Методическая разработка открытого занятия «Ёлочная игрушка: шар»
план-конспект
В образовательном объединении "Творческая студия "Колор""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Методическая разработка занятия по теме:
«Елочный игрушка: шар»
в о/о
«Творческая студия «Колор»»
Сахароварова Марина Николаевна
Педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория
г. Арзамас
2022 г.
Пояснительная записка
Место учебного занятия. Данное занятие проводится с детьми 1 года обучения о/о «Творческая студия «Колор» в рамках подготовки к Новому году: рисование елочного шара. Чтобы они получились более интересные и необычные, используется новый прием рисования «светотень».
Тип учебного занятия. Урок изучения нового материала
Вид учебного занятия. Изображение на плоскости.
Уровень сложности занятия. Занятие имеет средний уровень сложности. Ребятам необходимо применить новые знания, работая самостоятельно.
Цель занятия: нарисовать елочный шарик.
Задачи:
образовательная – научить основам приема рисования «светотень»;
воспитательная – привить любовь к народным традициям и обрядам;
развивающая – развить фантазию, творческое и пространственное воображение.
Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Форма проведения занятия. Комбинированное занятие в группе со следующими элементами: мини-лекция, игра, практическая работа.
Примерный хронометраж занятия.
Урок - 45 минут.
- Организационный этап – 3 минут.
- Мотивационный: цели и задачи – 7 минут.
- Актуализация знаний – 5 минут.
- Применение знаний и умений в новой ситуации – 5 мин.
- Физкультминутка – 5 минут.
- Обобщение и систематизация знаний – 5 минут.
- Применение знаний и умений в новой ситуации – 5 мин.
- Контрольный этап – 5 минут.
- Рефлексивный этап – 5 минут.
Характеристика группы.
Группа 1 года обучения – 16 человек. Возраст детей 6 – 7 лет, из разных школ и д/с города. Отношения в группе дружеские, дети свободно общаются друг с другом. Им свойственны такие чувства, как взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, они в основном активны, жизнерадостны, позитивны, легко идут на контакт. На занятия приходят с желанием, по собственной воле (так как отбора в объединение нет). Во время занятия ребята могут высказывать свои мнения и взгляды, советоваться между собой, с педагогом. Уровень подготовленности воспитанников примерно одинаковый, а вот уровень усвоения знаний, умений и навыков различный.
Дата проведения: 30.11.22.
Ход урока.
- Организационный этап – 3 мин.
Приветствие. Подготовка рабочего места.
Педагог: Здравствуйте, ребята и дорогие гости, рада вас видеть на занятии. Проверьте, пожалуйста, на столах у каждого должно быть всё необходимое: альбом, кисти, простой карандаш, ластик, ножницы, краски гуашевые, баночка с водой, палитра, сухие салфетки, влажные салфетки. Правильно ли у вас все расположено на рабочем месте?
Чтобы нам было легче и проще настроится на занятие, поиграем вот в такую игру: я показываю вам лист цветного картона, а вы хором вслух называете цвет. А теперь быстрее. Молодцы!!
А сейчас всё внимание на меня! Тема нашего занятия непосредственно связана с предстоящими праздниками. За окном у нас зима. А, значит, какие праздники приближаются?
Дети: Новый год и Рождество.
- Мотивационный: цели и задачи – 7 минут.
Подготовительный этап (лекционный материал).
П.: И сейчас, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое.
Оказывается, Новый год, дети, отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году (представляете: более 300 лет назад).
Царь Пётр 1 издал указ, в котором повелевалось новый год встречать в ночь на 1 января. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. Именно при Петре 1 в каждом доме начали ставить ёлку, украшенную игрушками (показ картинок).
Первыми игрушками, ребята, были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду.
Давайте посмотрим небольшой фильм об этом (показ фильма).
А, давайте, ребята, узнаем, чем же можно наряжать елку.
Разминка «Да и нет».
А, сейчас, друзья, сыграем
В интересную игру:
То, чем ёлку наряжаем
Я сейчас вам назову.
Вы послушайте внимательно,
И ответьте обязательно:
Если я скажу вам верно,
Говорите «Да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Говорите смело «нет».
- Разноцветные «хлопушки»?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кровати?
- Мармелад и шоколадки?
- Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
- Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Снег из ваты белой?
- Ранцы и портфели?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
- Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
- Звёздочки лучистые?
Молодцы! Разобрались, что можно вешать на елку, а что нет.
Ребята, а какая самая распространенная елочная игрушка? Давайте отгадаем. Сейчас нам Андрюша загадает загадку.
У гирлянды есть сосед.
Он в хвойной зелени сверкает
И новогодней встречи свет
Стеклянным боком отражает.
П.: Правильно, елочный шарик.
А, стихотворение про елочный шарик нам прочитает Ангелина.
Много разной мишуры
Достаем мы с полки.
Новогодние шары
Все ж украсят елку.
Синий шар цвета небес
С радостью повесим.
Только добрых ждем чудес,
Славных танцев, песен.
Следом – шарик золотой,
Солнечного цвета –
И суровою зимой
Будем мы согреты.
Ну а дальше – красный шар
Весело сверкает,
Тех, кто юн, и тех, кто стар, -
Всех он забавляет.
И совсем уже потом
Зеленый шар повесим.
Сказкою наполним дом,
Новый год мы встретим.
П.: Так мы плавно подошли к теме нашего занятия. Сегодня мы с вами будем рисовать ёлочные шарики.
- Актуализация знаний – 5 минут.
