Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»
проект на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного творчества»
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, своего родного края.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с родным краем, своей улицей, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д.
Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны.
Поэтому, наряду с другими формами самовыражения народа, геральдика выступают стабилизирующим фактором нашего общества и оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.
Многовековая история геральдики, как часть материальной и художественной культуры, представляет собой уникальный пласт в творческой деятельности человека, отражающий множественность представлений в его духовной жизни.
Цель проекта:
Сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка геральдических символов, как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Задачи:
- изучение геральдических символов государства (герб, флаг, гимн);
- развитие умений выполнять вариации на тему гербов на основе классического герба и современных символов;
- воспитание творческого отношения и интереса к формам совместной деятельности;
- знакомство с историей и традициями Самарской губернии.
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, селу; формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- расширение представлений о родном крае;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Актуальность проекта заключается в том, что его реализация знакомит ребенка с геральдикой родного края посредством развития творческих способностей детей через изготовление поделок различными способами, из разных материалов.
Новизна проекта в его комплексности – это разнообразие видов деятельности, выполнение изделий разными способами (лепка, вязание, плетение, аппликация, вышивка), а так же работа с различными материалами (с соленым тестом, пером, крупой, бумагой, и др.).
На занятиях дети учатся работать с трафаретами и лекалами, вырезать детали, составлять композиции, подбирать ткань по цвету и фактуре в соответствии с замыслом, а также получают первоначальные навыки шитья. Предлагаемые системы занятий построены по принципу от простого к сложному, и это позволяет детям в полном объеме усвоить данный материал. Дети видят результат своей деятельности, который можно использовать в качестве украшения, сувенира или предмета, необходимого в быту. Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, логику, воображение, но и раскрывают творческие способности детей. Очень важно организовывать и проводить занятия в увлекательной, игровой форме, чтобы ребенок захотел самостоятельно сделать поделку. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей. Главное в работе с детьми на уроках творчества - создать комфортные условия сотрудничества, приоткрыть перспективу и показать идеал, подсказать и помочь в выборе средств и способов действий. Особое внимание уделяется посещению музеев и выставок декоративно – прикладного творчества, участию воспитанников в выставках – конкурсах, выполнению коллективных и индивидуальных проектов. Изучение традиций, особенностей русского народного наследия приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Коллективное творчество по созданию декоративно – прикладного изделия предполагает включенность каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы.
Изготовление поделок средствами декоративно – прикладного искусства учит ребенка видеть художественную ценность предметов, а так же способствует развитию творческих способностей, уважения к труду и ответственность. Кроме того в процессе работы у воспитанников развивается моторика рук, аккуратность, терпение и усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. Дети видят и ценят результат своей работы они могут использовать игрушки , поделки в своей повседневной деятельности.
У воспитанников формируется творческое отношение к действительности, умение посильно преобразовать ее по «законам красоты».
Опираясь на идею личностно – ориентированной педагогики, учитывая индивидуальные особенности детей, а так же их способности и возможности в овладении знаниями, умениями, навыками педагог в рамках программы помогает каждому ребенку составлять собственный образовательный маршрут. Учащийся имеют право самостоятельно выбирать из какого материала он будет выполнять работу , уровень сложности, последовательность освоения.
В процессе занятий поддерживается познавательная и творческая активность, создаются условия для овладения детьми определенных знаний, умений, даются основы практических навыков. Расширяется кругозор, формируется эстетический вкус.
Выводы:
Важный аспект обучения декоративно – прикладному творчеству – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется с двух одинаково важных сторон: художественной и технологической. Организация прикладной художественно – творческой деятельности учащихся – одно из условий успешности формирования их технологической культуры.
Приобщение школьников к изготовлению геральдических символов средствами декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, гражданско -патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.
Педагоги и обучающиеся объединений декоративно-прикладного творчества Центра внешкольной работы принимали участие в торжественное закрытии областного конкурса мастеров декоративно –прикладного творчества и ремесел Самарской области «160 геральдических символов Самарской губернии». В Богатовском районном доме культуры «Октябрь» проходил зональный отборочный этап. На нем были представлены работы мастеров из Богатовского, Нефтегорского и Волжского районов. На протяжении 6 месяцев педагоги работали над своими творениями. В итоге на суд жюри было представлено более 30 работ наших умельцев из дерева, соленого теста, бумаги, лозы, соломы, пряжи и др.
Наши творения вошли в каталог работ мастеров декоративно –прикладного творчества и ремесел Самарской области «160 геральдических символов Самарской губернии», выпущенный министерством культуры, «Агенством социокультурных технологий» и Самарским областным историко –краеведческим музеем им.П.В.Алабина. Это красочное издание включает в себя более 100 работ, 30 из которых – изделия педагогов и воспитанников Центра внешкольной работы.
Поделки из серии «160 геральдических символов Самарской губернии» участвовали во II Международном фестивале творчества детей и молодежи стран СНГ «Люблю тебя Земля моя» в г.Отрадный, одна из них удостоена диплома II степени.
Воспитанники объединения принимали участие в выставках и конкурсах декоративно –прикладного творчества районного, окружного, областного, всероссийского и международного уровня и занимали призовые места. Это такие конкурсы, как «Марья искусника», «Святые символы России», «Пасхальные перезвоны», «Мое любимое животное», «Новогодняя сказка», «Медалинград». «Рассударики» и др.
Старший методист Центра внешкольной работы с.Богатое Самарской области
Саранцева Ирина Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-609843-1426745348.jpg)
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-609843-1426745348.jpg)
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-609843-1426745348.jpg)
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках физической культуры с использованием игровых форм".
Конкурсная работа на конкурс "Учитель года-2014"...
ПРОЕКТ гражданско-патриотического воспитания «70-ЛЕТИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Цель проекта:формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений о Российской Армии....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-864654-1481362729.jpg)
Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
В школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1022591-1522391225.jpg)
Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1022591-1522391225.jpg)
Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся
Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся...