Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата.
методическая разработка

Холина Светлана Рудольфовна

Открытый урок по предмету "Художественное слово" в 1 классе, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в детской школе искусств. Технологическая карта и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта25.43 КБ
Файл Самоанализ урока 18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

1. ФИО преподавателя: Холина С.Р.

2. Класс:1     Дата: 11.11.2021     Предмет: Художественное слово

3. Тема урока: Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, сочетание гласных и согласных звуков.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

5. Цель урока: Создание условий для овладение обучающимися новых упражнений с использованием артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, гласной линейки, гласной линейки в сочетании с парными согласными звуками в различных комбинациях, скороговорок, как средства для увеличения продуктивности голосо-речевого тренинга.

6. Задачи:        

- обучающие - научить снимать мышечные зажимы, обучить навыкам голосо- речевой разминки, речевой техники исполнения скороговорок, дать навыки правильного исполнения дыхательных упражнений, дикционных упражнений, формирование навыков для самостоятельной работы;

- воспитательные - воспитывать партнерские  взаимоотношения, уважительные отношения друг к другу. Создать атмосферу свободного и точного взаимодействия преподавателя и обучающихся. «Заразить» обучающихся удовольствием от процесса звуковедения;

- развивающие - развивать мыслительные способности, речь, память, воображение, навыки самоорганизации,  познавательного интереса и мотивов.

7. Методы: словесные, практические, активные, методы контроля и самоконтроля.

8. Технические средства обучения: Компьютер, колонки, мячи, стулья, ковровое покрытие.

9. Дидактический материал:  

10. Форма работы: тренинг.

Дидактическая структура урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

Организационно- мотивационный  этап.

2 минуты.

Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

 

Приветствие

Ознакомление с темой, актуализация знаний.

 

Обучающиеся слушают, вступают в диалог. Выстраивание творческого полукруга. Упражнение на взаимодействие.

Привлечение направленного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность. Интерес к предстоящей деятельности.

Подготовка голосо-речевого аппарата. Разминка.5 минут

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

 

Пояснение о дыхании, как основе речевого звучания.

Пояснения об артикуляции, как основе речевой разминки.

Мотивация на самостоятельное выполнение упражнений.

Выполнение упражнений: «Дыхание на счет», «Волшебное». Выполняются стоя, в движении, лежа.

Выполнение упражнений «Уколы», «Шпага», «забор», «киска», «Чашечка» и др.

Тренировка мышц участвующих в процессе опоры и атаки звука, активное озвучивание выдоха.

Формирование правильного, естественного  дыхания.

Контроль за самостоятельным выполнением упражнений под наблюдением педагога.

Основной этап.

20 минут.

Расширение имеющихся представлений и знаний.

Объяснение нового материала и организация занятия, направленного на усвоение и осмысление полученных знаний.

Определение задач темы урока.

Варианты дикционных упражнений: гласная линейка с парными согласными П-Б, Д-Т, В-Ф, Ж-Ш, Г-К, с постепенным усложнением.

Скороговорки:

 «Карл у Клары..», «Лигурийский регулировщик…

«Во дворе трава…»

Повторение гласной линейки И-Э-А-О-У-Ы. Осваивание дикционных упражнений с парными согласными П-Б,Д-Т, В-Ф, Ж-Ш, Г-К, с постепенным усложнением.

Работа со скороговорками.

Ответы на вопросы блиц –опроса.

Формирование дикционных умений и навыков.

Формирование четкого произношения звуковых трудных сочетаний. Формирование слухового восприятия качественного произношения.

Творческое упражнение или речевая игра «Вот ворона»

8 минут

Объяснение задания, условия выполнения творческого задания.

 

Формирование творческого круга. Выполнение задания.

Тренировка внутренней динамики, активности мышления, расширение словарного запаса, ассоциативного ряда, эмоциональной выразительсности в упражнении.

Звуковое, интонационное воспроизведение, дикционный контроль и самокнтроль.

Завершающий этап.

5 минут.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Преподаватель подводит итоги занятия, предлагая

учащимся выступить со своим мнением, пониманием и подходом к занятию.

Прощается.

Обучающиеся слушают, вступают в диалог и  полилог с преподавателем и друг с другом. Прощаются.

Осмысление занятия, озвучивание результатов занятия.

Воспроизведение полученной информации.

