Раздел: «Этнография» Тема занятия: «Традиционные верования, обряды и ритуалы в картине мира ямальских ненцев»
план-конспект

Тусида Меретя Григорьевна

ü  Познакомить  учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,

ü  Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных

ü  религиозных культур.

Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с     окружающими их людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_traditsionnye_verovaniya_ritualy_i_obryady.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Урок (занятие) в музее образовательной организации

Раздел: «Этнография»

Тема занятия:

«Традиционные верования,

обряды и ритуалы

в картине мира ямальских ненцев»

С. Сеяха

2021 год

Пояснительная записка.

  Формирование и формы работы на создание единого образовательного этнокультурного пространства школы-интерната, сохранение и популяризация культур народов, проживающих на территории России, ЯНАО, Ямальского района отражены в составной части и направления деятельности модели этнопарка «Мэненако я»:

  • «Мэбетако» - центр национальных видов спорта,  
  • «Ингудотако» - школьный чум,
  • «Предшкольная подготовка детей или «Ингудотако» в условиях кочевья», обучение дошкольников волонтерской группой старшеклассников «Нядмако»,
  • Интерактивный историко-краеведческий музей в чуме,  
  • «Мастерская умельца» - центр декоративно-прикладного творчества (резьба по кости, дереву, бисероплетение, гончарное дело, ткачество),
  • Анимационная детская студия  «70 параллель»,
  • Театр детской этномоды «Мир Севера»,
  • Этнографический театр в рамках школьного фестиваля «Странички истории», который ежегодно проводится интернатским государством «Держава»,
  • Школьный историко – краеведческий музей.

Материалы школьного музея активно применяются для проведения экскурсий, литературно-музыкальных композиций и праздничных мероприятий. Использование музейных экспонатов на уроках и внеурочной деятельности способствуют расширению кругозора, развитию читательской компетенции, литературной речи, формированию умения работать с информацией.

Тип занятия: «открытия» новых знаний
Цели занятия:

  • Познакомить  учащихся с обрядами, ритуалами и верованиями ямальских ненцев,
  • Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных
  • религиозных культур.
  • Развивать у учащихся способности общения, выстраивания отношений с     окружающими их людьми.

Межпредметные и внутрипредметные связи: ненецкая литература, История Ямала, Основы мировых религиозных культур, История России

Оборудование:  пришкольный чум, экспонаты школьного музея.

Учебное  занятие предназначено  для учащихся 5-9 классов,  постоянно проживающих в поселке,  или приехавшие из других регионов с целью знакомства   культурой  и традициями ямальских ненцев.

Подготовка к занятию. Оформление пришкольного чума экспонатами, отражающими традиционные верования ненцев.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня мы познакомимся с обрядами ненцев.

Обряд  – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

3. Изучение нового материала.

1. Обряды очищения ненцев

    Сейчас проведем обряд очищения«Нибтрава»). Представьте, что вы приехали в тундру, в  стойбище.   С точки зрения людей, живущих в данном чуме, вы «нечистый», не в прямом значении слова. Средством для удаления «нечистоты» является окуривание или очищение.

    Берется кусочек шкуры бобровой шкуры, жир оленя и все скатывается в небольшой шарик, который кладется на раскаленные угли. Шарик начинает медленно тлеть и исходящим от него  дымом надо окурить с ног до головы. Во время этого обряда женщина издает определенные звуки «Кыв-кыв». (Проводится обряд, учащиеся принимают участие в очищении).

    Прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы для очищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайника или ведра. (Показ обряда).

 Мужчины и женщины  носили кольца на пальцах именно с целью защитить себя от злых духов. (Показ предметов). 

    Когда кто-то из чума заболевал, то заносили в чум из священной нарты –хэхэ хан- палы(палаш, саблю) и крепили над изголовьем заболевшего. (Показ предметов).

   Для того, чтобы защитить детей от злых духов, приносящих болезни, то к детской одежде пришивали металлические колокольчики.

2.Верования коренных народов Ямала.

   Ненцы с древних времён живут в чумах. Для ненцев — это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Наверху у чума есть отверстие, оно соответствует местоположению солнца днём, а месяца ночью. Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствует воздушной сфере, которая окутывает Землю. 

    Внутри чума каждый предмет и каждое место с древности имеет своё назначение. Центральной осью чума служит шест, который ненцы считают священным и называют — симзы. На нём помещали  7 голов семейных и родовых духов. У шамана в чуме симзы обязательно украшался с изображением священной птицы минлей. По симзы дым от очага поднимается к верхнему отверстию чума. Согласно легендам, по священному шесту герои улетали на битвы и военные подвиги. Симзы символизирует Мировое дерево,  объединяющего небо, землю и подземный мир, оно  встречается у самых разных, живущих по соседству и отдалённых друг от друга народов земного шара Мировое дерево (древо) – это символ центра мира, ось, вокруг которой существует всё, что окружает нас.  (Показ симзы).

