Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности «PROфессии нового тысячелетия»
рабочая программа
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре» ,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,
приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,
а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii_novogo_tysyacheletiya.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Дополнительная общеобразовательная программа
социально - педагогической
направленности
«PROфессии нового тысячелетия»
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа реализуется на базе МБОУ СОШ №4 г. Радужный.
Разработчик: Кинсфатор Василиса Владимировна,
педагог психолог первой квалификационной категории
.
г. Радужный,2020г
Аналитическая справка
В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» на основании государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Югры от 5 октября 2018 года № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования»,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2019 № 1391 «О реализации мероприятий по созданию в 2020 году новых мест дополнительного образования детей в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре» ,
приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 марта 2020 года № 347 «Об итогах конкурсного отбора муниципальных районов и городских округов на предоставление в 2020 году субсидии из бюджета автономного округа на создание новых мест дополнительного образования детей в пределах регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»,
муниципальной программы «Развитие образования в городе Радужный на 2019-2025 годы и на период до 2030 года», утвержденная постановлением администрации города Радужный от 24.12.2018 №2224,
приказа управления образования от 14 апреля 2020г № 189 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») по созданию новых мест дополнительного образования детей в сфере образования города Радужный,
а также в целях достижения показателей и результатов отдельных мероприятий регионального проекта «Успех каждого ребенка», направленных на создание современной модели дополнительного образования в сфере образования города Радужный.
Программа содержит пояснительную записку, в которой раскрывается направленность дополнительной общеобразовательной программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, определяются цели и задачи дополнительной общеобразовательной программы, указываются отличительные особенности программы от уже существующих в этой области, возраст детей, участвующих в реализации программы, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты, формы подведения итогов реализации. Затем приводится образовательная программа модулей, отражающая основные образовательные и игровые формы работы, требования к знаниям и умениям учащихся, основные темы практических занятий и выделяемое на них количество часов. Далее указывается методическое и информационное обеспечение программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем
будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Дополнительная общеобразовательная программа «PROфессии третьего тысячелетия» поможет расширить представления обучающихся о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегрированной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Во-первых, в программе «PROфессии третьего тысячелетия» используются инструменты обучения с применением ИТ – онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности – ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией. А также учатся входить в продуктивные состояния сознания, позволяющие лучше концентрироваться и решать сложные творческие и аналитические задачи. Например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала.
Во-вторых, новые технологии позволяют сделать изучение программы более индивидуальным. Процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его личным особенностям, можно выбрать формат обучения и его темп.
Мир меняется так быстро, что обучение становится все более предметным и практико-ориентированным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы.
Актуальность: программа «PROфессии третьего тысячелетия» ориентирована на становление у детей профессионального самоопределения, развитие способностей и творческого потенциала.
Проблема выбора профессии и самоопределения остается актуальной для современной молодежи. К 12 - 15 годам у подростков складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Для успешного профессионального становления молодого человека и продвижения в профессиональной деятельности к желаемой цели, общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную потребность рынка труда в кадрах, а также профессии и возможности подготовки к ним согласно требованиям рынка труда конкретного региона. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «PROфессии третьего тысячелетия соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся, формирование культуры здорового образа жизни.
В настоящее время социально-экономическое состояние российского общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. При сохранении престижа высшего и средне специального образования наблюдается слабая информированность учащихся о рабочих специальностях. В то же время, предприятия, фирмы и организации трудоустраивают молодежь неохотно, требуя определенный стаж работы. Молодые люди, оказавшись невостребованными на рынке труда, уходят в коммерческие структуры, где в большинстве случаев не имеют гарантированного социального пакета и дальнейшей социальной поддержки государства. Переход к новым социально-экономическим отношениям привел к трансформации значимости человека в социуме, задав новые требования к нему, как к профессионалу. В связи с этим учащиеся должны быть нацелены на формирование ключевых компетенций, которые будут востребованы независимо от социальных, рыночных изменений: умение анализировать любую ситуацию, принимать адекватные решения; способность предвидеть результат своей деятельности; конструктивное повседневное и деловое общение; высокий уровень развития познавательных процессов, способность к саморазвитию и эффективному функционированию в обществе, способность к сотрудничеству, а также мобильность, динамизм.
На первый план выходят надпрофессиональные навыки: системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами, умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми, социально-профессиональная мобильность.
Мировой опыт и опыт нашего региона свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен иметь широкий кругозор, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать первоначально профиль обучения, и, как следствие, направление своей профессиональной деятельности.
Наша задача - сформировать пространство для самоопределения и появления навыков самоопределения, дать воспитанникам инструменты, которые будут адекватно отвечать потребностям возраста.
Новизна: программа «PROфессии третьего тысячелетия» обеспечивает возможность повышения эффективности профориентационной работы через комплексное психолого-педагогическое сопровождение и применение инновационных технологий по основным направлениям системы профориентационной работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что её содержание учитывает возрастные и психологические особенности школьников 8-9 класса, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие внеурочной деятельности учащихся, способствует формированию УУД, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин поручил правительству и Агентствустратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) обеспечить реализацию с 2018 года проекта для профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее». В Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» говорится о том, что «модернизация системы образования с целью подготовки квалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям, становится в современных условиях одним из важных факторов повышения национальной конкурентоспособности», а это значит, что необходимо «развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда».
Идея опережающего профессионального образования как существенного свойства профессионального образования лежит в основе развития способностей и возможностей человека самоопределяться в мире профессионального труда и его подготовки к динамично меняющимся производству и социосфере. Опережающее профессиональное образование становится, таким образом, важнейшим условием реализации права личности на самоопределение, что обеспечивается расширением ее возможностей опережающего профессионального образования как свойства образования, степень и полнота его проявления становятся также условием развития самого производства, благодаря повышению претендентов на те или иные вакантные места, что делает менее острой проблему «авральной» подготовки и переподготовки “кадров” к постоянно развивающемуся
производству.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования основы ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии;
- Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
- Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии.
Развивающие:
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, их самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе.
Воспитательные:
Воспитывать убежденность в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей города в кадрах.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Главная идея программы заключается в том, чтобы научить обучающихся, в доступной и увлекательной форме, самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории, определяться с выбором сферы интересов и знать о нужных надпрофессиональных навыках.
Данная программа состоит из двух образовательных модулей:
1-й модуль «Азбука профессий»
2-й модуль «Мир профессий будущего»
Программа включает в себя ряд теоретических и диагностических мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение подростков. С помощью профориентационной системы ПРОФИ-II, обучающиеся могут исследовать свои личностные качества, склонности и способности. Результаты профориентационной диагностики дают качественный результат при самоопределении в дальнейшей профессии. С помощью комплекта профориентационных игр и уроков «Мир профессий будущего», который составлен на основе «Атласа новых профессий» обучающиеся получат поле возможностей, в котором они смогут построить собственную траекторию движения в интересное будущее.
Целевая аудитория: учащиеся 8 - 9 классов
Группа 15 обучающихся.
Занятия группы обучения проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Срок реализации программы: 34 часа
1-й модуль: 17ч (1 полугодие)
2-й модуль: 17ч (2 полугодие)
Программа рассчитана на детей в возрасте 14-16 лет
Формы работы:
- индивидуальные и групповые беседы;
- анкетирование;
- диагностические процедуры;
- ролевые и профориентационные игры;
- тренинги;
- онлайн уроки,
- консультирование (групповое, индивидуальное).
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношения к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметные результаты: включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности группы на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Технологическое описание образовательных модулей
1 модуль «Азбука профессий»
Цель: дать комплексную оценку мотивационной и личностной сферы обучающихся.
Задачи модуля:
- Ориентирование обучающихся при выборе специализации обучения в старших классах;
- Помощь в принятии решения о дальнейшем обучении в высшем или среднем специальном учреждении;
- Выбор наиболее предпочтительной сферы профессиональной деятельности;
- Составление рекомендаций по развитию и тренировке необходимых для выбранной сферы деятельности навыков.
Общая структура образовательного модуля «Азбука профессий»
Блок понятийной работы:
- Знакомство с таким понятием, как профессиональное самоопределение;
- Знакомство с комплексом диагностических методик, результаты которых помогут в и профессиональном самоопределении.
Блок аналитической работы:
- Получение результатов и рекомендаций по результатам проводимых диагностических мероприятий;
- Приобретение необходимых надпрофессиональных навыков, навыков командной работы, а также навыков разработки образовательной и карьерной траектории.
Образовательная программа модуля «Азбука профессий»
Образовательная форма | Игровая форма. Планируемые результаты | Тема | Кол-во часов |
Лекция | Учет состояния здоровья при выборе профессии. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы. | Выбор жизненного пути. | 1 |
Формула профессий. Здоровье и выбор профессии. | 1 | ||
Индивидуальные профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. | Профессиональные качества человека. | 1 | |
Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - Человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда в кадрах. | Типы профессий. Факторы, влияющие на выбор профессии («хочу», «могу», «надо»). | 1 | |
Психологическая диагностика | Используются методики исследования основных свойств нервной системы, работоспособности, интересов, типичных склонностей и способностей, мотивации. | Диагностика профориентации. | 4 |
Групповая игра-тренинг | Позволит ученикам присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными предметами. | Профессиональное лото. | 1 |
Игра направлена на формирование у школьников понимания того, как быстро меняется мир. Как привычные профессии видоизменяются под действием прогресса и новых открытий. | Курьер, прощай! | 2 | |
Игра, развивающая навык разработки образовательной и карьерной траектории. | Специалист будущего. | 2 | |
Групповая игра-тренинг | Взаимосвязь различных жизненных этапов и событий. Возможность и необходимость планирования своего будущего. | Деловая игра «PROфессиограмма» | 2 |
Обсуждение. Работа в группах.Мозговой штурм | Выбор тем для проектной деятельности. | Выбор проекта по созданию профотеки, согласно Атласу новых профессий 3.0 | 2 |
ИТОГО: | 17 |
Оценивание результатов 1 модуля программы: обучающиеся смогут использовать результаты диагностики профориентации при выборе дальнейшего обучения и будущей профессии. Получат новые знания в области профессионального развития от школы до востребованной специальности.
В результате реализации модуля «Азбука профессий» у учащихся будет
сформировано:
∙понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром
профессий
∙уважительное отношение к любому труду, потребность в получении
знаний о многообразии профессий,
∙отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
∙понимание, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и
профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения
выбранной профессии.
2 модуль «Мир профессий будущего»
Цель: формирование представлений о профессиях у учащихся, перспективах профессионального роста, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой
Задачи:
- Информировать учащихся об отраслях и профессиях, о требовании к кадрам в Ханты- Мансийском АО- Югре и городе Радужный
- Развивать качества личности, необходимые для получения будущей профессии: системное мышление, навыки межотраслевой коммуникации, умение управлять проектами и процессами. умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
- Способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и ценностей труда.
- Учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами и возможностями.
Общая структура образовательного модуля «Мир профессий будущего»
Блок понятийной работы:
1. Знакомство с отраслями российской экономики.
2.Обучающие познакомятся с профессиями будущего, согласно Атласу профессий 3.0
3.Изучат востребованность профессий в центрах занятости населения в Ханты Мансийском АО- Югре и городе Радужный.
Блок аналитической работы:
- Изучат качества личности, необходимые для получения будущей профессии.
- Проанализируют методики, направленные на профориентацию нового типа.
Блок сценарной работы:
- Разовьют навыки поиска информации по интересующей тематике, решения поставленных задач, выдвижение гипотез и постановке проблемы, предлагаю пути ее решения.
- Защита проектов обучающихся.
Образовательная программа 2 модуля «Мир профессий будущего»
Образовательная форма | Игровая форма. Планируемые результаты | Тема | Кол-во часов |
Групповая игра-тренинг | Моделирование траектории профессионального развития от школы до востребованной специальности. | Компас новых профессий. | 1 |
Урок с использованием компьютерной презентации |
| Сфера обеспечения безопасности. | 1 |
Сфера биотехнологий. | 1 | ||
Область добычи и переработки полезных ископаемых. | 1 | ||
Индустрия детских товаров. | 1 | ||
Сфера информационных технологий. Сфера освоения космоса. | 1 | ||
Область культуры и искусства. Область легкой промышленности. | 1 | ||
Сфера медиа и развлечений. Сфера медицины. | 1 | ||
Сфера менеджмента. Металлургическая отрасль. | 1 | ||
Область новых материалов и нанотехнологий. Сфера образования | 1 | ||
Сфера робототехники и машиностроения. Сельское хозяйство. | 1 | ||
Социальная сфера. Сфера строительства. | 1 | ||
Сфера транспорта. Сфера туризма и гостеприимства. | 1 | ||
Профессии в финансовом секторе. Сфера энергетики. | 1 | ||
Проектная деятельность | Основы самопрезентации. Резюме. Правила поведения на собеседовании. | Искусство самопрезентации. | 1 |
Личностный профиль | 1 | ||
Рефлексия | Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО: | 17 |
Оценивание результатов 2 модуля программы: обучающиеся будут устанавливать образовательную коммуникацию со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации, работать с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося.
Планируемые результаты реализации программы
В процессе изучения данной программы учащиеся достигнут следующих компетенций:
Личностные:
способность, умение применять полученные знания в собственной учебно-познавательной деятельности;
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
сформированность мотивации к обучению и познанию, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Предметные:
расширение знаний учащихся о мире профессий;
подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в школе и в перспективе – будущей профессии;
освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из профориентационных экскурсий, в открытом информационном пространстве).
Ресурсное обеспечение: для реализации программы необходимо ресурсное обеспечение, которое включает нормативно-правовое, кадровое, программно–методическое, финансово – экономическое и материально – техническое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html - comments;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Кадровые ресурсы: Кинсфатор Василиса Владимировна, педагог-психолог первой квалификационной категории.
Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Комплекс технических средств обучения:
- Персональный компьютер учителя (моноблок)
- Ноутбуки учащихся
- Принтер
- Мультимедийный проектор
- Колонки
Комплекс учебно-методичеких материалов:
- Профориентационная система ПРОФИ-II https://mederia.ru/wp-content/uploads/2017/07/2020-02-21_11-33-08_994643-mederia.ru.jpg
- Набор игр и уроков «Мир профессий будущего» https://kompas100.ru/#price
Используемая литература
- Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 2015 - №1. С.6-13.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2009
- Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 2012
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2011
- Сайт Атлас профессий http://atlas100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающая контрольная работа по темам: "Страшилки", "Здоровье", "Забота и внимание" в 6 классе к УМК Н.Д. Деревянко "Английский нового тысячелетия"
Контрольная работа по английскому языку в 6 классе по разделам 7-9 к УМК Н.Д. Деревянко "New Millenium English"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В новое тысячелетие"
Преподаватель призван воспитывать и развивать студентов не только на уроках, но и во внеурочное время. Подготовка преподавателя к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за разл...
Рабочая программа к УМК «Английский язык нового тысячелетия» /New Millennium English для 11 класса общеобразовательных учреждений
Настоящая рабочая программа учитывает направленность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. На старшей ступени обучения предусматривается развитие учебных умений, связанных с п...
Рабочая программа и КТП к УМК «Английский язык нового тысячелетия» /New Millennium English для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программой «Примерная...
Технологическая карта урока обобщения изучаемого материала по теме “Здоровье” в 6 классе общеобразовательной школы по УМК “New Millennium English” (Английский язык нового тысячелетия, Н.Н. Деревянко и др. изд. “Титул”).
Данная технологическая карта урока состоит из трех этапов, в ней рассматриваются деятельность учителя, учащихся и формируемые в результате этой деятельности умения....
Комментарии
Программа
Спасибо за материал!