Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
рабочая программа
Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.
Цель программы:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orator_zaharova_programma.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 44 комбинированного вида"
Рассмотрена на
педагогическом Утверждена
совете Приказ №_51 от «30 »__08___2019г.
МБДОУ "Детский сад № 44
комбинированного
вида"
Протокол № _1__ от "30__08_2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
Срок реализации образовательной программы -2 года
Составитель:
учитель - логопед
Захарова Надежда Анатольевна
Гатчина
2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности
«Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
1.Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с:
• Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г.
• Конвенцией о правах ребенка;
• Конституцией РФ;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности от 30 августа 2013 г. N 1014;
• Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;
Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.
Цель программы:
Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи программы :
— способствовать развитию речи детей;
— воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;
— развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;
— развивать умение слышать собеседника;
— учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;
— учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;
— выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;
— развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.
Актуальность.
По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Однозначного ответа на вопрос «Почему ребенок плохо говорит?» нет. Причины этого явления можно найти и с каждым годом ухудшающейся экологической обстановке, а также в том, что многие мамы часто бывают не готовы к появлению ребенка и не знают или не хотят знать, как заниматься с ребенком. Кроме того, на нарушение речевого развития оказывают влияние многочисленные осложнения беременности.
Но самая главная причина того, что ребенок плохо говорит, заключается в том, что взрослые (родители, педагоги), обучающие ребенка, мало уделяют внимания развитию речи.
Поэтому в детском саду необходимо использовать как можно больше методов и приемов для решения данной проблемы.
Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают связную речь, пополняют словарный запас ребенка, развивают грамматический строй речи, автоматизируют поставленные звуки, индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.
С учетом сказанного выше была разработана программа кружка «Маленький оратор. Мастерская искусства речи», с элементами театральной культуры».
Программа рассчитана на обучения детей 5–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе 5 лет.
Срок реализации образовательной программы – 2 года.
2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема. | Количество часов | |
1 год | 2 год | |
Диагностика | 1 | 1 |
Техника речи. | 6 | 4 |
Общение | 2 | 1 |
Речевой этикет | 3 | 3 |
Основы театральной культуры. | 6 | 9 |
Всего: | 18 | 18 |
Содержание программы см. Приложение 1.
3.Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы.
Формы обучения- очная.
Формы организации образовательной деятельности обучающихся – групповая.
Форма занятий - учебное занятие, игра, театральная постановка.
Наполняемость объединения – 6 детей.
Продолжительности одного занятия – 25-30 минут
Объем нагрузки в неделю – 1 раз.
Средства обучения:
Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления).
Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений) | Количество |
Массажные мячики разного размера. | 20 штук. |
Влажные салфетки. | 10 штук. |
Ватные палочки. | 1 упаковка. |
Пластиковые трубочки. | 1 упаковка. |
Прищепки. | 1 упаковка. |
Пальчиковый театр. | 3 штуки. |
Театр-матрешка. | 1 штука. |
Деревянный театр. | 2 штуки. |
Резиновый театр. | 1 штука. |
Деревянный конструктор. | 2 вида. |
Пластиковый конструктор. | 3 вида. |
Резиновые игрушки. Мягкие игрушки. | По необходимости. |
«Волшебный мешочек» | 2 штуки. |
Театральные костюмы. Театральные атрибуты. | По необходимости. |
Перечень технических средств обучения.
Наименование технических средств обучения. | Количество. |
Портативное аудио. | 1 штука |
Ноутбук. | 1 штука. |
Интерактивная панель «Интошка». | 1 штука. |
Перечень учебно - методических материалов.
Наименование учебно- методических материалов | Количество. |
З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. | 1 штука. |
З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007 | 1 штука |
С.А.Машевская. “Риторика + Театр”. – М.: “Исток”, 2005. | 1 штука |
Е.А.Антипина. «Театрализованные представления в детском саду»- ООО «ТЦСфера»2010. | 1 штука |
О.А.Толченов «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста НЕСКУЧАЛИЯ» - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. | 1 штука |
Б.Н. Головин. «Основы культуры речи.»- М., 1995. | 1 штука |
С.Ю.Шишкова. «Театротерапия. Тесты и упражнения» - АСТ, 2018 | 1 штука |
Т.А.Куликовская. «Логопедические скороговорка и считалки» - Гном, 2018 | 1 штука |
Основные приёмы обучения:
* показ с пояснением;
* игровые приёмы;
* организация самостоятельной поисковой деятельности;
* ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.
Основные виды деятельности:
* игровая деятельность;
*познавательно-исследовательская деятельность;
*показ учителем-логопедом особенностей речевой деятельности;
*риторический анализ текстов различных речевых жанров;
* рассматривание изобразительного материала;
* риторические игры;
* пятиминутки речевой гимнастики;
* импровизационные игровые задачи;
* психолого - эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.
4.Планируемые результаты освоения образовательной программы.
Освоение Программы не сопровождается обязательным проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга, становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- Развитие творческих способностей детей.
- Положительно - эмоционального состояния ребенка на занятиях.
- Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
- Создание предпосылок для дальнейшего совершенствования развития творческих способностей детей.
- Обогащение активного и пассивного словаря детей.
Знание и умение детей, занимающихся в кружке, на конец обучения.
1. Знать:
– виды театрального искусства;
– особенность театрального искусства;
– основы актерского мастерства;
– театральную терминологию;
– культуру зрителя
2. Уметь:
– согласовать свои действия с другими детьми;
– общаться с людьми в разных ситуациях;
– пользоваться разнообразными жестами;
– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
– выполнять артикуляционные упражнения;
– делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
– произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
– составлять предложения с заданными словами;
– сочинять этюды по сказкам.
5.Система оценки результатов освоения образовательной программы.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ РИТМ РЕЧИ
Задание 1: узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега — много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2: узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных педагогом текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст — первый или второй?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А между кочками жемчужины
На тонких ниточках висят.
С. Маршак
Обследование воспроизведения интонации
Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.
Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.
1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.
Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».
- Солнце светит. Солнце светит?
Солнце светит!
- Сверкает молния. Сверкает молния?
Сверкает молния!
- Снег идет! Снег идет? Снег идет.
2. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.
Инструкция № 1. «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».
Логопед | Ребенок |
Ночью шел снег? | Ночью шел снег. |
Хорошо зимой в лесу? | Хорошо зимой в лесу. |
Зимой медведь спит? | Зимой медведь спит. |
Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
Логопед | Ребенок |
Сегодня будет дождь. | Сегодня будет дождь? |
Свет горит. | Свет горит? |
На улице холодно. | На улице холодно? |
3. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.
Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
Фразы | Удивленно | Радостно | Грустно |
Снег идет. | - | - | - |
Мы пойдем гулять. | - | - | - |
Наступила весна. | - | - | - |
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ
Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.
Цель: выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).
Задание 2: подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.
Цель: выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ
Задание 1: прослушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: научить детей делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: прослушай предложение, прочитанное педагогом ровным голосом, без выделения слова, самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужное по смыслу, и объясни этот выбор.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2: выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель: учить детей делать ударение на заданном слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль. .. Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а не мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в лесу.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой.)
Диагностика темпо – ритмической стороны речи у дошкольников.
Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.
Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.
Цель: умение ребенка изменять темп.
Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
| Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять | Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля | Создает рисунки на основные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов | Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание (пример)
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Приложение 1.
Содержание программы.
Подготовительный этап.
Диагностика детей.
Раздел I. Общение.
Что такое общение?
Для чего люди общаются?
Общение письменное и устное.
Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?).
Правила общения.
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).
Слушание. Слушать - значит понимать.
Раздел II. Речевой этикет.
Приветствие.
Прощание.
Обращение.
Поздравление.
Благодарность.
Извинение.
Просьба.
Разговор по телефону.
Раздел III. Техника речи.
Речевое дыхание.
Четкость дикции.
Чистоговорки и скороговорки.
Интонация. Голос - наш помощник.
Раздел IV. Основы театральной культуры, игры – драматизации, театральные инсценировки.
Знакомство детей с видами театрального искусства.
Театральная терминология.
Кукольный театр на столе.
Игры – драматизации по сказкам.
Театральные инсценировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»
Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна"
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год....
дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Творческая Мастерская
Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущему человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает пе...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической общекультурной направленности по внеурочной деятельности по декоративно-прикладному изобразительному искусству «Театральная мастерская»
Данная программа основной акцент делает на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для ...