"Взаимосвязь методов обучения, воспитания и общения с учащимися по предмету специальность"
методическая разработка

Бинецкая Ирина Петровна

Методическое сообщение "Взаимосвязь методов обучения, воспитания и общения с учащимися по предмету специальность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение (пояснительная записка).

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой методической литературы.

 «Россия была и будет суверенной. Для этого сейчас на поворотном этапе развития нашей страны, да и всего мира нужно укреплять, выстраивать суверенную национальную систему образования и воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, нужно передать ребятам нравственный культурный код нашего народа. Исключить любые попытки навязать детям чуждые ценности, извращённое толкование истории»  - два важных тезиса В.В.Путина в сфере образования.

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальная школа, как и любая другая школа, в первую очередь учреждение воспитательное. Педагог – музыкант должен воспитывать в ученике глубокое уважение к русской и советской музыкальной культуре. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» - В.А.Сухомлинский.

 Установка на воспитание человека в процессе обучения музыке издавна была доброй традицией русской педагогики. Не случайно занятие музыкой формировало ученика не только как музыканта, но и характеризовало как личность с широким кругозором.

 «Быть учителями музыки, её разъяснителями и толкователями – это, конечно, основная задача педагога-музыканта, но не менее важно воспитание личности ученика» Г.Г. Нейгауз.

Основа работы в ДМШ  ДШИ – это индивидуальное обучение в классе по предмету специальность. Задача педагога не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею. Обучение в классе по специальности неразрывно связано с воспитанием у ребёнка качеств, необходимых для овладения навыками игры на инструменте. «Искусство – дело интеллигентное, оно требует не умение ремесленника, а особого сложного строя души. Его берега закрыты для некультурности, зато в поисках настоящего познания мира, оно не имеет берегов» (известный русский педагог  и живописец Ю. Пименов).

Воспитательная работа начинается с того момента, когда ученик открывает дверь в класс своего педагога. Внешний вид помещения, манера общения педагога – всё оказывает большое влияние на поведение ученика. Чистый, уютный, светлый класс создаёт настроение, а спокойная, приветливая и деловая манера общения педагога настраивает ученика на обучение. Педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.

А. Б. Гольденвейзер говорил так: «Мы не можем своих учеников учить только тому, как надо играть на инструменте. Педагог должен быть и воспитателем. Я глубоко убеждён и думаю, что не ошибаюсь в том, что хорошо знаю своих учеников, как людей, хотя редко говорю с ними на немузыкальные темы. Само общение через музыку способствует этому – она передаёт весь духовный мир человека».

 Влияние педагога на ученика исключительно многогранно. Интеллект педагога является одним из самых важных источников познания ребёнка. Духовное богатство педагога, его внешность, манера поведения, моральный облик педагога – всё это служит цели воспитания. «Учить играть на инструменте – не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир, и механически учить этому нельзя. В обучении музыке есть элементы воспитания человека, а воспитывать другого можно только воспитывая самого себя. Это первое и самое основное требование». (А.Б. Гольденвейзер «Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей»).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В построении педагогического процесса в музыкальных школах педагоги используют взаимосвязь методов обучения, воспитания и общения в классе по предмету специальность.

Во время любого урока практически всё внимание педагога направлено на процесс передачи знаний, умений, навыков. Вопросы же воспитания учащихся и общения обычно отходят на второй план. Да и рассматриваются они в педагогике отдельно, самостоятельно, будто сейчас педагог занимается обучением, а в следующий раз – воспитанием.

Искусству общения педагога с учеником так же уделяется незначительное внимание. Считается, что само собой «приложится», т.к. занятия искусством предполагают высокий уровень культуры общения. Действительно, процесс формирования музыканта очень зависит от стиля общения между учителем и учеником, его педагогического такта. При этом с одной стороны общение считается тончайшим психологическим инструментом воспитания, обучения и развития. С другой стороны  искусству общения никто не учит. Говоря о педагогическом общении, часто употребляется слово «искусство». Действительно, общение – это подлинное творчество педагога, требуется сосредоточенность, мобилизация всех интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Искусство общения предполагает наличие определённых качеств, таких как:

1. умение по внешним проявлениям постичь психологическое состояние ученика и сопереживать ему;

2. общительность, умение наладить взаимоотношения с учеником и создать необходимую атмосферу на уроке для педагогического процесса на основе взаимопонимания и взаимодействия;

3. чувство меры, педагогический такт, умение поддерживать правильные взаимоотношения с учениками;

4. умение управлять собой;

5. владенье речью, её смысловым, образным, эмоционально – выразительным богатством, знать приёмы речевого воздействия в общении.

Успех педагогического процесса во многом зависит от типа или уровня взаимоотношений. Безусловно, наиболее эффективным является - доверительный. Однако чтобы достичь этого уровня общения, педагогу нужно приложить немало усилий, начиная со знакомства в простой, ни к чему не обязывающей беседы. Этот тип отношений получил название «фактический», помогающий поддерживать ощущение благополучия в общении с окружающими (поддержание разговора для контакта с собеседником). Налаженный контакт обогащается «деловой» основой и позволяет направить воспитание в нужное русло, в обучение игре на инструменте.

Доверительный уровень общения, являющийся самым эффективным в индивидуальном педагогическом общении – это та награда педагогу, который высоко ценит морально-этические принципы воспитания, с уважением относится к ученику любого возраста, проявляет деликатность и педагогический такт. Этот уровень рождается благодаря различным потребностям: у ученика – во взрослом друге и общении с ним, у педагога - приблизиться к ученической среде.

Успешное педагогическое общение зависит от следующих условий:

1. чёткой формулировки целей и задач общения;

2. наличие положительных установок и стереотипов (как то – привычка приходить во время на занятия без опоздания, постоянная вежливость с учеником);

3. сложившегося уровня общения;

4. индивидуальных особенностей ученика;

5. индивидуальных особенностей учителя.

Немаловажной представляется задача привлечь внимание ученика к педагогу. Считается, что ученик должен сам уметь сосредотачиваться. Тем не менее, у педагога есть немало средств «захватить» его внимание. Это взгляд, речь, мимика, движение, пауза и т. д.

 Педагог должен обладать способностью сопереживания, уметь ставить себя на место ученика, видеть мир его глазами.

Показателем правильного общения является такой важный фактор, как обратная связь, которая возникает в первые секунды встречи и длится до конца урока. Самое главное здесь – по малейшим признакам научиться улавливать реакцию ученика на то или иное воздействие педагога.

Если контакт с учеником нарушился, то и нарушилась вся динамика педагогического общения. Наладить обратную связь, сделать её эффективной помогают, прежде всего, положительные установки. Среди которых главная – постоянно думать об ученике, с которым общаешься, строить общение «от него». А не «от себя».

 Сколько учеников, сколько педагогических ситуаций – столько и решений, индивидуально принимаемых педагогом для осуществления целенаправленного педагогического общения.

Ученик способен и может «раскрыться» лишь в том случае, когда он чувствует искренний интерес к нему, к его делам, переживаниям. Чтобы достичь такого уровня общения, нужно вызвать у ученика ощущение его значимости для педагога, искренней заинтересованности в его успехах.

Необходимо учитывать и эмоциональное состояние ученика. Если он излишне взволнован, то нужно уметь переключить беседу на другую тему, увести в сторону от причины волнения. Подавленное состояние требует также переключения внимания с того, что расстроило его. При этом диалога не получится, если педагог будет всё время говорить и спрашивать, а ученику остаётся, лишь слушать и давать односложные ответы. «Разговорить» ученика иногда бывает очень трудно, особенно такого, который с трудом поддаётся контактному общению.

«Болтливость» также трудно собрать в рамки, направить по нужному руслу. Надёжное средство во всех случаях – заговорить о чём-то интересном для собеседника (например, о его хобби).

Слово, наглядность и практика – основа общения в учебно-воспитательном процессе.

 Существует 2 основных метода общения педагога с учеником:

1. Словесный

2. Метод наглядного обучения.

 На разных этапах урока, в зависимости от учебно–педагогических задач, педагог использует большой арсенал словесных методов. Обладая универсальным характером передачи информации, слово способно воспитывать и обучать, организовывать и контролировать деятельность ученика. Благодаря слову педагог добивается понимания учебных задач и способов их выполнения. Наиболее распространёнными словесными методами являются:

1. Рассказ. Так, эмоционально окрашенный рассказ помогает изложению материала, носящего описательный характер. Рассказ, как словесное описание имеет универсальный характер. Он может быть использован на разных этапах урока как метод сообщения нового, введение в проблему и тогда он приобретает ориентировочную функцию. Рассказ может быть использован и как дополнительный описательный материал. Например, педагог знакомит ученика с биографией композитора или характером исполнения произведения. Отличительной особенностью рассказа является его краткость, последовательность и систематичность изложения. Он должен содержать определённую тему, не быть перегружен второстепенными сведениями, затрудняющими усвоения главного.

Особую роль в рассказе играет его эмоциональная окраска. Учитывая возраст и психологические особенности ученика, используя конкретную учебную ситуацию, педагог может облечь его в форму сказки (для младших школьников). Повествования, связанного с личным опытом ученика, вызывая тем самым чувство сопереживания, живую реакцию и интерес.

 2. Объяснение. Форма объяснения обычно применяется при изложении теоретического материала. Как метод обычно связан с освоением специфики игры на инструменте, постижением профессиональных приёмов, навыков и умений. Его особенность – учёт уже имеющихся у ученика навыков и умений, знание способа и темпа усвоения им нового материала. Метод объяснения хорошо сочетается с методом наглядного показа.

3. Беседа. Беседа с её структурой вопросов – ответов позволяет педагогу контролировать степень освоения материала, глубину его понимания. Беседа также относится к наиболее распространённым педагогическим методам. Здесь на первый план выступает искусство общения, умения расположить учащегося к откровенному разговору. Необходимо быть тонким психологом, быстро и гибко корректировать заранее составленный план в зависимости от направления хода беседы, позитивных или негативных ответов. В учебном процессе беседа может занимать различное место. Так, в начале урока она может подготовить ученика к освоению нового материала, может быть использована как проверка домашнего задания или изучения состояния ребёнка. Во время объяснения нового материала, беседа используется как повторение уже изученного и контроль усвоения нового. В конце урока – как способ закрепления знаний и одновременно как проверка эффективности проведённого урока. Ценность беседы, как метода, состоит в получении информации о полноте и степени усвоения материала. Эффективность беседы определяется выполнением целого ряда требований к ней. Среди которых отметим лишь основные: вопрос должен быть ясным по смыслу, чётким по форме, формулировка его – доступной для понимания; а ответ – определённым по содержанию.

Очень важным фактором в воспитательной работе является организация урока. Своевременное начало урока является важным моментом в вопросе воспитания в учениках дисциплины и организованности. Педагогу следует обратить внимание на планирование урока специальности. Он не должен носить импровизированный характер. Занимаясь с учеником, педагог редко успевает на каждом уроке пройти весь материал, над которым в данный момент идёт работа. Поэтому педагог должен продумать, чему будет посвящён урок у каждого ученика. Педагог должен определить, над каким произведением он будет работать, и какие конкретные задачи он поставит перед учеником. Это и есть планирование урока. Конечно,  нельзя урок по специальности спланировать во всех деталях. Возможно, что на каком – то уроке не удастся выполнить все поставленные задачи, но в процессе творческих и индивидуальных занятий вносятся коррективы в план проведения урока. Продуманный план является тем стержнем, на котором будет держаться организация урока специальности. Такой урок будет воспитывать в ученике дисциплину труда и способность организовать его самостоятельные домашние занятия. Урок должен быть творческим, но не импровизированным. Основой воспитательной работы является содержание урока специальности.

Искусство обладает способностью активно воздействовать на чувства, вкусы и взгляды человека. Воспитание средствами искусства – это воздействие, способствующее правильному воспитанию художественных образов, формированию характера и мировоззрения человека, развитию у него хорошего вкуса. Дело в том, что за последнее время чрезмерно, на мой взгляд, уделяется внимание развитию технической виртуозной стороне развития ребёнка. В то время как развитие мышления ребёнка, музыкальное и эмоциональное воспитание уходит на второй план. А ведь необходимо гармонично развивать индивидуальные способности ученика. Большое значение в комплексе воспитательной работы с учеником имеет показ его достижений на ученических концертах. Концерт должен явиться для ученика моментом подведения творческих итогов его работы. Выступления на концертах воспитывают выдержку, волю, сосредоточенность и способствуют развитию артистизма.

В.А.Сухомлинскому принадлежат слова: «Быть хорошим учителем можно, только без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом».

                                           

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что каждый педагог сознательно или безотчётно отдаёт предпочтение определённым методам обучения. Они–то и придают своеобразие, индивидуальный почерк его работе. Вот почему на выбор методов обучения, воспитания и общения оказывает влияние способность педагога к самоанализу и самооценке, стремление к постоянному обогащению опыта и повышению профессионального уровня.

Основополагающим в выборе метода является его целенаправленность на выполнение постановленных задач воспитания, образования, обучения и развития ребёнка.

Роль педагога – музыканта огромна и многогранна в воспитании ученика. Педагог должен быть хорошим психологом и тонко чувствовать настроение ребёнка. Иметь дело с разными характерами у детей, порой приходится прибегать к различным, самым непопулярным методам обучения, общения и воспитания. И, если найти подход к ребёнку, он обязательно тебе откроет свою душу и будет тебе доверять. А если ученик учителю друг и наоборот, то можно смело сказать, что в этом тандеме всегда будет только положительный результат в обучении музыкой. 

 Почётная задача педагогов по специальности – это патриотическое воспитание детей средствами искусства музыки. Воздействие на формирование их нравственного облика силой художественных образов. Это налагает на педагогов большую ответственность. Педагоги музыкальных школ вносят большой вклад в дело эстетического воспитания подрастающего поколения.   Долг педагога не только пробудить интерес к музыке и привить любовь к ней. Но ещё и привить интерес к труду, которого требуют занятия музыкой. Этим будет решаться задача воспитания характера ученика: самостоятельность, ответственность, внимание, терпение, дисциплина. Для того, чтобы поднять воспитательную работу на должный уровень, надо любить эту работу, верить в её необходимость и не жалеть для неё сил и времени.

«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по – настоящему слышать её и размышлять о ней» - Д. Б. Кабалевский

Используемая литература:

1. Ананьева В.И. Управление культуры Государственное музыкальное издательство, Ленинград 1959г.

2. Благой Д.Д. «В классе А.Б. Гольденвейзера» Москва «Музыка» 1986г

3. Гольденвейзер А.Б. «Из бесед о музыкальном воспитании и обучении детей»

4. Дмитриева Л.Г., Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе» Москва, Академия 2000г.

5. Журналы «Музыкальное просвещение» 2014г.

6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» Москва, Просвещение 1989г.

7. Лагутин А. «Основы педагогики музыкальной школы» Москва «Музыка» 1985г.

  8. Михеева Л. «Музыка – детям» Вопросы музыкально – эстетического воспитания» выпуск 4, Ленинград «Музыка» 1981г.

9. Нейгауз Г.Г. «Основные задачи в воспитании ученика – музыканта».

10. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва «Музыка» 1982г

11. Осеннева М.Е., Л.А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников» Москва, Академия 2001г.

12. Ражников В. «Диалоги о музыкальной педагогике» Искусство учить искусству. Классика – ХХ1 Москва 2004г.

13. Сухомлинский В.А. «О воспитании» Москва 1982г.

14. Халазбурь П., В. Попов «теория и методика музыкального воспитания» С-П 2002г.

15. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе» Классика – ХХ1 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения  во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся  Воспитатель: Шабалдина Е.В....

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся

Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся...