Программа внеурочной деятельности "Стилистика" 10 класс
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа расчитана на 34 часа для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stilistika_10_klass.docx | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №2»
Рассмотрена и принята на педагогическом совете от 18.09.2021 Протокол № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор КГК ОУ Школа №2 _____________Шипчина С.А. Приказ № 197 от 20.09.21 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Стилистика. Культура речи»
Возрастная категория: 17-18 лет
Уровень обучения (класс): 10
Количество часов в неделю: 1 час в неделю
Направление: культурологическое
Уровень программы: формирование навыков
Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год
Г. Комсомольск-на-Амуре
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………………. 3
Нормативно-правовая база……………………………………………………………. .5
Актуальность……………………………………………………………………………. 5
Пояснительная записка. Цель и задачи программы………………………………….. 6
Место курса в учебном плане………………………………………………………….. 6
Общая характеристика программы…………………………………………………… .7
Планируемые результаты освоения программы……………………………………….7
Содержание программного материала………………………………………………….8
Учебно-тематическое планирование……………………………………………………9
Методическое и материально-техническое обеспечение………………………………9
Календарно-тематическое планирование……………………………………………...10
Система оценивания и диагностируемый инструментарий………………………… 11
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Стилистика. Культура речи» |
Период реализации | 2021-2022 учебный год |
Разработчик программы | Коваленко Ольга Александровна, учитель лингвистического цикла |
Основание для разработки | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Устав КГКОУ Школа 2. |
Тип программы | Модифицированная |
Цель программы | Научить стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка. |
Задачи программы | -грамотно излагать мысли, -адекватно использовать функциональные и общелитературные языковые стили, - создавать тексты в различных жанрах - ознакомить с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, с понятием языковой нормы и представлением о речевых и функциональных стилях и их отличиях, с характеристикой норм литературного языка и риторикой. - обучить школьников целесообразному, грамотному использованию языковых синонимических вариантов в лексической, морфологической, синтаксической и фонетической сферах с обоснованием их выбора, привить навыки речевой культуры. |
Направления программы | общеинтеллектуальное |
Ожидаемые результаты | Личностные результаты изучения курса должны отражать: ∙ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; ∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: ∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; ∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; ∙ смысловое чтение; ∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; ∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; ∙ развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; ∙ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике Предметные результаты освоения курса:
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
· «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;
· ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
· Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
· Устав КГКОУ Школа 2.
Актуальность программы
Наша жизнь практически целиком построена на обращении к языку, к слову: мы читаем, пишем, общаемся друг с другом, выслушиваем и передаем информацию.
Очевидно, что человек должен владеть как письменной, так и устной речью. Через речь судят об уровне профессиональной компетенции, интеллекта и культуры.
Человек, который хочет научиться говорить хорошим литературном языком, должен, во-первых, знать нормы устного и письменного литературного языка (правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и стилистики); во-вторых, адекватно использовать различные языковые средства в меняющихся условиях общения (то есть пользоваться различным лексическим и стилистическим набором); в-третьих, научиться практически применять психологические приемы общения в разговорах.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Стилистика. Культура речи» предназначена для учащихся 10 класса КГК ОУ «Школа №2», является программой общеинтеллектуального направления, адаптирована для преподавания детям с тяжелыми нарушениями речи.
Цель программы - научить стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка.
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Место предмета в учебном плане
Программа по предмету «Стилистика. Культура речи» рассчитана на год обучения в объёме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели), включает ту часть учебного плана, который формируется участниками образовательных отношений и относится к компетенции самой образовательной организации.
Для достижения поставленных целей используется учебное пособие Стилистика русского языка и культура речи/ автор-составитель Е.А. Елина / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 92 с
Общая характеристика программы курса
Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 10 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стилей речи, необходимые при передаче содержания того или иного текста.
Соблюдение стилистических особенностей текста является одним из требований при написании изложения с элементами сочинения. Учащиеся приобретают в процессе занятий умение определять, для какой сферы общения предназначен текст и каковы его цели. Постепенно от занятия к занятию происходит осознанное усвоение целей речи:
-научная и официально-деловая – точная передача научной и деловой информации;
-агитационно-массовая сфера, словесно-художественное творчество - воздействие на читателя, внушение определенной мысли;
-бытовая сфера – обмен мыслями, сведениями.
Цель курса – научить стилистически грамотному подходу к применению современных нормативных речевых средств; развивать лингвистическое чутье, внимание к хорошей, правильной речи, нетерпимость к порче языка.
