«Применение ИКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»
статья по музыке на тему
Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности педагога и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 34.32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Применение ИКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»
Тлепсук Фатима Зауркановна
преподаватель ДШИа.Афипсип
Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности педагога и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на уроке. Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.
Возможности компьютера в оснащении музыкально-теоретических дисциплин можно определить следующими тремя позициями:
*Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
*Поддержка контроля знаний и навыков;
*Организация различных форм креативной деятельности.
Функции компьютера в педагогической деятельности преподавателя теоретических дисциплин:
- Источник (учебной, музыкальной) информации
- Наглядное пособие
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
- Средство подготовки выступлений.
Целью использования ИКТ является внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения, осуществление модернизации музыкально-теоретического обучения учащихся, обеспечение высокого уровня их теоретической подготовки.
Если говорить об использовании информационных технологий на уроках теоретического цикла, то здесь они помогают решить ряд задач:
*Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, преподаватель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
*Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным обучающимся специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
*Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ученика и гармоничного развития личности в целом.
На теоретических уроках преподавателю нужно не только поддерживать интерес обучающихся к музыке, но и, в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыки, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.
Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Условно их можно разделить на следующие группы:
- Музыкальные проигрыватели
- Музыкальные конструкторы
- Музыкальные энциклопедии
- Обучающие программы
- Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ–Windows Media Player, Win Amp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Для сольфеджирования можно использовать такие программы как Vocal Jam (караоке + сольфеджио), Kar Maker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается сопровождение, а на экране выводятся слова песни или ноты. Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Другие мультимедийные ресурсы - это развивающие программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты", «Шедевры музыки», «Классическая музыка», «Учимся понимать музыку»..Эти программы позволяют в близкой для учащихся манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений. Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов, удобный словарик музыкальных терминов, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту.
«Учимся понимать музыку» (практический курс-тренажер «Школы развития личности Кирилла и Мефодия»). Данную программу мы используем на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы, так как в ней содержатся разнообразные материалы по теории и истории музыки, аудио и видеофрагменты музыкальных произведений, иллюстрации, а так же проверочные тесты. Обучающий комплекс «MUSIC PUZZLE» (авторы С. Григорьев, А. Кошванец, Ю. Эльяшев), который используется как дополнение к предметам Сольфеджио» и «Музыкальная литература».
Интерактивная музыкальная игра «Волшебная флейта», которая не только знакомит детей с оперой В. А. Моцарта, но и учит различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Также можно использовать на начальном этапе обучения и такие программы как: «Мурзилка. Затерянная мелодия» (разработчик: IDCOMPANY, издатель: ID COMPANY).В этой простой игре учащийся обучится основам музыкальной грамоты ,познакомится с группами народных и симфонических инструментов, а также с особенностями фольклора народов мира. Также интересной и увлекательной является программа «Развиваем музыкальные способности».В этой программе есть интересные упражнения по теории музыки и на развитие музыкального слуха. Программа «Знакомство с нотами и обучение чтению с листа» даст возможность улучшить и закрепить навык узнавания нот на нотном стане и на клавиатуре, улучшить навык чтения с листа. Программа А.и В.Краснокуловых «Интерактивное развитие музыкального слуха», включает в себя два раздела: «Музыкальный синтаксис» и «Музыкальная мозаика».«Музыкальный синтаксис»- тренажёрная программа для развития гармонического музыкального слуха. «Музыкальная мозаика»- сочетание привычного музыкального диктанта и игры. Программа «Музыкальный класс»даёт возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа для учащихся младших классов. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. Дети любят сидеть и работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. К мультимедийным программам можно отнести обучающие музыкальные игры «Алиса и Времена года»(на музыку А.Вивальди) и «Щелкунчик» (с музыкой П.И.Чайковского),созданные компанией «Musik Gamesinternationalins» (Электронный сайт «Mediahouse.ru). В программе «Музыкальный класс» есть замечательный«Кибер синтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха это хороший способ. Особенности продукта: Игры и задания на развитие музыкальности; все о музыкальных инструментах; мастерим музыкальные инструменты из подручных материалов; нотная грамота «В коротких штанишках»; занимательные музыкальные сказки; все самое интересное о знаменитых композиторах; удобный словарик музыкальных терминов.
Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: В.П.Середа «Развитие музыкального слуха», «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «Музыкальная шкатулка», Музыкальная азбука» и т.д. Так же хотелось бы сказать о художественной галерее онлайн под названием «LENAGOLD», где Вы сможете скачать понравившиеся обои, картинки для презентации.
Программы «Soft Mozart» предназначены для развития навыков чтения нот, игры на фортепиано и развития музыкального слуха. Каждая программа ориентирована на определенный музыкальный навык и тесно связана со всеми другими. Gentle Piano — программа для эффективного обучения чтению нот, игре на синтезаторе и запоминанию музыки. Она включает 52популярных пьесы. Note Duration — эта программа научит дифференцировать ноты по продолжительности. Проигрывая пьесы, учащийся осваивает различные музыкальные темпы и длительности нот. Fruit Lines — с помощью этой программы ученик изучает названия но и для любой линейки (или промежутка) басового и скрипичного стана. С помощью этой красочной программы учить очень легко. Улучшаются навыки чтения нот и тренируется музыкальный слух. Note Alphabet — программа поможет изучить названия нот в порядке A-B-C-D-E-F-G или Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti, показывая связь одной ноты с другими. Учимся уверенно читать ноты в любых прямых или обратных последовательностях. Treble Staff Puzzle — эта музыкальная компьютерная игра поможет ребенку изучать и запоминать положение любой ноты в скрипичном ключе.
Более сложные программы для создания собственного музыкального произведения для педагогов – Nuendo, Cubase, FL Studio, Dancee Jay и т.д. Передовые технологии этих программ предоставляют безграничные возможности сочинять, записывать, редактировать, сводить и прослушивать музыкальные композиции. Эти программы можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения. Нотные редакторы – Sibelius, Finale.Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок. Adobe Audition - профессиональный инструмент для работы с аудио-файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции. Программа предлагает неограниченные возможности микширования, редактирования, создания мастер - копий и обработки звуковых спецэффектов. Продукт совмещает гибкость технологического процесса с предельной простотой в использовании и позволяет создавать разнообразную аудио-продукцию высочайшего качества. Это полноценная студия звукозаписи, оснащенная гибкими и простыми в использовании инструментами. Программы для создания мультимедийных пособий: Pro Show Product (программа для создания видео); Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов); Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио); Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов); PM Nero6 (программа записи на электронный носитель). Power Point (входит в пакет Microsoft).
Используя возможности программы PowerPointможно обеспечить наглядность в предпочтении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся::зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание уделяется исследовательской работе учащихся.Исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса разрабатывают собственные презентации:«Русские композиторы», «Зарубежные композиторы»,«Музыка моего народа», «Адыгея родная моя», «Масленица». «Рождество» «Сказка в музыке», «Природа в музыке и живописи», «Этот день Победы» «Искусство джаза» и т.д.
Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:
-развитие познавательных навыков учащихся;
-умения самостоятельно конструировать свои знания;
-умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развитие творческого мышления.
Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей: повышается мотивация к обучению, легче усваивается новый материал, развивается ассоциативная память, повышается познавательный интерес, развиваются музыкальные способности, обогащаются слуховые впечатления и представления детей, активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;
Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий - это совсем новое направление в деятельности педагога-теоретика, и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.
Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.
Список литературы:
1.Афанасьева, О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»
2.Беляков, Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»
3. Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.
4.Круглова, Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»
5.Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт
ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
6.Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128
7.Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.
8.Петелина, Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям // Звуковые виртуальные студии. 2008. № 1.
http://www.rusedu.ru
http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин
Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...
Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин
Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к с...
Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»
Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...
Методы и пути преодоления волнения юного музыканта на сцене (из опыта работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин)
Каждый исполнитель – неповторимая индивидуальность, целая «планета», и путь к преодолению волнения на сцене во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и возможности делать «открыт...
Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...
Методическая разработка урока «Методы здоровьесбережения учащихся, посещающих музыкально-теоретические дисциплины»
Методическая разработка...
Методическая работа «Межпредметная связь музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования»
Важным педагогическим условием развития творческих способностей является использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций на занятиях, которые должны представлять собой не просто обуч...