Тема занятия на факультативе в 9 классе: Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

   «Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya_na_fakultative_v_9_klasse.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия на факультативе в 9 классе:

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

   Цели занятия: показать, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

   Оборудование: репродукции с изображением жизни казаков.

   

                                                 Ход урока.

  1. Слово учителя.

   «Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве, сословной группе с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими по сравнению с крестьянством Центральной России наделами плодородной земли и обязанной поставлять в армию снаряженных за свой счет обученных кавалеристов.

   Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями.

   Действие «Тихого Дона» продолжается около десяти лет, с мая 1912 по март 1922 г. Подробно описывается жизнь на Дону в последние годы перед Первой мировой войной.

   Первоначальный замысел Шолохова: изобразить события 1912 года – поход казаков с Корниловым на Петроград. События романа охватывают время с 1912 по 1922 гг.

II.  Реализация индивидуального задания: сообщение-доклад ученика на тему: «Кто составляет население Донской области?»

III. Беседа.

   -  Что происходит сейчас, с вашей точки зрения? Возрождение казачества или маскарад?

   -  Как сами казаки представляют свою историю, свое происхождение?

   -  Кому противопоставляют себя казаки?

   -  Каков образ жизни казаков?

   -  Какие семьи изображены Шолоховым в центре повествования?

    IV.  Чтение учащимися эпизодов из жизни семей:

1) «История Прокофия Мелехова» (ч.1, гл.1).

2) «Утро в семье Мелеховых» (ч.1, гл.2).

3) «На сенокосе» (ч.1, гл.9).

4) Сцены сватовства Григория на Натальи (ч.1, гл.15-22).

    V. Обсуждение эпизодов.

    -  Каково настроение эпизода?

    -  С помощью каких художественных средств оно создается?

    -  Какую роль играют коллективный и индивидуальные портреты?

    -  Как изображена земля в прочитанном эпизоде?

    -  Какое чувство испытывают казаки от общения с землей и друг с другом?

    -  Какие литературные ассоциации вызывает у вас этот эпизод?

    -  На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?

    -  Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?

    -  Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?

    -  Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?

    -  Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?

   Выводы (учащиеся делают запись в тетради):

   Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, определенным консерватизмом и даже реакционностью (следствие изоляции, ксенофобии), дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком (диалектом).

   VI. Заключительное слово учителя.

 Домашнее задание:

  1. Батальные сцены III части романа. Анализ.
  2. Роль эпиграфа к III части романа. Опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».

21. 11. 2011год.

Учитель: Фатун Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дон, земля донская, донские казаки»

Внеклассное мероприятие, которое можно проводит во время недели географии. Данный материал воспитывает чувство патриотизма и  гордости за свой родной край, за свою малую Родину....

Жизнь и быт донских казаков

региональный компонент на уроке истории 7 класс...

Жизнь и быт донских казаков

региональный компонент на уроке истории 7 класс...

Проектно исследовательская работа «Жизнь и душа народа в песнях донских казаков»

Опираясь на опыт жизни прошлых поколений, человечество определяет свое место в мире, строит настоящее и намечает пути совершенствования и развития общества в будущем. Без прошлого нет и будущего. Имен...

Профилактическое занятие в 7-х классах "Твоя жизнь- твоя ответственность"

Данное занятие с элементами тренинга нацелено на развитие устойчивости подростков к негативному влиянию вовлечения в потребление ПАВ....

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...