   За симзы находится священное место — «си». Только старшим мужчинам разрешается на него наступать. Для детей и женщин — это место запретное.  Показ «си»

  Раньше на этом месте находился  священный ларь (стол)  – нарам. В нём хранятся духи покровители очага, семьи и рода. (Показ экспонатов). 

   Домашним покровителям за помощь во всех земных делах шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью. Пантеон домашних духов мог пополняться вещами, взятыми с культовых мест, вновь сделанными фигурками или найденными камнями необычной формы, а также предметами со старинных поселений.

   Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мяд пухуця «старухи чума» - покровительницы женщин. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды.

Ненцы изготавливали посмертное изображение нгытарма умершего главы семьи. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились, как о человеке и делали его через 7-10 лет после смерти главы семьи, хранили в течение нескольких поколений. (Показ экспонатов). 

На уроках  истории России и ОМРК  вы познакомились с устройством русской избы. Скажите, «нарам» чему соответствует в русской избе?  Ответы учащихся. Красному углу.

Как  вы думаете, в наше время есть место с священными фигурками, с домашними идолами? Что сейчас хранится в «нараме»? Ответы учащихся.

    Сейчас «нарам» не является священным местом, на этом столе хранится еда, посуда, в современных чумах стоят часы, телевизоры.

3. Сочетание язычества и христианства. (Показ икон). 

    До прихода русских ненцы имели свое мировозрение, которое проявлялось в их традициях и обрядах. В 1824 году ненцев начали крестить. Но крещение фактически не изменило религиозных воззрений.

   В результате процесса внедрения христианства в ненецкую культуру наблюдается необычное состояние их религии. Влияние новой религии проявилось, что к их божествам прибавился Никола- угодник, к которому тоже стали приносить жертву. Ненцы отмечали ряд христианских праздников, носили православные кресты, в интерьере жилища обычными становятся иконы. Элементы бытового православия получили распространение благодаря разнообразным контактам ненцев с русским населением.

3 . Задание классу.

1. Что помогает коренным народам Ямала сохранить свою культуру, философское отношение к окружающей среде?

Рассуждения детей из своего жизненного опыта. Их ответы.

2. О каком обряде, обычае идет речь в стихотворении Л.П. Ненянг?

                  Тебе наверно, друг мой невдомек:

                  Законы тундры избегут забвенья,

                  Ведь мало ли кого на огонек

                   Случайно приведет тропа оленья?

                   И значит надо, чтоб горячий чай

                  Ждал путника – пусть он душой оттает,

                  Любого гостя в тундре привечай,

                   Запомни: лишь добро добро рождает.

                   Да будет гость покоен и здоров.

                    А ты – богат ли, беден – не причина,

                    Бывает лишь, что не хватает дров,

                    Ну, а тепло души неистощимо.

                                                                          Л. П. Ненянг
Ответы учащихся.


4. Рефлексия. Ребята проставляют свой вариант предлагаемой рефлексии.

1-ничего не понял

2-понял, но не понравилось

3-было интересно, но не очень понятно

4-было интересно и запомнилось

5-было очень интересно и очень понравилось


Интернет- ресурсы:

https://multiurok.ru/files/obriady-nientsiev-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia

https://musaget.ru/traditsii-nentsev-kosmicheskiy-chum-i-dary-dlya-duhov

https://zen.yandex.ru/media/sneg/chto-nujno-znat-esli-vas-priglasili-v-chum-obychai-nencev


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

Методическая разработка урока истории в 8 классах по теме: «XIX век – век художественных исканий новой картины мира» с использованием адаптивной технологии (семинар – лабораторная работа).

На уроке - семинаре  курса "Новой истории" обучающиеся  8-х классов узнают  новые художественные стили живописи XIX века, знакомятся с основными произведениями авторов - импрессионистов...

8 класс. Урок истории. Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».

Тема: «Наука в XIX веке. Создание научной картины мира».Цели: определить тенденции развития научной мысли в Европе в 19 веке;познакомить учеников с биографиями учёных и их открытиями;определить значим...

8 класс. Урок истории. Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»

Урок: историяКласс: 8Тема: «Искусство XIX века – в поисках новой картины мира»Цель: Познакомить учащихся  с творчеством художников XIX века, художественными направлениями в живописи. Рассмотреть ...

Тема занятия на факультативе в 9 классе: Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

 «Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных люд...

Коррекционно-развивающее занятие для старших подростков "Человек. Мировоззрение. Картина мира"

На занятии ( цикл "Самовоспитай себя" для детей 15-17 лет) рассматриваются вопросы о таких понятиях как "человек", "типы мировоззрения", "каково происхождение его ра...

Тема урока: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.

Конспект урока по теме: "Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание" 6 к...