Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата.
методическая разработка
Открытый урок по предмету "Художественное слово" в 1 классе, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в детской школе искусств. Технологическая карта и самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 25.43 КБ |
Самоанализ урока | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
1. ФИО преподавателя: Холина С.Р.
2. Класс:1 Дата: 11.11.2021 Предмет: Художественное слово
3. Тема урока: Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, сочетание гласных и согласных звуков.
4. Место и роль урока в изучаемой теме: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
5. Цель урока: Создание условий для овладение обучающимися новых упражнений с использованием артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, гласной линейки, гласной линейки в сочетании с парными согласными звуками в различных комбинациях, скороговорок, как средства для увеличения продуктивности голосо-речевого тренинга.
6. Задачи:
- обучающие - научить снимать мышечные зажимы, обучить навыкам голосо- речевой разминки, речевой техники исполнения скороговорок, дать навыки правильного исполнения дыхательных упражнений, дикционных упражнений, формирование навыков для самостоятельной работы;
- воспитательные - воспитывать партнерские взаимоотношения, уважительные отношения друг к другу. Создать атмосферу свободного и точного взаимодействия преподавателя и обучающихся. «Заразить» обучающихся удовольствием от процесса звуковедения;
- развивающие - развивать мыслительные способности, речь, память, воображение, навыки самоорганизации, познавательного интереса и мотивов.
7. Методы: словесные, практические, активные, методы контроля и самоконтроля.
8. Технические средства обучения: Компьютер, колонки, мячи, стулья, ковровое покрытие.
9. Дидактический материал:
10. Форма работы: тренинг.
Дидактическая структура урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты |
Организационно- мотивационный этап. 2 минуты. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
| Приветствие Ознакомление с темой, актуализация знаний.
| Обучающиеся слушают, вступают в диалог. Выстраивание творческого полукруга. Упражнение на взаимодействие. | Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. Интерес к предстоящей деятельности. |
Подготовка голосо-речевого аппарата. Разминка.5 минут Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
| Пояснение о дыхании, как основе речевого звучания. Пояснения об артикуляции, как основе речевой разминки. Мотивация на самостоятельное выполнение упражнений. | Выполнение упражнений: «Дыхание на счет», «Волшебное». Выполняются стоя, в движении, лежа. Выполнение упражнений «Уколы», «Шпага», «забор», «киска», «Чашечка» и др. | Тренировка мышц участвующих в процессе опоры и атаки звука, активное озвучивание выдоха. Формирование правильного, естественного дыхания. Контроль за самостоятельным выполнением упражнений под наблюдением педагога. |
Основной этап. 20 минут. Расширение имеющихся представлений и знаний. Объяснение нового материала и организация занятия, направленного на усвоение и осмысление полученных знаний. | Определение задач темы урока. Варианты дикционных упражнений: гласная линейка с парными согласными П-Б, Д-Т, В-Ф, Ж-Ш, Г-К, с постепенным усложнением. Скороговорки: «Карл у Клары..», «Лигурийский регулировщик… «Во дворе трава…» | Повторение гласной линейки И-Э-А-О-У-Ы. Осваивание дикционных упражнений с парными согласными П-Б,Д-Т, В-Ф, Ж-Ш, Г-К, с постепенным усложнением. Работа со скороговорками. Ответы на вопросы блиц –опроса. | Формирование дикционных умений и навыков. Формирование четкого произношения звуковых трудных сочетаний. Формирование слухового восприятия качественного произношения. |
Творческое упражнение или речевая игра «Вот ворона» 8 минут | Объяснение задания, условия выполнения творческого задания.
| Формирование творческого круга. Выполнение задания. | Тренировка внутренней динамики, активности мышления, расширение словарного запаса, ассоциативного ряда, эмоциональной выразительсности в упражнении. Звуковое, интонационное воспроизведение, дикционный контроль и самокнтроль. |
Завершающий этап. 5 минут. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Преподаватель подводит итоги занятия, предлагая учащимся выступить со своим мнением, пониманием и подходом к занятию. Прощается. | Обучающиеся слушают, вступают в диалог и полилог с преподавателем и друг с другом. Прощаются. | Осмысление занятия, озвучивание результатов занятия. Воспроизведение полученной информации. Приобретенные навыки работы в голосо-речевом тренинге. |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
преподавателя Холиной С.Р.
