Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "ФОКУС"
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fokus.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЖАРКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Программа согласована Утверждено:
на педагогическом совете приказом № ____ от _____________
«_____» ____________ 20____г. ио. директора МОУДО «Жарковский ДДТ»
протокол № ______ ___________________ Аксёнова Е.Г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ФОКУС
Составитель: педагог дополнительного образования
Бодров Евгений Владимирович
возраст обучающихся 11-16 лет
срок реализации программы 1 год
п. Жарковский
2022
Содержание и основные характеристики программы:
- Пояснительная записка __________________________ст. 2
- Учебно-тематический план ______________________ ст.4
- Краткое описание тем программы _________________ ст.5
- Организационно-педагогические условия ___________ст.7
- Календарно-тематический план ___________________ ст.8
- Список используемой литературы _________________ст.13
Пояснительная записка
Фотография – многогранное искусство, развивающее творческие и технические навыки, воспитывающее чувство вкуса, позволяющее прикоснуться к прекрасному и проявить себя в чем-то новом. И, безусловно, это творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения.
Дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения «ФОКУС» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана для учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Занятия фотографией, сочетающие искусство с техническими операциями позволяют существенно влиять на общее развитие подростков, рационально использовать свободное время и заполнить досуг обучающихся.
Новизна программы
Роль фотографии в современном мире переоценить сложно. В век «цифровых» гаджетов Она стремительно вошла в жизнь людей всех возрастов, и особенно подрастающего поколения. Но зачастую фотоснимки делаются на «автомате». Простое нажатие на кнопку без осознания ракурса, перспективы, значений выдержки и диафрагмы приводят к посредственным результатам. Занятия в фотокружке способствуют приобщению учащихся к фотографии как к искусству, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира, развивают такие черты характера, как наблюдательность, собранность, целеустремленность и коммуникабельность.
Актуальность программы
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через познание искусства фотографии и овладение навыками фотографирования, ибо творчество — это вдохновение, замысел, чувство. А креативность следует рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию.
Отличительной особенностью учебного процесса является совмещение занятий в учебном кабинете с выходами на натурные съемки вне помещения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 11-16 лет.
Форма занятий – очная, групповая. Курс программы рассчитан на 136 часов
(два занятия в неделю по два академических часа с перерывом в 15 минут).
Формы и методы работы
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть проходит в виде рассказа, беседы, инструктажа. Включает пояснения педагога по темам уроков, изучение приемов работы. Объяснение новой темы сопровождается показом фотоматериалов, фотоиллюстраций из альбомов и литературы. Возможны экскурсии на тематические выставки, которые будут стимулировать обучающихся к творческой деятельности.
Вторая часть занятий — практические задания, где осваиваются приемы фотографирования, обустройство фотостудии, техники обработки снимков в фоторедакторах, фотопечать и т.д.. Здесь требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по правильному выполнению. Для поддержания устойчивого интереса устраиваются мини-выставки. Обсуждения готовых работ позволяет отметить удачные решения и возможные просчеты в выполнении задания.
Цели и задачи
Цель программы — данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся, творческого мышления, повышению интереса к фотоиндустрии. Имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области цифровых технологий и практических навыков работы является составным элементом культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства, а так же возможное социально-профессиональное самоопределение.
Планируемые результаты обучения
К окончанию курса учащиеся должны знать:
- Историю фотографии как самостоятельного вида творчества.
- Основы аналоговой и цифровой фотосъемки.
- Устройство современных цифровых фотокамер.
- Иметь понятие о композиции, «золотом сечении» и построении кадра.
- Знать организацию рабочего места и правила безопасности при использовании фотоаппаратуры (в студии и на выездных мероприятиях).
- Владеть ручными и автоматическими режимами фотосъемки.
- Знать способы и техники художественной обработки фотоснимков.
- Изучить основные методы работы в фоторедакторах.
- Знать правила этикета фотографа.
Способы определения результативности
Педагогический анализ и наблюдение результатов освоения детьми курса программы. Мониторинг образовательной деятельности в виде практических заданий.
Виды и формы контроля
Текущий контроль над освоением тем программы в течение всего учебного года в виде бесед, опросов и итоговых заданий по темам.
Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала.
Повышение заинтересованности воспитанников в обучении.
