Внеурочная деятельность "Шаги в профессию" 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
Уровень: среднее общее образование
Срок освоения: 1 год (5 класс)
Составитель программы:
Драгунова Александра Евгеньевна,
Педагог-пихолог
Шайковка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ»:
формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего.
Задачи:
- Активизировать внутренние психологические ресурсы обучающихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу;
- Осознать значимость правильного выбора будущей профессии;
- Развивать навыки конструктивного взаимодействия при выборе будущей профессии;
- Уметь оценивать свое решение о профессиональном выборе.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Рабочая программа воспитания школы отражена в личностных результатах освоения программы.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ»:
учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://шоупрофессий.рф/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ»:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию,
умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать 5 проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы; строить прогнозы; предлагать пути решения.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
приобретение опыта исследовательской деятельности;
участвовать в исследовательских работах;
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
иметь представление о правилах проведения исследования;
получение первоначального опыта самореализации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАГИ В ПРОФЕССИЮ»
Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:
• профориентационные игры;
• игровые профессиональные упражнения;
• самоописание;
• групповая дискуссия;
• использование конструктивной обратной связи.
В основе программы курса внеурочной деятельности «Шаги в профессию» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др..
1 Введение. Знакомство. (1 час)
2.Мои личные профессиональные планы. (1 час)
3.Ценностные ориентации. (1 час)
4.Самооценка и уровень притязаний. (1 час)
5.Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)
6.Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. (1 час)
Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.
7.Концепция индивидуальности Голланда. (1 час).
«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип ригидности психологической установки», «Тест Голланда».
8.Правила выбора профессии. (1 час)
9.Ошибки и затруднения при выборе профессии. (1 час)
10.Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. (1 час)
11.Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. (1 час)
12.Что такое профессиограмма? (1 час)
13.В каких учебных заведениях можно получить профессию? (1 час)
14.На работу устраиваемся по правилам. (1 час)
15 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») (1 час)
16 «Быть нужным людям…» (1 час)
17 Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» (1 час)
18 Как готовить себя к будущей профессии? (1 час)
19. Исследование «Необычная творческая профессия». (1 час)
20. Сочинение «… - это призвание!» (1 час)
21.Рабочие профессии. (1 час)
22. Жизненно важная профессия. (1 час)
23.Профессия, охраняющая общественный порядок. (1 час)
24. Встреча с интересной личностью. (1 час)
25. Великие личности нашей страны и путь их становления. (1 час)
26. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………» (1 час)
27. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» (1 час)
28.29. Экскурсия на предприятия нашего района. (2 часа)
30. Отчет о посещении предприятий. (1 час)
31.Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» (1 час)
32. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» (1 час)
33. Творческий проект "Моя будущая профессия"(1 час)
34. .Итоговое занятие рефлексия. (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(5 класс)
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ЦОР/ЭОР |
1 | Введение. Знакомство. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
2 | Мои личные профессиональные планы. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
3 | Ценностные ориентации. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
4 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
5 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
6 | Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
7 | Концепция индивидуальности Голланда. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
8 | Правила выбора профессии. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
9 | Ошибки и затруднения при выборе профессии. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
10 | Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
11 | Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
12 | Что такое профессиограмма? | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
13 | В каких учебных заведениях можно получить профессию? | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
14 | На работу устраиваемся по правилам. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
15 | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
16 | « Быть нужным людям…» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
17 | Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия». | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
18 | Как готовить себя к будущей профессии? | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
19 | Исследование « Необычная творческая профессия». | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
20 | Сочинение « … - это призвание!» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
21 | Рабочие профессии. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
22 | Жизненно важная профессия. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
23 | Профессия, охраняющая общественный порядок. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
24 | Встреча с интересной личностью. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
25 | Великие личности нашей страны и путь их становления. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
26 | «Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
27 | Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
28, 29 | Экскурсия на предприятия нашего района | 2 | 2 | https://шоупрофессий.рф/ | |
30 | Отчет о посещении предприятий. | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
31 | Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
32 | Итоговая пресс-конференция «Мир профессий» | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
33 | Творческий проект "Моя будущая профессия" | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ | |
34 | Итоговое занятие рефлексия | 1 | 1 | https://шоупрофессий.рф/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА по внеурочной деятельности МИР ПРОФЕССИЙ
программа по внеурочной деятельности "Мир профессий"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир профессий»
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным о...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...
КТП к рабочей программе по внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс
КТП к рабочей программе по внеурочной деятельности "Мир профессий" 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)
Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий. Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...
Конспект внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны."
Цели данного мероприятия: выявить уровень знаний учащихся о профессиях, развивать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда....