Метод проектов в патриотическом воспитании школьников
учебно-методическое пособие
Содержит презентацию педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РОДНАЯ ЗЕМЛЯ Холмы, перелески, Луга и поля – Родная, зелёная Наша земля. Земля, где я сделал Свой первый шажок, Где вышел когда-то К развилке дорог. И понял, что это Раздолье полей – Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)
В.В. Путин. Послание Федеральному собранию России «Быть патриотом – это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности»
Важнейшая задача современной школы: Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Одно из базовых направлений в области образования: Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе Духовно-нравственное Историко-краеведческое Гражданско-правовое Социально-патриотическое Военно-патриотическое Спортивно-патриотическое Культурно-патриотическое
Основы метода проектов как средство патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности Внеурочная деятельность развивает сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления различных материалов.
Этапы работы над проектом: Постановка цели Поиск формы реализации проекта Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта Организация развивающей, познавательной, предметной среды Определение направлений поисковой и практической деятельности Организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности Коллективная реализация проекта, его демонстрация
Условия успешного проектирования: Учёт интересов каждого ребёнка Деятельность детей без принуждения Предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы Совместное со взрослыми поэтапное достижение цели Проблема, адекватная возрасту
Разработка проектов по краеведению – основа работы по патриотическому воспитанию Анкета для школьников : Кто такой патриот? Что значит любить Родину? Что такое малая родина? Чем может гордиться житель нашего села, края?
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв Проект «Малая родина»
Проект «Малая родина» «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству» Д.С. Лихачёв
Цель проекта: Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с традициями и историей родного края; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому и логическому развитию
Задачи проекта: Познакомить обучающихся с понятием ПАТРИОТИЗМ Помочь обучающимся овладеть знаниями по истории и культурных традициях родного края Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою малую родину Развивать связную речь обучающихся, обогащать чувашский словарный запас Учить свободно мыслить, фантазировать Поощрять и всячески развивать творческие способности обучающихся
Направления проектной деятельности Информационный блок Технологический блок Организационный блок
Вид проекта : групповой Участники проекта : обучающиеся 1-5 классов Срок реализации проекта : 2 месяца (1.09.19 – 7.11.19)
Этапы проведения и реализации проекта: Информационно-накопительный Организационно-практический Презентационно-завершающий Контрольно-рефлексивный
Методы проекта: Наблюдение Совместные познавательные занятия Беседы Поисковая деятельность Творческая деятельность
Предполагаемый результат: Активное участие обучающихся в выставках, конкурсах, других видах деятельности Умение выражать собственное мнение, анализировать. Живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь Освоение доступных знаний об истории и жизни родного края Приобретение навыков социального общения со взрослыми Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям
Экологический поход
Вручение ветеранам памятных медалей и поздравительных открыток
Выступление на митингах и концертах 9 мая
Акция «Цветы победителям»
Акция «Читаем детям о войне»
Участие старшеклассников и педагогов в фестивале патриотической песни
Праздник чувашской культуры
Выставка
Участие педагогов и обучающихся в конкурсе чтецов «С чего начинается Родина?»
Отзывы о празднике чувашской культуры в областной печати
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Больше-Алдаркинский филиал
ГБОУ СОШ № 2 «Образовательный центр»
с. Борское
Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребёнка»
Доклад на тему: «Метод проектов в патриотическом воспитании школьников»
Доклад подготовила:
Никифорова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Больше-Алдаркинского филиала
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское
с. Борское, 2019
Содержание: Стр.
- Введение………………………………………..3
- Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе..............5
- Основы метода проектов как средство патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности……………………...5
- Разработка проектов по краеведению – основа работы по патриотическому воспитанию…….8
- Проект «Малая родина»……………………….9
- Заключение……………………………………13
- Список литературы…………………………...14
Введение.
Родная земля
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)
Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. «Быть патриотом – это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал В.В. Путин в Послании Федеральному собранию России.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, поскольку детство и юность являются самой благодатной порой для привития чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием мы понимаем постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, родному языку, готовность защищать её, испытывать гордость за свою Родину и народ.
Как научить ребёнка любить свою Родину и вырастить патриотом, стать истинным гражданином своей страны?
Быть гражданином – значит, занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, культуре.
Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – одно из базовых направлений в области образования.
В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
Патриотическое воспитание в школе представляет собой единый комплекс, реализуемый посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, средствами учебных дисциплин.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на базе основных базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»:
- Духовно-нравственное.
- Историко-краеведческое.
- Гражданско-правовое.
- Социально-патриотическое.
- Военно-патриотическое.
- Спортивно-патриотическое.
- Культурно-патриотическое.
Основы метода проектов как средство патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это одна из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения. Она развивает сотворчество, активность, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления различных материалов.
За долгие годы существования нашей школы накоплен значительный опыт работы по формированию патриотических чувств и убеждений, стимулирующих эмоционально-образную, нравственно-эстетическую, патриотическую и творческую активность обучающихся. Для этого использовались и используются различные формы и методы воздействия. Сегодня существует множество концепций, технологий и программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, включающее региональный компонент. Но ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем, поэтому педагогу приходится самостоятельно разрабатывать и систематизировать практический материал. В организации работы по данному направлению нам помогает одна из наиболее эффективных в наши дни технологий – это использование метода проектов во внеурочной деятельности. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
- постановка цели;
- поиск формы реализации проекта;
- разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
- организация развивающей, познавательной предметной среды;
- определение направлений поисковой и практической деятельности;
- организация совместной (с педагогами, родителями, детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
- коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учёт интересов каждого ребёнка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместное со взрослыми поэтапное достижение цели;
- проблема, адекватная его возрасту.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Коллективная работа в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить.
Результаты работы над проектом показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Разработка проектов по краеведению – основа работы по патриотическому воспитанию.
По данным опроса обучающихся до начала работы над проектами менее половины смогли ответить на вопросы:
- Кто такой патриот?
- Что значит любить Родину?
- Что такое малая родина?
- Чем может гордиться житель нашего села?
Ответы обучающихся отличались поверхностным содержанием, отсутствием объяснений. Многие затруднялись ответить на поставленные вопросы.
Наш филиал находится в селе Большое Алдаркино, этнический состав населения больше, чем наполовину, состоит из чуваш. В селе много смешанных браков, поэтому со временем стали утрачиваться культурные традиции чувашского народа.
С целью возрождения этих традиций в Больше-Алдаркинском филиале ведётся внеурочная деятельность «Познай свой край родной», во время которой обучающиеся 1-5 класса знакомятся с историей и культурой чувашского народа.
В рамках ежегодных областных мероприятий, посвящённых Героям Великой Отечественной войны СИПКРО и региональная общественная организация Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» учредили ежегодный праздник, посвящённый дню рождения Героя Советского Союза Ф.Т. Афанасьеву, уроженцу с. Малое Алдаркино Борского района Самарской области. Поэтому педагогами Больше-Алдаркинского филиала был разработан проект подготовки такого значимого мероприятия.
Проект «Малая родина»
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д.С. Лихачёв
Цель проекта: воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с традициями и историей родного края; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому и логическому развитию.
Задачи проекта:
- познакомить обучающихся с понятием ПАТРИОТИЗМ;
- помочь обучающимся овладеть знаниями по истории и культурных традициях родного края;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за свою малую родину;
- развивать связную речь обучающихся, обогащать чувашский словарный запас;
- учить свободно мыслить, фантазировать
- поощрять и всячески развивать творческие способности обучающихся
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретического материала
- Технологический блок: разработка образовательной деятельности с использованием развивающего обучения
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды
Вид проекта: групповой
Участники проекта: обучающиеся 1-5 классов
Проект предусматривает активное участие родителей, педагогов школы, обучающихся старших классов и воспитанников структурного подразделения филиала.
Срок реализации проекта: 2 месяца (1.09.2019 – 7.11.2019 гг.)
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- детская художественная литература (стихи) на чувашском языке;
- наглядный материал (иллюстрации, фотографии);
- подготовка изобразительного материала, поделок для выставки; рецептов национальных блюд чувашской кухни;
- собирание материала для подготовки сценария праздника на основе воспоминаний местных жителей;
- создание условий для проведения праздничного мероприятия (оформление зала), мультимедийное сопровождение праздника.
Этапы проведения и реализации проекта:
1.Информационно-накопительный.
- Проведение анкетирования обучающихся;
- мотивация обучающихся к проведению исследовательской деятельности, деление на подгруппы;
- поиск необходимой литературы (стихотворений) на чувашском языке для подготовки к конкурсу чтецов;
- обращение к специалистам.
2.Организационно-практический.
Проведение непосредственно-образовательной деятельности при проведении внеурочных занятий на темы: «Отражение представлений о мироустройстве в предметах материальной культуры»», «Особенности чувашского поселения», «Чувашская семья», «Чувашская национальная одежда», «Чувашская национальная кухня», «Чувашские национальные обряды, религиозные верования», «Чувашское народное творчество», «Боевые подвиги населения родного края в годы Великой Отечественной войны».
Поиск национальных чувашских костюмов (работа подгрупп с населением).
Перевод на русский язык чувашских детских стихотворений, работа над правильным произношением (привлечение родителей и специалистов).
Подбор рецептов национальной чувашской кухни для организации выставки-дегустации на празднике.
Подготовка экспонатов для выставки традиционного чувашского рукоделия и рисунков.
Подбор видеороликов и фотографий для демонстрации на празднике (привлечение старшеклассников).
Подбор информации и фотоматериалов для изготовления тематического уголка, посвящённого памяти Героя Советского Союза Ф.Т. Афанасьева.
Изготовление афиши мероприятия и пригласительных билетов для участников праздника.
3.Презентационно-завершающий.
Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, поделки, блюда чувашской кухни.
Исполнение стихотворений на чувашском языке в рамках праздника чувашской культуры.
Демонстрация видеороликов, изготовленных при помощи старшеклассников и педагогов во время праздника.
4.Контрольно-рефлексивный.
Подведение итогов, награждение дипломами участников и победителей конкурса чтецов стихотворений на чувашском языке.
Беседа с обучающимися на тему: «Что нового мы узнали о родном крае?»
Предполагаемый результат:
- активное участие обучающихся в выставках, конкурсах, других видах деятельности;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение доступных знаний об истории и жизни родного края;
- приобретение навыков социального общения со взрослыми;
- проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Гипотеза:
Цель и задачи проекта можно будет считать выполненными, если в ходе реализации проекта обучающиеся приобретут знания об истории и культурных традициях родного села, края, будут знать имена тех, кто основал и прославил село, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Методы проекта:
- Наблюдение,
- Совместные познавательные занятия
- Беседы
- Поисковая деятельность
- Творческая деятельность
Достигнутые результаты:
Изучение культурного наследия села, края помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения и оценки. Развивающая среда в подгруппах помогла детям узнать о народных чувашских промыслах, познакомить с речевым творчеством чувашского народа, песнями и танцами. Занятия по художественному творчеству приобщили детей к художественному труду, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Проект можно использовать в организации не только внеурочной деятельности, но и организации работы кружка.
Заключение.
Содержание мероприятий по патриотическому воспитанию должно быть связано с увлекательными формами, направленными на развитие социальной активности, гражданской ответственности, воспитанием чувства гордости за свой край.
Для привлечения обучающихся к участию в тематических мероприятиях более подходят массовые формы проведения праздников, концертов, классных часов.
На основе предложенного содержания проект может быть обогащён тематикой, связанной с культурным достоянием каждого региона.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая работа объединяет детей общими переживаниями, делами, способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Надо также отметить, что обучающиеся нашего филиала являются активными участниками различных акций патриотической направленности: совместно с педагогами разрабатывают выступление на митингах и концертных программах местного СДК, посвящённых Дню Победы, поздравляют ветеранов, оказывают посильную помощь (организовано тимуровское движение) пожилым жителям села, проводят экологические походы и субботники по наведению порядка на улицах села и прилегающей к школе территории, заботятся о памятнике павшим воинам.
Список литературы:
- Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002 .
- Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
- Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006
- Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся – важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. – 2000
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
- http://smolpedagog.ru/box.html
- http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий) в гражданском и патриотическом воспитании....
Образовательный проект по патриотическому воспитанию школьников "Мы помним, мы гордимся!" Посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Материалы на конкурс "Учитель года 2015"...
Программа районного семинара "Роль метода проекта в патриотическом воспитании учащихся"
Программа семинара учителей Красносельского района г.Санкт-Петербурга....
Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Данный проект был представлен и на Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций ...
Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников
Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....
Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...
Метод проектов в патриотическом воспитании обучающихся в системе СПО
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания совреме...
Комментарии
«Использовала методическую
«Использовала методическую разработку при подготовке мероприятий патриотической направленности. Ребята с интересом включались в работу. Спасибо за полезную информацию»