МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИГРА – КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
методическая разработка
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Используя музыкальные игры, родители и педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИГРА – КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Педагог: Бражникова Екатерина Николаевна
г.Ярцево, 2021г.
ИГРА – КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Используя музыкальные игры, родители и педагоги имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.
Ритмические игры, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз. Работа по развитию чувства музыкального ритма у ребенка дошкольного возраста начинается с прослушивания простейших ритмов и выполнении под них сначала однотипных, а затем все более разнообразных движений.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма.
Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЫ ПОТОПАЕМ НЕМНОЖКО»
Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно (по памяти).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО»
Дети стоят на своих местах, в линиях. Исходное положение: I поз. ног, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением (подскоки, галопы, прыжки по VI поз., ход на полупальцах, пятках, утиный ход и т.п.), когда музыка заканчивается, учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МОЛОТОЧКИ»
Дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и, наконец, выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется. На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВОВ, КООРДИНАЦИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЕЛЬНИЦА»
Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу поочередно то левую руку, то правую, изображая мельничное крыло.
Можно усложнить выполнение, задав более быстрый темп.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЧАСЫ»
Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. Постепенно темп упражнения должен увеличиваться.
Игра «Замри!»
Ребята исполняют некий пластический этюд на заданную тему. При слове «Замри!» они застывают в тех позах, в каких их застал этот возглас. В данном случае пластический этюд переходит из динамической формы в статическую, то есть дает детям преставление об относительности движения и покоя, развивает координацию движений.
Этюд «Музыкальные руки».
Этот этюд рассчитан на развитие воображения и координации движений в соответствии с музыкальным образом. Под звучание музыкального произведения дети руками создают образ, эмоционально и ритмически ему соответствующим.
Игра превращение «Деревянные и Тряпочные куклы»
При изображении деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль корпуса рук. Делаются резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняется неподвижность шеи, рук, плеч, ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпочным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивно.
В этом положении нужно короткими толчками поворачивать тело то вправо, то влево; при этом руки взлетают и обвивают вокруг корпуса, голова поворачивается, ноги также поворачиваются, хотя ступни остаются на месте. Движения исполняются по несколько раз подряд.
Игра превращение «Цветочек»
Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, голова цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»).
Игра «ПУТАНИЦА»
Дети встают вкруг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 2006, №15, с.21-25.
- Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, №7, с.8-11.
- Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 2007, №11, с. 13-15.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Государственное Издательство Детской Литературы, 2009. – 384 с.
- Буренина И.А. Методическое пособие «Танцевальная ритмика». Выпуск 3.Москва, 2015г.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Использование группового метода обучения как средства индивидуализации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку
Данная разработка адресована учителям иностранного языка средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением английского язы...
Методическая разработка по активным методам обучения "Необитаемый остров"
Имитационная игра...
методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"
В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....
Методическая разработка " Активный игровой метод обучения "Let\'s sing""
Методическая разработка "Активный игровой метод обучения "Let's sing""How are you? I'm fine. (Greeting song) - English song for Kids - Exciting songhttps://www....
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"
Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...
Методическая разработка «Игра - как метод обучения»
Методическая разработка «Игра - как метод обучения»...