Программа внеурочной деятельности "Стилистика" 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Рабочая программа расчитана на 34 часа для учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilistika_10_klass.docx59.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №2»

        

Рассмотрена и принята

на педагогическом совете от 18.09.2021

Протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГК ОУ Школа №2

_____________Шипчина С.А.

Приказ № 197 от 20.09.21                          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Стилистика. Культура речи»

Возрастная категория: 17-18 лет

Уровень обучения (класс): 10

Количество часов в неделю: 1 час в неделю

Направление: культурологическое

Уровень программы: формирование навыков

Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год

Г. Комсомольск-на-Амуре

Содержание

Паспорт программы……………………………………………………………………. 3

Нормативно-правовая база……………………………………………………………. .5

Актуальность……………………………………………………………………………. 5

Пояснительная записка. Цель и задачи программы………………………………….. 6

Место курса в учебном плане………………………………………………………….. 6

Общая характеристика программы…………………………………………………… .7

Планируемые результаты освоения программы……………………………………….7

Содержание программного материала………………………………………………….8

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………9

Методическое и материально-техническое обеспечение………………………………9

Календарно-тематическое планирование……………………………………………...10

Система оценивания и диагностируемый инструментарий………………………… 11

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Стилистика. Культура речи»

Период реализации

2021-2022 учебный год

Разработчик программы

Коваленко Ольга Александровна, учитель лингвистического цикла

Основание для разработки

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Устав КГКОУ Школа 2.

Тип программы

Модифицированная

Цель программы

Научить  стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать  лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка.

Задачи программы

-грамотно излагать мысли,

-адекватно использовать функциональные и общелитературные языковые стили,

- создавать тексты в различных жанрах

- ознакомить с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, с понятием языковой нормы и представлением о речевых и функциональных стилях и их отличиях, с характеристикой норм литературного языка и риторикой.

- обучить школьников целесообразному, грамотному использованию языковых синонимических вариантов в лексической, морфологической, синтаксической и фонетической сферах с обоснованием их выбора, привить навыки речевой культуры.

Направления программы

общеинтеллектуальное

Ожидаемые результаты

Личностные результаты изучения курса должны отражать:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: 

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

Предметные результаты освоения курса:

  • говорить и слушать, так как «уметь говорить» - это искусство, уметь слушать – это культура (Д.С. Лихачев), отбирать фактических и языковой материал для собственной речи;
  • владеть устной и письменной речью;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач. 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

· «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;

· ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

· Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;

· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

· Устав КГКОУ Школа 2.

Актуальность программы

Наша жизнь практически целиком построена на обращении к языку, к слову: мы читаем, пишем, общаемся друг с другом, выслушиваем и передаем информацию.

Очевидно, что человек должен владеть как письменной, так  и устной речью. Через речь судят об уровне профессиональной компетенции, интеллекта и культуры.

Человек, который хочет научиться говорить хорошим литературном языком, должен, во-первых, знать нормы устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики); во-вторых, адекватно использовать различные языковые средства в меняющихся условиях общения (то есть пользоваться различным лексическим и стилистическим набором); в-третьих, научиться практически применять психологические приемы общения в разговорах.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Стилистика. Культура речи» предназначена для учащихся  10 класса КГК ОУ «Школа №2», является программой общеинтеллектуального направления, адаптирована для преподавания детям с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы - научить  стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать  лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Место предмета в учебном плане

Программа по предмету «Стилистика. Культура речи» рассчитана на  год обучения в объёме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели), включает ту часть учебного плана, который формируется участниками образовательных отношений и относится к компетенции самой образовательной организации.

Для достижения поставленных целей используется учебное пособие Стилистика русского языка и культура речи/ автор-составитель Е.А. Елина / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 92 с

Общая характеристика программы курса

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 10 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.

Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:

-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;

-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;

-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.

Цель курса – научить стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать  лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка.

 В задачи при создании учебного пособия входит обучение грамотному изложению мыслей, адекватному использованию функциональных и общелитературных языковых стилей, созданию текстов в различных жанровых разновидностях научного и официально-делового стиля, а также обучение составлению документов различных типов и использованию этикетных форм и выражений для успешной коммуникации.

 Для решения поставленных задач необходимо ознакомить с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, с понятием языковой нормы и представлением о речевых и функциональных стилях и их отличиях, с характеристикой норм литературного языка и риторикой.

В рамках данного курса необходимо также обучить школьников целесообразному, грамотному использованию языковых синонимических вариантов в лексической, морфологической, синтаксической и фонетической сферах с обоснованием их выбора, привить навыки речевой культуры.

Планируемые результаты

Личностные результаты изучения курса должны отражать:

 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: 

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике

Предметные результаты освоения курса:

  • говорить и слушать, так как «уметь говорить» - это искусство, уметь слушать – это культура (Д.С. Лихачев), отбирать фактических и языковой материал для собственной речи;
  • владеть устной и письменной речью;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.

Формы организации учебного процесса:

Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями обучающихся. Должны быть созданы условия для развития познавательной творческой активности:

  • грамматико-стилистические упражнения, которые позволяют обучающимся выявить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
  • Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.

Содержание курса «Родное слово»

  • Раздел 1. Общие понятия о стилях ( 4 часа)К истории слова стиль. О понятии функциональный стиль. О формах речи письменной и устной. Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей.
  • Раздел 2. Научный стиль и его особенности (4 часа) Научный стиль. Общая характеристика разновидности. Лексика и грамматика научного стиля.
  • Научно-популярный подстиль. Научно-учебный подстиль.
  • Раздел 3. Официально-деловой стиль (10 часов) Общая характеристика официально-делового стиля. Лексика и фразеология официально-делового стиля. Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства. Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме. Доверенность, расписка. Автобиография. Письма, их разновидность. Протокол. Объявление. Разновидности объявлений. Устная форма официально-делового стиля.
  • Раздел 4. Публицистический стиль (2 часа) Публицистический стиль.
  • Лексика и фразеология публицистического стиля.
  • Раздел 5. Язык художественной литературы (3 часа) Язык художественной литературы и литературный язык. Художественно-речевая система произведения. Средства художественной выразительности языка.
  • Раздел 6. Разговорно-обиходный стиль (2 часа) Общая характеристика разговорно-обиходного стиля. Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля.
  • Раздел 7. Орфоэпические нормы (4 часа) Литературно-языковые нормы.
  • Стили произношения. Стилистический аспект многозначности слова. Своеобразие лексической нормы.
  • Раздел 8. Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов,
  • периода, чужой речи (5 часов) Стилистическая характеристика морфологии.
  • Стилистическая функция порядка слов. Период. Сложное синтаксическое целое.  Чужая речь.

Тематическое планирование курса «Стилистика. Культура речи»

1час в неделю, в год - 34 часа

Раздел программы

Кол-во час.

Кол-во часов

теория

практика

контроль

1

Общие понятия о стилях

4

1

2

Работа со стилистической окраской текста

2

Научный стиль и его особенности

4

1

3

Создание текста научного стиля речи

3

Официально-деловой стиль

10

2

8

Составление официальных документов

4

Публицистический стиль

2

1

1

Составление статьи в школьную газету

5

Язык художественной литературы

3

1

2

Анализ художественного текста

6

Разговорно-обиходный стиль

2

1

1

Работа с текстом

7

Орфоэпические нормы

4

1

3

Практическая  работа

8

Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов,

периода, чужой речи

5

1

4

Контрольная работа по курсу «Стилистика. Культура речи»

Методическое и материальное обеспечение

Литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура

речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.
  2. Культура русской речи/ отв. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М.:Норма, 2004.
  3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарика, 2002.
  4. Русский язык и культура речи/ Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: Инфра-И, 2002

Интернет-ресурсы:

  1. https://pnu.edu.ru/media/filer/2012/10/01/35.pdf
  2. https://kartaslov.ru/книги/Т_И_Кобякова_Стилистика_русского_языка_и_культура_речи/1

Календарно-тематическое планирование

1час в неделю, в год - 34 часа

№ урока

Дата

Тема

Количество часов

Форма проведения

Место занятия

1

03.09

К истории слова стиль.

1

Учебное занятие

Кабинет

2

10.09

О понятии функциональный стиль.

1

Учебное занятие

Кабинет

3

17.09

О формах речи письменной и устной.

1

Учебное занятие

Кабинет

4

24.09

Практическая работа «Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей».

1

Практическая работа

Кабинет

5

01.10

Научный стиль. Общая характеристика разновидности стилей речи

1

Учебное занятие

Кабинет

6

08.10

Лексика и грамматика научного стиля.

1

Учебное занятие

Кабинет

7

15.10

Научно-популярный подстиль.

1

Учебное занятие

Кабинет

8

22.10

Научно-учебный подстиль.

Строгость научно-учебного подстиля. 

1

Практическое занятие

Кабинет

9

12.11

Общая характеристика официально-делового стиля.

