Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра "Юный патриот"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра «Юный патриот» разработана на основе государственной программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних, программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников Тамбовской области и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
III. Цели и задачи программы.
Цель программы:
- создание и совершенствование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи программы:
- Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
- Повышение качества духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов и их родителей, носит комплексный характер.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»
Программа
духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания
ресурсного центра
"Юный патриот"
возраст детей: 7- 18 лет
срок реализации: 2023-2027 гг.
Пашина Мария Михайловна,
Старший вожатый, руководитель ресурсного центра
«Юный патриот»
с. Пичаево
2023 г.
Содержание
I. Паспорт программы………………………………………………………....3
II. Актуальность программы………………………………………………….4
III. Цель и задачи программы…………………………………………………5
IV. Основные принципы………………………………………………………8
V. Основные направления реализации программы………………….……...9
VI. Условия реализации программы……………………………………..…..9
VII. Механизм реализации программы……………………………….…….11
VIII. Оценка эффективности реализации программы……………………....14
IX. Этапы реализации программы……………………………………….…...16
X. Содержание программы………………………………………………........18
XI. План мероприятий по реализации программы……………………..........21
XII. Заключение……………………………………………………………......29
Литература……………………………………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………31
Наименование программы | Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра "Юный патриот" муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Пичаевская средняя общеобразовательная школа» на 2023-2027 гг. |
Основной разработчик программы | Старший вожатый, руководитель ресурсного центра «Юный патриот» – Пашина Мария Михайловна |
Цель программы | Создание и совершенствование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу. |
Задачи программы | Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю, Отечеству. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России, истории и обычаев малой родины.
|
Сроки реализации программы | 2023 - 2027 гг.
|
Исполнители основных мероприятий программы | Обучающиеся 1–11-х классов, педагогический коллектив школы, родители, общественность, органы местного самоуправления. |
|
|
Основные мероприятия - программы | Создание нормативной и содержательной базы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательного учреждения. Организационно-педагогическое обеспечение программы. Система мер по совершенствованию процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников. Освещение опыта духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
|
Контроль за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация общеобразовательного учреждения. Практическую работу осуществляет педагогический коллектив.
|
Ожидаемые результаты реализации программы | Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического сознания и самосознания. Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну. Снижение уровня правонарушений обучающихся. Сформированность гражданско-правовой компетентности школьников. Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества. Дальнейшее развитие эффективной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе.
|
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра «Юный патриот» разработана на основе государственной программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних, программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников Тамбовской области и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
III. Цели и задачи программы.
- создание и совершенствование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи программы:
- Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ).
- Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
- Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
- Повышение качества духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе.
Настоящая программа предназначена для обучающихся 1 – 11 классов и их родителей, носит комплексный характер.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания «Юный патриот» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:
- учебная деятельность;
- воспитательная работа;
- внеурочная деятельность (детские объединения);
- социально-значимые дела и акции;
- трудовые коллективно творческие дела (КТД) и акции;
- взаимодействие с родителями.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно-нравственного и физического развития обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
1. категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране.
2. категория: обучающиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
3. категория: обучающиеся 9-11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить обучающихся к сознательному выбору профессии. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать обучающимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
1. Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
V. Основные направления реализации программы.
- учебная деятельность (через предметы);
- система воспитательных мероприятий (класса, общешкольные, районные);
- социально-значимые дела и акции (через школьное самоуправление, волонтёрское движение);
- внеурочная деятельность (детские объединения);
- трудовые КТД и акции;
- взаимодействие с родителями;
- сотрудничество с Воскресной школой, районным домом культуры (РДК), Дом творчества, школой искусств, советом ветеранов, районной и детской библиотекой.
VI. Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно духовно-нравственную и гражданско-патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Государственная программа « Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
- постановлением Правительства Российской Федерации;
- Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников Тамбовской области.
Кадровые условия:
педагоги;
педагоги дополнительного образования;
педагоги Воскресной школы;
зам. директора по воспитательной работе (ВР);
медицинский работник школы;
инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) с. Пичаево.
Материально-технические условия:
Учебное пространство
Спортивное пространство
Трудовое пространство
Компьютерный класс
Кабинет основы безопасности жизни (ОБЖ)
Актовый зал
Организационные условия:
- снижение правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
- профилактика противоправного поведения;
- создание условий для самореализации каждого ученика;
- актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
- развитие лидерских качеств и привлечение членов школьной детской организации имени Ульяны Громовой, волонтерских отрядов «Прометей» и «Искра» к решению социально значимых проблем;
- сотрудничество с социумом;
- включение школьников в реальные социально значимые дела.
Методическое обеспечение:
- обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
VII. Механизм реализации программы.
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, руководитель методического объединения (МО) классных руководителей.
Важной стороной содержательной зрелости организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
№ п/п | Содержание работы | срок | Ответственные |
Информационно-мотивационное обеспечение. | |||
1 | Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. | 2023- 2024 гг. | Администрация школы |
2 | Создание базы данных по данному направлению деятельности. | 2023- 2024 гг. | Заместитель директора по ВР, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
3 | Организация заседаний МО классных руководителей, педсовета по проблеме «Условия для воспитания личности Гражданина и Патриота». | 2023г. | Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР), Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
Методическое обеспечение программы. | |||
1 | Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме. | 2023 г. | Руководитель ресурсного центра «Юный патриот», библиотекарь |
2 | Анализ методической литературы, статей и публикаций. | 2023 г. | Руководитель МО классных руководителей |
3 | Подготовка памяток-рекомендаций по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. | 2023– 2024 гг. | Заместитель директора по ВР, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
4 | Оформление методической копилки по данной теме. | В течение срока | Заместитель директора по ВР, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
Работа с педагогическими кадрами. | |||
1 | Педагогический совет: «О концептуальных подходах к организации духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях». | 2023– 2024 гг. | Заместитель директора УВР |
2 | Заседания школьного методического объединения (ШМО) классных руководителей: – «Планирование работы по проблеме духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников». – «Методические рекомендации по проведению занятий дополнительного образования в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников». – Работа детских школьных объединений по подготовке и проведению школьных конкурсов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. | 2023–2024 гг. | Заместитель директора по УВР, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот»
Учитель физической культуры, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности. | |||
1 | Общешкольные родительские собрания | 2023- 2027 гг.
| Администрация школы, классные руководители |
2 | Лектории для родителей: «Толерантность в гражданско-правовом образовании» | 2023- 2027 гг.
| Родительский комитет, Заместитель директора по ВР, Руководитель ресурсного центра «Юный патриот» |
3 | Заседание родительского комитета по данному направлению | В течение срока | Родительский комитет |
Контроль, анализ и регулирование программы. | |||
1 | Посещение занятий с целью контроля над выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса. | В течение всего периода | Администрация школы, медработник |
Материально-техническая и финансовая поддержка программы. | |||
1 | Инвентаризация материально-технической базы школы: учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, спортивная площадка, спортинвентарь, канцтовары, музыкальная аппаратура, прикладной материал для обеспечения работы детских объединений, занятий, классных часов, лекций и т.д. | В течение срока
В течение срока
| Администрация школы, заведующие кабинетами, завхоз, Управляющий Совет школы. |
VIII. Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания ресурсного центра «Юный патриот» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации и мониторинг воспитательной системы школы.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Снижение количества детей с девиантным поведением;
4. Деятельность детской организации, волонтерских отрядов, и др. объединений;
5. Участие в конкурсах по духовно-нравственной и гражданско-патриотической тематике;
6. Проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Достигнутые результаты работы по программе:
- Разработка общешкольной программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, а так же программ детских объединений духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности для обучающихся.
- Мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности (согласно плану).
- Сотрудничество с районными организациями, осуществляющими духовно-нравственную и гражданско-патриотическую работу.
- Сотрудничество с сельской библиотекой: изучение истории родного края, населения (цикл занятий – 2023-2027 учебный год).
- Работа волонтерских отрядов: акции «Бессмертный полк», «Память», «Георгиевская ленточка» и др.
- Участие в клубных объединениях и мероприятиях РДК, по осуществлению программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.
IX. Этапы реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Реализация Программы рассчитана на 3 учебных года.
I этап: проектный – 2023-2024 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2024-2025 учебный год.
Цель: реализация программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.
6. Вовлекать в систему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2025-2027 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
X. Содержание программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Изучать историю родного края.
4. Воспитывать у обучающихся духовно-нравственные ценности.
5. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины.
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Здоровая нация.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к спорту, формирование основ здорового образа жизни (ЗОЖ).
Задачи:
1. Приобщать обучающихся к спорту и ЗОЖ.
2. Воспитывать у обучающихся осознанное отношение к своему здоровью и необходимости физического развития.
3. Формировать здоровьесберегающее поведение.
Формы: спартакиады и соревнования, Дни здоровья, выпуск листовок, газет, конкурсы, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Я и моя семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
XI. План мероприятий по реализации программы.
XII. Заключение.
В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.
Реализация программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, педагог – профессионал должен:
- Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
- Создавать благоприятные условия для самореализации обучающихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
- Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.
- Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.
Предложенный вариант программы «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание» отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому педагогу – практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.
Литература
1. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009. №10. С. З6- 46.
3. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5.Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие / А.К. Быков, И.И. Мельниченко. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с. (Растим патриотов России).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МКОУ Бобровская СОШ №2 «Я и Родина моя»
Данная работа содержит описание реализации программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В работе указаны цели, задачи, этапы и результаты работы школы по данном...
«Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Ф...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...