«Применение ИКТ в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»
статья по музыке на тему

Тлепсук Фатима Зауркановна

Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла  можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы  этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они  - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности педагога и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Применение ИКТ в  преподавании музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»

Тлепсук Фатима Зауркановна

преподаватель ДШИа.Афипсип

Информационно – компьютерные технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла  можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы  этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они  - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности педагога и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

 Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на уроке. Помочь  преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.

Возможности компьютера в оснащении музыкально-теоретических дисциплин можно определить следующими тремя позициями:

*Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;

*Поддержка контроля знаний и навыков;

*Организация различных форм креативной деятельности.

Функции компьютера в педагогической деятельности преподавателя теоретических дисциплин:

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  4. Средство подготовки выступлений.

Целью использования ИКТ является внедрение мультимедийных образовательных ресурсов в процесс обучения, осуществление модернизации музыкально-теоретического обучения учащихся, обеспечение высокого уровня их теоретической подготовки.

Если говорить об использовании информационных технологий на уроках теоретического цикла, то здесь они помогают решить  ряд задач:

*Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом,  преподаватель  может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

*Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным  обучающимся специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

*Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала  ученика и гармоничного развития личности в целом.

На теоретических уроках  преподавателю нужно не только поддерживать интерес  обучающихся к музыке, но и, в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыки, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.

Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Музыкальные проигрыватели
  • Музыкальные конструкторы
  • Музыкальные энциклопедии
  • Обучающие программы
  • Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ–Windows Media Player, Win Amp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Для сольфеджирования можно использовать такие программы как Vocal Jam (караоке + сольфеджио), Kar Maker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается сопровождение, а на экране выводятся слова песни или ноты. Огромную помощь на уроках дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Другие мультимедийные ресурсы  - это развивающие программы "Энциклопедия классической музыки", аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты", «Шедевры музыки», «Классическая музыка», «Учимся понимать музыку»..Эти программы позволяют в близкой для учащихся манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений. Программа "Уроки музыки с дирижером Скрипкиным" включает в себя игры и задания на развитие музыкальности, способы изготовления музыкальных инструментов из подручных материалов, удобный словарик музыкальных терминов, информацию о композиторах и инструментах с демонстрацией их звучания, нотную грамоту.

«Учимся понимать музыку» (практический курс-тренажер «Школы развития личности Кирилла и Мефодия»). Данную программу мы используем на уроках сольфеджио, слушания музыки и музыкальной литературы, так как в ней содержатся разнообразные материалы по теории и истории музыки, аудио и видеофрагменты музыкальных произведений, иллюстрации, а так же проверочные тесты. Обучающий комплекс «MUSIC PUZZLE» (авторы С. Григорьев, А. Кошванец, Ю. Эльяшев), который используется как дополнение к предметам Сольфеджио» и «Музыкальная литература».

Интерактивная музыкальная игра «Волшебная флейта», которая не только знакомит детей с оперой В. А. Моцарта, но и учит различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра. Также можно использовать на начальном этапе обучения и такие программы как: «Мурзилка. Затерянная мелодия» (разработчик: IDCOMPANY, издатель: ID COMPANY).В этой простой игре учащийся обучится основам музыкальной грамоты ,познакомится с группами народных и симфонических инструментов, а также с особенностями фольклора народов мира. Также интересной и увлекательной является программа «Развиваем музыкальные способности».В этой программе есть интересные упражнения по теории музыки и на развитие музыкального слуха. Программа «Знакомство с нотами и обучение чтению с листа» даст возможность улучшить и закрепить навык узнавания нот на нотном стане и на клавиатуре, улучшить навык чтения с листа. Программа А.и В.Краснокуловых «Интерактивное развитие музыкального слуха», включает в себя два раздела: «Музыкальный синтаксис» и «Музыкальная мозаика».«Музыкальный синтаксис»- тренажёрная программа для развития гармонического музыкального слуха. «Музыкальная мозаика»- сочетание привычного музыкального диктанта и игры. Программа «Музыкальный класс»даёт возможность заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа для учащихся младших классов. В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний. Дети любят сидеть и работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков. К мультимедийным программам можно отнести обучающие музыкальные игры «Алиса и Времена года»(на музыку А.Вивальди) и «Щелкунчик» (с музыкой П.И.Чайковского),созданные компанией «Musik  Gamesinternationalins» (Электронный сайт «Mediahouse.ru). В программе «Музыкальный класс» есть замечательный«Кибер синтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха это хороший способ. Особенности продукта: Игры и задания на развитие музыкальности; все о музыкальных инструментах; мастерим музыкальные инструменты из подручных материалов; нотная грамота «В коротких штанишках»; занимательные музыкальные сказки; все самое интересное о знаменитых композиторах; удобный словарик музыкальных терминов.

Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: В.П.Середа «Развитие музыкального слуха», «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «Музыкальная шкатулка», Музыкальная азбука» и т.д. Так же хотелось бы сказать о художественной галерее онлайн под названием «LENAGOLD», где Вы сможете скачать понравившиеся обои, картинки для презентации.

Программы «Soft Mozart» предназначены для развития навыков чтения нот, игры на фортепиано и развития музыкального слуха. Каждая программа ориентирована на определенный музыкальный навык и тесно связана со всеми другими. Gentle Piano — программа для эффективного обучения чтению нот, игре на синтезаторе и запоминанию музыки. Она включает 52популярных пьесы. Note Duration — эта программа научит дифференцировать ноты по продолжительности. Проигрывая пьесы, учащийся осваивает различные музыкальные темпы и длительности нот. Fruit Lines — с помощью этой программы ученик изучает названия но и для любой линейки (или промежутка) басового и скрипичного стана. С помощью этой красочной программы учить очень легко. Улучшаются навыки чтения нот и тренируется музыкальный слух. Note Alphabet — программа поможет изучить названия нот в порядке A-B-C-D-E-F-G или Do-Re-Mi-Fa-Sol-La-Ti, показывая связь одной ноты с другими. Учимся уверенно читать ноты в любых прямых или обратных последовательностях. Treble Staff Puzzle — эта музыкальная компьютерная игра поможет ребенку изучать и запоминать положение любой ноты в скрипичном ключе.

Более сложные программы для создания собственного музыкального произведения для педагогов – Nuendo, Cubase, FL Studio, Dancee Jay и т.д. Передовые технологии этих программ предоставляют безграничные возможности  сочинять, записывать, редактировать, сводить и прослушивать музыкальные композиции. Эти программы можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения. Нотные редакторы – Sibelius, Finale.Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, исчезает проблема почерка, тиражирования нотной записи, исправления ошибок. Adobe Audition - профессиональный инструмент для работы с аудио-файлами, предназначенный для специалистов в области обработки аудио и видеопродукции. Программа предлагает неограниченные возможности микширования, редактирования, создания мастер - копий и обработки звуковых спецэффектов. Продукт совмещает гибкость технологического процесса с предельной простотой в использовании и позволяет создавать разнообразную аудио-продукцию высочайшего качества. Это полноценная студия звукозаписи, оснащенная гибкими и простыми в использовании инструментами. Программы для создания мультимедийных пособий: Pro Show  Product (программа для создания видео); Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов); Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио); Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов); PM Nero6 (программа записи на электронный носитель). Power Point (входит в пакет Microsoft).

 Используя возможности программы PowerPointможно  обеспечить наглядность в предпочтении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся::зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание  уделяется  исследовательской работе учащихся.Исследовательская деятельность учащихся  является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса разрабатывают собственные презентации:«Русские композиторы», «Зарубежные композиторы»,«Музыка моего народа», «Адыгея родная моя», «Масленица». «Рождество» «Сказка в музыке», «Природа в музыке и живописи», «Этот день Победы» «Искусство джаза» и т.д.

 Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:

-развитие познавательных навыков учащихся;

-умения самостоятельно конструировать свои знания;

-умения ориентироваться в информационном пространстве;

-развитие творческого мышления.

Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей: повышается мотивация к обучению, легче усваивается новый материал, развивается ассоциативная память, повышается познавательный интерес, развиваются музыкальные способности, обогащаются слуховые впечатления и представления детей, активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;

Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий - это совсем новое направление в деятельности педагога-теоретика, и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход.

Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения квалификации преподавательского состава.

Список литературы:

1.Афанасьева, О.В. «Использование ИКТ в образовательном процессе»

2.Беляков, Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе»

3. Информационные технологии в образовании–2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29–30 октября 2009 г. – Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.

4.Круглова, Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста»

5.Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт

ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.

6.Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128

7.Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Под ред. Горвица. М.: Линка Пресс, 1998.

8.Петелина, Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям // Звуковые виртуальные студии. 2008. № 1.

 http://www.rusedu.ru

 http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин

Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к с...

Методическая разработка «Экспериментальная деятельность в рамках взаимосвязи музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования в классе скрипки»

Несмотря на очевидную актуальность, данная проблема еще далеко не в полной мере нашла свое теоретическое решение и практическое применение в традиционных системах преподавания скрипки и сольфеджио в Д...

Методы и пути преодоления волнения юного музыканта на сцене (из опыта работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин)

Каждый исполнитель – неповторимая индивидуальность, целая «планета», и путь к преодолению волнения на сцене во многом зависит от профессионального мастерства преподавателя и возможности делать «открыт...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Методическая работа «Межпредметная связь музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования»

Важным педагогическим условием развития творческих способностей является использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций на занятиях, которые должны представлять собой не просто обуч...