Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»
рабочая программа (5 класс)

iykatorgina@yandex.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье»  реализуется с обучающимися 5-6-х классов, рассчитана на 72 часа.

Организация прикладной художественно-творческой деятельности обучающихся - важное условие для успешного формирования их технологической культуры. Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического воспитания. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурного направления. Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит изучение раздела «Рукоделие» для девочек 5-6-х  классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pechvork.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 18»

662155 г.Ачинск Красноярский край привокзальный р-он, 3-й м-он, дом 36 «А»

Телефон: 8 (39151) 5-25-54 Email: achinsk – shkola18@yandex/ru

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по ВР

___________ /Е.И.Цыганок/

«_____»____________ 2019г

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом № _____

«______»_____________ 2019 г

Директор МБОУ «СШ № 18»

________________ /Н.В.Ягодкина/

Дополнительная общеразвивающая программа

детского объединения

кружок лоскутного шитья«Печворк»

                                                                      Возраст детей: от 11-12 лет

                                                                            Срок реализации программы:

                                                                              1 год

Автор программы: педагог ДО

                                                                      Каторгина Ирина Юрьевна

                                 I КК

2019 -2020 уч. Год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье»  реализуется с обучающимися 5-6-х классов, рассчитана на 72 часа.

Организация прикладной художественно-творческой деятельности обучающихся - важное условие для успешного формирования их технологической культуры. Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического воспитания. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурного направления. Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит изучение раздела «Рукоделие» для девочек 5-6-х  классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья.

Программа художественного лоскутного шитья по целевой направленности является - прикладной. По содержательной направленности - художественноэстетической. Сшивание лоскутков в том или ином виде встречается практически во всех культурах мира. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.

Цели и задачи программы

Цели: развивать творческие способности учащегося через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.

Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, включив их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.

Задачи программы:

в области образования: - расширять и углублять знания обучающихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, ИЗО, история, литература;

- предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес в области художественного лоскутного шитья;

- приобретать специальные знания по гармоничному сочетанию цветов;

- формировать понятия о современных формах традиционного лоскутного шитья. в области воспитания: 

- приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; - формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности - как высшей меры воспитанности;

- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы. в области развития:

- развивать художественно-творческие способности, потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер.

При изучении программы «Печворк» учащиеся  закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия в натуральную величину.

На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.

 На втором  этапе направление,  «Фантазии из лоскутков» .

По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию первого года кружковцы должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.

Ресурсное обеспечение программы

Кадры

Учитель технологии

Материально-технические

ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек

Наглядные средства обучения

фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, интернет, готовые поделки в технике аппликации, «квилт», «почверк».

Помещение

Школьная мастерская

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов (модулей), тем

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности

1

2

История лоскутного шитья в технике «Печворк»

1

3

Основы лоскутной техники

2

4

Основы цветовой грамоты

2

5

Художественная обработка текстильного лоскута

8

6

Практические работы

4

7

Техники и приёмы лоскутного шитья

4

8

Практические работы

4

9

Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья

44

10

Подготовка изделий к выставке

2

Всего

72

Подведение итогов реализации курса внеурочной деятельности «Печворк» проводится в форме мастер-классов.

Содержание программы (1-й год обучения)

 Вводное занятие. Техника безопасности  - 1 час

Цели и задачи факультативного курса. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.

История развития лоскутной техники – 1 час

 Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Ассортимент изделий.

Основы лоскутной техники – 1 час

Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения в технике лоскутного шитья.

Основы цветовой грамоты – 2 часа

Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов.

Художественная обработка текстильного лоскута – 8 часов

Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда.

Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения.

Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения.

Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов для раскроя элементов орнамента.

Практические работы 4  часа

Подбор тканей по фактуре и цвету. Изучение свойств прокладочных материалов, применяемых в технике лоскутного шитья.

Выполнение образцов ручных, машинных швов, используемых в лоскутном шитье.

Выполнение эскиза. Выполнение чертежа.

Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос).

Техника лоскутного шитья – 4 часа

Лоскутная мозаика. Виды лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Базовые формы, применяемые в технике лоскутного шитья.

Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».

Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».

Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».

Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали. Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.

Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.

Практические работы – 6 часов

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Ёлочка», «Колодец». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Шахматка». Выполнение элементов узора.

Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Мельница», «Звезда». Выполнение элементов узора. Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья с использованием треугольных, квадратных фестонов. Закрепление фестонов по краю детали. Укладывание прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия, их закрепление. Применение выстёгивания в лоскутных изделиях. Изготовление изделий. Отделка готового изделия.

Объекты труда: мозаика из полос, квадратов, прямоугольных треугольников; салфетка.

 Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья – 44 часа

Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.

Практическая работа: Изготовление изделия.

Объекты труда: прихватка, коврик, подставка под горячее, настенное панно.

Литература для учителя

  1. Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2008.
  2. Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2009г.
  3. Ксения Митителло. Чудо- аппликация. -М.: Эксмо. 2010г.
  4. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.
  5. Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. -М.: Аст- Пресс книга. 2009г.
  6. Лариса Денисова. Изысканный лоскут.Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2007.
  7. Рики Тимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства». -Ниола- Пресс. 2009.
  8. Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- Ниола- Пресс. 2009.
  9. Джен Кренц. Мотивы ромбов в квилте. Серия» Секреты мастерства».- Ниола- Пресс. 2009.

Литература для ученика:

1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.

2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2008.

2. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Из-во Эксмо, 2009.

3. Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2009г.

4. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2009.

5. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"

 Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году  для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения «мастерская юного модельера фантазия»

Учебный курс «Театр мод» носит личностно - ориентированный характер и направлена на овладение учащимися различными навыками по созданию собственного стиля и образа, навыками ухода за своей...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения кружок лоскутного шитья «Печворк»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Печворк» разработана на основе адаптированной программы «Лоскутное художественное шитье»  реализуется с обучающимися 5-6-х класс...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "АЗИМУТ"

Рабочая программа детского объединения туристско-краеведческой направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "СИЛУЭТ"

Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа детского объединения "ФОКУС"

Рабочая программа детского объединения художественно-эстетической направленности...