Объяснение нового материала (теоретическая часть).
П.: Ребята, давайте посмотрим: какую форму имеет елочный шарик? (показываю елочный шарик). Да, он имеет круглую форму. Для работы мы будем использовать шаблон. Расскажите мне как правильно им пользоваться? (кладем в центр альбомного листа, левой рукой держим, правой обводим или наоборот).
Прикладываем шаблон к центру альбомного листа и обводим. Молодцы.
А теперь ребята, все внимание на меня. У нас на листочке нарисован круг, а мы ведь с вами волшебники, и попытаемся круг превратить в шарик, т.е. придать нашему кругу что? Правильно, объем. Для того, чтобы передавать объем предметам на своих рисунках, художники используют такой прием, который называется «светотень» - это распределение света и тени на предмете. Каждый участок имеет свое название (показ картинки с описанием). Таких участков вообще 5. Но мы сегодня разберем только 3. Посмотрите, как это делается: при помощи тени (самый темный участок, самый неосвещенный), блика (самый светлый участок, он отражает источник света) и полутени (это переходная область между самым светлым и самым темным участками), плоский круг превращается в объемный шарик (показываю рисунок елочного шарика). Посмотрите, какой он кругленький получается
- Применение знаний и умений в новой ситуации – 5 минут.
Практическая часть.
П.: А теперь мы с вами будем творить волшебство, и превращать наш круг в шарик. Ну что, приступаем.
Практическое задание: выполнение рисунка шарика гуашевыми краскам вместе с педагогом (отметить недостатки и лучшее выполнение).
Пока наши шарики сохнут, мы проведем небольшую разминку.
- Физкультминутка – 5 минут.
Игра – разминка «Снежный ком».
Нужно взяться за угол листочка и начать комкать его одной рукой, стараясь собрать весь лист в кулак (под новогоднюю музыку). Поправлять лист другой рукой не разрешается. Победителем будет считаться тот, кто, имея более сильные и ловкие пальцы, быстрее скомкает лист и поднимет руку вверх. Молодцы! А теперь представим, что это комочки снега. Бросаем их в корзину.
- Обобщение и систематизация знаний – 5 минут.
Применение уже известных знаний в новой ситуации.
П.: Так как игрушка у нас новогодняя, то и изобразить лучше всего на ней, как вы думаете, что? Сейчас нам подскажет Ангелина.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые…(снежинки).
П.: Правильно, снежинки.
Снежинку можно сравнить не только с пушинкой, но и со звездой. Вот, послушайте:
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много – много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло.
- Применение знаний и умений в новой ситуации – 5 минут.
Практическая часть.
П.: Давайте, ребята, посмотрим как же они выглядят – снежинки (разбираем схемы снежинок).
П.: А, сейчас, дети, при помощи тоненькой кисточки вы самостоятельно украсите свои шарики снежинками. Будете фантазировать и творить: можно нарисовать одну большую или несколько маленьких (показываю рисунок шарика со снежинкой).
Практическая работа: самостоятельное выполнение рисунка снежинки на шарике (под новогоднюю мелодию).
- Контрольный этап – 5 минут.
П.: Ребята, обратите внимание на возможные ошибки:
- слишком густая краска и кисточка не скользит;
- слишком много воды и рисунок расплывается;
- неправильный подбор цвета и снежинку плохо видно;
- работает не кончик кисточки и линии снежинки получаются очень толстые.
Нет ли у вас таких ошибок? (Показать наиболее удачные работы, помочь отстающим).
А теперь вырежем наши шарики ножницами и украсим ленточками.
И оформим елочку нашими шариками.
- Рефлексивный этап – 5 минут.
Ребята, посмотрите на ваши шарики и скажите мне, пожалуйста:
- какие эмоции и чувства вызывают у вас ваши работы? (праздник, радость, веселье)
- какой самый светлый элемент светотени? (блик)
- какой самый темный элемент? (тень)
- как называется область между светом и тенью? (полутень)
- удалось ли вам получить объем? (да, нет, почему)
- где можно использовать прием светотени? (при изображении объемных предметов, блеска, влажности и т.д.)
- на что похожи снежинки? (на пушинки и звезды).
П.: Все молодцы! Вы сегодня хорошо справились с заданием. Не переживайте, если у кого-то из вас что-то не получилось. Я уверена в том, что у вас в дальнейшем всё получится.
Мы отлично потрудились и должны себя за это похвалить: кладем одну ручку себе на животик, а другую себе на голову и погладили себя, затем по хлопку поменяли ручки.
П.: Спасибо, ребята. Мне было очень приятно с вами работать. И на прощание мне хочется сказать вам такие слова:
У всех, кому захочется,
Вырастают крылья.
И каждый обязательно
Становится волшебником
Будь он моим ровесником
Или твоим ровесником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"
Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"
Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...
Методическая разработка кружкового занятия «Пальчиковая игрушка «Мышка – Норушка» в технике мокрого валяния
Кружковое занятие "Пальчиковая игрушка Мышка - Норушка" разработано для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, посещающих кружок «Валяние из шерсти», с использова...
Методическая разработка открытого занятия по программе «Мягкая игрушка» «Перчаточный театр» (Лиса, заяц). Для учащихся 7-12 лет (2-й год обучения).
Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования по программе «Мягкая игрушка». В ней раскрывается содержание части той части прогр...
Методическая разработка открытого занятия "История елочной игрушки"
Данное занятие можно проводить в творческих объединениях художественной направленности. Также при обучении проектной технологии...