Данный урок по предмету Художественное слово, 1 класс, является восьмым уроком в системе уроков по разделу техника речи.
Тема урока: Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, сочетание гласных и согласных звуков.
Цель урока: создание условий для овладение обучающимися новых упражнений с использованием артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, гласной линейки, гласной линейки в сочетании с парными согласными звуками в различных комбинациях, скороговорок, как средства для увеличения продуктивности голосо-речевого тренинга.
Образовательные задачи урока: научить снимать мышечные зажимы, обучить навыкам голосо-речевой разминки, речевой техники исполнения скороговорок, дать навыки правильного исполнения дыхательных упражнений, дикционных упражнений, формирование навыков для самостоятельной работы.
Воспитательные задачи урока: воспитывать партнерские взаимоотношения, уважительное отношение друг к другу. Создать атмосферу свободного и точного взаимодействия преподавателя и обучающихся. «Заразить» обучающихся удовольствием от процесса звуковедения.
Развивающие задачи урока: развивать мыслительные способности, речь, память, воображение, навыки самоорганизации, познавательного интереса и мотивов.
В данном классе я поставила следующие задачи: формирование навыков правильного выполнения дикционных упражнений, фиксация внимания ученика на преподавателя, четкое исполнение дикционных комплексов, точное исполнение упражнений, направленные на формирование необходимых для обучения навыков и умений.
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: освоение понятия «дикционная культура», формирование умения и навыка: дикционный, речевой слух, медленная, но точная и осмысленная работа речевого аппарата в упражнениях.
Урок прошел в традиционной форме. Он включал в себя 5 этапов:
- Организационно- мотивационный этап. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
- Разминка и разогрев голосо-речевого аппарата. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Повторение гласной линейки И-Э-А-О-У-Ы.
- Основной этап. Дикционные упражнения на согласные парные звуки (б-п, з-с, д-т, в-ф, г-к) с гласной линейкой, игровой комплекс «Активные согласные», работа со звуками в скороговорках.
- Творческое упражнение или речевая игра «Вот ворона».
- Завершающий этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. Активное обсуждение пройденного материала урока.
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с программными требованиями: игровые, социо-игровые, здоровье – сберегающие, личностно – ориентированные. Технологии были использованы во всех пяти этапах урока.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала упражнения: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию дыхания со звуком, дикционные комплексы упражнений ряд гласных звуков в сочетании с парными согласными, скороговорки для закрепления дикционных навыков), а также речевые игры на развитие активности звуков и формированию творческого потенциала обучающихся. Мною на всех этапах урока шла непрерывная работа по выявлению и работа над исправлением речевых недостатков у обучающихся, опросы по данному материалу, подведение итогов. Все упражнения соответствовали возрастным особенностям. Материал урока оказался интересным для учащихся, с творческими элементами.
В ходе урока была организована групповая, мелко – групповая, индивидуальная работа учащихся, в творческом задании существенно важно формирование коллективной работы класса. Все виды организации имеют свои задачи, показывают свою эффективность и являются необходимыми в образовательном процессе.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: литературный материал, владение техниками тренингов, совместное выполнение упражнений, постоянный контроль за исполнением.
Темп урока достаточно динамичный, с учетом организационных возможностей первоклассников. Распределение времени было рациональное.
Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно. Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все научились слышать задачи, которые ставит педагог и понимать эти задачи для их выполнения, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития речевого дыхания
Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Упражнения на развитие речевого дыхания.
Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....
Игры и упражнения для развития речевого дыхания.
Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....
Методическая разработка Игры и упражнения для развития речевого дыхания
Игры и упражнения для развития ренченвого дыхания...
Технические упражнения для развития голосового аппарата
Технические упражнения для развития голосового аппарата...
Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей
В комплекс упражнений входят интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"...