такое модель. Натурные и информационные модели. Карты, планы, схемы, таблицы графики, рисунки, чертежи– информационные графические модели.
Практика: Создать таблицу в программе Word и сохранить её.
Тема 5.6. Моделирование.
Теория: Что такое моделирование. Виды моделирования. Основные характеристики информационных моделей.
Практика: Обучающая игра на компьютере диск «Мир информатики».
Тема 5.7. Алгоритм. Свойства алгоритмов.
Теория: Что такое алгоритм? Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Какие бывают алгоритмы. Языки программирования.
Практика: Выполнять задание на карточке: задача «перевозчик».
Задание с использованием ПК: читать и определить тип каждого алгоритма.
Тема 5.8. Координаты.
Теория: Координаты точки. Нахождение точки по координатам (X,Y).
Практика: Создать рисунок, соединяя точки по заданным координатам.
Тема 5.9. Линейный и разветвлённый алгоритмы.
Теория: Правила создания линейного и разветвлённого алгоритма.
Практика: В программе Блокнот создать линейный алгоритм.
Тема 5.10. Составление разветвлённых алгоритмов.
Теория: Правила создания разветвлённого алгоритма.
Практика: Найти и записать пример применения разветвлённого алгоритма в известных сказках.
Тема 5.11. Обучающие игры и игровые программы.
Теория: Виды обучающих игр. Роль обучающих игр в процессе обучения.
Практика: Обучающая игра на компьютере – Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Итоговые занятия
Итоговая работа: Презентация «Поздравительная открытка». Создать презентацию, используя несколько прикладных программ.
2 год обучения
Задачи 2 года обучения:
Образовательные
-углубить навыки использования средств создания и редактирования в среде текстового и графического редакторов
-сформировать практические умения и навыки работы на ПК
-показать многообразие форматов графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
-раскрыть роль графических программ в развитии современного общества;
-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора Paint (создание и редактирование графических изображений в среде редактора)
-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде графического редактора Adobe Photoshop (создание и редактирование графических изображений в среде редактора)
-осуществить помощь ученикам в создании проектов в среде ЛогоМиры по различным темам
-овладеть основными средствами создания и редактирования в среде ЛогоМиры (создание и редактирование мультфильма в среде редактора).
Развивающие
-развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников;
-развитие креативности и творческого мышления;
-развивать абстрактное и логическое мышление.
Воспитывающие
-формирование творческого подхода к поставленной задаче;
-повышение общекультурного уровня учащихся.
Предполагаемые результаты 2 года обучения
Личностные
-иметь навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
-ориентироваться на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок.
-проявлять ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.
Метапредметные
-решать творческие задачи с опорой на приобретенные знания;
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
-устанавливать причинно-следственные связи
-владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Предметные
По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:
-правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
-принципы работы в операционной системе WindowsXP;
-общие сведения о компьютерных технологиях;
-назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;
-основные методы обработки графической и текстовой информации;
-принципы работы в графических редакторах Paint и AdobePhotoshop;
-принципы работы в творческой среде ЛогоМиры;
уметь:
-соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
-работать с наглядно представленными на экране информационными объектами;
-использовать информационные технологии, готовые программные средства;
-осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
-уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать графические объекты с помощью программ Paint и AdobePhotoshop
-работать в творческой среде ЛогоМиры;
-обрабатывать графическую и текстовую информацию.
Учебный план 2 год обучения
№ | Темы занятий по разделам | Общее количество часов | Теория | Практика | Форма проведения занятий |
| Вводные занятия. Техника безопасности. | 2 | 2 | Групповые теоретические занятия; | |
1. | Художественная компьютерная графика. | 10 | 4 | 6 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.1 | Роль рисунка в жизни современного общества. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.2 | Методы представления графических изображений | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.3 | Цвет в компьютерной графике | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
1.4 | Форматы графических файлов | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2. | Графический редактор Paint | 40 | 14 | 26 | |
2.1 | Введение в программу Paint. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.2 | Рабочее окно программы Paint | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.3 | Панель меню. Основные команды | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.4 | Меню Изображение | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.5 | Редактирование графических изображений. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.6 | Сохранение документа. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.7 | Работа с фрагментом изображения. Монтаж рисунка из объектов | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.8 | Операция отражения, поворота и наклона. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.9 | Ввод текста. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.10 | Масштабирование изображения. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.11 | Построение орнамента из набора примитивов. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.12 | Технология OLE. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
2.13 | Итоговая работа по редактору Paint. | 6 | 6 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; | |
3. | Графический редактор Adobe Photoshop. | 51 | 15 | 36 | |
3.1 | Графический редактор Adobe Photoshop . | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.2 | Создание и сохранение изображения в AdobePhotoshop | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.3 | Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.4 | Обработка изображений в Adobe Photoshop | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.5 | Коррекция изображений в Adobe Photoshop. | 6 | 2 | 5 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.6 | Рисование при помощи выделений. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.7 | Изменение цвета и фона изображения. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.8 | Работа со слоями. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.9 | Работа с масками. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.10 | Фильтры. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
3.11 | Итоговая работа по редактору Adobe Photoshop. | 6 | 6 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; | |
4 | Творческая среда ЛогоМиры 3.0 | 51 | 18 | 33 | |
4.1 | ЛогоМиры 3.0. С чего начать. Окно приветствия. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.2 | Как создать простейший мультфильм. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.3 | Создание и редактирование мультфильма «Черепашки и геометрия. Черепаший гардероб» | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.4 | Черепахи-близнецы. | 3 | 1 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.5 | Технология drag&drop. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.6 | Подписи объектов. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.7 | Спецэффекты. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.8 | Алгоритм работы с черепашкой | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.9 | Страховка полученных результатов. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.10 | Непрерывный процесс презентации. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.11 | Остановка процессов. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.12 | Создание листа «Черновик». | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.13 | Состояние и свойства черепашки. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.14 | Список инструкций и выполняемых команд. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.15 | Инструменты для взаимодействия программы с пользователем. | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.16 | Управляющие кнопки в программе ЛогоМиры | 2 | 1 | 1 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; |
4.17 | Итоговая работа по Творческой среде ЛогоМиры 3.0 | 6 | 6 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия; | |
| Всего: | 153 | 53 | 100 |
Содержание учебного плана 2 год обучения
Вводные занятия. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Обзор курса обучения.
Практика: Правила работы за компьютером.
Раздел 1. Художественная компьютерная графика.
Тема 1. Роль рисунка в жизни современного общества.
Теория: Роль рисунка в жизни современного общества. Историческое развитие художественной графики. Рисунок в повседневной жизни человека.
Практика: Опрос по теме «Рисунок и я».
Тема 1.2 Методы представления графических изображений.
Теория: Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
Практика: Опрос по теме «Виды графики»
Тема 1.3 Цвет в компьютерной графике
Теория: Цветовые модели Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость). Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений.
Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK.
Практика: Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора.
Тема 1.4: Форматы графических файлов
Теория: Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.
Практика: Преобразование файлов из одного формата в другой.
Раздел 2. Графический редактор Paint
Тема 2.1 Введение в программу Paint.
Теория: Назначение, возможности, экранный интерфейс. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Графические примитивы.
Практика: Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры.
Тема 2.2 Рабочее окно программы Paint
Теория: Главное окно. Список изображений. Панель меню. Панель инструментов. Список изображений. Рабочая область. Окно инструментов. Палитра. Операции с цветом.
Практика: Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 2.3. Панель меню. Основные команды
Теория: Меню файл, правка, вид, средства, окно, справка.
Практика: Работа с фалами
Тема 2.4. Меню Изображение
Теория: Особенности меню. Обрезка и выделение, изменение размера. Размер полотна, ориентация (повороты)
Практика: Обрезка, поворот и изменение изображения. Полотно – изменение размера и ориентации
Тема 2.5 Редактирование графических изображений.
Теория: Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Операции с цветом.
Практика: Рисование по образцам, на свободную тему.
Тема 2.6 Сохранение документа.
Теория: Загрузка и сохранение документа. Расширение файла.
Практика: Создание своей папки, сохранение файла в ней. Сохранение графических документов в формате .jpg (.jpeg) или .gif.
Тема 2.7 Работа с фрагментом изображения. Монтаж рисунка из объектов.
Теория: Выделение произвольной области. Циклические алгоритмы. Выбор фрагмента изображения. Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфер обменом.
Практика: Редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Построение симметричных объектов.
Тема 2.8 Операция отражения, поворота и наклона.
Теория: Мозаика. Цветной ластик.
Практика: Создание симметричного рисунка.
Тема 2.9 Ввод текста.
Теория: Панель атрибутов текста. Создание художественного текста. Оформление текстового объекта.
Практика: Форматирование текста в графическом редакторе.
Тема 2.10 Масштабирование изображения.
Теория: Регулирование масштаба изображения. Применение сетки.
Практика: Создание точного контура объекта.
Тема 2.11 Построение орнамента из набора примитивов.
Теория: Создание разных орнаментов из набора примитивов. Выделение фрагмента и экспорт фрагмента рисунка на новый графический лист. Цветовой дизайн.
Практика: Построение орнаментов по образцу.
Тема 2.12 Технология OLE.
Теория: Метод внедрения. Закрепление навыка выделения фрагмента и экспорта фрагмента рисунка на новый графический лист. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
Практика: Внедрение объекта из документа одного приложения в другое.
Тема 2. 13 Итоговая работа по редактору Paint.
Практика: Создание рисунка на свободную тему с использованием основных инструментов в программе Paint.
Раздел 3. Графический редактор Adobe Photoshop.
Тема 3.1 Графический редактор Adobe Photoshop .
Теория: Основные принципы работы с Adobe Photoshop. Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Adobe Photoshop. Структура окна программы. Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Способы открытия файлов с изображением. Изменение масштаба просмотра изображения.
Практика: Создание изображения флага России
Тема 3.2 Создание и сохранение изображения в AdobePhotoshop
Теория: Изменение размеров изображения и его разрешение.
Форматы сохранения изображений. Вывод изображений на печать. Предварительный просмотр.
Практика: Редактировать размеры изображения по заданным параметрам. Выполнить настройку параметров печати изображения. Напечатать изображение с помощью МФУ.
Тема 3.3 Работа с цветовыми моделями в Adobe Photoshop.
Теория: Цветовые модели, используемые в Photoshop. Подготовка изображения к печати. Работа с индексированными цветами. Изменение цветового разрешения с помощь индексированных цветов. Преобразование изображений в различные цветовые модели. Изменение размеров изображения.
Практика: Создание изображений по образцу.
Тема 3.4 Обработка изображений в Adobe Photoshop
Теория: Выполнение кадрирования изображений. Обрезка и выравнивание изображений. Выбор цвета. Изменение пространственного расположения изображений.
Практика: Изменить цвета на фотографии. Превратить фотографию в акварель
Тема 3.5 Коррекция изображений в Adobe Photoshop.
Теория: Увеличение яркости и контраста изображений. Коррекция тонового диапазона изображений. Копия изображения. Увеличение яркости.
Практика: Откорректировать фотографию. Сделать фотографию более выразительной. Убрать «красные глаза» на фотографии
Тема 3.6 Рисование при помощи выделений.
Теория: Выделение областей. Изменение размера выделенной области. Создание изображений с помощью инструментов выделения. Размытие края выделенной области.
Практика: Вставка изображений облаков, созданных при помощи выделения с размытием
Тема 3.7 Изменение цвета и фона изображения.
Теория: Изменение цвета изображения, используя выделение волшебной палочки и заливку в режиме наложения.
Практика: Построение композиций из исходных изображений. Построить отражение в воде и поместить в рамку
Тема 3.8 Работа со слоями.
Теория: Основные действия. Переименование слоя. Выполнение действий. Фоновый слой. Инструменты рисования и заливки. Создание художественного текста с обводкой.
Практика: Подготовить объявление о пропаже щенка
Тема 3.9 Работа с масками.
Теория: Создание маски из текста. Применение эффектов к тексту. Увеличение размеров холста.
Практика: Подготовить изображение с текстом, внутри которого находится фотография
Тема 3.10 Фильтры.
Теория: Применение фильтров к изображениям.
Практика: Создать неоновую вывеску для магазина
Тема 3. 11 Итоговая работа по редактору Adobe Photoshop.
Практика: Создание рисунка на свободную тему с использованием основных инструментов в программе Adobe Photoshop.
Раздел 4. Творческая среда ЛогоМиры 3.0
Тема 4.1. ЛогоМиры 3.0. Окно приветствия.
Теория: Назначение многофункциональной творческой среды ЛогоМиры 3.0. Что означает слова Лого. Заставка окна ЛогоМиры 3.0.
Практика: Запуск программы ЛогоМиры 3.0.Включение и выключение заставки. Открыть новый проект.
Тема 4.2. Как создать простейший мультфильм.
Теория: Алгоритм создания несложного мультфильма, пользуясь основными возможностями Логомиров. Как выглядит новый (пустой) проект. Основные вкладки окна.
Практика: Создать рисунок «живая» улица небольшого городка.
Тема 4.3. Черепашки и геометрия. Черепаший гардероб.
Теория: Черепашка – как основной инструмент рисования геометрических фигур в среде ЛогоМиры. 1 шаг движение черепашки.
Практика: Создать новый проект, установив размер проекта 800*600 с помощью меню файл.
Тема 4.4. Черепахи-близнецы.
Теория: Несколько черепашек в проекте. Создание и размножение черепашки – образца.
Практика: В среде ЛогоМиры создать черепашку.
Открыть ее рюкзак и установить желаемую форму.
Тема 4.5. Технология drag&drop.
Теория: Технология drag&drop. Как добавить в библиотеку ЛогоМиров свой набор графики.
Практика: В среде ЛогоМиры создать папку Personal и поместить в ней несколько графических файлов.
Тема 4.6. Подписи объектов.
Теория: Как использовать текстовые окна для подписи карт или диаграмм.
Практика: В среде ЛогоМиры создать текстовое окно и напечатать в нем.
Отштамповать текст с помощью Штампа из Панели инструментов.
Тема 4.7. Спецэффекты.
Теория: Добавление проект различные спецэффекты.
Практика: ЛогоМиры – создать эффекты для черепашек (мигание, изменение в цвете и размере.
Тема 4.8. Алгоритм работы с черепашкой
Теория: Алгоритм работы с черепашкой. Запуск процесса с помощью щелчка мыши.
Практика: Запуск разных процессов.
Тема 4.9. Страховка полученных результатов.
Теория: Как застраховать полученные результаты от непредвиденной неприятности.
Практика: Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.
Тема 4.10. Непрерывный процесс презентации.
Теория: Непрерывный процесс мультимедийной презентации.
Практика: Создать непрерывный процесс презентации.
Тема 4.11. Остановка процессов.
Теория: Как остановить все процессы разом.
Практика: Остановить процессы, используя команду «Автостоп».
Тема 4.12. Создание листа «Черновик».
Теория: Создание нового листа в своем проекте - Черновик. Вставка в Черновик всех объектов, которые пригодятся в проекте (бегунки, кнопки, звуки, мелодии).
Практика: С помощью листа Черновик выполнять отладку процедур, посвященных черепашьей графике. Запуск процедуры на нужном листе.
Тема 4.13. Состояние и свойства черепашки.
Теория: Информация о состоянии черепашки – свойства (форма, цвет, курс, место, x коор., y коор., размер).
Практика: Узнать значение того или иного свойства черепашки, и изменить его.
Тема 4.14. Список инструкций и выполняемых команд.
Теория: Список команд, выполняемых черепашками.
Практика: В программе ЛогоМиры создать список инструкции.
Тема 4.15. Инструменты для взаимодействия программы с пользователем.
Теория: Команды «Спроси» и «Сообщи», а также диалоговые окна, используемые для интерактивного взаимодействия программы с пользователем.
Практика: Опрос. Работа по закреплению изученного материала.
Тема 4.16. Управляющие кнопки в программе ЛогоМиры.
Теория: Создание управляющих кнопок в программе ЛогоМиры для перехода с одного экрана на другой.
Практика: В проекте создать управляющие кнопки.
Тема 4.17 Итоговая работа по Творческой среде ЛогоМиры 3.0
Практика: Создание мультфильма в программе ЛогоМиры 3.0.. Демонстрация своей творческой работы.
3 год обучения
Задачи 3 года обучения:
Образовательные
-сформировать представление о глобальной информационной сети Интернет и пользовательские умения работы с программами-браузерами для работы с сайтами, программами для поиска необходимой информации, программой электронной почтой
-сформировать навыки решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)
-познакомиться с основами информационной безопасности и персонифицированной работой с коммуникационными серверами
-обучить основным приемам работы с основными инструментальными программами для создания Web-страниц;
-научить создавать простые Web-сайты с помощью языка гипертекстовой разметки документов (HTML);
-научить изменять дизайн сайта с помощью инструментальных средств;
Развивающие
-формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в повседневной, учебной, а затем в профессиональной деятельности;
-формирование представления о роли новых информационных технологий в развитии общества
Воспитывающие
-воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования
-воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей
-формирование общекультурного уровня учащихся
Предполагаемые результаты 3 года обучения
Личностные
-развить основы социально ценных личностных и нравственных качеств
-развить чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
Метапредметные
-самостоятельно планировать пути достижения целей;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами,
-корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-выполнять задания по аналогии.
Предметные
Учащиеся должны знать:
-Основные принципы построения глобальной сети Интернет;
-Основные понятия технологии Интернет;
-Виды протоколов передачи и обмена информации;
-Понятие FTP-доступа и FTP-протокола, основные функции и отличия от HTTP;
-Принципы адресации в Интернет;
-Функции браузеров и их виды;
-Способы подключения к Интернет;
-Основные средства для работы с графической информацией.
-Набор необходимых инструментов для создания Web-страницы / сайта;
-Основные принципы использования языка HTML;
-Принципы работы с Web-редакторами;
-Основные принципы Web-дизайна;
уметь:
-Запускать и использовать основные клиенты Интернет: браузер, электронная почта;
-Пользоваться поисковыми серверами (машинами);
-Пользоваться FTP-клиентом и осуществлять поиск файлов через FTP;
-Находить информацию по заданной теме с использованием логических операторов;
-Создавать и оптимизировать графические изображения для Web;
-Пользоваться средствами Web-редактора для написания страницы: создавать страницу, использовать гиперссылки, форматировать текст, пользоваться таблицами;
-Полностью создавать Web-сайт.
Учебный план 3 года обучения
№ п.п. | Разделы и темы | Количество часов | Форма проведения занятий | ||
Общее количество | Теория | Практика | |||
Введение. Техника безопасности. | 2 | 2 | Групповые теоретические занятия | ||
1 | Интернет. | 2 | |||
1.1 | История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.2 | Первое путешествие по Интернет. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.3 | Компьютерные сети. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.4 | Основы работы с браузерами. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.5 | Поиск информации в Интернет. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.6 | Работа с электронной почтой и почтовыми программами. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.7 | Работа в FTP. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
1.8 | Общение в Интернет. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2 | Технология создания Web-сайтов | ||||
2.1 | Понятие Web-сайта. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.2 | Навигационная схема Web-сайта. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.3 | Использование графических изображений на Web-страницах. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.4 | Получение и редактирование сканированного изображения. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.5 | Подбор и оптимизация графического изображения для Web-сайта. | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.6 | Использование анимированных изображений на web-страницах | 6 | 2 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.7 | Анимация формы. | 8 | 4 | 4 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
2.8 | Анимация движения. | 8 | 2 | 6 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
3 | Язык разметки гипертекста HTML. Каскадные таблицы стилей CSS | ||||
3.1 | Введение в HTML. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
3.2 | Графика. Ее использование в HTML. Создание списков и их типы. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
3.3 | Гипертекстовые ссылки | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
3.4 | Создание таблиц средствами НТМL. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
3.5 | Каскадные таблицы стилей. Назначение CSS. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
4 | Программирование на JavaScript | ||||
4.1 | Понятие о Web-программировании. Назначение JavaScript | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
4.2 | Основы языка программирования JavaScript. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
4.3 | Основы языка программирования JavaScript. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
4.4 | События и сценарии в JavaScript | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
4.5 | События и сценарии в JavaScript | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
5 | Разработка Web-страниц средствами Microsoft FrontPage | ||||
5.1 | Введение в Microsoft FrontPage. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
5.2 | Размещение текста и изображений на Web-странице. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
5.3 | Проектирование и создание таблицы. Вставка анимационных эффектов и компонентов на Web-страницу. | 4 | 1 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
5.4 | Гиперссылки. Панели навигации. Web-сайты с фреймовой структурой. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
6 | Размещение и поддержка сайта в сети | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия | |||
6.1 | Что нужно знать для того, чтобы разместить свой сайт в сети Интернет. Хостинг. | 6 | 3 | 3 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
6.2 | Администрирование сайта. | 4 | 2 | 2 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия |
6.3 | Итоговая работа | 8 | 8 | Групповые, индивидуальные теоретические и практические занятия | |
Всего | 153 | 62 | 91 |
Содержание учебного плана 3 год обучения
Введение. Техника безопасности.
Раздел 1 Интернет.
Тема 1.1 История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.
Теория: История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.
Тема 1.2 Первое путешествие по Интернет.
Теория: Краткий обзор возможностей e-mail, ftp, http, www.
Практика: Опрос по теме «Информационные ресурсы и возможности Интернет»
Тема 1.3 Компьютерные сети.
Теория: Способы подключения к сети. Компьютерные телекоммуникации – функциональная классификация. Классификация и описание услуг, предоставляемых компьютерными сетями.
Практика: Выполнить подключение к сети, используя несколько способов подключения.
Тема 1.4 Основы работы с браузерами.
Теория: Эффективная работа с браузерами. Браузеры MS Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Yandex, MS Edge. Закладки. Избранное. Работа с несколькими окнами. Сохранение информации. Настройки просмотра.
Практика: Настройка заданных параметров браузера.
Тема 1.5 Поиск информации в Интернет.
Теория: Что такое поисковый сервер. Обзор особенностей наиболее эффективных в настоящий момент поисковых серверов (классификационные информационно-поисковые системы Yahoo, Google, словарные ИПС AltaVista, Rambler, Яндекс)
Практика: Создание простых и сложных запросов.
Тема 1.6 Работа с электронной почтой и почтовыми программами.
Теория: Как работает электронная почта. Получение бесплатного почтового адреса. Создание, отправление и прием писем. Программа Outlook Express. Рабочее окно. Основные команды. Борьба с вирусами в электронной почте. Адресная книга. Черный список. Создание групп. Электронная подпись. Вложенные файлы. Настройка почтового сервиса.
Практика: Регистрация в электронной почте. Создание и настройка учетной записи.
Тема 1.7 Работа в FTP.
Теория: Что такое FTP. Обзор программ FTP-клиентов.