К концу курса — определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Определение результатов обучения.
Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Возможные идеи для совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Форма подведения результатов по освоению курса программы детского объединения «ФОКУС» — промежуточная и итоговая выставки работ наших воспитанников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем и разделов | всего | теория | практика |
1. | Введение. История фотографии | 2 | 2 | |
2. | Устройство фотоаппарата и сопутствующей фототехники | 4 | 2 | 2 |
3. | Композиция. Основы построения изображения | 10 | 4 | 6 |
4. | Техника фотографирования в различных условиях | 52 | 8 | 44 |
5. | Жанры и виды фотосъемки | 28 | 4 | 24 |
6. | Знакомство с цифровыми фоторедакторами | 36 | 4 | 32 |
7. | Подведение итогов | 4 | 1 | 3 |
ИТОГО за период обучения: | 136 | 25 | 111 |
Содержание программы:
ТЕМА 1. Введение. История фотографии.
Фотография, как увлечение. Цели и задачи фотокружка. Режим работы, план занятий, внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной дисциплины и т.п.. Анкетирование учащихся.
Немного теории о светописи. Жозеф Ньепс и Луи Дагер. Камера обскура.
RGB — три составляющих цвета.
Фотография, как часть современного мира.
Понятие «художественная фотография».
ТЕМА 2. Устройство фотоаппарата и сопутствующей фототехники
Типы фотоаппаратов и их конструкции (пленочные и цифровые, со сменной оптикой и со встроенным объективом, профессиональные и любительские).
Устройство аналоговых (пленочных) и цифровых фотоаппаратов. Принципы действия.
Режимы работы. Меню настроек.
Фотообъектив — его предназначение и устройство. Типы объективов (макро, широкоугольные, портретные, zoom-объективы и т.д.).
Фотовспышка — её предназначение и устройство. Типы фотовспышек.
Устройства хранения информации, применяемые в цифровых камерах. Карты памяти.
Снаряжение фотографа (выездное, студийное).
Студийное фотооборудование.
Техника безопасности при работе с фотоаппаратом и электроникой, оргтехникой.
ТЕМА 3. Композиция. Основы построения изображения.
Компоновка кадра. Принцип «Золотого сечения».
Построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки.
Понятие ракурса. Масштаб изображения.
Понятие перспективы.
Построение композиции.
Свет и освещение.
ТЕМА 4. Техника фотографирования в различных условиях.
Техника безопасности при работе с фотоаппаратурой.
Положение корпуса и рук при фотографировании.
Фокусировка и глубина резкости. Ручная фокусировка. Режим автофокусировки.
Ручные настройки и съемка в автоматических режимах.
Приоритет диафрагмы. Размытие фона.
Приоритет выдержки. Объект в движении.
Съемка в сложных условиях освещенности.
Экспозиция. Баланс белого.
Использование искусственных источников света. Виды и варианты освещения.
Как "приручить" свет в естественных условиях на натуре.
Использование светофильтров.
Организация рабочего места в студии и на выезде.
Практические занятия.
Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой).
ТЕМА 5. Жанры и виды фотосъемки
Съемка архитектуры в ландшафте.
Объектная съемка в городе.
Съемка портрета и групповых жанровых портретов. Искусство портретной съемки. Секреты выразительности фотопортрета.
Съемка живой природы. Пейзажи, ландшафты. Требования и особенности пейзажной съемки. Съемка воды.
Предметная фотосъемка.
Макросъемка.
Репортажная съемка (съемка торжественных мероприятий; съемка спортивных мероприятий, приемы скрытой съемки). Этика фотографа. Правила поведения фотографа в обществе.
Динамика в фотографии.
Ночная фотография (ночной портрет, ночной пейзаж, архитектура в ночи).
Принципы фотографирования в различных жанрах.
Практические занятия. Выездная фотосъемка.
ТЕМА 6. Знакомство с цифровыми фоторедакторами
Цифровые фоторедакторы и их предназначение.
Основы и приемы работы в Adobe Photoshop.
Коррекция цвета, контраст, тональность, резкость.
Способы создания ч/б и тонированных фото.
Основы и приемы обработки изображений в Adobe Photoshop Lightroom.
Практические занятия по обработке цифровых фотографий в различных программах.
Подготовка фото к печати и публикации в WEB.
Подведение итогов
Подведение итогов и анализ работы за год. Отбор лучших работ и оформление финальной выставки. Обсуждение результатов выставки, поощрение воспитанников. Рекомендации учащимся по самостоятельной творческой работе на будущее.
Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования творческого объединения «Фокус»
Методическое обеспечение программы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог использует методические разработки, пособия и рекомендации как собственные, так и сторонних авторов.
В качестве дидактических материалов используются оформленные стенды, иллюстрации, книги и журналы, слайды, фотоматериалы и др. А так же — обучающие программы в электронном виде.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), уровнем подготовки детей и их способностями.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Большая часть занятий проводятся в учебном кабинете, оснащенным — столами, стульями, шкафом-витриной и стеллажами для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
В перечень технических средств обучения входят — фотоаппарат, студийное оборудование начального уровня, персональный компьютер, принтер, мультимедиа-проектор с экраном.
На занятия учащиеся приносят блокнот или тетрадь, ручки или карандаши. А так же могут использовать собственную фотоаппаратуру.
На базе дома детского творчества имеется и другое оборудование, применение которого возможно при освоении курса образовательной программы детского творческого объединения «Фокус».
Часть учебного процесса может проходить на так называемых пленэрах. В хорошую погоду занятия проводятся вне стен ДДТ (что является дополнительным стимулом к дальнейшему обучению).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы «ФОКУС» на 2022/2023 год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Часы | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| ||||||
1. | 12.09.22 | Фотография, как увлечение. Цели и задачи кружка. Режим работы, план занятий, внутренний распорядок, общие правила безопасности на занятиях, и т.п. Немного теории о светописи. Жозеф Ньепс и Луи Дагер. Камера обскура. RGB — три составляющих цвета. Фотография, как часть современного мира. Понятие «художественная фотография». | 2 | Беседа, демонстрация, инструктаж | Учебный кабинет | Собеседование, опрос |
| ||||||
2. | 14.09.22 | Типы фотоаппаратов и их конструкции (пленочные и цифровые, со сменной оптикой и со встроенным объективом, профессиональные и любительские). Устройство аналоговых (пленочных) и цифровых фотоаппаратов. Принципы действия. | 1 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
3. | 14.09.22 | Фотообъектив — его предназначение и устройство. Типы объективов (макро, широкоугольные, портретные, zoom-объективы и т.д.). Фотовспышка — её предназначение и устройство. Типы фотовспышек. Устройства хранения информации, применяемые в цифровых камерах. Карты памяти. | 1 | Беседа, демонстрация, лекция | Учебный кабинет | Собеседование, опрос |
4. | 19.09.22 | Снаряжение фотографа (выездное, студийное). Студийное фотооборудование. | 1 | Беседа, демонстрация, лекция | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
5. | 19.09.22 | Техника безопасности при работе с фотоаппаратом и электроникой, оргтехникой. | 1 | Лекция, собеседование, демонстрация | Учебный кабинет | Собеседование, опрос |
| ||||||
6. | 21.09.22 | Компоновка кадра. Принцип «Золотого сечения». Построение вертикального или горизонтального кадра, точка съёмки. Практическая работа. | 2 | Беседа, лекция, демонстрация, практика | Учебный кабинет | Собеседование, самостоятельная работа |
7. | 26.09.22 | Понятие ракурса. Масштаб изображения. Практическая работа. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Собеседование, самостоятельная работа |
8. | 28.09.22 | Свет и освещение. Искусственное и естественное освещение. Съемка в сложных условиях освещенности. Практическая работа. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет, школьный двор, задание на дом | Беседа, практическая работа |
9. | 03.10.22 | Понятие перспективы. Построение композиции. Практическая работа. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Опрос, самостоятельная работа |
10. | 05.10.22 | Практические занятия. Закрепление ранее пройденного материала | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет, школьный двор | Беседа, практическая работа |
4. Техника фотографирования в различных условиях - 52 часа | ||||||
11. | 10.10.22 | Положение корпуса и рук при фотографировании. Техника безопасности при работе с фотоаппаратурой. | 1 | Беседа, лекция, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
12. | 10.10.22 | Ручная фокусировка. Режим автофокусировки. | 1 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, самостоятельная работа |
13. | 12.10.22 | Приоритет диафрагмы. Размытие фона. Фокусировка и глубина резкости. Практическая работа. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, самостоятельная работа |
14. | 17.10.22 | Приоритет выдержки. Объект в движении. Практическая работа. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа. |
15. | 19.10.22 | Ручные настройки и съемка в автоматических режимах. Практические занятия. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
16. | 24.10.22 | Съемка в сложных условиях освещенности. Виды и варианты освещения. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
17. | 26.10.22 | Организация рабочего места в студии и на выезде. Использование искусственных источников света. Как "приручить" свет в естественных условиях на натуре.
