Тусида Меретя Григорьевна

сайт учителя родного языка

Неразрешимых проблем нет!

Профессия: учитель родного (ненецкого) языка и литературы

Профессиональные интересы: Развитие речи через активизацию деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы

Увлечения: чтение

Страна: Россия

Регион: Ямало-Ненецкий АО

Населенный пункт: с.Сеяха

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа – интернат»

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tusida-meretya-grigorevna
«В языке одухотворяется весь народ и его родина, весь тот глубокий, полный мысли и чувств голос родной природы, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах родных поэтов. … отними у народа язык, и он уже более не создаст его: новую родину даже может создать, но языка - никогда; вымер язык в устах народа - вымер и народ».
К.Д. Ушинский

   Думаю, найдётся немало единлмышленников, согласных с высказыванием замечательного человека, ученого, исследователя древнерусского языка и литературы Д.С. Лихачева: «Самая большая ценность народа — его язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!»

   Я хочу, чтобы мои ученики, уже закончив школу и поступив в различные вузы страны, помнили свой язык и говорили на нем.

О себе

Я - учитель родного ненецкого языка и родной ненецкой литературы  в МБОУ "Сеяхинская ШИ, Ямальского района ЯНАО. В 1998 закончила Салехардский педагогический колледж народов Крайнего Севера им. А.М. Зверева по специальности «Родной язык и литература» и с тех пор преподаю детям в начальной школе свой родной язык. Наша ненецкая нация относится к малочисленным народам Севера, поэтому сохранить свой язык, его красоту, необычность, напевность считаю своим долгом не только как учителя, но и представителя этой нации. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Приключения, сказки, детективы.

Мой взгляд на мир

      Ни для кого не секрет, что дети, приезжающие осенью из тундры для обучения в школу – интернат, плохо владеют литературным ненецким языком, беден их словарный запас, а значит низкий уровень познавательной активности и речевой деятельности. Поэтому я поставила перед собой цель: по мере возможности  научить детей не только читать и писать, но и  размышлять, думать, говорить на родном языке.  Решить данную проблему возможно через организованную систему уроков, в которые включаются словарно-лексические упражнения на обогащение словаря учащихся, привитие навыков речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.  Поскольку большая часть детей приезжает учиться из тундры, где родители и старшие братья и сестры  заняты оленеводством, малыши не умеют строить диалог и уж тем более произносить монологическую речь. Моя задача – научить говорить детей правильным литературным языком, научить их общению, умению высказывать свои мысли на родном языке. Именно в процессе диалога ребёнок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой изложения, что важно для формирования монологической речи. Поэтому стараюсь развивать у детей умение строить диалог с самых первых уроков ненецкого языка. Большую роль в формировании навыков диалогической речи на ненецком языке играет инсценирование ненецких сказок. В нашем школьном музее есть чум, который так напоминает  малышам родной дом. Часто мы проводим уроки  в чуме, придумывая различные жизненные ситуации: каслание, приход гостя, сборы в дорогу. Вспоминая родной чум, дети подражают поведению своих родителей: девочки изображают хозяек, рассаживая «гостей» вокруг стола, или же вместе с мальчиками затевают уборку в чуме. Так во время игры  детки учатся общаться, учатся правильно строить диалог. Очень часто мы обращаемся с ними к фольклору. Ребята очень любят  малые фольклорные формы:  пословицы, загадки, считалки, колыбельные, зазывалки.

    А еще ненецкие дети  умеют красиво рисовать. Конечно, сначала их рисунки однотипны: олень, чум, тундра, но потихоньку кругозор расширяется и они уже рисуют школу, класс, елку, красивые дома в поселке. Я предлагаю им сочинять к рисункам небольшие рассказики, стихи. Так постепенно у ребят просыпается интерес к изучению своего родного ненецкого языка. 

Мои достижения

Энциклопедия  «Лучшие в образовании», раздел «Лучшие образовательные учреждения», «Лучшие преподаватели» , 2013г.

Институциональный этап муниципального конкурса «Учитель года- 2014», лауреат,  почетная грамота директора МБУОШИ «Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», 2014г.

Благодарственное письмо за участие в окружном  смотре-конкурсе музейных экспозиций, посвящённого 100-летию начала Первой Мировой войны , 2014г.

Грамота ОООДЭД «Зеленая планета» за активное участие в  XII Всероссийской акции «С Любовью к России мы делами добрыми едины», приуроченной 70- летию  Победы в ВОВ,  2015г.

Почетная грамота  Департамента образования  администрации муниципального образования Ямальского  района за добросовестный труд, значительный личный вклад в развитие образования в районе и в связи с празднованием профессионального праздника-День учителя 02.10.2015г.

Международный творческий конкурс «Новогодние фантазии», Арт – талант, диплом педагога за подготовку победителя, Тусида Алла,

1 место, 2016г.

Благодарность за подготовку победителя муниципального  этапа окружного конкурса чтецов «Семейные традиции», в рамках XXIX Лапцуевских чтений, Яунгад Алина, 3 место, 2016г.

Благодарственное письмо за отличное руководство проектом Анастасии Тусида участницы финала Межрегиональном конкурсе творческих проектов учащихся, студентов и молодежи «Моя семейная реликвия», 2016г.

 

Моё портфолио

Учитель ненецкого языка и литературы. Из опыта работы.

Мои публикации:
Дополнительное образование
Региональный компонент
Родной язык и литература
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: