Тема занятия на факультативе в 9 классе: Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya_na_fakultative_v_9_klasse.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия на факультативе в 9 классе:
Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
Цели занятия: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.
Оборудование: репродукции с изображением жизни казаков.
Ход урока.
- Слово учителя.
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.
Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями.
Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной.
Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1912 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.
II. Реализация индивидуального задания: сообщение-доклад ученика на тему: «Кто составляет население Донской области?»
III. Беседа.
- Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад?
- Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение?
- Кому противопоставляют себя казаки?
- Каков образ жизни казаков?
- Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?
IV. Чтение учащимися эпизодов из жизни семей:
1) «История Прокофия Мелехова» (ч.1, гл.1).
2) «Утро в семье Мелеховых» (ч.1, гл.2).
3) «На сенокосе» (ч.1, гл.9).
4) Сцены сватовства Григория на Натальи (ч.1, гл.15-22).
V. Обсуждение эпизодов.
- Каково настроение эпизода?
- С помощью каких художественных средств оно создается?
- Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?
- Как изображена земля в прочитанном эпизоде?
- Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?
- Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?
- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
- Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
- Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?
Выводы (учащиеся делают запись в тетради):
Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком (диалектом).
VI. Заключительное слово учителя.
Домашнее задание:
- Батальные сцены III части романа. Анализ.
- Роль эпиграфа к III части романа. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».
21. 11. 2011год.
Учитель: Фатун Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дон, земля донская, донские казаки»
Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и гордости за свой родной край, за свою малую Родину....
Жизнь и быт донских казаков
региональный компонент на уроке истории 7 класс...
Жизнь и быт донских казаков
региональный компонент на уроке истории 7 класс...
Проектно исследовательская работа «Жизнь и душа народа в песнях донских казаков»
Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Имен...
М.А.Шолохова «Тихий Дон» (Жизнь семей донских казаков в романе)
Знакомство с романом......
Профилактическое занятие в 7-х классах "Твоя жизнь- твоя ответственность"
Данное занятие с элементами тренинга нацелено на развитие устойчивости подростков к негативному влиянию вовлечения в потребление ПАВ....
Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .
Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...