Приобретенные навыки работы в голосо-речевом тренинге.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

преподавателя Холиной С.Р.

 

 

Данный  урок  по предмету Художественное слово, 1 класс, является восьмым уроком  в системе уроков по разделу  техника речи.

                                                                                                                                                                      Тема урока: Дикционная культура. Упражнения для развития речевого аппарата, сочетание гласных и согласных звуков.

Цель урока: создание условий для овладение обучающимися новых упражнений с использованием артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, гласной линейки, гласной линейки в сочетании с парными согласными звуками в различных комбинациях, скороговорок, как средства для увеличения продуктивности голосо-речевого тренинга.

 Образовательные задачи урока:         научить снимать мышечные зажимы, обучить навыкам голосо-речевой разминки, речевой техники исполнения скороговорок, дать навыки правильного исполнения дыхательных упражнений, дикционных упражнений, формирование навыков для самостоятельной работы.

Воспитательные задачи урока: воспитывать партнерские взаимоотношения, уважительное отношение друг к другу. Создать атмосферу свободного и точного взаимодействия преподавателя и обучающихся. «Заразить» обучающихся удовольствием от процесса звуковедения.

Развивающие задачи урока: развивать мыслительные способности, речь, память, воображение, навыки самоорганизации,  познавательного интереса и мотивов.

В данном классе я поставила следующие задачи: формирование навыков правильного выполнения дикционных упражнений, фиксация внимания ученика на преподавателя, четкое исполнение дикционных комплексов, точное исполнение упражнений, направленные на формирование необходимых для обучения навыков и умений. 

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: освоение понятия «дикционная культура», формирование умения и навыка: дикционный, речевой слух, медленная, но точная и осмысленная работа речевого аппарата в упражнениях.

Урок прошел в традиционной форме. Он включал в себя 5 этапов:

  1. Организационно- мотивационный  этап. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.
  2. Разминка и разогрев голосо-речевого аппарата. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Повторение гласной линейки И-Э-А-О-У-Ы.
  3. Основной этап. Дикционные упражнения на согласные парные звуки (б-п, з-с, д-т, в-ф, г-к) с гласной линейкой, игровой комплекс «Активные согласные», работа со звуками в скороговорках.
  4. Творческое упражнение или речевая игра «Вот ворона».
  5. Завершающий этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. Активное обсуждение пройденного материала урока.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с программными требованиями: игровые, социо-игровые, здоровье – сберегающие, личностно – ориентированные. Технологии были использованы во всех пяти этапах урока.   

Чтобы добиться цели урока, я подобрала упражнения: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на координацию дыхания со звуком, дикционные комплексы упражнений ряд гласных звуков в сочетании с парными согласными, скороговорки для закрепления дикционных навыков), а также речевые игры на развитие активности звуков и формированию творческого потенциала обучающихся. Мною на всех этапах урока шла непрерывная работа по выявлению и работа над исправлением речевых недостатков у обучающихся, опросы по данному материалу, подведение итогов.  Все упражнения соответствовали возрастным особенностям. Материал урока оказался интересным для учащихся, с творческими элементами.

В ходе урока была организована групповая, мелко – групповая, индивидуальная работа учащихся, в творческом задании существенно важно формирование коллективной работы класса. Все виды организации имеют свои задачи, показывают свою эффективность и являются необходимыми в образовательном процессе.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: литературный материал, владение техниками тренингов, совместное выполнение упражнений, постоянный контроль за исполнением.

Темп урока достаточно динамичный, с учетом организационных возможностей первоклассников.  Распределение времени было рациональное. 

Мне удалось уложиться по времени. Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.  Результаты урока совпадают с целью урока. Я полагаю, что все научились слышать задачи, которые ставит педагог и понимать эти задачи для их выполнения, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

Комплекс упражнений для развития речевого дыхания...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания является подготовительным этапом при постановке звуков. Игровые упражнения помогут малышу выработать целенаправленную воздушную струю.....

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....

Методическая разработка Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития ренченвого дыхания...

Технические упражнения для развития голосового аппарата

Технические упражнения для развития голосового аппарата...

Комплекс упражнений для развития голосового аппарата детей

В комплекс упражнений входят  интонационно - фонопедические, дыхательные , артикуляционные, дикционные и вокальные упражнения на занятиях в объединении "Звонкие голоса"...