1

Учебное занятие

Кабинет

10

19.11

Лексика и фразеология официально-делового стиля.

1

Учебное занятие

Кабинет

11

26.11

Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства.

1

Учебное занятие

Кабинет

12

03.12

Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме.

1

Практическая работа

Кабинет

13

10.12

Доверенность, расписка.

1

Практическая работа

Кабинет

14

17.12

Автобиография.

1

Практическая работа

Кабинет

15

24.12

Письма, их разновидность.

1

Практическая работа

Кабинет

16

14.01

Протокол.

1

Практическая работа

Кабинет

17

21.01

Объявление. Разновидности объявлений.

1

Практическая работа

Кабинет

18

28.01

Устная форма официально-делового стиля.

1

Практическая работа

Кабинет

19

04.02

Публицистический стиль.

1

Практическая работа

кабинет

20

11.02

Лексика и фразеология публицистического стиля.

1

Учебное занятие

Кабинет

21

18.02

Язык художественной литературы и литературный язык.

1

Учебное занятие

Кабинет

22

25.02

Художественно-речевая система произведения.

1

Практическая работа

Кабинет

23

04.03

Средства художественной выразительности языка.

1

Практическая работа

Кабинет

24

11.03

Общая характеристика разговорно-обиходного стиля.

1

Практическая работа

Кабинет

25

18.03

Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля.

1

Практическая работа

Кабинет

26

25.03

Литературно-языковые нормы.

1

Практическая работа

Кабинет

27

08.04

Стили произношения.

1

Учебное занятие

Кабинет

28

15.04

Стилистический аспект многозначности слова.

1

Учебное занятие

Кабинет

29

22.04

Своеобразие лексической нормы.

1

Учебное занятие

Кабинет

30

29.04

Стилистическая характеристика морфологии.

1

Учебное занятие

Кабинет

31

06.05

Стилистическая функция порядка слов.

1

Учебное занятие

Кабинет

32

13.05

Период.

1

Учебное занятие

Кабинет

33

20.05

Сложное синтаксическое целое.

1

Учебное занятие

Кабинет

34

27.05

Чужая речь.

1

Учебное занятие

Кабинет

Система оценивания и диагностический инструментарий

 Формы контроля:

- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: как и почему сохранятся всегда категории «высокого» и «низкого»?; хороший, «дурной» и истинный вкус – можно ли о них спорить?

- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;

- совершенствование рукописи с определенной точки зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;

- рецензирование;

- сообщения, как результат наблюдения

Контрольно-измерительные материалы по курсу «Стилистика. Культура речи».

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Назначение контрольной работы по «Стилистике. Культуре речи» в  10 классе для детей с ТНР.

 Проводится в начале и в конце учебного года, построена с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга и оценки  уровня усвоения материала обучающимися с ТНР  7-го класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Контрольная  работа по развитию речи в  10 классе для детей с ОВЗ основана  на системно-деятельностном, компетентностном подходах.

2. Ключевыми особенностями контрольной работы по «Стилистике. Культуре речи» в  10 классе для детей с ТНР являются: 

− соответствие ФГОС ООО;

 − соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;

 − учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;

 − отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования.

КР позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Личностные действия: доброе отношение к животным, умение любить и сострадать, проявлять дружеские чувства;

Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия:

-  поиск и выделение необходимой информации;

 - структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - рефлексия условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

 - извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

 - определение основной и второстепенной информации;

Логические универсальные действия:

- анализ объектов в целях выделения признаков;

 -синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 -выбор оснований и критериев для сравнения;

 -подведение под понятие;

 -выведение следствий;

 -установление причинно-следственных связей;

 -построение логической цепи рассуждений;

доказательство.

 Коммуникативные действия: 

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Предметные результаты:  

- понимать текст как речевое произведение;

- владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным);

- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения показ владением ознакомительным и изучающим видами чтения; владение  просмотровым видом чтения;

- понимать содержание прочитанного текста;

- по заданному алгоритму создавать письменные  монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение;

- создавать тексты типа описание, рассказ на основе личных впечатлений

3. Основные проверяемые умения

1) Смысловое чтение;

2) Знание стилистических черт

 3) Умение составлять предложения, учитывая стилистические черты;

2) умение определять стилистическую принадлежность текста;

4) Знание жанровой принадлежности текста;

5) Умение работать с текстом, вычленять черты того или иного стиля;

6)Владение грамматическим строем речи;

7) Умение составлять логически построенные предложения

4. Структура проверочной работы.

Стартовая контрольная работа по развитию речи, состоит  из 5  заданий. Проводится в форме вопросов и заданий  к тексту с  дополнительными практическими и творческими заданиями.

Задания СКР,  в целом, соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.  

5. Методика проведения СКР. Контрольная работа проводится в классе. Учитель читает задания к работе, если необходимо, комментирует их.

Учащиеся работают самостоятельно.

6. Время выполнения:  60   минут

II. Система оценивания СКР

Баллы

Критерии оценивания

Задание 1. Смысловое чтение

1.1 Заглавие

«1»

Инструкция принята

«0»

Инструкция не принята

1.2 Составление предложений

«2»

Составлены верно

«1»

Есть недочеты

«0»

Составлены неверно

2. Работа с синонимами

«3»

Сгруппированы верно

«2»

Допущены 1-2 ошибки

«1»

Допущены 3-4 ошибки

3. Составление  предложения с данными словосочетаниями

«3»

Сделаны верно

«2»

Допущены 1-2 ошибки

«1»

Допущены 3-4 ошибки

4. Подбор терминов научного стиля

«3»

Подобраны 12-15терминов

«2»

Подобраны 11-8терминов

«1»

Подобраны 7-5терминов

5. Продолжение рядов жанров функциональных стилей.

«3»

Продолжены все ряды

«2»

Продолжены 4-3 ряда

«1»

Продолжены 2-3 ряда

6. Найти элементы официально-делового стиля

«3»

Найдены 5 элементов

«2»

Найдены 4 элементов

«1»

Найдены 3 элемента

7. Найти элементы научного стиля

«2»

Найдены 2 элементов

«1»

Найдены 1 элементов

Всего

20 баллов

Перевод баллов в оценку

Количество баллов        

Оценка

20-18

«5»

17-14

«4»

13-10

«3»

9-0

«2»

Текст контрольной работы

Задание 1. Составьте предложения с данными существительными, обратив внимание на стилистические и смысловые различия:

а) одежда – одежды, слово – словеса, время – времена, тело – телеса; б) снег – снега, холод – холода, мороз – морозы, мозг – мозги; в) годы – года, сыны – сыновья, тоны – тона, мехи – меха, учители – учителя; д) зубы – зубья, лоскуты – лоскутья, камни – каменья, листы – листья.

Задание 2. Сгруппируйте слова в синонимичные ряды, укажите стилистические отличия и найдите опорное слово каждого ряда:

 утверждать, ординарный, обобщать, тривиальный, банальный, констатировать, простой, подытоживать, примитивный, резюмировать, повествовать, демонстрировать, заключать, экспонировать, рассказывать, выставлять, говорить, вещать, показывать.

Задание 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая стилистическую и смысловую разницу между краткими и полными формами прилагательных:

девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно; брат гордый – брат горд.

Задание 4. Подберите 12 – 15 терминов научного стиля, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы (пользуйтесь словарем): авто-, анти-, гипер-, гипо-, интер-, микро-, моно-, нео-, пост-, супер-, экстра-. Дополните список известными вам словообразовательными элементами.

Задание 5. Ниже перечислены некоторые жанры всех функциональных стилей. Продолжите эти ряды:

Научный: научная статья, доклад, учебное пособие…

Официально-деловой: справка, объяснительная записка, указ…

 Публицистический: информационная заметка, очерк, интервью…

Литературно-художественный: стихотворение, роман, басня…

Разговорный: светская беседа, ссора, наставление…

Задание 6. Найдите в текстах массовой коммуникации элементы официально-делового стиля. Отметьте случаи смешения стилей:

В силу слабой разработки этого метода лечения лечение бронхиальной астмы затруднено. Ты же сама вчера ставила вопрос о засолке огурцов. На школьном празднике было произведено несколько награждений. Судьи вынуждены были ради создания прецедента толочь воду в ступе. Директор школы в своем интервью сказал, что развитие и совершенствование мыслительной деятельности способствует улучшению их речи.

 Задание 7. Найдите в данном отрывке стандарты научного стиля, выпишите их. «Переведите» текст в разговорный стиль:

 Если точка зрения, сводящая проблему к традиционности, правильна, то по мере вторжения в древнеегипетское искусство реализма канонические методы изображения должны постепенно преодолеваться и заменяться новыми и чертеж должен постепенно приближаться к рисунку. Если же считать, что древнеегипетское искусство на протяжении всей своей истории было «художественным черчением» и никогда не стремилось стать рисунком, то его развитие должно сопровождаться вовсе не угасанием чертежных методов изображения, а, напротив того, их совершенствованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....