Получение, настройка и работа с Сuteftp
Практика: Настроить прокси. Ввести адрес в адресную строку. Выполнить передачу файлов.
Тема 1.8 Общение в Интернет.
Теория: Что такое Chat. Программы Skype, @Mail.ru*agent, Whatsapp, Viber и другие. Социальные сети.
Практика: Создать учетную запись в предложенном приложении.
Раздел 2 Технология создания Web-сайтов
Тема 2.1 Понятие Web-сайта.
Теория: Классификация Web-сайтов. Этапы разработки Web-сайта.
Интернет-служба WWW; Web-страница; Web-сайт; гипертекст; браузер. Планирование (цели, контент, структура, оформление), реализация.
Практика: Тестирование (на работоспособность и на удобство интерфейса) Web-сайта.
Тема 2.2 Навигационная схема Web-сайта.
Теория: Обзор инструментальных средств. Линейная и иерархическая структура сайтов; основные способы создания Web-страниц и сайтов.
Практика: Анализ примеров (удачных и неудачных) сайтов из сети Интернет.
Тема 2.3 Использование графических изображений на Web-страницах.
Теория: Параметры графического файла. Форматы графических файлов: растровые (JPEG, GIF, PNG) и векторные форматы, их достоинства и недостатки.
Практика: Загрузка графических файлов различных расширений на Web-страницу .
Тема 2.4 Получение и редактирование сканированного изображения.
Теория: Технология сканирования. Понятия разрешений оригинала, экранного изображения и печатного изображения. Связь между параметрами изображения и размером файла. Редактирование сканированного изображения.
Практика: Сканировать изображение, сжать файл до нужного размера и отредактировать.
Тема 2.5 Подбор и оптимизация графического изображения для Web-сайта.
Теория: Использование готовых изображений на Web-странице – авторское право. Оптимизация графических файлов средствами Adobe Photoshop.
Практика: Редактирование графического файла средствами Adobe Photoshop и подготовка к размещению на Web-странице
Тема 2.6 Использование анимированных изображений на web-страницах
Теория: Flash-анимация. Редактор Macromedia Flash. Интерфейс редактора Macromedia Flash. Покадровая анимация. Настройка свойств ролика. Ключевые кадры.
Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.
Тема 2.7 Анимация формы.
Теория: Анимация формы (морфинг). Метки анимации формы.
Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.
Тема 2.8 Анимация движения.
Теория: Создание анимации движения. Создание символа. Слои траекторий. Применение траекторий.
Практика: Создать Flash-анимацию на свободную тему.
Раздел 3 Язык разметки гипертекста HTML. Каскадные таблицы стилей CSS
Тема 3.1 Введение в HTML.
Теория: Структура HTML-страницы. Назначение языка HTML. Основные разделы HTML-страницы. Теги, формат тегов, атрибуты. Теги управления отображением шрифта на экране.
Практика: Создать простейшую HTML-страницу.
Тема 3.2 Графика. Ее использование в HTML. Создание списков и их типы.
Теория: Размещение графики на web-странице. Атрибуты изображения. Фоновое изображение. Теги создания списков.
Практика: Прописать предложенный текст с использованием основных тегов HTML.
Тема 3.3 Гипертекстовые ссылки
Теория: Построение гипертекстовых связей. Ссылки в пределах одного документа. Ссылки на другой НТМL-документ. Графические ссылки.
Практика: Внедрить гиперссылку в текст страницы –НТМL и проверить переход.
Тема 3.4 Создание таблиц средствами НТМL.
Теория: Таблица как элемент и основа дизайна HTML-страницы. Определение строк и ячеек таблицы. Их объединение. Выравнивание в таблице.
Практика: Создать и редактировать таблицу на HTML-странице.
Тема 3.5Каскадные таблицы стилей. Назначение CSS.
Теория: Технология СSS. Базовые понятия: селекторы, определение, свойства, значение элементов. Классы, контекстные селекторы. Присоединение внешней таблицы стилей к HTML-файлу.
Практика: Создать по заданному шаблону краткий CSS- элемент и использовать его на web-странице.
Раздел 4 Программирование на JavaScript
Тема 4.1 Понятие о Web-программировании. Назначение JavaScript
Теория: Программирование как процесс описания алгоритмов на формальных языках. Данные, переменные и оператор присваивания. Операторы: арифметические, сравнения, логические.
Практика: Опрос по теме «Понятие Web-программирования»
Тема 4.2 Основы языка программирования JavaScript.
Теория: Операторы условного перехода. Операторы цикла. Функции.
Понятие об объекте, его свойствах и методах. Объект string (строка)
Практика: Выбрать несколько операторов условного перехода и создать с их помощью рабочую команду.
Тема 4.3 Основы языка программирования JavaScript.
Теория: Объект Array (массив). Объекты Number (число), Math (математика) и Date (дата)
Практика: Создать рабочую команду, используя несколько объектов на выбор.
Тема 4.4 События и сценарии в JavaScript
Теория: Примеры событий и сценариев. Загрузка и смена изображений
Практика: Прописать рабочий скрипт, используя предложенные примеры сценариев
Тема 4.5 События и сценарии в JavaScript
Теория: Визуальные эффекты со ссылками, заголовками и т. д. Обработка данных форм
Практика: Используя шаблон, создать визуальный эффект «Круги на воде» в изображении.
Раздел 5 Разработка Web-страниц средствами Microsoft FrontPage
Тема 5.1 Введение в Microsoft FrontPage.
Теория: Создание структуры Web-сайта. Окно программы. Мастера и шаблоны. Режимы просмотра документа. Общие области; свойства страницы; создание фона.
Практика: Опрос на тему «Основные понятия и средства Microsoft FrontPage»
Тема 5.2 Размещение текста и изображений на Web-странице.
Теория: Способы вставки текста на Web-страницу. Основные приемы форматирования. Установка параметров изображения. Панель инструментов.
Практика: Разместить предложенный текст на Web-странице с использованием нескольких инструментов программы Microsoft FrontPage.
Тема 5.3 Проектирование и создание таблицы. Вставка анимационных эффектов и компонентов на Web-страницу.
Теория: Вставка и редактирование таблиц. Способы использования таблиц на Web-странице. Вставка динамических кнопок и бегущих строк на Web-страницу. Задание анимационного эффекта выделенного объекта с помощью команды «Формат – Динамик HTML-эффекты».
Практика: Используя текстовых шаблон создать анимационный эффект «Бегущая строка» и оживить абзац, задав ему различные направления перемещения.
Тема 5.4 Гиперссылки. Панели навигации. Web-сайты с фреймовой структурой.
Теория: Вставка гиперссылок. Назначение и использование панели навигации. Понятие фреймов. Пример использования.
Практика: Прикрепить гиперссылку в изображению.
Раздел 6 Размещение и поддержка сайта в сети
Тема 6.1 Что нужно знать для того, чтобы разместить свой сайт в сети Интернет. Хостинг.
Теория: IP-адрес, домен, провайдер, хостинг, трафик, линии доступа (выделенная, коммутируемая), протоколы FTP, TCP/IP, http, критичность размеров файлов изображений и веб-страниц, спам. FTP-передача файлов. Тестирование сайта на скорость загрузки. Регистрация сайта в поисковых системах.
Практика: Зарегистрировать свой сайт на бесплатном хостинге и провести тестирование скорости его загрузки.
Тема 6.2 Администрирование сайта.
Теория: Принципы и технологии обновления сайта. Посещаемость страниц сайта, счетчик, поисковые роботы, рейтинг ресурса, баннер, метатеги, ключевые слова, баннерный обмен.
Практика: Прикрепить к созданному сайту счетчик посещаемости от «Яндекс.Метрика».
Тема 6.3 Итоговая работа
Практика: Создание сайта на выбранную тему
Материально-техническое обеспечение программы
Обучение проводится на базе компьютерного класса, оснащенного компьютерами с процессорами класса не ниже Pentium, имеющими доступ к сети Интернет, а также:
- многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс);
- наборы съемных носителей информации (гибкие магнитные диски, флеш-карты);
- проектор с экраном;
- cd-диски с обучающими и информационными программами программами по основным темам;
- доска, столы, стулья, расходные материалы для практических занятий.
2.3Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурса творческих работ учащихся (1 год обучения – презентация на тему «Поздравительная открытка», выполненная в программе PowerPoint, 2 год обучения – мультфильм на свободную тему в программе ЛогоМиры, 3 год обучения – персональный web-сайт, выполненный в программе JavaScript). В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла, и его воплощение автором.
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы применяются следующие формы контроля: педагогическое наблюдения, опрос, тестирование, самостоятельная работа, демонстрация и защита творческих работ и проектов, презентация.
2.4 Оценочные материалы
Результаты работы отражаются в диагностическом листке в конце каждого года освоения программы (см. Приложение В).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога:
1. Богомолова ЕМ. Занимательные задания по базовому курсу информатики. // Информатика и образование. – 2004. – № 2. – С. 52-60.
2. Босова Л.Л. Волшебные координаты. Методические рекомендации для проведения занятий по информатике в 5-6 классе. // Информатика и образование. 1997. №№1,4,7,8.
3. Босова Л.Л., А.Ю. Босова Занимательные задачи по информатике. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. Жигарев А. Н., Н.В. Макарова Основы компьютерной грамоты. – СПб.: Питер, 2005.
5. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс. –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
6. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб., 2005. Перспектива.
7. Макарова Н.В. Информатика 5-6 класс. – СПб.: Питер, 2005.
8. Макарова Н.В.. Практикум-задачник по моделированию. – СПб.: Питер,2005.
9. Интернет. Энциклопедия, 2-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. - С-Пб.: Издательство ПИТЕР, 2012.
10. Порев В.Н. Компьютерная графика. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002
11. ФГОС. Образовательная система «Школа 2100».
12. ФГОС. Образовательная система «Школа 2100».
13. Соломенчук В. Интернет: краткий курс, 2-е изд. С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2000.
14. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.
15. Учебно – методический комплект ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов.
16. Угринович Н.Д. и др. “Практикум по информатике и информационным технологиям. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
17. Фок Б. Internet с самого начала 1-е изд. - С-Пб,: Издательство ПИТЕР, 2010.
18. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч./ Шафрин Ю.А. - М.: БИНОМ.
Литература для учащихся
- Дуванов А.А. «Web-конструирование. HTML». – СПб.: БХВ–Петербург, 2005
- Куприянов Н. «Рисуем на компьютере». – СПб.: Питер,2005
- Кушниренко А.Г. и др. Информационная культура.11 кл. – М.: Издательство Дрофа, 1999
- Подосенина Т. А. «Искусство компьютерной графики для школьников». – СПб.: «БХВ-Петербург», 2004
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
6. Смирнова И. Е. «Начала web-дизайна». – СПб.: «БХВ-Петербург», 2005
7. Симонович С., Г.Евсеев и др. «Практическая информатика». – М., АСТпресс, 2002
8. Стрелкова Л. М. «Photoshop практикум». – М.: Интеллект-Центр, 2004
9. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Приложение
Оценочные материалы
Диагностический листок 1 года обучения
Фамилия и имя ребенка _______________________________________ Возраст ____________________________________________________ Дата: _______________________________ | |||
Критерии | Количество баллов | ||
1 | 2 | 3 | |
Количество слайдов | |||
Иллюстративность | |||
Использование дополнительных эффектов | |||
Вставка графиков, таблиц | |||
Корректность текста | |||
Дизайн (цветовая гамма, шрифт, наличие заголовков слайдов) | |||
Степень оригинальности, количество творческих элементов презентации; | |||
Использование дополнительных программ для создания элементов презентации | |||
Логичность, грамотность, эмоциональность выступления |
Максимальное количество баллов – 27
Высокий уровень – 22-27 баллов
Средний уровень – 16-21 баллов
Низкий уровень –15 и ниже баллов
Диагностический листок 2 года обучения
Фамилия и имя ребенка _______________________________________ Возраст ____________________________________________________ Дата: _______________________________ | |||
Критерии | Количество баллов | ||
1 | 2 | 3 | |
Оригинальность, привлекательность работы | |||
Степень сложности | |||
Использование графики, анимации, ее уместность и соответствие содержанию работы | |||
Эстетичность оформления, соответствие цветового решения теме работы | |||
Использование звукового сопровождения | |||
Завершенность сюжетной линии: логичность, последовательность развития событий |
Максимальное количество баллов – 18
Высокий уровень – 15-18 баллов
Средний уровень – 10-14 баллов
Низкий уровень –9 и ниже баллов
Диагностический листок 3 года обучения
Фамилия и имя ребенка _______________________________________ Возраст ____________________________________________________ Дата: _______________________________ | |||
Критерии | Количество баллов | ||
1 | 2 | 3 | |
идея сайта; | |||
соответствие структуры и содержания сайта его на значению; | |||
дизайн сайта, использованные графические воз можности; | |||
уровень технического исполнения сайта; | |||
интерактивность сайта; | |||
пользовательские возможности сайта, удобство его использования. | |||
степень оригинальности, количество творческих элементов сайта; | |||
логичность, грамотность, эмоциональность выступления |
Максимальное количество баллов – 24
Высокий уровень – 19-24 баллов
Средний уровень – 13-18 баллов
Низкий уровень –12 и ниже баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информационно-технический центр Polygon»
Актуальность учебного проекта «Информационно-технический центр Polygon» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «КАРТИНГ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «КАРТИНГ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 лет Срок реализации: 2 года
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «3D-моделирование» Возраст обучающихся: 12-14 летСрок реализации: 2 года...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Офисные программы»
Дополнительная общеразвивающая программа «Офисные программы» имеет техническую направленность, отвечает образовательным запросам учащихся и ориентирована на практическое освоение технологи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности. Программа ориентирована на развитие у обучающихся художеств...