В задачи при создании учебного пособия входит обучение грамотному изложению мыслей, адекватному использованию функциональных и общелитературных языковых стилей, созданию текстов в различных жанровых разновидностях научного и официально-делового стиля, а также обучение составлению документов различных типов и использованию этикетных форм и выражений для успешной коммуникации.
Для решения поставленных задач необходимо ознакомить с вопросами стилистической дифференциации языковых средств, с понятием языковой нормы и представлением о речевых и функциональных стилях и их отличиях, с характеристикой норм литературного языка и риторикой.
В рамках данного курса необходимо также обучить школьников целесообразному, грамотному использованию языковых синонимических вариантов в лексической, морфологической, синтаксической и фонетической сферах с обоснованием их выбора, привить навыки речевой культуры.
Планируемые результаты
Личностные результаты изучения курса должны отражать:
∙ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
∙ смысловое чтение;
∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; ∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
∙ развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
∙ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
Предметные результаты освоения курса:
- говорить и слушать, так как «уметь говорить» - это искусство, уметь слушать – это культура (Д.С. Лихачев), отбирать фактических и языковой материал для собственной речи;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними различного рода задач.
Формы организации учебного процесса:
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями обучающихся. Должны быть созданы условия для развития познавательной творческой активности:
- грамматико-стилистические упражнения, которые позволяют обучающимся выявить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
- Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Содержание курса «Родное слово»
- Раздел 1. Общие понятия о стилях ( 4 часа)К истории слова стиль. О понятии функциональный стиль. О формах речи письменной и устной. Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей.
- Раздел 2. Научный стиль и его особенности (4 часа) Научный стиль. Общая характеристика разновидности. Лексика и грамматика научного стиля.
- Научно-популярный подстиль. Научно-учебный подстиль.
- Раздел 3. Официально-деловой стиль (10 часов) Общая характеристика официально-делового стиля. Лексика и фразеология официально-делового стиля. Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства. Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме. Доверенность, расписка. Автобиография. Письма, их разновидность. Протокол. Объявление. Разновидности объявлений. Устная форма официально-делового стиля.
- Раздел 4. Публицистический стиль (2 часа) Публицистический стиль.
- Лексика и фразеология публицистического стиля.
- Раздел 5. Язык художественной литературы (3 часа) Язык художественной литературы и литературный язык. Художественно-речевая система произведения. Средства художественной выразительности языка.
- Раздел 6. Разговорно-обиходный стиль (2 часа) Общая характеристика разговорно-обиходного стиля. Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля.
- Раздел 7. Орфоэпические нормы (4 часа) Литературно-языковые нормы.
- Стили произношения. Стилистический аспект многозначности слова. Своеобразие лексической нормы.
- Раздел 8. Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов,
- периода, чужой речи (5 часов) Стилистическая характеристика морфологии.
- Стилистическая функция порядка слов. Период. Сложное синтаксическое целое. Чужая речь.
Тематическое планирование курса «Стилистика. Культура речи»
1час в неделю, в год - 34 часа
№ | Раздел программы | Кол-во час. | Кол-во часов | ||
теория | практика | контроль | |||
1 | Общие понятия о стилях | 4 | 1 | 2 | Работа со стилистической окраской текста |
2 | Научный стиль и его особенности | 4 | 1 | 3 | Создание текста научного стиля речи |
3 | Официально-деловой стиль | 10 | 2 | 8 | Составление официальных документов |
4 | Публицистический стиль | 2 | 1 | 1 | Составление статьи в школьную газету |
5 | Язык художественной литературы | 3 | 1 | 2 | Анализ художественного текста |
6 | Разговорно-обиходный стиль | 2 | 1 | 1 | Работа с текстом |
7 | Орфоэпические нормы | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
8 | Роль стилистики при изучении морфологии, порядка слов, периода, чужой речи | 5 | 1 | 4 | Контрольная работа по курсу «Стилистика. Культура речи» |
Методическое и материальное обеспечение
Литература:
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура
речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.
- Культура русской речи/ отв. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. – М.:Норма, 2004.
- Русский язык и культура речи / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарика, 2002.
- Русский язык и культура речи/ Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: Инфра-И, 2002
Интернет-ресурсы:
- https://pnu.edu.ru/media/filer/2012/10/01/35.pdf
- https://kartaslov.ru/книги/Т_И_Кобякова_Стилистика_русского_языка_и_культура_речи/1
Календарно-тематическое планирование
1час в неделю, в год - 34 часа
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Форма проведения | Место занятия |
1 | 03.09 | К истории слова стиль. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
2 | 10.09 | О понятии функциональный стиль. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
3 | 17.09 | О формах речи письменной и устной. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
4 | 24.09 | Практическая работа «Собственно – лингвистическая характеристика функциональных стилей». | 1 | Практическая работа | Кабинет |
5 | 01.10 | Научный стиль. Общая характеристика разновидности стилей речи | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
6 | 08.10 | Лексика и грамматика научного стиля. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
7 | 15.10 | Научно-популярный подстиль. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
8 | 22.10 | Научно-учебный подстиль. Строгость научно-учебного подстиля. | 1 | Практическое занятие | Кабинет |
9 | 12.11 | Общая характеристика официально-делового стиля. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
10 | 19.11 | Лексика и фразеология официально-делового стиля. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
11 | 26.11 | Оформление документов. Единая государственная система делопроизводства. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
12 | 03.12 | Заявление. Форма заявлений. Резюме. Основные требования к резюме. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
13 | 10.12 | Доверенность, расписка. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
14 | 17.12 | Автобиография. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
15 | 24.12 | Письма, их разновидность. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
16 | 14.01 | Протокол. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
17 | 21.01 | Объявление. Разновидности объявлений. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
18 | 28.01 | Устная форма официально-делового стиля. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
19 | 04.02 | Публицистический стиль. | 1 | Практическая работа | кабинет |
20 | 11.02 | Лексика и фразеология публицистического стиля. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
21 | 18.02 | Язык художественной литературы и литературный язык. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
22 | 25.02 | Художественно-речевая система произведения. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
23 | 04.03 | Средства художественной выразительности языка. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
24 | 11.03 | Общая характеристика разговорно-обиходного стиля. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
25 | 18.03 | Лексика и фразеология разговорно-обиходного стиля. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
26 | 25.03 | Литературно-языковые нормы. | 1 | Практическая работа | Кабинет |
27 | 08.04 | Стили произношения. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
28 | 15.04 | Стилистический аспект многозначности слова. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
29 | 22.04 | Своеобразие лексической нормы. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
30 | 29.04 | Стилистическая характеристика морфологии. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
31 | 06.05 | Стилистическая функция порядка слов. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
32 | 13.05 | Период. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
33 | 20.05 | Сложное синтаксическое целое. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
34 | 27.05 | Чужая речь. | 1 | Учебное занятие | Кабинет |
Система оценивания и диагностический инструментарий
Формы контроля:
- проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: как и почему сохранятся всегда категории «высокого» и «низкого»?; хороший, «дурной» и истинный вкус – можно ли о них спорить?
- самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
- совершенствование рукописи с определенной точки зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
- рецензирование;
- сообщения, как результат наблюдения
Контрольно-измерительные материалы по курсу «Стилистика. Культура речи».
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Назначение контрольной работы по «Стилистике. Культуре речи» в 10 классе для детей с ТНР.
Проводится в начале и в конце учебного года, построена с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга и оценки уровня усвоения материала обучающимися с ТНР 7-го класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Контрольная работа по развитию речи в 10 классе для детей с ОВЗ основана на системно-деятельностном, компетентностном подходах.
2. Ключевыми особенностями контрольной работы по «Стилистике. Культуре речи» в 10 классе для детей с ТНР являются:
− соответствие ФГОС ООО;
− соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
− учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;
− отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования.
КР позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Личностные действия: доброе отношение к животным, умение любить и сострадать, проявлять дружеские чувства;
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прочитанного текста;
- определение основной и второстепенной информации;
Логические универсальные действия:
- анализ объектов в целях выделения признаков;
-синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения;
-подведение под понятие;
-выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
- владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
- понимать текст как речевое произведение;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным);
- на доступном уровне в соответствии со структурой нарушения показ владением ознакомительным и изучающим видами чтения; владение просмотровым видом чтения;
- понимать содержание прочитанного текста;
- по заданному алгоритму создавать письменные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание, монолог-рассуждение;
- создавать тексты типа описание, рассказ на основе личных впечатлений
3. Основные проверяемые умения
1) Смысловое чтение;
2) Знание стилистических черт
3) Умение составлять предложения, учитывая стилистические черты;
2) умение определять стилистическую принадлежность текста;
4) Знание жанровой принадлежности текста;
5) Умение работать с текстом, вычленять черты того или иного стиля;
6)Владение грамматическим строем речи;
7) Умение составлять логически построенные предложения
4. Структура проверочной работы.
Стартовая контрольная работа по развитию речи, состоит из 5 заданий. Проводится в форме вопросов и заданий к тексту с дополнительными практическими и творческими заданиями.
Задания СКР, в целом, соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ.
5. Методика проведения СКР. Контрольная работа проводится в классе. Учитель читает задания к работе, если необходимо, комментирует их.
Учащиеся работают самостоятельно.
6. Время выполнения: 60 минут
II. Система оценивания СКР
Баллы | Критерии оценивания |
Задание 1. Смысловое чтение | |
1.1 Заглавие | |
«1» | Инструкция принята |
«0» | Инструкция не принята |
1.2 Составление предложений | |
«2» | Составлены верно |
«1» | Есть недочеты |
«0» | Составлены неверно |
2. Работа с синонимами | |
«3» | Сгруппированы верно |
«2» | Допущены 1-2 ошибки |
«1» | Допущены 3-4 ошибки |
3. Составление предложения с данными словосочетаниями | |
«3» | Сделаны верно |
«2» | Допущены 1-2 ошибки |
«1» | Допущены 3-4 ошибки |
4. Подбор терминов научного стиля | |
«3» | Подобраны 12-15терминов |
«2» | Подобраны 11-8терминов |
«1» | Подобраны 7-5терминов |
5. Продолжение рядов жанров функциональных стилей. | |
«3» | Продолжены все ряды |
«2» | Продолжены 4-3 ряда |
«1» | Продолжены 2-3 ряда |
6. Найти элементы официально-делового стиля | |
«3» | Найдены 5 элементов |
«2» | Найдены 4 элементов |
«1» | Найдены 3 элемента |
7. Найти элементы научного стиля | |
«2» | Найдены 2 элементов |
«1» | Найдены 1 элементов |
Всего | 20 баллов |
Перевод баллов в оценку | |
Количество баллов | Оценка |
20-18 | «5» |
17-14 | «4» |
13-10 | «3» |
9-0 | «2» |
Текст контрольной работы
Задание 1. Составьте предложения с данными существительными, обратив внимание на стилистические и смысловые различия:
а) одежда – одежды, слово – словеса, время – времена, тело – телеса; б) снег – снега, холод – холода, мороз – морозы, мозг – мозги; в) годы – года, сыны – сыновья, тоны – тона, мехи – меха, учители – учителя; д) зубы – зубья, лоскуты – лоскутья, камни – каменья, листы – листья.
Задание 2. Сгруппируйте слова в синонимичные ряды, укажите стилистические отличия и найдите опорное слово каждого ряда:
утверждать, ординарный, обобщать, тривиальный, банальный, констатировать, простой, подытоживать, примитивный, резюмировать, повествовать, демонстрировать, заключать, экспонировать, рассказывать, выставлять, говорить, вещать, показывать.
Задание 3. Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая стилистическую и смысловую разницу между краткими и полными формами прилагательных:
девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно; брат гордый – брат горд.
Задание 4. Подберите 12 – 15 терминов научного стиля, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы (пользуйтесь словарем): авто-, анти-, гипер-, гипо-, интер-, микро-, моно-, нео-, пост-, супер-, экстра-. Дополните список известными вам словообразовательными элементами.
Задание 5. Ниже перечислены некоторые жанры всех функциональных стилей. Продолжите эти ряды:
Научный: научная статья, доклад, учебное пособие…
Официально-деловой: справка, объяснительная записка, указ…
Публицистический: информационная заметка, очерк, интервью…
Литературно-художественный: стихотворение, роман, басня…
Разговорный: светская беседа, ссора, наставление…
Задание 6. Найдите в текстах массовой коммуникации элементы официально-делового стиля. Отметьте случаи смешения стилей:
В силу слабой разработки этого метода лечения лечение бронхиальной астмы затруднено. Ты же сама вчера ставила вопрос о засолке огурцов. На школьном празднике было произведено несколько награждений. Судьи вынуждены были ради создания прецедента толочь воду в ступе. Директор школы в своем интервью сказал, что развитие и совершенствование мыслительной деятельности способствует улучшению их речи.
Задание 7. Найдите в данном отрывке стандарты научного стиля, выпишите их. «Переведите» текст в разговорный стиль:
Если точка зрения, сводящая проблему к традиционности, правильна, то по мере вторжения в древнеегипетское искусство реализма канонические методы изображения должны постепенно преодолеваться и заменяться новыми и чертеж должен постепенно приближаться к рисунку. Если же считать, что древнеегипетское искусство на протяжении всей своей истории было «художественным черчением» и никогда не стремилось стать рисунком, то его развитие должно сопровождаться вовсе не угасанием чертежных методов изображения, а, напротив того, их совершенствованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"
В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....