Раздел: «Этнография» Тема занятия: «Традиционные верования, обряды и ритуалы в картине мира ямальских ненцев»
план-конспект
ü Познакомить учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,
ü Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных
ü религиозных культур.
Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_traditsionnye_verovaniya_ritualy_i_obryady.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Урок (занятие) в музее образовательной организации
Раздел: «Этнография»
Тема занятия:
«Традиционные верования,
обряды и ритуалы
в картине мира ямальских ненцев»
С. Сеяха
2021 год
Пояснительная записка.
Формирование и формы работы на создание единого образовательного этнокультурного пространства школы-интерната, сохранение и популяризация культур народов, проживающих на территории России, ЯНАО, Ямальского района отражены в составной части и направления деятельности модели этнопарка «Мэненако я»:
- «Мэбетако» - центр национальных видов спорта,
- «Ингудотако» - школьный чум,
- «Предшкольная подготовка детей или «Ингудотако» в условиях кочевья», обучение дошкольников волонтерской группой старшеклассников «Нядмако»,
- Интерактивный историко-краеведческий музей в чуме,
- «Мастерская умельца» - центр декоративно-прикладного творчества (резьба по кости, дереву, бисероплетение, гончарное дело, ткачество),
- Анимационная детская студия «70 параллель»,
- Театр детской этномоды «Мир Севера»,
- Этнографический театр в рамках школьного фестиваля «Странички истории», который ежегодно проводится интернатским государством «Держава»,
- Школьный историко – краеведческий музей.
Материалы школьного музея активно применяются для проведения экскурсий, литературно-музыкальных композиций и праздничных мероприятий. Использование музейных экспонатов на уроках и внеурочной деятельности способствуют расширению кругозора, развитию читательской компетенции, литературной речи, формированию умения работать с информацией.
Тип занятия: «открытия» новых знаний
Цели занятия:
- Познакомить учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,
- Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных
- религиозных культур.
- Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.
Межпредметные и внутрипредметные связи: ненецкая литература, История Ямала, Основы мировых религиозных культур, История России
Оборудование: пришкольный чум, экспонаты школьного музея.
Учебное занятие предназначено для учащихся 5-9 классов, постоянно проживающих в поселке, или приехавшие из других регионов с целью знакомства культурой и традициями ямальских ненцев.
Подготовка к занятию. Оформление пришкольного чума экспонатами, отражающими традиционные верования ненцев.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы познакомимся с обрядами ненцев.
Обряд – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.
3. Изучение нового материала.
1. Обряды очищения ненцев
Сейчас проведем обряд очищения«Нибтрава»). Представьте, что вы приехали в тундру, в стойбище. С точки зрения людей, живущих в данном чуме, вы «нечистый», не в прямом значении слова. Средством для удаления «нечистоты» является окуривание или очищение.
Берется кусочек шкуры бобровой шкуры, жир оленя и все скатывается в небольшой шарик, который кладется на раскаленные угли. Шарик начинает медленно тлеть и исходящим от него дымом надо окурить с ног до головы. Во время этого обряда женщина издает определенные звуки «Кыв-кыв». (Проводится обряд, учащиеся принимают участие в очищении).
Прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы для очищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайника или ведра. (Показ обряда).
Мужчины и женщины носили кольца на пальцах именно с целью защитить себя от злых духов. (Показ предметов).
Когда кто-то из чума заболевал, то заносили в чум из священной нарты –хэхэ хан- палы(палаш, саблю) и крепили над изголовьем заболевшего. (Показ предметов).
Для того, чтобы защитить детей от злых духов, приносящих болезни, то к детской одежде пришивали металлические колокольчики.
2.Верования коренных народов Ямала.
Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю.
Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещали 7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги. Симзы символизирует Мировое дерево, объединяющего небо, землю и подземный мир, оно встречается у самых разных, живущих по соседству и отдалённых друг от друга народов земного шара Мировое дерево (древо) – это символ центра мира, ось, вокруг которой существует всё, что окружает нас. (Показ симзы).
За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное. Показ «си»
Раньше на этом месте находился священный ларь (стол) – нарам. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. (Показ экспонатов).
Домашним покровителям за помощь во всех земных делах шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью. Пантеон домашних духов мог пополняться вещами, взятыми с культовых мест, вновь сделанными фигурками или найденными камнями необычной формы, а также предметами со старинных поселений.
Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды.
Ненцы изготавливали посмертное изображение нгытарма умершего главы семьи. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке и делали его через 7-10 лет после смерти главы семьи, хранили в течение нескольких поколений. (Показ экспонатов).
На уроках истории России и ОМРК вы познакомились с устройством русской избы. Скажите, «нарам» чему соответствует в русской избе? Ответы учащихся. Красному углу.
Как вы думаете, в наше время есть место с священными фигурками, с домашними идолами? Что сейчас хранится в «нараме»? Ответы учащихся.
Сейчас «нарам» не является священным местом, на этом столе хранится еда, посуда, в современных чумах стоят часы, телевизоры.
3. Сочетание язычества и христианства. (Показ икон).
До прихода русских ненцы имели свое мировозрение, которое проявлялось в их традициях и обрядах. В 1824 году ненцев начали крестить. Но крещение фактически не изменило религиозных воззрений.
В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается необычное состояние их религии. Влияние новой религии проявилось, что к их божествам прибавился Никола- угодник, к которому тоже стали приносить жертву. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением.
3 . Задание классу.
1. Что помогает коренным народам Ямала сохранить свою культуру, философское отношение к окружающей среде?
Рассуждения детей из своего жизненного опыта. Их ответы.
2. О каком обряде, обычае идет речь в стихотворении Л.П. Ненянг?
Тебе наверно, друг мой невдомек:
Законы тундры избегут забвенья,
Ведь мало ли кого на огонек
Случайно приведет тропа оленья?
И значит надо, чтоб горячий чай
Ждал путника – пусть он душой оттает,
Любого гостя в тундре привечай,
Запомни: лишь добро добро рождает.
Да будет гость покоен и здоров.
А ты – богат ли, беден – не причина,
Бывает лишь, что не хватает дров,
Ну, а тепло души неистощимо.
Л. П. Ненянг
Ответы учащихся.
4. Рефлексия. Ребята проставляют свой вариант предлагаемой рефлексии.
1-ничего не понял
2-понял, но не понравилось
3-было интересно, но не очень понятно
4-было интересно и запомнилось
5-было очень интересно и очень понравилось
Интернет- ресурсы:
https://multiurok.ru/files/obriady-nientsiev-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia
https://musaget.ru/traditsii-nentsev-kosmicheskiy-chum-i-dary-dlya-duhov
https://zen.yandex.ru/media/sneg/chto-nujno-znat-esli-vas-priglasili-v-chum-obychai-nencev
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.
Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...
Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).
На уроке - семинаре курса "Новой истории" обучающиеся 8-х классов узнают новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...
8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».
Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...
8 класс. Урок истории. Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»
Урок: историяКласс: 8Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»Цель: Познакомить учащихся с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть ...
Тема занятия на факультативе в 9 классе: Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных люд...
Коррекционно-развивающее занятие для старших подростков "Человек. Мировоззрение. Картина мира"
На занятии ( цикл "Самовоспитай себя" для детей 15-17 лет) рассматриваются вопросы о таких понятиях как "человек", "типы мировоззрения", "каково происхождение его ра...
Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...