| 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
18. | 31.10.22 | Экспозиция. Баланс белого. Использование светофильтров. | 2 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
19. | с 02.11.22 по 16.01.23 | Практические занятия. Повторение ранее пройденных тем. Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой). | 38 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет, пленэр, школьный двор | Беседа, практическая работа |
Жанры и виды фотосъемки - 28 часов | ||||||
20. | 18.01.23 | Съемка портрета и групповых жанровых портретов. Искусство портретной съемки. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
21. | 23.01.23 | Натюрморт. Предметная фотосъемка. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
22. | 25.01.23 | Макросъемка. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
23. | 30.01.23 | Съемка архитектуры в ландшафте. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
24. | 01.01.23 | Объектная съемка в городе. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
25. | 06.02.23 | Репортажная съемка (съемка торжественных мероприятий; съемка спортивных мероприятий, приемы скрытой съемки). Правила поведения фотографа в обществе. | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
26. | 08.02.23 | Ночная фотография (ночной портрет, ночной пейзаж, архитектура в ночи). | 2 | Беседа, демонстрация | Учебный кабинет | Беседа, практическая работа |
27. | с 13.02.23 по 06.03.23 | Практические занятия. Повторение ранее пройденных тем. Выездная фотосъемка (место и тематика по договоренности с группой). | 14 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет, пленэр, школьный двор | Беседа, практическая работа |
| ||||||
28. | 13.03.23 | Цифровые фоторедакторы и их предназначение. | 1 | Беседа, демонстрация, | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
29. | 13.03.23 | Подготовка фото к печати и публикации в WEB. | 1 | Беседа, демонстрация, | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
30. | с 15.03.23 по 29.03.23 | Основы и приёмы работы в Adobe Photoshop. Коррекция цвета, контраст, тональность, резкость и т.д. | 10 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, опрос самостоятельная работа |
31. | 03.04.23 05.04.23 | Искусство черно-белой фотографии. Способы создания ч/б и тонированных фото. | 4 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, опрос самостоятельная работа |
32. | 10.04.23 12.04.23 17.04.23 19.04.23 | Основы и приёмы обработки изображений в Adobe Photoshop Lightroom. | 8 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, опрос самостоятельная работа |
33. | с 24.04.23 по 17.05.23 | Практические занятия по обработке цифровых фотографий в различных программах. | 12 | Беседа, демонстрация, практическая работа | Учебный кабинет | Беседа, самостоятельная работа |
| ||||||
34. | 22.05.23 | Подведение итогов и анализ работы за год. Отбор лучших работ. Оформление финальной выставки. | 2 | Беседа, опрос | Учебный кабинет | Беседа, опрос |
35. | 24.05.23 | Обсуждение результатов выставки, поощрение воспитанников. | 2 | Беседа, демонстрация, | Выставочный зал | Беседа, опрос |
Итого часов: | 136 |
Рекомендуемая литература:
Иофис Е. А. Фотокружок в школе . 1989.
Практический курс. Adobe Photoshop. 1997.
Петровский И.И. Справочник по фотографии. 2001.
Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». 1977.
Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.
Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. 2006.
Фрост Л. Современная фотография. 2003.
Литература для обучающихся:
Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. 2003.
Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей ». 2006.
«Новая история фотографии». 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА
Срок освоения учебного предмета составляет 3 года. Возраст для начала освоения программы – от 7 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»
Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье» реализуется с обучающимися 5-6-х класс...
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье» реализуется с обучающимися 5-6-х класс...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) детского творческого объединения «Экодизайн»
Программа детского творческого объединения "Экодизайн"...
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "АЗИМУТ"
Рабочая программа детского объединения туристско-краеведческой направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "СИЛУЭТ"
Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности...